В 2022 году Государственный Исторический музей и ГОХРАН России показали современное ювелирное искусство на выставке “Рукотворная связь времен. Искусство ювелиров России”. Годом ранее ГОХРАН проводил конкурс “Россия XXI век”. В нём участвовали мастера золотого серебряного, часового дела, камнерезы и ювелиры. Выбрать лучшие произведения было не просто. В конкурсе участвовали более 500 мастеров. Они представили жюри около 1500 работ. Творения победителей конкурса показали в зале Исторического музея.
Все работы мастера выполнили в единственном экземпляре. Многие произведения повторяют образцы знаменитых ювелиров прославленных фирм Болина, Овчинникова, Сазикова, Фаберже, Хлебникова. При повторении лучших шедевров, современные творцы использовали разные техники. Удивительны уникальные артефакты. Кажется, что ничего подобного доселе не существовало. На самом деле камнерезы и златокузнецы применяли известные веками ювелирные приёмы.
На выставке посетители любовались шедеврами современных мастеров, выполненные задолго до конкурса. Их творения уже вошли в золотую коллекцию ГОХРАНА. Традиции отечественного ювелирного искусства не прерывались, несмотря на все политические потрясения века минувшего.
Выставка ювелирного искусства произвела на меня сильнейшее впечатление. Конечно, она не сравнится с Алмазным фондом по богатству материалов. На ней нет огромных бриллианты чистой воды и изумрудов с сапфирами весом больше 200 карат. Но по тонкости работы, изяществу сочетаний тончайших техник, фантазии творцов, предметы выставки могут поспорить с прославленными придворными ювелирами прошлого Дювалем, Ларионовым и Позье.
Фотографировать на выставке разрешают. Чем я и воспользовалась в полной мере. Иллюстративного материала в статье много. Это своего рода фотоотчёт, но ни в коем роде не свалка снимков. Представленные экспонаты непременно прокомментирую. Начнём обзор с живописных панно, выполненных в технике флорентийской мозаики.
Если вам удобно, вы можете смотреть репортаж в режиме видео.
Флорентийская мозаика. Ювелирное искусство
Флорентийская мозаика – техника чрезвычайно трудоёмкая. Она требует наличия самоцветов всех цветов радуги и их тончайших оттенков. На выставке представлены несколько сюжетных картин.
Панно “Фламандские пословицы” выполнили мастера из Уфы.
Они использовали сюжет Питера Брейгеля с таким же названием. В картине художник зашифровал целых 127 пословиц и поговорок. Брейгелю было легче, чем современным камнерезам. Он просто смешивал краски. Уфимские мастера работали с яшмой, кремнем, кварцем, родонитом, тигровым глазом, лазуритом, нефритом. Они применяли и не столь известные минералы как родусит, кахолонг, виолан.
Ещё одно панно изображает Ромео и Джульетту на балконе.
Панно создано по картине шведского художника Юлиуса Кронберга на рубеже XIX-XX веков.
Страстная сцена на балконе из драмы Шекспира – творение мастеров из Башкирии.
Панно выложено из яшмы, авантюрина, мрамора, белореченского кварцита. Из редких минералов пригодились известные нам родусит, виолан. Запоминаем другие камни – ирнимит, родохрозит мукаит, чароит.
Скульптуры из поделочного камня
Скульптурные композиции из самоцветов вызывают особенный восторг. В каждой фигуре передана пластика движения, эмоции, характер персонажа, его особенности. В руках камнерезов самоцвет подобен глине.
На лице Ивана Грозного видна каждая морщинка, передано чувство, порыв движения, детали одежды.
На трон небрежно брошена дорогая шуба.
Этикетки не сообщают об использованных минералах. Царя выполнили камнерезы Екатеринбурга.
Бесподобен гусляр-сказитель.
Вот-вот рука опустится на струны, зазвучат гусли.
Взмахнёт крылом филин, потревоженный былинным запевом.
Чахнет над златом Кощей бессмертный.
Сундуки полны золота.
Он повернул голову и хищно всматривается вдаль, вздрагивая от каждого звука.
А Баба Яга напротив, весела, добродушна, шутлива.
Мне показалось, что мастера придали яге черты лица актёра Евгения Лебедева.
Бабушенция летит в своей ступе и не расстаётся с метлой.
Очаровательна и пара птичек в гнёздышке из мохового агата и граната.
Они трогательно прижались друг к другу головками. Композиция называется “Амадины. Верность”.
Все скульптуры показанной коллекции выполнили мастера из Екатеринбурга.
Ювелирное искусство. Современные украшения
Смотришь на ювелирные украшения в витринах и не смеешь даже мысленно примерить их на себя. Они достойны даже не королев, а самих богинь с Олимпа. В колье “Водолей” кроме серебра и аметистов использовано золото и бриллианты.
Интересные серьги сделаны из серебра и … бумаги. Вряд ли модницы украсятся подобными украшениями в повседневной жизни. А на подиуме – почему бы и нет?
Мастер Татьяна Тарасова из Санкт-Петербурга создавала серьги как вещь конкурсную, а не утилитарную. Они называются “Танец”.
Кольцо “Бегония” сделано из золота, бриллиантов, рубина.
Для броши “Осень” кроме золота и бриллиантов использовали серебро, турмалины, гранаты и цитрины.
Подвеску “Отражения” сделали в Новосибирске. Её центр украшает жёлтый цитрин. Основа подвески – дерево. Детали оттеняют золото и бриллианты.
Московские ювелиры похвастались умением показать опал в лучшем оправлении. Камень является смысловым центром колец “Василиск” и “Волшебный мир”.
Кольцо “Императорский аммонит” сделано на основе настоящего аммонита. Золото, бриллианты и сапфиры создают разноцветную гамму кольца.
Любопытен комплект “Шаль”. Он состоит из серёг и кольца. Московские эмальеры вдохновлялись рисунками павлопосадских шалей. Золото, бриллианты, рубины и сапфиры играют здесь второстепенную роль.
Интересно кольцо “Банковский мостик”. В центре – классический зелёный турмалин. Он вставлен в золотую основу. Кольцо отделано бриллиантами.
В центре кольца “Север” красуется большой аквамарин. По краю золотой оправы шагают белые медведи.
В кольце “Шёлк” главную скрипку играет аметист. Он оправлен в золото, есть в кольце и бриллианты.
Заметили интересную огранку кольца “Шёлк”? Огранка камней на выставке представлена авторскими работами.
Огранка
Несколько камней демонстрируют искусство огранки. Кроме традиционной и фантазийных огранок, ювелиры применяют и авторскую. Дмитрий Саморуков огранил янтарь по своей авторской разработке. Камень не отличить от жёлтого сапфира.
Но в руках Саморукова топаз превратился в “Марсианские хроники Рея Бредбери”. А мне он напомнил таинственную пещеру.
“Час – капля вечности” назвал московский мастер Виктор Тузлуков свой огранёный фианит.
Минерал касситерит кроме источника олова применяется и в ювелирном искусстве. Авторская огранка Дмитрия Петроченкова.”Боливия” – оранжевый камень тянет на 34 с лихвой карата. Касситерит “Чёрный бриллиант Чукотки” весит больше 44 карат.
Интересна огранка камней “Зимняя”. Здесь видим три топаза – “Первые заморозки”, “Снежный танец” и “Зимние звёзды”.
Ювелирные фигурки зверей из самоцветов
На выставке показаны удивительно живоподобые звери и даже рыбы. Любопытна скульптурная композиция “Скат. Тень”. Александр Сидоров из подмосковного Пушкино сделал его из бивня мамонта. Для отделки использовано дерево – красное, чёрное и орех.
От витрины со змейкой из нефрита хочется отойти подальше. А вдруг ужалит?
Нефритовый дракон – фигурка зодиакального китайского календаря тоже серьёзная тварь. И змею, и дракона сделал камнерез Сергей Чистюнин из Санкт-Петербурга.
Ювелирное искусство в традициях прошлого
Не теряется связь между мастерами прошлого и современными ювелирами. Они способны повторить все техники, все приёмы и формы творцов прошлых столетий.
Ковши и краги, кокотницы и блюда порой не отличить от старинных.
Ковши по мотивам русских сказок сделали в Ростове Ярославской области. А скань и витражная эмаль известны в ювелирном деле с давних времён.
Ковш “Аненнский” выполнил санкт-петербургский мастер Алексей Донцов. Работу он назвал в честь императрицы Анны Иоанновны. Ведь дно ковша украшает серебряный рубль 1732 года – время правления императрицы. Жаль, монету нельзя разглядеть!
Литьё
Замечательный образец литья показали костромские умельцы. Шахматы “Ледовое побоище” представляет два воинства – тевтонских рыцарей и русских богатырей. В шахматной партии итог может и не совпадать с историческими реалиями.
Московский мастер Евгений Сорокин выполнил кабинетную композицию из стали “Королевский гамбит”. Детали украшены самоцветами, медью, бронзой.
Работа пятигорский мастеров “Инстинкт” напомнила мне каслинское литьё.
Сколько порыва, неукротимого и необузданного движения в пластически точно переданной скачке рысаков.
Композиция заняла первое место в номинации оружейного искусства. Сделана она из дамаска, чёрного дерева, бивня мамонта.
Часовых дел мастера
Часовых дел мастера представили на выставке несколько моделей наручных и настольных часов. Настольные часы “Путешествие во времени” сделаны в единственном экземпляре в Ростове Ярославской области.
Голубой шарик Земли с континентами вращается вокруг своей оси.
Его сопровождает вечный спутник Луна. Она также вращается вокруг своей оси. Каждый час роза ветров поворачивается на 180 градусов.
Весь механизм может поворачиваться вокруг прямоугольной рамы. Мастера ростовского ювелирного дома “Александр Рудник” использовали серебро, лазурит, родонит, змеевик, нефрит и лабрадор. Витражная и выемчатая эмаль подчёркивает детали.
Ещё одна работа фирмы “Александр Рудник” представляет композицию “Похититель времени”.
Это тоже уникальная вещь, одна на целом свете.
Здесь меньше отделочных материалов, использованы серебро, змеевик, эмаль. Смена часов происходит с движением руки и головы похитителя времени.
Своей композицией мастера напомнили нам о значимости времени. В нижней части часов на английском языке помещены известные пословицы. “Время – деньги”, “Прошлого не вернуть”, “Дорога ложка к обеду” по английски звучит – “всякой вещи – своё время”.
Будем же и мы следовать народной мудрости и помнить, что время дорого! Выставка ювелирного искусства в полной мере иллюстрирует ещё одну пословицу – мал золотник, да дорог. Современные мастера ювелирного искусства в полной мере доказали, что они достойные продолжатели традиций знаменитых ювелиров ушедших времён.
Любителям искусства на заметку
Мы с удовольствием посещаем временные выставки. Часто делаем обзоры о них. На нашем сайте найдёте рассказы о выставках “Лейденская коллекция“, выставка Томаса Гейнсборо, “Щукин. Биография коллекции”, “Передвижники – импрессионисты“, “Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии”.
Мы также рассказываем о том, как посетить знаменитые музеи Москвы и на какие артефакты следует обратить внимание в первую очередь.
- Московский Кремль. Смотреть и видеть.
- Алмазный фонд. Билеты. Где и как купить.
- Третьяковка для чайников.
- Пушкинский музей. Что посмотреть.
- Бородинская панорама. Экскурсии и билеты.
- Дворец Алексея Михайловича. Стоит ли идти.
- Арбат. Путешественнику на заметку.
Если у вас остались вопросы или пожелания по содержанию статьи, задавайте их в отзывах к статье.
Благодарю за обзор. Не было физической возможности посетить эту выставку. Ваша статья дала полное представление об уровне ювелирных шедевров.
Благодарю за подробный обзор выставки. Очень интересно! Я слышал, что представили много холодного оружия. Хотелось бы взглянуть. Великолепные вещи выполнили современные ювелиры!
Евгений, да, на выставке в нескольких витринах демонстрировали ножи и кинжалы. Но меня больше интересовали женские украшения и декоративно-прикладные вещи. Спасибо за Ваш отзыв и интерес!
Какое удовольствие рассматривать и читать на Ваших страницах шедевральные “отчеты”! Послала в ВК одной зарубежной Даме (из знакомых) – Лане Дараган (фамилия знатная) из Швеции – любительнице ювелирки.
На первой картинке кажется мне, что там в середине мексиканский перламутр. Возможно, что нет – так отсвечивает. Спасибо, Татьяна!!!
Валентина Викторовна, спасибо огромное за Ваш отзыв. Я же дилетант доморощенный, по верхам нахватавшийся поверхностных знаний. Мне очень приятно! Видео не взглянули? Тот же рассказ, только с “движущимися” картинками.
По поводу первой картинки – брошь «Цикада». Серебро, агат, турмалин, фианиты – это то, что перечислено в этикетке. Перламутра там нет, лаковая миниатюрная живопись.
Валентина Викторовна, я ещё в дзене сделала отдельную подборку. Обзор называется “Каменные лица”.