Продолжение отчёта путешественника Eeyore Западная Украина. Начало здесь.
Западная Украина. Комарно
Комарно, памятник в честь победы над турками и татарами (1663).
Там же церковь Михаила Архангела (1754). Очень приятная, бережно отреставрированная (на купола дранки не хватило, а жаль). По стилю – переход от традиционных форм к типовым трехсрубным церквям, которыми здесь застроят всё на протяжении следующего столетия.
И опять же в Комарно костел Рождества Богородицы (1656). Сзади и с боков – ординарный костел, не на чем глаз остановить. А с фасада – сплошная скульптурная группа. Ради взгляда на фасад очень стоит посещения.
Дрогобыч
Дрогобыч, костел cв. Варфоломея (ок. 1400). Выступает в дуэте с ещё более древней башней, оставшейся от предыдущего комплекса. Скупая, мрачноватая готика – очень впечатляюще. К сожалению, не побывал внутри, но и без того очарован.
Две музейные церкви: церковь св. Юра (ок. 1500), к сожалению, сейчас в лесах, но даже в таком виде бесподобна – среди деревянных церквей второй такой точно нет, по крайней мере, по сложности конструкции. Кроме двух гульбищ – на первом и втором этажах, на втором этаже за хорами устроена ещё одна церковь, маленькая, но настоящая.
Все внутренности снизу доверху расписаны подвигами Юра (т.е. Георгия) и прочими подобными сюжетами. Внутрь попадать непременно! Музей, цена скромная, удовольствие фантастическое.
Иконостас второго этажа.
Церковь Крестовоздвиженская (1613) – музейная, как и св. Юра, но смотреть можно только снаружи (хотя, говорят, внутри тоже расписана). Отличные формы, хорошая звонница, аккуратная реставрация.
Домик рядом с центральной площадью.
Западная Украина. Деревянные церкви
Стрелков, церковь Николаевская (1650). Интересная асимметричная композиция, сельский вариант дрогобычских церквей. Звонница явно лишняя и сляпана на скорую руку.
Церковь Параскевы Пятницы в Сколе (ок. 1650). Отреставрирована после недавнего пожара, выглядит пока несколько фанерно, но это пройдет, особенно с такими погодами, как в этих краях…
Верхняя Рожанка, церковь Святого Духа (1804). Один из самых дивных уголков Карпат, не засиженный турбизнесом. Село в тупике, дорога так себе, тем выше наслаждение от гор, реки, воздуха… к тому же тучи оказались уже ниже нас. Церковь трехсрубная, традиционных форм, высокая, колокольня не хуже – в общем, это готовый экспонат музея, и хорошо, что музеи неблизко.
Нижняя Рожанка, Западная Украина, церковь Богоявленская (1909). Образец типовой (не скажу, что плохой) церкви начала ХХ века. Их можно собирать здесь годами – и все не соберёшь. Помещаю, потому что туда редко доезжают.
А звонница при ней краше самой церкви. Так бывает.
Тустань
Урыч, скалы Тустань. Хоть и реконструируют археологи здесь некую крепость (похоже, что-то действительно было, колодец тому подтверждение), но объект всё же природный. Карпаты – горы не скалистые, и нагромождение этаких зубов выглядит очень неожиданно и свежо. Как будто специально поставили, для привлечения туристов.
Западная Украина. Ещё деревянные церкви
Исаи, церковь Михаила Архангела (1663). Отменное творение с широченным фартуком – в дождь, который здесь всегда, под ним может укрыться всё местное население. Колокольня абсолютно в масть.
Ужок, церковь Михаила Архангела (1745). Это уже Закарпатье, и сразу стиль меняется – т.н. бойковская школа. Церковь – маленький кораблик, почти игрушечная, лучшая среди ей подобных.
Кострина, церковь Покровская (1645). Более старая и крупная версия ужокской церкви, бережно реставрирована. Корабль недетский, на горе, как ковчег.
Соль, церковь Васильевская (1703) – ещё один вариант местного кораблика, но искаженный до безобразия.
Черноголова, церковь Николаевская (1650-1794). Такие церкви строили только ближе к концу XVIIIвека, когда в традиционном бойковском храме-корабле (напр., Ужок) входной сруб заменили на барочную колокольню – европейские веяния, однако! Этих храмов по пальцам перечесть, а уж неизуродованных и вовсе штуки три. Здешняя – лучшая.
Буковцево, церковь Анны Праведной (1650-1792). Бойковская церковь с барочной колокольней, но всё проще, чем в Черноголове. Село более отдаленное и высокогорное, мода доходит позже, да и не до украшательств особо.
То, что село в самом деле не бежит впереди прогресса, свидетельствуют и многочисленные (в т.ч. небедные) домики, выглядящие как 200 лет назад – обшитые гонтом и крытые черепицей. Пожалуй, из сел Закарпатья это – самое… как бы сказать… этнографическое.
Мосты и церкви
Каменные австро-венгерские мосты расположены на дороге Черноголова – Буковцево, самый лучший – почти в самой Черноголове.
Ликицары, церковь Васильевская (1650-1748). Ещё одно высокогорное село, и церковь напоминает черноголовскую (см.), но здесь у колокольни несколько другое, упрощенное, решение. Возможно, из-за неудобства пользования была построена ещё одна звонница чуть в стороне, украсила композицию.
Украинская Венгрия
Дорога в село по ущелью Липовецкого Потока – это просто сказка.
Поехали в украинскую Венгрию. Первая ласточка – звонница церкви в Гетене. В венгерских селах несколько храмов с деревянными колокольнями, но здесь вся суть вообще в колокольне, храм никакой.
Канал в Попово.
Берегово
Берегово – абсолютно венгерский город, везде надписи на венгерском, флаги Венгрии. Жители говорят по-венгерски и по-русски, мову можно не учить. Матерая вещь – мост (1853). Жаль, вид на него испортили кофейней с мостиком. Где глаза у людей?
Гражданская застройка в Берегово заслуживает внимания, но, конечно, не целого дня. Площадь Кошута – неплохой комплекс, но ансамблем не назовешь: большую часть занимает громада Имперской канцелярии (Дворца Правосудия) Австро-Венгрии (1870-е).
В округе несколько симпатичных домиков – модерн и эклектика.
Самый навороченный модерн – казино и ресторан Золотая Пава (1910), сдерживает слишком гламурная реставрация с использованием современных материалов.
Кальвинистский собор (15-17 вв.) интересовал как класс. Впервые увидел этакую достопримечательность – и не обалдел. Очень большой и очень невыразительный.
Была у меня мысль, что дело именно в кальвинизме, но нет: костел начали строить католики, а в селах и более поздние кальвинистские церкви весьма изощренны (см. Гетин и Четфалву). Стало быть, дело в таланте.
Венгерские церкви
Бене, костел Сердца Иисуса (1390-1657). Каменный храм с деревянной звонницей – примета венгерских сел, в Бене микст: звонница каменная с деревянной нахлобучкой. Очень выразительно. Сам храм – оборонного типа.
Четфалва, церковь кальвинистская (1450-1753). Каменный храм оборонного типа с полностью деревянной звонницей, просто невыразимое впечатление. В звонницу нужно зайти – она вся сквозная, конструкция очевидна и невероятна. Как это простояло 250 лет и продолжает стоять? Вообще, деревянная готика лучше всего представлена вокруг Хуста, но эту башню надо увидеть обязательно!
Костёлы и усадьба
Виноградов, костел Вознесения (1250). То ли реконструкции виноваты, то ли ограниченность обзора, то ли моя ограниченность – но он не показался мне адекватным своему возрасту (обычно чувствую), так – вполне типовой костел.
Не лучше и костел францисканского монастыря (1453). Не запоминающаяся постройка, но возраст надо уважать – сами такими будем.
Усадьба барона Перени (XVII-XVIII вв.) – ныне какое-то учреждение, за оградой. С виду симпатичный, и по фасаду видны фрагменты строительства и отделки разных столетий. Погулять не удалось.
Закарпатские деревянные церкви
Новоселица, церковь Успения (1650). Всем хороша, но страшно неприступна. Забор установлен так, что снимать внутри него слишком близко, а из-за него сам же забор, даром что невысокий, и мешает. Спасло отсутствие листвы. Типичный венгерский стиль, но колокольня без архитектурных излишеств.
Дешковица, церковь Покровская (1725-1839). Церковь-путешественница: сначала переехала сюда из Сельца, теперь собирается в Ужгород. Первый переезд был обусловлен потребностями жителей, второй – их непотребностью. Буквально бок о бок была построена новая каменная церковь, чтоб как у людей, и деревянная, вполне симпатичная, стала не нужна.
Локоть, церковь Введенская (1734). Наиболее сараеобразная из заслуженных, не одетых в жесть церквей Закарпатья.
(Чинадиево).
Гукливый, церковь Святого Духа (1750). Очень хороша и видом, и местоположением, и опрятностью. Идти по пешеходным мостикам через горный поток – заранее задается настрой.
Ростока, церковь Введенская (ок. 1650). Это просто чудо деревянное, но добираться до него паршиво, лучше бы совсем без дороги, чем по такой. Путь заканчивается небольшим пешим подъемом в горку – идите дальше вверх, оттуда вид просто изумительный.
Пилипец, церковь Рождества Богородицы (1781). Относительно позднее творение, и село всегда было центром округи, поэтому храм вроде такой же, как в окрестных селах, но всё же более увесистый. Хуже он от этого не стал, а вот раскраска… Хорошо, что в тот день завезли неяркую краску, но всё-таки морилка была бы лучше.
Начало в статье “По Западной Украине”.
Окончание в рассказе “Деревянные церкви Закарпатья”.