С.Багдасарова. “Воры, вандалы, идиоты”. Отзыв о книге

1
371
С.Багдасарова. Воры вандалы идиоты
С.Багдасарова. "Воры вандалы идиоты"

Книгу С.А.Багдасаровой “Воры, вандалы, идиоты” мы с супругом читали наперебой. Издание очень понравилось, содержание покорило интересными историями, байками, рассказами о преступлениях, связанных с искусством. Мы рекомендуем книгу не только любителям живописи, но также приверженцам детективов и очень надеемся, что она пополнит ваши знания о внутренней жизни музеев, скрупулёзной работе реставраторов и повеселит байками, рассказанными коллекционерами и торговцами живописью.

С.Багдасарова. Воры вандалы идиоты
С.Багдасарова. “Воры вандалы идиоты”

Почему “Воры, вандалы, идиоты” С.А.Багдасаровой?

За публикациями Софьи Андреевны Багдасаровой об искусстве я слежу уже несколько лет. Сначала читала её заметки в живом журнале. Сейчас мне очень нравится её рубрика “уроки смотреть на картины глазами искусствоведа” на канале “Shakko” в дзене. Иногда поглядываю на новые посты автора в телеграме.

Чтобы послушать искусствоведа я специально пошла на книжную ярмарку в Гостиный двор.

С.Багдасарова
С.Багдасарова на ММКЯ в гостином дворе. Ноябрь 2022 г.

Книги Багдасаровой покупать не решалась. “Апокалипсис в искусстве” отпугнул слишком специфичной темой исследования. Об “Омерзительном искусстве” слышала много неоднозначных отзывов. Читателям не понравилась манера изложения Багдасаровой, в стиле “для братков”. Братки читать не стали, а интеллигентная публика обиделась.

“Воры, вандалы, идиоты” – сочинение иного плана.
Книга Багдасаровой

Воры, вандалы, идиоты. Кратко о структуре книги

В произведении “Воры, вандалы, идиоты” градус ёрничанья, обычный для авторского стиля, понизился, хоть и не исчез совсем.
Тема исследования выбрана яркая – криминальные случаи, связанные с музейными артефактами. Автор сузила географию преступлений и в основном рассказывала о русских ворах и вандалах. Но также упомянуты случаи в европейских музеях. Одна из глав полностью посвящена “древнему артефакту” из Лувра, сработанному ловкачами из Одессы-мамы.

Книга разделена на несколько глав. Они чередуются по типу изложения. В обычных главах, помеченных римскими цифрами, София Андреевна последовательно излагает историю преступления и выражает своё отношение к событию.

Разворот книги С.Багдасаровой Воры, вандалы, идиоты
Разворот книги С.Багдасаровой “Воры, вандалы, идиоты”.

Интермедии очень похожи на главы. Но автор решила воздержаться от собственных комментариев. Это не делает истории суше. Честно говоря, я даже не совсем ощутила разницу между главами и интермедиями.

Главы под заголовком “байки” содержат слухи и предания из уст коллекционеров и арт-дилеров. Байки мне показались самыми яркими эпизодами. Понятно, что это анекдоты – короткие, весёлые. Но кто их не любит?

Книга Багдасаровой

Софья Багдасарова признаётся, что в мире искусства они уже набили оскомину. А людям, далёким от арт-тусовки, эти истории покажутся свежими и интересными.

Что не понравилось в книге С.А.Багдасаровой

Хотела бы поругать книгу, да не за что. Недостаток один – мало! 😉 Конечно, это здорово, что история отечественного искусства не изобилует кражами и вандализмом. Пусть у этой книги не будет продолжения! Но всё равно, очень хотелось продолжить знакомство с темой.
Книгу не хотелось выпускать книгу из рук и я прочитала приложение. В автор включила даты самых ярких преступлений, связанных с русским искусством. Причём, “летопись” София Андреева написала присущим ей языком с изрядной долей иронии:

“1874 год. Великий князь Николай Константинович крадёт бриллианты с оклада иконы своей матери, потому что ему не хватает денег для своей любовницы. После грандиозного семейного скандала его лишают всех привилегий и ссылают в Ташкент”.

Обидно, что у книги высокая цена. Всё понятно, что бумага очень дорогая, а хорошая бумага – ещё дороже. Печать репродукций тоже выливается в копеечку… Из-за этого книгу не смогут прочитать интеллигенты из глубинки, она им не по карману…
В этой связи сразу возникает мысль, что это не книга дорогая, а люди не по своей воле слишком бедны… От дальнейших умозаключений воздержусь…

Похвальное слово о ворах, вандалах и идиотах

Книга Багдасаровой
1.Автор подняла довольно интересную тему. О многих описанных в книге случаях я слышала и ранее в разное время из разных источников. София Андреевна собрала их вместе и объединила в книгу.

2.Все истории снабжены иллюстрациями. Читая книгу И.А.Антоновой “Диалоги об искусстве” мне очень не хватало изображений картин. В “Ворах, вандалах, идиотах” прекрасно подобран иллюстративный материал. За это отдельное спасибо!

Разворот книги Багдасаровой

3.Кроме криминальных историй Софья Андреевна приоткрывает дверь в музейный мир и рассказывает о том, как хранятся картины и почему так, а не иначе, как реставрируют полотна. Автор также касается вопросов экспертизы и это чрезвычайно интересно.

4.Как я уже сказала выше, саркастические замечания употреблены в меру. Без них текст был бы сух и академичен. Небольшая доля издёвки делает повествование живым, несколько юмористичным.

“Шишкин ходил по Дюссельдорфу… Учился у местных пейзажистов, которые из Швейцарии в основном приезжали. Не у Куккука – тот в Амстердаме сидел. И не у брата его Баренда Корнелиса. У других учился. Но не важно, все они одним миром мазаны были. Называется это миро “доссельдорфская школа живописи”, по локации.
[….]
Пошли одни сплошные шедевры, которые мощью своей передают великую душу русской природы. Куда передают? Неважно. Азбукой Морзе.”

5.Одна из глав написана в стихотворным размером гекзаметр. Блеск!

“Ранний берём классицизм, Екатерины эпоху. Жил и работал в ту славную пору Василий Шебуев. Выдран его “Актеон”, и он выдран и содран рулоном. Вора испепели, могучий гнев Артемиды!
“Дачи Мордвинова парк” Иваном Шишкиным писан. Там Петергофа дубы стоят в молчании знойном. Плачем об этих дубах и завершаем сей список, наши 16 картин утраченных в нём перечислив”.

Цитаты

О поддельной подписи Шишкина на картине Маринуса Адриана Куккука:

“Ещё на полотне было слишком много народу и живности – люди какие-то ходили по лесу, коровки, овечки. Шишкин, как известно, это все теплокровное безобразие не любил и не умел – медвежат в “Утре в сосновом лесу” для него написал Константин Савицкий. Кстати, владелец упомянутого шедевра, некто 😉 П.М.Третьяков, сразу подпись Савицкого с полотна стёр, потому что как эксклюзивно “шишкинская” она намного ценнее; нравы в XIX веке, заметьте, почти как сегодняшние”.

О рекордсмене по кражам полотне:

“Рембрандтовский “Портрет Якоба де Гейна III” из Далвичской галереи в Лондоне крали четырежды, что принесло ему прозвище “рембрандт на вынос”.

Отрывок из приложения:

“1801 год, 12 марта. Пьяными гвардейскими офицерами в Михайловском замке ударом в висок повреждена ценная золотая табакерка изящной работы”.

Читателю на заметку

По объёму книга небольшая, вместе с библиографией – 230 страниц.

Книгу пока ещё можно купить в разных интернет-магазинах, включая “Озон” и “Wildberries”. Есть она и в книжном “Лабиринте”

Софья Багдасарова. Воры, вандалы и идиоты. Криминальная история русского искусства в “Лабиринте”.

В библиотеки, увы, не поступала.
Я купила книгу на книжной ярмарке. Издательство “Бомбора” предоставило солидную скидку.

Отзывы на книги найдёте в одноимённой рубрике.

Также на сайте есть раздел “Искусство”.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Спасибо Вам за подробный обзор о книге Багдасаровой. Мнение об этой книге не однозначные, но вашей оценке доверяю.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь