Выставка Н.К.Рериха

4
2981
Канченджунга.
Канченджунга. 1936 г. ГТГ.

С 10 октября 2023 года по 10 марта 2024 года в Москве в Третьяковской галерее (Новой Третьяковке на Крымском валу 10) проходит выставка Рериха. С временной коллекцией работ мастера мы познакомились в первый день работы выставки. Представляем читателям её краткий обзор и делимся личными впечатлениями.

Выставка Н.К.Рериха в Москве в Третьяковской галерее. Личные впечатления

На неискушённого зрителя полотна Николая Константиновича Рериха производят очень сильное впечатление. Мастер касается интереснейших тем – святости, сюжетов из языческой и древней истории Руси, земных и небесных ратных подвигов, былин и преданий.

Земля Славянская.
Terra Slavonica. Земля Славянская. Авторское повторение 1943 г.

Ярки и необычны гималайские пейзажи и полотна на тему индийской природы и народных легенд страны.

Твердыни стен. Монастырь Бон-по
Твердыни стен. Монастырь Бон-по. 1925. Нижегородский государственный художественный музей.

Работы Николая Константиновича буквально погружают зрителей в таинственный мир прошлого.

Залы выставки как бы “ведут” посетителя от темы к теме. В центре организовано отдельное пространство для “Богатырского фриза”. Рерих написал серию панно для особняка петербургского купца Ф.Г.Бажанова. В полутёмном помещении зрителя окружают былинные герои и сказочные сюжеты.

Н.Рерих. Богатырский фриз. Фрагмент.
Н.Рерих. Богатырский фриз. Соловей-разбойник. Фрагмент.

Некоторые полотна несут не столько загадочную, сколько пугающую ноту, как, например, картина “Армагеддон” 1936 года.

Н.К.Рерих. Армагеддон
Н.К.Рерих. Армагеддон. 1936 год. Государственный музей искусства народов Востока.

Картина притягивает и завораживает. Куда идут старцы? Почему они оставили град? Откуда спустилось на крепость зловещее зарево?

Мы бродили по выставочным залам музея совершенно очарованные.

Моисей-Водитель
Моисей-Водитель. 1925 г. Международный центр-музей им.Н.К.Рериха.

Театральный задник “Половецкие пляски” к постановке оперы Александра Бородина «Князь Игорь» рассматривали и с первого, и со второго уровней. В парижском театре Шатле 19 мая 1909 года этой оперой открылся русский сезон С.Дягилева и Рерих работал с прославленным импресарио.

Декорация Половецкие пляски.
Декорация к “Половецким пляскам”.

Мы не могли оторвать взгляд от горных пейзажей, которые мастер писал во время азиатских экспедиций.

Н.К.Рерих. Мощь пещер
Н.К.Рерих. Мощь пещер., 1925. Нижегородский государственный художественный музей.

Узнавали работы, представленные на постоянной экспозиции в Третьяковской галерее и Русском музее. Нас покорили архитектурные композиции храмов.

***

Просматривая мнения специалистов об этой выставке мы с удивлением наткнулись на отзыв искусствоведа Софьи Багдасаровой.

“Галерея его картин — это бесконечная однообразная панорама театральных декораций, ценная только роскошной колористикой. После того, как он отходит от былинных тем и вводит индоевропейские сюжетцы, все с точки художественной ценности (и вкуса) становится хуже и хуже”.

Известному блогеру вторит искусствовед Дмитрий Буткевич (Статья «Художник странный и неоднозначный» в “Коммерсантъ”):

“Художник еще выдерживает небольшой размер работ, но как только увеличивает их, а у Рериха была явная гигантомания, сразу становятся видны цветовые несоответствия, неумение удержать контур, грубость живописной поверхности”.

Как видите, искусствоведы не шибко жалуют творчество Рериха. Позволим себе проигнорировать оценки о живописных достоинствах полотен Николая Константиновича Рериха. Творчество художника-путешественника-мыслителя (а возможно также масона и шпиона) воодушевило и покорило. Мы в один голос утверждаем:
– Если у вас есть возможность, обязательно посетите выставку Н.К.Рериха!

Фотографии нескольких полотен нам непременно хочется сохранить и представить своим читателям.

Полотна Н.К.Рериха на выставке в Третьяковской галерее

Николай Константинович Рерих оставил богатое художественное наследие – около пяти тысяч работ по оценке специалистов ГТГ. По сведениям интернета мастер создал около 7000 творений. Его произведения хранятся в музеях по всему миру, а также в частных коллекциях.

Меч мира
Меч мира. 1933 г. Государственный музей Востока.

На выставку привезли больше сотни работ – живописных, графических, и эскизов театральных декораций.

Н.К.Рерих. Песнь Леля
Н.К.Рерих. Песнь Леля, 1919. Государственный комплекс «Дворец конгрессов» СПб.

Некоторые творения впервые приехали в Москву. Художественная галерея Перми поделилась иконостасом храма Казанской иконы Божией Матери 1907 года. Огромное панно 1905 года «Сокровище Ангелов» приехало из Стрельны, из комплекса Дворца конгрессов.

Сокровище Ангелов. 1905. Фрагмент
Сокровище Ангелов. 1905. Фрагмент. Государственный комплекс “Дворец конгрессов” СПб.

“Богатырский фриз”, созданный в 1910 году, нечасто покидает Русский музей.

Богатырский фриз. Фрагмент
Богатырский фриз.  Садко. Фрагмент. ГРМ.

Полотно “Зловещие” с сидящими на берегу воронами Н.Рерих написал в 1901 году. В своём рассказе “На кургане” автор описал город-крепость и воронов. Птицы помнят и буйные пиры, и клады, и жестокие битвы горожан.

Н.Рерих. Зловещие. Фрагмент.
Зловещие. 1901 год. Фрагмент. ГРМ.

“Из под облака всё видит ворон; смотрит поверх высокого тына городка, что торчит на соседнем бугре… Видел, как пылал тын города, шла сеча! Грызлись и резались насмерть! Напрасно варом кипящим обливали нападавшую рать; город пал!”

– писал Н.К.Рерих в 1914 году.

Из всех полотен выставки я выделила “Небесный бой” с его поразительными красками. Кажется, что мастер гипертрофировал цветовое состояние грозовых облаков. Тем не менее меня не оставляло ощущение правдивости картины. Нужно только оказаться в тот самый момент в нужном месте и “Небесный бой” случится у тебя на глазах.

Небесный бой
Небесный бой. 1912. ГРМ.

“Небесный бой” – авторское повторение сюжета, написанного в 1909 году, сейчас оригинал хранится в частной коллекции в Великобритании.

Стоит на страже каменный Гуга Чохан, раджпутский принц, покровитель древней страны Кулуты.

Н.Рерих. Гуга Чохан
Гуга Чохан. 1931. ГТГ.

Играет на флейте юный пастух Кришна на фоне гималайских гор.

Рерих. Кришна.
Кришна. 1946 г. ГРМ.

На величественные белые вершины Гималаи опустилось розовое облако.

Розовое облако. Гималаи
Розовое облако. Гималаи. 1946, ГТГ.

На древних курганах отпечатался меч-кинжал.

“Знак ли бытвы, знак ли мужественного происхождения? Или забытая граница? Победа?”

Н.К.Рерих

Меч Гэссэр-хана.
Меч Гэссэр-хана. Начало 1930-х. ГТГ.

Мудрость Н.К.Рериха

Н.К.Рерих известен и как философ, мыслитель. Он написал несколько десятков томов литературных трудов. Самые знаменитые его высказывания сопровождают выставку.

Записные листки художника Н.К.Рериха
Записные листки художника Н.К.Рериха. 1905
Спас Нерукотворный.
Спас Нерукотворный. Пермская государственная художественная галерея.

“Мы устали от разрушений и взаимного непонимания. Лишь Культура, лишь всеобобщающие понятия Красоты и Знания могут вернуть нам общечеловеческий язык. Это не мечтание!”

– писал Рерих в 1931 году.
***

“Не знающий прошлого, не может думать о будущем” (1914 г.)

Песнь Сольвейг.
Песнь Сольвейг. 1912. ГТГ.

“Горы, горы! Что за магнетизм скрыт в вас! Какой символ спокойствия заключён в каждом сверкающем пике. Самые смелые легенды рождаются около гор. Самые человечные слова исходят на снежных высотах.” (1926 г.)

Канченджунга.
Канченджунга. 1936 г. ГТГ.

“Благородный заботится о девяти основах. Видеть ясно. Слышать чётко. Глядеть дружелюбно. Заботиться о низших. Быть сознательным в речи, быть честным в делах. В сомнении быть осторожным. В гневе думать о последствиях. При возможности успеха думать лишь об обязанности.” (1936 г.)

Эти высказывания могут служить эпиграфами к разным этапам жизни и трудов Н.К.Рериха.

Борис Григорьев. Портрет Н.К.Рериха
Борис Григорьев. Портрет Н.К.Рериха. 1917 г. ГТГ.

Информационная составляющая выставки

Любая выставка – это не просто перемещение картин из разных музеев в один. В первую очередь, это представление этапов творчества мастера, его идей и сюжетов. О концепции юбилейного показа работ Н.К.Рериха устроители рассказали на стендах вводного зала.

Выставка Н.К.Рериха разделена на три тематические части.

  1. Полотна, написанные в России.
  2. Картины, созданные во время Центрально-Азиатской экспедиции.
  3. Театральные декорации и костюмы, созданные Н.К.Рерихом.

Вышеперечисленные части в свою очередь делятся на подтемы. “Бой земной и небесный”, “Святость”, «Язычество» и «Начало Руси» – это разделы первой части.

«Путь индийский», «Гималаи», «Криптограммы Востока», «Майтрейя» – названия разделов второй части.
Каждый из разделов выставки сопровождают стенды с информационными справками. К некоторым полотнам приложены краткие описания об истории её создания, владельцах или цитаты Рериха о том или ином сюжете.

Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится.
Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится. 1914. ГРМ.

В экспликация картины “Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится” читаем:

“Прокопий Праведный в самоотверженности отвёл каменную тучу от родного города и всегда на высоком берегу Двины молился именно за неведомых плавающих. И было указано, что и на Западе многие подвижники променяли, подобно Прокопию, своё высокое земное положение на пользу мира. На Западе много изображений святых, держащих головы в руках, как символ полного самоотречения. В этих подвигах, в этих актах молитв “за неведомых, за несказанных и неписаных” имеется тот же великий принцип анонимности, того же осознания преходящих земных воплощений, который так привлекателен и на Востоке”. Н.К.Рерих. “Великая Матерь”.

Подробный текст даёт пояснения к появлению и реставрации театрального задника “Половецкие пляски”. Ниже мы прикрепили ролик с рассказом об этом полотне.
В одном из залов представлена полная биография мастера, перечислены важнейшие события его пути в искусстве.

Святослав Рерих. Портрет отца
Святослав Рерих. Портрет отца. 1938. ГТГ.

Несомненно, читать сухие информационные выдержки менее приятно, чем слушать экскурсовода. Но увы, из-за высокой стоимости далеко не каждый может позволить себе оплатить экскурсию. Обычные посетители едва наскребают на входной билет…

Не хочется переходить к разделу “Посетителю на заметку” на такой пессимистической ноте. Включим в обзор пару архитектурных пейзажей Николая Константиновича Рериха.

Храм во имя св. преподобного Сергия в Америке.
Храм во имя св. преподобного Сергия в Америке. 1931. ГТГ.
Н.Рерих. Воскресенский монастырь в Угличе.
Н.Рерих. Воскресенский монастырь в Угличе. 1904. Этюд из серии “Памятники русской старины”. Дерево, масло. ГРМ.

Выставка Н.К.Рериха. Посетителям на заметку

Выставка открыта в часы работы музея – ежедневно, кроме понедельника.
Третьяковка открывается в 10.00. Во вторник, среду и воскресенье музей работает до 18.00. По четвергам, пятницам и субботам закрывается в 21 час.
Кассы прекращают работу за час до закрытия экспозиций.

До здания Новой Третьяковки, где проходит выставка Рериха, удобно добираться на метро. Музей находится на одинаковом расстоянии от двух станций метро кольцевой линии: Октябрьская и Парк Культуры. С нашей точки зрения, удобнее идти от метро Октябрьская. От Парка Культуры придётся переходить реку и шагать через Крымский мост.

Здание Новой Третьяковки находится на внутренней стороне Садового кольца напротив парка Горького.
Для тех, кто не пользуется навигаторами мы подробно и иллюстрированно рассказали, как дойти до парка Горького.

Билеты на выставку Н.К.Рериха

Взрослый билет на выставку стоит 700 рублей. Покупать билеты можно в кассе музея. Но лучше приобретать их онлайн на сайте музея. Билеты доступны на любой день до 10 марта.
Но! Нет онлайн билетов на выставку Н.К.Рериха на новогодние праздники с 31 декабря по 8 января.
Может быть их добавят позже. Но могут и не продавать вовсе, как в первую неделю января не продавали онлайн билеты на выставку М.А.Врубеля.

Экскурсии по выставке Н.К.Рериха

Самый простой способ послушать экскурсию по выставке – это приобрести аудиогид. Продаётся он в Третьяковской галерее. Рядом с входом в выставочные залы есть стойка, где желающим продают аудиотур.

Третьяковская галерея организует обзорные и сборные экскурсии по выставке Рериха продолжительностью полтора часа. Экскурсия в составе сборной группы стоит 800 рублей за человека. Билеты (700 рублей) оплачиваются отдельно. Итого экскурсия по выставке стоит 1500 рублей с человека.
Расписание экскурсий публикуется только на неделю вперёд. 22 октября не было возможности записаться на экскурсию на начало ноября.

ГТГ анонсирует возможность купить экскурсию для организованной группы. Но при переходе по ссылке “организованная группа” появляется окно “все билеты выкуплены”.

Напомним, что выставка Н.К.Рериха продлится до 10 марта 2024 года.

Её посещение удобно совместить со знакомством с основной экспозицией музея.
Номинальная стоимость билета в ГТГ на Крымском валу – 500 рублей.

Билет в Новую Третьяковку.

Предложим пару экскурсий по основной экспозиции Новой Третьяковки.
Аудиогид с билетом:

Новая Третьяковка: аудиоэкскурсия с билетом по искусству XX века.

Слушать живого гида всегда интереснее!

Индивидуальная экскурсия “За авангардом в Новую Третьяковку”.

Видеоматериалы

Наши обзоры выставок в Новой Третьяковке:

А.Рубцов. “Под солнцем Карфагена”.

Мечты о свободе. Романтизм России и Германии.

М.А.Врубель.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Интересный рассказ о выставке картин Н.К. Рериха. Мне нравится его живопись. Этой весной любовалась картинами Рериха в Новосибирском художественном музее.

    • Вот здорово, что в Энске 😉 показывают его картины. Всё-таки несмотря на прохладное отношение многих искусствоведов к живописи Рериха, он нашёл тропинку к сердцу почитателей его работ.

  2. Отличный обзор, лучший по выставке, что я видел в сети. К сожалению, не увижу работы Рериха, но вашими глазами познакомился с пространством и взглянул на интересующие меня работы. Отдельное спасибо за видео-репортажи.

  3. Благодарю за обзор. сам вряд ли выберусь. Но вашими глазами полюбовался. Хорошо, что представили все грани таланта мастер, его цитаты верные и актуальные.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь