“Южный порт” – мекка советских автолюбителей

0
490
Южный порт

Южный порт” – как много в этом звуке для сердца советского автолюбителя слилось. Вот так я позволю себе перефразировать строки гениального поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Южный порт

Южным портом называли знаменитый на весь СССР автомагазин и стихийный авторынок рядом с ним. Находилось это злачное место поблизости от Москва-реки. А на реке был грузовой порт. Там разгружали песок для московских строек, астраханские арбузы и всякую-всячину. Его звали “южным”, потому что в Москве было ещё два речных порта: Западный на Филях и Северный на Химкинском водохранилище. 40-50 лет назад здесь была глухая окраина, окружённая промзонами. От метро “Автозаводская” надо было ехать минут 15 на автобусе. Тогда считалось, что это далеко.

Авторынок в Южном порту

В СССР многое было дефицитом. Автомобили и запчасти не были исключением. В стародавние времена местом сбора немногочисленных автолюбителей был магазин “Автомобили” на Бакунинской. Позже стихийный рынок возник рядом с автомагазином в Южном порту.

Южный порт
Авторынок Южный порт. На переднем плане польская “Варшава” (фото pastvu.com)

В сам магазин заходили лишь счастливчики, дождавшиеся открытки на покупку новых “жигулей” или “запорожца”. Была там и комиссионная секция. Подержанные машины стояли на открытой площадке. Именовалась она почему то “обезличкой”. Туда попадали в основном откровенные “вёдра с болтами”. Но продавалось почти всё, потому что дефицит автомобилей был страшным.

Южный порт. “Обезличка”

На обезличке стояли и когда-то роскошные иномарки, с которыми советские граждане за редким исключением справедливо опасались связываться. Ну у какого “простого советского человека” могло быть 20 (зачёркнуто), 19 (зачёркнуто), 17 (зачёркнуто) 15 тысяч рублей на шестиметровый бьюик, возивший когда-то австралийского посла в Москве? Кстати “зачёркнуто” я добавил не для красного словца. На капоте машины действительно было написано несколько вариантов цены. Более высокие цены зачеркивались. Очевидно, “Бьюик” несколько раз уценяли, но его так никто и не покупал.
Рядом стоял трабант за 1000 рублей.

Южный порт
Фото сделано в Кракове.

Ржавый некомплектный пежо 404 продавали за 1500 рублей. На фото Пежо 404 с французскими номерами в Москве на Васильевском спуске. Слева и справа от него микроавтобусы раф.

Были там и жигули с выгоревшим салоном за 800 рублей и “убитый” запорожец за 500. Однако в память мне запал старый мерседес W180, так называемый “понтон”. За усталую машину, ровесницу “победы”, просили больше 5 тысяч советских рублей!

Фото сделано в Гданьске. Аналогичный автомобиль служит рекламой отеля и пивоварни.

Переоформление

На стихийной площадке неликвида не было. Там продавались “жигули”, “запорожцы”, “волги”, изредка разбавленные экзотическими иномарками. Ниже на фото видна классическая картинка из Южного порта. Роскошный “форд мустанг” MkII на фоне древних даже тогда москвичей 400 и “победы”.

Южный порт
фото pastvu.com

Цены на машины не афишировали. Заинтересованным людям их сообщали устно. После того, как стороны ударили по рукам, следовало переоформить автомобиль. Для этого в отделе комиссионной торговли автомагазина нужно было выписать справку-счёт. Однако здесь были свои нюансы. Во-первых в комиссионном отделе тоже была очередь и сдаваемый автомобиль должен был уйти первому в списках. Причём по цене, определённой товароведом магазина. Это не устраивало ни продавца, ни покупателя.
Южный порт
Соответственно, находились обходные пути, как переоформить машину. Да и цена в справке-счёте редко соответствовала реальной. Ещё проще было “продать машину по доверенности”. Юридически это абсолютно неграмотно. Но очень часто оформляли именно генеральную доверенность. В ту пору не было камер и штрафы платил именно тот, кто находился за рулём.

Южный порт был довольно опасным местом. Там было предостаточно мошенников, а за “волгу” или дорогую иномарку могли и убить. Особенно часто продавцов “кидали” на доплату помимо кассы, подсовывая “куклу” вместо денег. Как и сейчас можно было купить великолепный внешне экземпляр с… полностью убитым двигателем или коробкой передач. Добро, если это был “москвич” или “волга” – связи на автобазах творили чудеса… А если экзотический в Советском Союзе “кадиллак” или даже “опель рекорд”?
Недаром в советское время часто попадались “уколхоженные” иномарки. Но это уже совсем другая история. Найти её можно в разделе “Авто”.

В ней мы собираем обзоры авто-ретро и отчёты по посещении автомобильных музеев. Например:
“Татры”,
“Фольксвагена”,
“Шкоды”,
технического музея в Праге
и других коллекций старых автомобилей.

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь