М.А.Врубель. Портреты жены и сына

0
572
М.Врубель портрет жены
М.Врубель портрет жены.

За свою творческую жизнь М.А.Врубель создал множество портретов жены.
Со своей супругой художник познакомился в конце декабря 1895 года в Санкт-Петербурге, в театре на репетиции оперы Э.Хумпердинка “Гензель и Гретель”.

Гензель и Гретель. Портрет артисток Т.С.Любатович в роли Гензеля и Н.И.Забелы в роли Гретель. Врубель портрет жены.
Гензель и Гретель. Портрет артисток Т.С.Любатович в роли Гензеля и Н.И.Забелы в роли Гретель. Врубель портрет жены.

Художник влюбился мгновенно, “на слух”, ещё не увидев Забелу, а услышав её голос.

Врубель и Забела

На момент встречи Михаилу Александровичу было 40 лет, а Надежде Ивановне Забеле – 28. Необычный тембр ее голоса – вот что впервые поразило Врубеля. Ее дивное пение явилось ему прежде внешней красоты. Врубель сделал предложение руки и сердца Забеле едва ли не в первый день знакомства. Впоследствии он говорил сестре, что если бы Надежда ответила отказом, то он немедленно покончил с собой.

Но Надежда Забела почти сразу приняла предложение, выдвинув лишь одно художественное условие – удачный портрет. Врубель написал три портрета. Сейчас трудно сказать, какой из них стал судьбоносным для художника. Сохранились все три картины. Представляем акварельные варианты из собрания Третьяковской галереи. Живописная работа мастера стала достоянием художественного музея республики Беларусь в Минске.

Гензель и Гретель. Портрет артисток Т.С.Любатович в роли Гензеля и Н.И.Забелы в роли Гретель.
Гензель и Гретель. Портрет артисток Т.С.Любатович в роли Гензеля и Н.И.Забелы в роли Гретель. 1895 г. ГТГ.

Надежда Ивановна обладала восхитительным голосом. Она была очень знаменита. Врубеля в то время знали немногие. На вопрос о том, кто такой Врубель, часто следовал ответ: «Это муж Забелы».
Позже семью постигло несчастье – умер единственный ребёнок. Голос певицы потерял былое качество. Ей дали место в Мариинском театре больше из милости. Потому, что она была женой знаменитого Врубеля.

М.А.Врубель. Портрет жены 1898 год

На портрете Забела изображена одетой в платье в стиле ампир.

М.Врубель. Портрет Н.И.Забелы-Врубель, 1898 год
М.Врубель. Портрет Н.И.Забелы-Врубель, 1898 год. ГТГ.

Его сшили по эскизу Врубеля. Особенно примечательна шляпа, напоминающая любимый цветок художника – белый ирис. Михаил Александрович рисовал не только сценические костюмы певицы. Он разрабатывал и эскизы её повседневных нарядов. Туалетам Забелы завидовали первые модницы.

М.Врубель портрет жены
М.Врубель портрет жены. Фрагмент.

Платье героини написано необыкновенно красиво. Его изображение далось мастеру непросто. Врубель говорил, что писать платье и драпировки труднее, чем человека.

Врубель. Портрет жены
Врубель. Портрет жены. Фрагмент.

На этом портрете мы ощущаем редко встречающееся у Врубеля влияние импрессионизма. Модель ярко освещена. Мастер использует розово-сиреневые и жёлто-зелёные оттенки.

Колорит портрета тёплый, солнечный, На губах Забелы играет мягкая улыбка. Но облик модели полон таинственности и неуловимых превращений. Даже в импрессионистскую работу Врубель внёс свою характерную мистическую ноту.

Портрет Н.И.Забелы на выставке М.А.Врубеля в ГТГ на Крымском валу в 2022 году.
Портрет Н.И.Забелы на выставке М.А.Врубеля в ГТГ на Крымском валу в 2022 году.

Портрет сына художника

Билет и экскурсия в Третьяковскую галерею.

Надежда Ивановна и Михаил Александрович были безгранично счастливы, когда у них родился сын. Назвали мальчика в честь Саввы Ивановича Мамонтова Саввой. Но безмерное счастье сменилось неутешным горем. Саввушка скоропостижно умер в двухлетнем возрасте. Портрет сына – одна из самых пронзительных работ портретного жанра мастера.

М.Врубель. Портрет сына художника.
М.Врубель. Портрет сына художника. 1902 г.

Мальчик изображён сидящим в плетёной коляске. Спиной он опирается на бело-розовые подушки из тончайшей ткани. За спиной сына Врубель поместил большой букет бело-жёлтых и бело-сиреневых цветов. Тёмно-синий с белыми горошинами шарф на шее ребёнка помогает сосредоточить внимание на лице мальчика. У него высокий лоб, вздыбившиеся хохолком лёгкие белокурые волосы. Саввушка родился с пороком — раздвоенной верхней губой. Художник не скрывает эту подробность, но и не подчёркивает её. Дефект привносит в лицо ребёнка странность, затаённую печаль.

М.Врубель. Портрет сына художника.

Но больше всего поражает в портрете взгляд больших светлых глаз мальчика. Тот самый, замеченный лишь его отцом, необыкновенно пристальный взгляд. Ребёнок серьёзно и внимательно смотрит на зрителя, будто видит нечто, открывшееся только ему одному. Какая глубокая, неразгаданная мысль в его глазах! И почему в них столько недетской скорби? Наверное, Врубеля не оставляла тревога за судьбу любимого сына. И нехорошее предчувствие не обмануло художника.
После смерти Саввушки Врубель сам попросил отвезти его в клинику.

Пророк и Дама в лиловом

На прошедшей в 2022 году выставке М.А.Врубеля в Новой Третьяковке кураторы устроили удивительную встречу нескольких полотен Врубеля, которые хранятся в разных музеях. Это три его Демона, две картины «Сирень» и две разъединённые части одного полотна на тему стихотворения «Пророк» А.С.Пушкина.

Первоначальный вариант полотна М.А.Врубеля.
Первоначальный вариант полотна М.А.Врубеля.

На две части картину разрезал сам Врубель. Верхний фрагмент «Пророк и Серафим» находятся в Третьяковской галерее. Нижняя часть, где изображены крылья серафима, хранится в Русском музее.

Верхнюю часть полотна мастер оставил неизменной.

М.А.Врубель. Пророк
М.А.Врубель. Пророк. ГТГ.

На нижней Врубель написал портрет своей жены, отдыхающей у камина. Он нанёс её изображение поверх крыльев серафима, даже не тронув их. Таким образом, мы можем догадываться о первоначальном замысле «Пророка». Позже свою идею он использовал для портрета Забелы. Картина получила называние «Дама в лиловом».

М.Врубель. Дама в лиловом. Дама в лиловом (Портрет Н. И. Забелы-Врубель)
М.Врубель. Дама в лиловом. Дама в лиловом (Портрет Н. И. Забелы-Врубель)
1904–1905. Русский музей.

Крылья серафима напоминают об образе царевны-лебедь. Надежда Ивановна пела эту партию в опере «Сказка о царе Салтане». Эти крылья как бы небрежно повешены на стену. Врубель говорит о сценическом перевоплощении певицы. Живопись выдержана в сине-фиолетовых «врубелевских» тонах.

Виртуозно написана легкая ткань платья, сквозь которую просвечивают руки. Двумя положенными рядом мазками – белым и желтым мастер передал блеск золотого обручального кольца.

Портрет Н.И.Врубель на фоне берёзок

В 1904 году Врубель изобразил супругу на фоне берёзок. В это время он находился на лечении у доктора Усольцева. Доктор применял не совсем обычные методы содержания больных. Свою лечебницу он называл санаторием. Врубель жил в его доме, режим был довольно свободным.

Жена и сестра Врубеля арендовали дом поблизости, навещали художника каждый день, и он также гостил у родных. Врубель чувствовал себя хорошо и много работал. Тогда он и создал один из самых нежных, хрупких образов — портрет Н.И. Забелы-Врубель на фоне березок.

Портрет Н.И.Врубель на фоне берёзок. 1904 г.
Портрет Н.И.Врубель на фоне берёзок. 1904 г. Русский музей.

Прогуливаясь летом по Петровскому парку, мастер любовался стройными берёзами. Они навеяли поэтические ассоциации с образом любимой супруги. Врубель изобразил березы словно театральный фон для тонкого, лиричного женского портрета. Светлая мелодия березовой рощи проявляется и в хрупком женском облике.

Годом позже мастер писал портрет жены у камина. Картина считается его последним изображением Н.И.Забелы. Полотно осталось незаконченным.

После концерта. Портрет Н.И.Забелы-Врубель у камина

Ещё с киевского периода у Врубеля проявилась способность оживлять предметы. Например, он рисовал брошенную на поверхность золотую парчу. И вдруг в этой ткани увидел человека. Он пририсовал голову и сказал, что это Иван Грозный. Также произошло и с платьем Забелы. Он писал знаменитое платье, придуманное самим Врубелем. Оно состояло из множества разноцветных слоёв материи. Слои просвечивали, пульсировали. Платье само по себе было произведением искусства.

После концерта. Портрет Н.И.Забелы-Врубель у камина. Врубель портрет жены.
После концерта. Портрет Н.И.Забелы-Врубель у камина. 1905 г.  Врубель портрет жены.

Врубелю нравилось его рисовать. Это платье небрежно брошенное на диван он изображал в свой поздний петербургский период. С одной стороны, это было безжизненное платье. С другой оно помнило звуки оваций, голос Забелы, её образ.
Рисуя платье, Врубель в какой-то момент добавил к нему голову и превратил в огромный пастельный портрет супруги.
Критик Серей Маковский писал, что изображению этого платья на портрете можно посвятить целую книгу.

“С какой любовью нарисовано платье! Точно лихорадочная энергия мастера хотела истратить себя на эти бесчисленные складки, капризными, нервными изломами охватывающие фигуру призрачноликой женщины. В этих складках – неясного серо-лилового тона, чуть тронутых розовыми бликами и ярко вспыхивающих кое-где, будто разбросаны по ним волшебные лепестки огненных цветов, – вся гениальная мятежность и в то же время странный рационализм, холодная точность его фантазии». С.Маковский

В это время Врубеля постигла новая беда. Зрение художника резко ухудшилось, он почти не различал цветов, поэтому прекратил работу над картиной, оставив ее недописанной.

Большая коллекция работ Михаила Александровича Врубеля хранится в Третьяковской галерее.

Подробно о том, как приобрести билет в музей, как добраться и что посмотреть мы изложили в статье

“Третьяковская галерея. Экскурсии, билеты, маршрут. Посетителю на заметку”.

Лучше приобрести билет в музей вместе а с аудиогидом.

Билет и экскурсия в Третьяковскую галерею.

О качестве записи и текста вы можете судить по небольшому видео-рассказу о полотне М.А.Врубеля “Принцесса Грёза”.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь