Выбор Добычиной – выставка в музее Русского импрессионизма

1
917
Н.Гончарова. Изгнание из рая,
Н.Гончарова. Изгнание из рая, 1912. Собрание семьи Рыбаковых, СПб.

Музей Русского импрессионизма в очередной раз подготовил замечательную выставку. В фокусе – работы русских авангардистов, мирискусников и символистов. Показ называется “Выбор Добычиной”.

Годом ранее, в 2022 году в музее прошла выставка «Авангард: на телеге в XXI век». По моему личному мнению, “Выбор Добычиной” несколько богаче именами. На ней представлено больше работ художников первого плана, таких как Н.Гончарова, И.Машков, П.Кончаловский, М.Шагал. Что касается объединения “Мир искусства”, то на выставку приехали Б.Кустодиев, Л.Бакст, А.Бенуа, К.Сомов. Я назвала лишь несколько громких имён.

А.Бенуа. Эскиз декорации к драме А.С.Пушкина Пир во время чумы
А.Бенуа. Эскиз декорации к драме А.С.Пушкина “Пир во время чумы”. 1914, ГРМ. Из личного собрания Н.Е.Добычиной.

На “Авангарде” посетители, в основном, познакомились с художниками второго плана. Хотя и И.Машков, и Н.Удальцова, и О.Розанова, и А.Родченко с В.Степановой, и А.Кандинский там тоже были представлены.

Не будем умалять достоинств «Авангарда на телеге». 😉 Окунёмся в атмосферу петербургской художественной жизни начала 1910-х годов.

Мартирос Сарьян. Голубые цветы. 1914. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых.
Мартирос Сарьян. Голубые цветы. 1914. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых.

Но в первую очередь, познакомимся с самой Надеждой Евсеевной Добычиной.

Надежда Евсеевна Добычина

Николай Бенуа. Портрет Надежды Добычиной.
Николай Бенуа. Портрет Надежды Добычиной. Фрагмент. До 1924 г. Частное собрание.

Если не вдаваться в детали, Надежда Евсеевна Добычина (Гинда-Нека Шиевна Фишман, Добычина – по мужу, уроженка города Орёл) была галеристкой. Александр Бенуа в шутку называл её “Дюран-Рюэлем в юбке”. Напомню, что французский коллекционер и галерист Поль Дюран-Рюэль поддерживал импрессионистов в те времена, когда их презирали и публика брезгливо отворачивалась от непривычного искусства молодых мастеров.

С 1911 года Добычина держала собственное художественное бюро в центре Санкт-Петербурга, где устраивала выставки молодых художников, выставляла и поддерживала никому не известных авангардистов и символистов. Самые громкие показы 1910-х годов, такие как выставка работ Натальи Гончаровой, знаменитая футуристическая “0,10”, шесть экспозиций художественного объединения “Мир искусства” проходили в её галерее. На многих выставках она выступала куратором.

А.Головин. Портрет Н.Е.Добычиной. Фрагмент. 1920. ГРМ.
***

После 1917 года Надежде Евсеевне удалось договориться с Луначарским и получить “охранную грамоту” на свою галерею. Несколько выставок она организовала и в 1917-м, и в 1918-м году. Окончательно бюро закрылось в 1919-м году. Добычина работала в наркомате образования, заведовала выставочным отделом. Затем работала в отделе советского искусства в Русском музее.

В 1935 году Добычину уволили из Русского музея. После того, как она оправилась от очередного нервного расстройства, переехала в Москву, где работала консультантом на “Мосфильме”, а затем завотделом музея Революции.

К.Сомов. Портрет Надежды Добычиной
К.Сомов. Портрет Надежды Добычиной. 1921. Собрание KGallery, СПб

Войну галеристка пережила в Алма-Ате. Скончалась в 1950-м году в Москве на 67-м году жизни. Похоронена на Востряковском кладбище. Её единственный сын, учёный-химик, профессор умер в Москве в 1998 году.

О собственной коллекции Н.Е.Добычиной

Собирала Добычина и свою собственную коллекцию. Работы из её собрания также представлены на временном показе в музее Русского импрессионизма. В основном, Надежда Евсеевна собирала работы художников, с которыми дружила или сотрудничала – А.Бенуа, М.Сарьяна, Н.Альтмана. Также она покупала работы художников, чьи выставки устраивала в своей галерее, например, Н.Гончаровой.

Н.Гончарова. Изгнание из рая,
Н.Гончарова. Изгнание из рая, 1912. Собрание семьи Рыбаковых, СПб.

Хранились в её собрании и собственные портреты работы К.Сомова и А.Головина. Некоторые картины ей дарили. В разное время коллекция Добычиной состояла из 80 – 250 работ.

Мартирос Сарьян. Жёлтые цветы.
Мартирос Сарьян. Жёлтые цветы. 1914. Музей русского искусства в Ереване.

В первые советские годы собрание Надежды Евсеевны несколько раз описывали, но не реквизировали. Последнюю опись сделали в 1930-м году. В её собрании хранилось 175 единиц, из них – 16 – мебель и интерьерные вещи.
На последней странице документа Надежда Евсеевна собственной рукой приписала:

“На добровольную передачу государству принадлежащих мне вещей не согласна и никаких оснований на это не вижу”.

Собрание Добычиной сейчас разошлось по музеям и частным коллекциям России и всего мира. Некоторые картины она сама, её муж Пётр Добычин и сын Даниил передали в фонды Русского музея. Несколько работ она продала местной художественной галерее, когда была в эвакуации в Алма-Ате, в частности – натюрморт К.С.Петрова-Водкина.

К. Петров-Водкин, Натюрморт
К. Петров-Водкин, Натюрморт. 1920. Государственный музей искусств республики Казахстан им. Абылхана Кастеева. Алматы

Некоторые картины у Надежды Евсеевны приобрел музей театрального искусства имени Бахрушина. Но судьба ряда работ из собрания Добычиной неизвестна. Надеемся, что исследователи найдут след этих полотен, “выбора Добычиной”.

А.Остроумова-Лебедева. Париж. Фейерверк
А.Остроумова-Лебедева. Париж. Фейерверк. 1906 г. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств.

“Выбор Добычиной”. Отзыв о выставке. Личное мнение

Мне очень нравятся выставки, организованные художественными музеями. Я всегда восхищаюсь громадной подготовительной работой и кропотливым исследовательским трудом, которые остаются скрытыми за рамками показа. Низкий поклон кураторам и сотрудникам музеев!

Выбор Добычиной
На выставке “Выбор Добычиной”.

На “выборе Добычиной” мне очень понравилась организация пространства. Собрание посвящено деятельности Н.Е.Добычиной и картины расположены в том временном порядке, в котором их представляли в добычинском бюро. Наверное, было бы удобнее увидеть холсты Роберта Фалька в одном месте. Но тогда посетители никогда не узнали о том, что одна из его работ висела на постоянной выставке художественного бюро.

Р.Фальк Старая Руза. Выбор Добычиной
Р.Фальк Старая Руза. 1913, ГРМ.”Выбор Добычиной”.

А другая, увы, так и не попала на тематический показ “Русская провинция” 1914 года, потому что этот проект так и не осуществился.

Р.Фальк. Пейзаж со свиньями
Р.Фальк. Пейзаж со свиньями. 1912. Смоленский государственный музей-заповедник.

Подбор картин на выставке очень качественный. Выше я перечислила имена маститых художников с мировым именем. Но мне особенно понравилось, что на “Выборе Добычиной” зрители могут окунуться в художественную жизнь столицы 1910-х годов. Полотна расположены по принципу их участия в тех давних выставках в бюро Н.Е.Добычиной. На стенах висят подробные и простые для восприятия информационные стенды с рассказом о той или иной выставке.

Информационный стенд на выставке Выбор Добычиной.
Информационный стенд на выставке “Выбор Добычиной”.

При желании можно присоединиться к экскурсии. Но об этом нужно заранее позаботиться и купить экскурсионный билет на сайте музея.

Имейте ввиду, что выставка проходит на минус первом и на третьем этажах музея Русского импрессионизма. Непременно поднимитесь наверх! “Несостоявшееся” – так назвали вторую часть показа и представили темы выставок, которые Добычина не смогла осуществить по разным причинам. Информационная составляющая второй части тоже на высоте. Из экспликаций стендов можно узнать, что задумывала Надежда Евсеевна и почему не смогла осуществить.

Неизвестный художник. Танцовщица с бубном. Иран
Неизвестный художник. Танцовщица с бубном. Иран, первая половина XX века. Государственный музей искусства народов Востока.

А теперь – иллюстративная часть статьи. Показываю работы по своему собственному выбору. Добавляю некоторые особенно интересные факты.

Наталья Гончарова. “Выбор Добычиной”

Из нескольких работ Н.С.Гончаровой мне больше всего понравилось “Изгнание из рая”, иллюстрацию прикрепила выше. Выделила ещё одну работу на христианскую тему, не помню её на постоянной экспозиции Третьяковки.

Н.Гончарова. Богоматерь на престоле с предстоящими
Н.Гончарова. Богоматерь на престоле с предстоящими. 1910. ГТГ.

Два полотна Гончаровой приехали из Серпуховского художественного музея. Про “Стрижку овец” слышала на лекциях.

Н.Гончарова. Стрижка овец
Н.Гончарова. Стрижка овец. 1908-1909. Серпуховской историко-художественный музей.

“Баб с граблями” увидела впервые.

Н.Гончарова. Бабы с граблями
Н.Гончарова. Бабы с граблями. 1909.

В художественном бюро Н.Е.Добычиной в 1913-м году прошла первая персональная выставка Н.С.Гончаровой в Санкт-Петербурге. Публике представили 249 работ художницы. Скандал не заставил себя ждать. Некоторые верующие оскорбились работами Натальи Сергеевны, одна из газет напечатала уничижительную статью. Публика раскололась на два лагеря – проклинавших и восхвалявших Гончарову. Но дюжину её работ на христианскую тему с выставки сняли. Правда, вскоре, после проверки духовным цензором, вернули снятые 12 полотен.

Выставка Н.Гончаровой стала знаковой и для художницы, и для галеристки. Вскоре Наталья Сергеевна с Михаилом Ларионовым уехали из России. А бюро Надежды Добычиной после показа картин русской амазонки авангарда закрылось на каникулы. А затем переехало в дом Адамини и заняло более просторные залы.

На “Выборе Добычиной” есть и работа М.Ларионова. Снимок не удался, показывать воздержусь.

Борис Кустодиев

Руку Бориса Кустодиева я на выставке не узнала. Уже много раз убеждалась, что художник он очень разноплановый, его картины очень отличаются друг на друга. На выставках “Отличники” и “Зеркало души” удивлялась работам Бориса Махайловича. На “Выборе Добычиной” мастер преподнёс ещё несколько сюрпризов. Оцените их сами! Каков мастер!?!

Б.Кустодиев. Финский букет
Б.Кустодиев. Финский букет. 1917. ГМО “Художественная культура русского Севера”. Архангельск.

“Вербный торг у Спасских ворот” и “Ночное” – гостьи из Нижегородского государственного художественного музея. Обе картины, как, впрочем и роскошный “Финский букет” написаны в 1917 году.

Б.Кустодиев. Вербный торг у Спасских ворот.
Б.Кустодиев. Вербный торг у Спасских ворот. 1917.
Б.Кустодиев. Ночное.
Б.Кустодиев. Ночное. 1917.

Ещё одна работа Б.М.Кустодиева так и не стала участником выставки ввиду того, что “Русская провинция” – это неосуществлённая идея Н.Е.Добычиной.

Б.Кустодиев. В имении Евгения Шварца Успенское в Старой Ладоге
Б.Кустодиев. В имении Евгения Шварца “Успенское” в Старой Ладоге. Этюд. 1908 г. Тюменское музейно-просветительское объединение.

Илья Машков

Работы Ильи Машкова входили в экспозиции “Мира искусства”, которые показывали в художественном бюро Н.Е.Добычиной на Марсовом поле. В 1916 году лидеров “Бубнового валета” П.Кончаловского и И.Машкова избрали членами “Мира искусства”.
Илья Машков представлен на выставке сочными натюрмортами и городским пейзажем.

И.Машков. Натюрморт с георгинами и фруктами.
И.Машков. Натюрморт с георгинами и фруктами. 1915-1916.Тверская областная картинная галерея.
И.Машков. Розы
И.Машков. Розы. 1914. ГТГ
И.Машков. Кипарис у соборной стены. Италия.
И.Машков. Кипарис у соборной стены. Италия. 1913. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Марк Шагал

Две ранние работы Марка Шагала – приятный сюрприз выставки. Обе работы Марк Захарович написал в 1914 году, когда вернулся из Парижа в Витебск. “Аптеку в Витебске” предоставил на время частный коллекционер.

М.Шагал. Аптека в Витебске. 1914. Частное собрание. Выбор Добычиной
М.Шагал. Аптека в Витебске. 1914. Частное собрание. “Выбор Добычиной”.

“Потрет брата Давида с мандолиной” – достояние Приморской государственной картинной галереи Владивостока.

М.Шагал. Портрет брата Давида с мандолиной.
М.Шагал. Портрет брата Давида с мандолиной. 1914.

Графика на выставке “Выбор Добычиной”

Один из стендов “Выбора Добычиной” посвящён графическим работам Анны Остроумовой-Лебедевой и Вадима Фалилеева. Его имя я впервые узнала на выставке “Авангард на телеге в в XXI век». С тех пор с радостью узнаю работы Фалилеева в музеях. Интересно, что все шесть графических работ привезли из Пушкинского музея. На постоянной экспозиции их либо нет, либо я легкомысленно проходила мимо. Представляю две работы обоих мастеров.

В. Фалилеев. Перелёт. Выбор Добычиной
В. Фалилеев. Перелёт. 1909. ГМИИ им. Пушкина.
А.Остроумова-Лебедева. Аллея в Царском. 1905. ГМИИ им.Пушкина

Графику Надежда Добычина показывала ещё в старом помещении бюро на Мойке 63. Она собрала 369 экспонатов, выполненных неживописными техниками на металле, дереве, линолеуме. Молодой Вадим Фалилеев, только что вернувшийся из пенсионерской поездке по Европе, показал 30 своих работ.
Но царствовала на показе графики Анна Петровна Остроумова-Лебедева. Это был едва ли не её бенефис Публика увидела 60 графических работ художницы.

А.Остроумова-Лебедева. Нева сквозь колоны Биржи.
А.Остроумова-Лебедева. Нева сквозь колоны Биржи. 1908. ГМИИ им.Пушкина.

Неизвестные ранее имена

Как на любой тематической выставке, на этот раз я увидела работы неизвестных мне доселе мастеров – Маневича и Гауша. Надежда Евсеевна Добычина устраивала их персональные выставки.
В 1916-м публике показали 100 работ неизвестного в Санкт-Петербурге Абрама Маневича.
Живописи Маневич учился в Киеве и Мюнхене. Выставлял свои работы в Париже. В 1915-м году еврейский мастер получил разрешение пребывать почти в любой точке империи сроком на один год и в 1916-м году, благодаря Добычиной, его имя узнали узнали в Санкт-Петербурге. Судя по тому, что выручка от продажи картин Маневича составила 6 000 рублей, публика приняла его благосклонно. Один городской пейзаж “Париж. В парке Монсури” приобрела Академия художеств за 700 рублей. Позже полотно передали в Русский музей.

А.Маневич. Париж. В парке Монсури
А.Маневич. “Париж. В парке Монсури”. 1910-е. ГРМ.

Ещё один мастер, персональная выставка которого прошла в бюро Добычиной – Александр Гауш. Надежда Евсеевна сотрудничала с ним и раньше, показывала его полотна и на постоянной экспозиции своего художественного бюро, и на выставках “Мира искусства”.

А.Гауш. В парке
А.Гауш. “В парке”. 1911-1916. Собрание KGallery, СПб

Для Гауша это была первая персональная выставка. Прошла она с большим успехом – полторы тысячи посетителей, 10 000 рублей выручки от продажи. Работы Гауша нашли своё место в частных коллекциях Фёдора Шаляпина, Максима Горького, в Академии художеств и в обществе художников им. А.Куинджи.

А.Гауш. Китайская ваза. Выбор Добычиной
А.Гауш. Китайская ваза. 1915-1916. ГТГ. “Выбор Добычиной”.

Японская гравюра

1914-й год нарушил все планы. Пришлось отказаться от мысли привезти работы Пабло Пикассо и Игнасио Сулоаги. Взоры Добычиной обратились на Восток, но выставок ни персидского, ни японского искусства не случилось. Сохранилась программа бюро Добычиной планируемой выставки японского искусства. Государственный музей искусства народов Востока предоставил несколько японских гравюр, чтобы продемонстрировать работы, которые так повлияли на искусство Клода Моне, Винсента ван Гога, Ивана Билибина и Анны Остроумовой-Лебедевой.

Утагава Хиросигэ I. Цветочный павильон на склоне Дангодзака в Сэндаги
Утагава Хиросигэ I. Цветочный павильон на склоне Дангодзака в Сэндаги. Из серии “Сто знаменитых видов Эдо”. Япония. 1856.
Утагава Хиросикэ I . Цветущие вишни на насыпи Тамагавы
Утагава Хиросикэ I . Цветущие вишни на насыпи Тамагавы. Из серии “Сто знаменитых видов Эдо”. Япония. 1856.

В заключении обзора искренне благодарю музей Русского импрессионизма и кураторов выставки за то, что они открыли публике имя Надежды Евсеевны Добычиной, познакомили с её художественным бюро, коллекцией полотен и дали возможность увидеть работы прославленных отечественных художников.

На выставке я сделала два ролика и озвучила их рассказом о картинах.

***

“Выбор Добычиной”. Посетителю на заметку

Музей Русского импрессионизма работает ежедневно с 11.00 до 20 часов.
По четвергам и субботам – с 12.00 до 21.00.

Как добраться до музея мы уже рассказывали.
Кратко — музей Русского импрессионизма находится в корпусах бывшей кондитерской фабрики «Большевик». Музей стоит на равном расстоянии от станций метро «Белорусская» и «Динамо» на нечётной стороне Ленинградского проспекта, д.15 стр.11. Мне удобнее идти до него от станции «Белорусская».

Выставка “Выбор Добычиной” довольно востребована. В июне очередь в кассу не стояла, но в залах было довольно людно, по сравнению, например, с “Миражами” А.Савинова.

Посещение выставки удобно сочетать с прогулкой в Петровском парке. Знающий гид поведает все легенды этого уголка столицы, покажет нехоженые тропы, откроет новые страницы истории.

“Петровский парк: история и легенды”.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Рада, что внимательно посмотрела ваш сайт. “Выбор Добычиной” очень хочу посмотреть. Ведь по времени создания картины точно совпадают с моментом появления модерна в русской иконе. Какие разные пути выбрали художники! Несомненно, их творчество сейчас оценили и спасибо музею Русского импрессионизма за “Выбор Добычиной”.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь