Книгу С.А.Багдасаровой “Воры, вандалы, идиоты” мы с супругом читали наперебой. Издание очень понравилось, содержание покорило интересными историями, байками, рассказами о преступлениях, связанных с искусством. Мы рекомендуем книгу не только любителям живописи, но также приверженцам детективов и очень надеемся, что она пополнит ваши знания о внутренней жизни музеев, скрупулёзной работе реставраторов и повеселит байками, рассказанными коллекционерами и торговцами живописью.
Почему “Воры, вандалы, идиоты” С.А.Багдасаровой?
За публикациями Софьи Андреевны Багдасаровой об искусстве я слежу уже несколько лет. Сначала читала её заметки в живом журнале. Сейчас мне очень нравится её рубрика “уроки смотреть на картины глазами искусствоведа” на канале “Shakko” в дзене. Иногда поглядываю на новые посты автора в телеграме.
Чтобы послушать искусствоведа я специально пошла на книжную ярмарку в Гостиный двор.
Книги Багдасаровой покупать не решалась. “Апокалипсис в искусстве” отпугнул слишком специфичной темой исследования. Об “Омерзительном искусстве” слышала много неоднозначных отзывов. Читателям не понравилась манера изложения Багдасаровой, в стиле “для братков”. Братки читать не стали, а интеллигентная публика обиделась.
“Воры, вандалы, идиоты” – сочинение иного плана.
Воры, вандалы, идиоты. Кратко о структуре книги
В произведении “Воры, вандалы, идиоты” градус ёрничанья, обычный для авторского стиля, понизился, хоть и не исчез совсем.
Тема исследования выбрана яркая – криминальные случаи, связанные с музейными артефактами. Автор сузила географию преступлений и в основном рассказывала о русских ворах и вандалах. Но также упомянуты случаи в европейских музеях. Одна из глав полностью посвящена “древнему артефакту” из Лувра, сработанному ловкачами из Одессы-мамы.
Книга разделена на несколько глав. Они чередуются по типу изложения. В обычных главах, помеченных римскими цифрами, София Андреевна последовательно излагает историю преступления и выражает своё отношение к событию.
Интермедии очень похожи на главы. Но автор решила воздержаться от собственных комментариев. Это не делает истории суше. Честно говоря, я даже не совсем ощутила разницу между главами и интермедиями.
Главы под заголовком “байки” содержат слухи и предания из уст коллекционеров и арт-дилеров. Байки мне показались самыми яркими эпизодами. Понятно, что это анекдоты – короткие, весёлые. Но кто их не любит?
Софья Багдасарова признаётся, что в мире искусства они уже набили оскомину. А людям, далёким от арт-тусовки, эти истории покажутся свежими и интересными.
Что не понравилось в книге С.А.Багдасаровой
Хотела бы поругать книгу, да не за что. Недостаток один – мало! 😉 Конечно, это здорово, что история отечественного искусства не изобилует кражами и вандализмом. Пусть у этой книги не будет продолжения! Но всё равно, очень хотелось продолжить знакомство с темой.
Книгу не хотелось выпускать книгу из рук и я прочитала приложение. В автор включила даты самых ярких преступлений, связанных с русским искусством. Причём, “летопись” София Андреева написала присущим ей языком с изрядной долей иронии:
“1874 год. Великий князь Николай Константинович крадёт бриллианты с оклада иконы своей матери, потому что ему не хватает денег для своей любовницы. После грандиозного семейного скандала его лишают всех привилегий и ссылают в Ташкент”.
Обидно, что у книги высокая цена. Всё понятно, что бумага очень дорогая, а хорошая бумага – ещё дороже. Печать репродукций тоже выливается в копеечку… Из-за этого книгу не смогут прочитать интеллигенты из глубинки, она им не по карману…
В этой связи сразу возникает мысль, что это не книга дорогая, а люди не по своей воле слишком бедны… От дальнейших умозаключений воздержусь…
Похвальное слово о ворах, вандалах и идиотах
1.Автор подняла довольно интересную тему. О многих описанных в книге случаях я слышала и ранее в разное время из разных источников. София Андреевна собрала их вместе и объединила в книгу.
2.Все истории снабжены иллюстрациями. Читая книгу И.А.Антоновой “Диалоги об искусстве” мне очень не хватало изображений картин. В “Ворах, вандалах, идиотах” прекрасно подобран иллюстративный материал. За это отдельное спасибо!
3.Кроме криминальных историй Софья Андреевна приоткрывает дверь в музейный мир и рассказывает о том, как хранятся картины и почему так, а не иначе, как реставрируют полотна. Автор также касается вопросов экспертизы и это чрезвычайно интересно.
4.Как я уже сказала выше, саркастические замечания употреблены в меру. Без них текст был бы сух и академичен. Небольшая доля издёвки делает повествование живым, несколько юмористичным.
“Шишкин ходил по Дюссельдорфу… Учился у местных пейзажистов, которые из Швейцарии в основном приезжали. Не у Куккука – тот в Амстердаме сидел. И не у брата его Баренда Корнелиса. У других учился. Но не важно, все они одним миром мазаны были. Называется это миро “доссельдорфская школа живописи”, по локации.
[….]
Пошли одни сплошные шедевры, которые мощью своей передают великую душу русской природы. Куда передают? Неважно. Азбукой Морзе.”
5.Одна из глав написана в стихотворным размером гекзаметр. Блеск!
“Ранний берём классицизм, Екатерины эпоху. Жил и работал в ту славную пору Василий Шебуев. Выдран его “Актеон”, и он выдран и содран рулоном. Вора испепели, могучий гнев Артемиды!
“Дачи Мордвинова парк” Иваном Шишкиным писан. Там Петергофа дубы стоят в молчании знойном. Плачем об этих дубах и завершаем сей список, наши 16 картин утраченных в нём перечислив”.
Цитаты
О поддельной подписи Шишкина на картине Маринуса Адриана Куккука:
“Ещё на полотне было слишком много народу и живности – люди какие-то ходили по лесу, коровки, овечки. Шишкин, как известно, это все теплокровное безобразие не любил и не умел – медвежат в “Утре в сосновом лесу” для него написал Константин Савицкий. Кстати, владелец упомянутого шедевра, некто 😉 П.М.Третьяков, сразу подпись Савицкого с полотна стёр, потому что как эксклюзивно “шишкинская” она намного ценнее; нравы в XIX веке, заметьте, почти как сегодняшние”.
О рекордсмене по кражам полотне:
“Рембрандтовский “Портрет Якоба де Гейна III” из Далвичской галереи в Лондоне крали четырежды, что принесло ему прозвище “рембрандт на вынос”.
Отрывок из приложения:
“1801 год, 12 марта. Пьяными гвардейскими офицерами в Михайловском замке ударом в висок повреждена ценная золотая табакерка изящной работы”.
Читателю на заметку
По объёму книга небольшая, вместе с библиографией – 230 страниц.
Книгу пока ещё можно купить в разных интернет-магазинах, включая “Озон” и “Wildberries”. Есть она и в книжном “Лабиринте”
Софья Багдасарова. Воры, вандалы и идиоты. Криминальная история русского искусства в “Лабиринте”.
В библиотеки, увы, не поступала.
Я купила книгу на книжной ярмарке. Издательство “Бомбора” предоставило солидную скидку.
Отзывы на книги найдёте в одноимённой рубрике.
Также на сайте есть раздел “Искусство”.
Спасибо Вам за подробный обзор о книге Багдасаровой. Мнение об этой книге не однозначные, но вашей оценке доверяю.