Деревянные церкви Закарпатья. Отчёт о путешествии Eeyore по Карпатам и Закарпатью. Предыдущая часть здесь.
Деревянные церкви Закарпатья
Кужбыи, церковь Успения (1937). Есть мнение, что это – единственная на Украине церковь в брошенном селе. Недавно оттуда уехали последние жители, да и те жили метрах в двухстах ниже по горе. Так что храм стоит одиноко на продуваемом ветрами высокогорном плато, куда надо карабкаться по тракторной колее минут 60 (и всё в гору). Церковь совсем новенькая, в 1937 в тех краях вместо лагерей строили церкви… Ни малейшего сожаления о потраченных силах и времени.
Негровец, церковь Михаила Архангела (1750-1818). Очень сильно обстроена сорными строениями, очень фонит звонница. Если бы не это – была бы из очень неплохих. Зато без применения жести.
Колочава, церковь Святого Духа (1650-1795). Обычное дело: рядом кислотный современный храм, народ валит туда, а шедевр полузаброшен, закрыт, один крест упал, оперение облетает. Но стоит, вроде, крепко.
Горная электростанция
Ольшаны, Теребле-Рицкая ГЭС. Высокая горная ГЭС, выглядит весьма эффектно. Строилась пленными финнами с применением финского же оборудования.
Жаль только, что водохранилище и все прилегающие территории загажены местными жителями, выкидывающими мусор с порога под откос. Такой грандиозной помойки я, пожалуй, нигде не видел.
Колодное, церковь Николаевская (1470-1770). Одна из самых старых, высоченная (дубы, растущие вокруг, не могут перерасти и от стыда скрючиваются). Барочное завершение башни – понятно, более позднего происхождения, но не испортило. По крайней мере, всё вместе выглядит очень органично-исторично.
Марамурешский стиль и деревянные церкви Закарпатья
Данилово, церковь Николаевская (1779). Первая из виденных мною церквей в марамурешском стиле – я сразу понял, что не зря хочу в Румынию… Эта самая поздняя из четверки, расположенной близ Хуста, она наиболее представительная, с фантастически высоким шпилем – надо же было переплюнуть всех предшественниц. Реставраторы пишут, что шпиль изначально был слегка наклонен, поправлять не стали, так и стоит 250 лет.
Александровка, церковь Параскевы Пятницы (нач. 16 в.). Самая старая церковь марамурешского типа – замечательная, с росписями внутри. Редкий случай, когда вокруг памятника обширное поле (видимо, очень старое кладбище, могилы уже не читаются), можно разглядывать со всех сторон.
Крайниково, церковь Михаила Архангела (1668). Марамурешский тип, шпиль и башня пониже, чем в Данилове, но зато сама церковь рослая, вся стремится вверх. Несколько пестрая из-за реставрации, но всё в допуске, выцветет – будет ещё краше.
Сокирница, церковь Николаевская (1704). По всем параметрам – некая средненькая марамурешская церковь. Поскольку их здесь всего четыре, то назову её не типовой, но образцовой. Замечательна, как и остальные три неподалеку.
Город Хуст и окрестности
Хуст, костел Елизаветинский (ок. 1400). Каменный венгерский стиль, очень характерная деревянная башня со шпилем, напоминает храм в Бене. Честно говоря, город мне совсем не запомнился – выбились из графика и торопились, но этот костел занял достойное место в списке интересностей.
Нижняя Апша, церковь Николаевская (1604). Село застроено не менее чем трехэтажными дворцами новых румын, с фонтанами, коваными оградами и т.п.. Чтобы не рехнуться от этого гламура, решили не сносить скромную старую церковь – деревянная готика, распространившаяся здесь как раз из Румынии. Удачно стоит на холме, чуть в стороне от современных строений.
Среднее Водяное, церковь Николаевская нижняя (1776). Село одно из самых больших в Закарпатье, спускается с горы. Нижняя церковь, соответственно, ближе к подножью, но сама на высоком холме. С пропорциями, мне показалось, не совсем ладно: то ли башня низковата, то ли храм длинноват. В общем, без огонька.
Зато церковь Николаевская верхняя (1428) – это хит! Верхняя церковь, соответственно, ближе к вершине. Вероятно, это самая старая деревянная постройка Украины. Конечно, время от времени её ремонтировали, вносили некоторые детали в соответствии с веяниями моды, но шедевр остался шедевром.
Должен признать, что русские деревянные церкви 15 в. выглядят менее эффектно, зато аутентичнее – здесь всё же отчетливо видно, какой ветер что понатащил. Однако, оторопь и благоговение – почти 600 лет избушке!
Ещё деревянные церкви Закарпатья
Деловое, церковь Успения (1750). В целом неплоха, без жести (что уже ценно), но и без выдумки.
Ясиня, церковь Вознесенская (Струковская) (1824). Расположена на холме на краю села, видна издалека, но пройти к ней непросто. Надо преодолеть висячий мостик над быстрым потоком и не задохнуться от отвращения при виде грандиозных помоек по пути следования. Но объект, безусловно, стоит посещения. Церковь сравнительно поздняя, более сложной конструкции, с небольшими излишествами, но очень изящна. Звонница тоже сделана с выдумкой и являет собою важную часть композиции.
Ворохта, церковь Рождества Богородицы (ок. 1750). Чем-то она мне показалась невыдающейся: изба, на которую надели фартук. Возможно, сразу смутила жесть на маковках, и дальнейшее впечатление смазалось.
Виадук в Ворохте и скит в Маняве
А ещё в Ворохте дивный австро-венгерский виадук – самый эффектный мост Закарпатья, многоарочный, с кучей сквозных отверстий – всё это на фоне гор и долины.
Манява, Манявский скит (1611). От прежних времен сохранились стены с башенками, звонница и, конечно, природа.
Остальное – новодел от приличной реконструкции до неприличного.
Роскошным монастырь никогда не был, но сейчас его явно собираются покрыть золотом и прочими цветными металлами.
Окрестности славятся также природными красотами (камни, водопад), но их за отсутствием времени посмотреть не удалось, в следующий раз.
Делятин и Коломыя
Делятин, костел Св. Франциска (1910). В закладке принимал участие Франц-Иосиф накануне мировой войны, доконавшей его империю (что-то это мне напоминает). Он же посадил четыре кедра перед входом – один кое-как сохранился. Архитектура невеликая, но по пути взглянуть любопытно.
Коломыя, церковь Благовещения (1587). В довольно большом городке, чем-то напоминает церковь в Ворохте (см.), но посолиднее, побольше и фартуки пошире. В целом, на мой взгляд, не самая интересная форма, но возраст впечатляет – для тех лет это был, наверное, прорыв в деревянном зодчестве.
Каменное зодчество
Богородчаны, Доминиканский монастырь (1742-61). По сравнению с уютными деревянными церквями любое каменное (как правило, католическое) здание кажется громоздким и вызывающим, так поначалу и здесь. Сперва надо отвыкнуть от окружения, когда это произойдет – вроде вполне приемлемо.
Крылос, церковь Успенская (1560). Вообще-то, здесь целый комплекс на месте древнего Галича – церковь, часовня, ограда с башенками, митрополичьи палаты. Жаль, древний собор не сохранился, любуйтесь тем, что есть.
Храмы Галицкого княжества
Шевченково, церковь Пантелеимона (1192) – Единственный домонгольский памятник Галицкого княжества, сохранившийся на Украине. Великолепный белокаменный собор, практически без украшений, непривычно гладкий (ожидаешь резьбы какой-нибудь – материал провоцирует).
Порталы строили везде, и здесь они не хуже прочих. Колокольня более поздняя, но она в стороне – интересна сама по себе, с храмом не гармонирует совершенно. Вокруг храма – фундаменты княжеского дворца и подсобок.
Галич, церковь Рождества Христова (1350). Жаль ставить невысокий балл столь старому зданию, но впечатление от него именно на троечку. Храм очень сильно перестроен, дополнен новодельной колокольней, и выглядит как костел, переоборудованный в кинотеатр. Унылое зрелище. Слегка развлекает макет древнего Галича во дворе церкви – город был вполне столичный.
Рогатин. Деревянные церкви Закарпатья
Рогатин, церковь Святого Духа (1562-98). Роскошная древняя церковь с отличным музеем внутри – родной иконостас, росписи и т.п.. Внутрь проникать обязательно.
Николаевская греко-католическая церковь (1729) в Рогатине же. Правильной формы, с неплохой колокольней, на видном месте – но покрыта жестью. Бляха, называют это украинцы. Лучше не скажешь. За церковью – строгое кладбище, непохожее на российские.
Церкви и кресты
Черче, церковь Василия Великого (1550-1733). Замечательное строение, напоминающее бойковские церкви, ассоциации с корабликом возникают мгновенно.
Рядом с церковью, наряду с могильными крестами 19-20 вв., вкопаны несколько древних каменных крестов причудливой формы и выделки.
Чесники. Деревянные церкви Закарпатья
Чесники, церковь Михаила Архангела (1370)
Небольшой каменный храм в живописнейшем месте села на склоне холма, лет 200 назад был укреплен контрфорсами – получился классический храм оборонного типа. Во всяком случае, вынужденное техническое решение привело к замечательному эстетическому результату. Уходить отсюда не хочется долго-долго.
Бережаны
Бережаны, монастырь бернардинцев. Николаевский костел (1630) и стена монастыря возвышаются над городом, но внутрь попадать неохота – там колония для несовершеннолетних, в которой мотал срок один из украинских президентов. Глядите издали.
А бережанский замок выглядит так:
Сильно, но неромантично руинирован, украшен плакатами, предупреждающими о перманентном падении архитектуры наземь. Находится посреди жилых кварталов, что тоже не усиливает впечатление.
Центр города застроен довольно беспорядочно, все дома симпатичные, но разностильные. Наиболее запомнившееся здание – кассы взаимопомощи, ныне банка, расцвет модерна (1910 г.). я бы назвал это Дворцом взаимопомощи. Вообще, Бережаны требуют ещё одного посещения.
В общем, впечатления от Западной Украины очень положительные, и уже хочется опять туда, к этим веселым добрым людям…
Немного Беларуси
Из Беларуси покажу лишь две вкусные вещи, остальное было вполне проходное.
Мстиславль, костел Вознесения Девы Марии (1637). Здание бывшего кармелитского монастыря, суровое и величественное, снабжено контрфорсами. Имеет обманчиво-неприступный вид. Это не остановило кн. Трубецкого в 1654 году. К счастью, костел не был разрушен, как весь остальной комплекс укреплений Замковой горы. Позже расписан на тему взятия Мстиславля московскими войсками.
Онуфриево, Онуфриевская церковь (1825). Великолепный храм-корабль, какой ожидаешь увидеть, скорее, на Русском севере. К сожалению, разрушения уже прошли стадию романтичности. Рядом – обломки келейного корпуса бывшего Онуфриева монастыря.
Украинская часть покатушек на карте (со всеми объектами и фотографиями, в т.ч. и не вошедшими в отчет)
Новости в остальной части пути.
Вот, примерно так.
По Западной Украине
Западная Украина
Западная Украина. Окончание