Волоколамское шоссе стало осью нашей весенней подмосковной покатушки 2021 года. Название отчёта условно. Нам пришлось немало проехать по Ленинградскому шоссе. Но на нём оказалось лишь одно памятное место нашего маршрута: Чашниково. Остальные тяготеют к Волоколамскому шоссе:
Поджигородово – Юркино – Троицкий – Борисоглебский Аносин монастырь – Павловская слобода.
Там нас настигла весенняя гроза и от Ивановского-Садков пришлось отказаться.
В поездках по Подмосковью нас неизменно преследуют мелкие неприятности: то церковь в лесах окажется, то брызговик оторвётся. На этот раз лопнул хомут на глушителе. Наш заслуженный фольксваген забасил как “пацанская четырка” с “ремусом”, пардон, в заднице. Пришлось заехать в первую попавшуюся мастерскую, где из трёх условий пришлось выбрать два: быстро и качественно. Это была присказка, а сказка впереди.
Волоколамское шоссе. Маршрут поездки
Для удобства прилагаем карту маршрута. Литерами обозначены достопримечательности.
Выехали мы из Москвы с Садового кольца и первым делом отправились в Чашниково (A). Необходимо уточнить, что интересующее нас Чашниково находится рядом с аэропортом Шереметьево 1. Немногим дальше есть ещё одно Чашниково. Оно лежит прямо на М10 за Зеленоградом.
Далее нам пришлось потолкаться в пробке на пересечении с А107 (малой бетонкой). Оттуда по боковым дорожкам мы добрались до самой дальней точки нашего маршрута – села Поджигородово (B).
Далее мы двинулись в Юркино (C) к церкви XVI века.
Заехали к малоинтересному, но очень ухоженному храму в Мансурово (D).
Оттуда вернулись к Истре.
Плутая по улочкам дачного посёлка, обнаружили пару Троицких церквей в посёлке Троицкий (E).
Пробравшись по натуральной “крысиной тропе” выехали к Аносину Борисоглебскому монастырю (F).
Наконец завернули в храмовый комплекс в Павловской Слободе (G).
На карте наш маршрут выглядит следующим образом:
Учтите, что гугль нарисовал его по платной дороге М11. Мы же, стараясь не нервировать жабу, предпочли бесплатные дорожки.
Чашниково (Химки)
Чашниково находится рядом с аэропортом. Подъезд к селу затруднён. У бывшего железнодорожного переезда стоит тягучая пробка. Яндекс “мышей не ловит” и норовит подсунуть в качестве церкви автобусную остановку “Чашниково”. Если ему поверить, то придётся попрыгать по ямам у завода пепси-колы. Но это неверный путь. Он приведёт вас в тупик.
Лучше сразу установить в навигаторе: “церковь Троицы Живоначальной”. Тогда “будет вам щастье”.
Село Чашниково носит имя своих давних владельцев – опальных новгородских бояр. В 1478 году Иван III путём демонстрации военной силы вынудил Новгород отказаться от старинных докончаний и высказал свою волю, опираясь на промосковскую партию:
«Государство наше таково: вечевому колоколу в Новгороде не быть; посаднику не быть, а государство все нам держать; волостями, селами нам владеть, как владеем в Низовой земле, чтоб было на чем нам быть в нашей отчине, а которые земли наши за вами, и вы их нам отдайте; вывода не бойтесь, в боярские вотчины не вступаемся, а суду быть по старине, как в земле суд стоит»
После этого у многих знатных новгородцев отняли родовые владения и переселили на московские земли. В числе попавших в опалу оказались и бояре Чашниковы: Григорий и его племянники Андрей и Дмитрий. Род Чашниковых пресёкся в XVI веке.
В середине XVI столетия Чашниково принадлежало Собакину – родственнику третьей жены Ивана Грозного. В Писцовых книгах 1585 года село упоминается как владение Никиты Романовича Захарьина-Юрьева – основателя будущей династии Романовых.
Церковь Троицы в Чашниково
В упомянутых Писцовых книгах говорится и о каменной Троицкой церкви с приделом Алексия Человека Божьего. В 1500-1502 годах один из итальянских зодчих, приглашённых Иваном III в Московию, построил в Чашниково храм. Церковь заметно отличается от одновремённых ей храмов. У неё огромные луковичные купола и восьмигранные окна второго света. Белокаменные раковины напоминают Архангельский собор Московского кремля.
Алтарная апсида отсутствует. Целиком и полностью.
Зато есть оригинальный декоративный пояс над шатром колокольни.
В 1895 году Александр Афанасьевич Латков построил новую кирпичную колокольню. Он был архитектором Троице-Сергиевой лавры.
Фотографировать внутри Троицкой церкви запрещено. Поверьте на слово, что там есть, чему подивиться. Интерьеры поражают изящным травным письмом стен и сводов с изображениями святых в медальонах, дивным иконостасом, убранным бронзовым “кружевом” и удивительной намоленностью! К счастью, в советское время церковь не закрывали.
Волоколамское шоссе. Поджигородово
Поджигородово находится достаточно далеко от магистральных дорог. Но побывать там надо обязательно. Вряд ли вы найдёте в Подмосковье второй подобный храм с элементами готики. Церковь построили владельцы села братья Алексей и Пётр Юрьевы. Возможно, что проект храма выполнил сам Василий Иванович Баженов. Храм возвели в “готическом вкусе”, модном во времена государыни Екатерины II.
Церковь отличает стройный изящный силуэт. Особенно выразительно она выглядит с запада. С этой стороны видна лишь колокольня. Она напоминает одновременно и замковую башню, и… минарет.
Храм двухъярусный. Внизу находится зимняя церковь Архангела Михаила, а наверху – летний придел Казанской иконы Богородицы. В верхнем храме сохранились фрагменты росписи. Её приписывают Александру Венецианову. В будний день церковь была закрыта и увидеть интерьеры нам не удалось.
По пути из Поджигородово к Юркино наше внимание привлекла… желтая подводная лодка. Возиожно застройщики соседнего посёлка с претенциозным названием “Ла Манш” когда-то слушали Yellow submarine группы Битлз. Однако, если уж они оказались поклонниками творчества английской группы, то причём тут Ла Манш? Англичане называют пролив the Channel. В итоге у нас получилось смешение “французского с нижегородским”. На саму лодку материала не пожалели. Как и жёлтой краски.
Волоколамское шоссе. Юркино
Юркино стояло особым пунктом в программе нашей покатушки. Храмы рубежа XV-XVI веков встречаются не на каждом углу. Тем более, если это церковь с лопастными сводами. На фотографии хорошо заметен современный притвор. Его пристроили справа во время реставрации.
Точные даты строительства храма неизвестны. Исследователи склоняются к рубежу XV – XVI столетий. Датой окончания строительства указывают 1504 год. Возможно, что к Рождественской церкви приложили руки итальянские мастера. Об этом свидетельствует терракотовый фриз итальянской работы на западной стене храма.
Храмоздателем называют боярина Якова Семеновича Голохвастова. После Смутного времени в 1617 году храм возобновил воевода Фёдор Леонтьевич Бутурлин по прозвищу “Ворон”. Он успешно оборонял Псков во время шведской осады 1614 года. В 1618 году защитил Можайск от польского королевича Владислава. Год спустя Бутурлин встречал вернувшегося из польского плена патриарха Филарета.
Спустя двести лет князь Петр Николаевич Оболенский пристроил к Рождественской церкви трапезную и колокольню. Трапезную с приделами разобрали в 1948 году. Колокольня находится в руинированном состоянии.
Ещё несколько лет назад церковь Рождества выглядела не лучшим образом.
Во время реставрации убрали четырёхскатную кровлю и восстановили сводчатый трифолий. Он опирается на уже знакомый нам терракотовый антаблемент.
По словам архитектора В.В. Кавельмахера:
в церкви Рождества Христова, помимо пропорционального совершенства и тонкой деталировки, поражает какая–то сложность замысла, таинственная, не поддающаяся обычным классификационным приемам глубина архитектурной идеи.
Волоколамское шоссе. Никольская церковь в Мансурово
Массивная церковь конца XIX века отличается выгодным местоположением на вершине холма. Видно её издалека, поэтому мы и решили завернуть к заурядному храму. И не пожалели. В первую очередь интересна ухоженная территория вокруг церкви. По масштабам она напоминает небольшой монастырь.
Помимо декоративного пруда и цветущих нарциссов на церковном дворе обнаружился древний тополь.
Правда “меня терзают смутные сомнения” относительно его возраста.
На церковном подворье живут индюки
и многочисленные мохноногие куры и петухи.
Однако давайте обратим внимание на саму церковь. Именуется она “в Петрово”. Но такого села больше нет, поэтому церковь относится к соседнему Мансурово. Каменный храм построили взамен старинного деревянного. По воспоминаниям бессменного настоятеля, отца Григория, строительство продлилось с 1853 по 1875 годы. Архитектором был Николай Иванович Козловский.
В советское время церковь сначала разграбили, затем закрыли. Восстанавливать её начали в 1995 году. Храм особенно эффектно выглядит с юго-запада.
Дальше мы двинулись в посёлок Троицкий.
Посёлок Троицкий. История
Посёлок Троицкий с давних времён сохранил своё название. Почему-то в советское время его не переименовали. Тем более, что это типичный дачный посёлок 30-х годов. Он вырос на месте старинного села. В посёлке среди современных особняков до сих пор попадаются заброшенные дачи середины прошлого века.
Мы заехали в Троицкий ради двух одноимённых церквей – деревянной и каменной. Когда-то на месте села Троицкого была деревенька Бобырёво. Она упоминается в Писцовых книгах под 1584 годом. Это был последний год царствования Ивана Грозного. В середине XVII столетия деревню приобрёл царский стольник Роман Фёдорович Боборыкин. В 1675 году он построил Троицкую деревянную церковь. После этого деревня Бобырёво стала селом Троицким.
По преданию, в XIV веке в здешних местах останавливался Сергий Радонежский когда шёл к своему ученику Савве Сторожевскому. Троицкий храм находится примерно посередине между Троице-Сергиевым и Саввино-Сторожевским монастырём.
“Боборыкинское дело”
Роман Фёдороич Боборыкин имеет прямое отношение к истории Нового Иерусалима. Никон основал Воскресенский Новоиерусалимский монастырь на боборыкинских землях. Для этого патриарх приобрёл у стольника несколько вотчин, в том числе село Воскресенское. Боборыкин преподнёс в дар монастырю деревню Бобырёво ( будущее Троицкое). Однако в 1661 году Никон покинул патриаршее место и удалился к себе в Новый Иерусалим. Боборыкин решил воспользоваться охлаждением в отношениях между царём и патриархом и потребовал вернуть свои бывшие земли. Никон же велел монастырским крестьянам на спорных землях сеять рожь и косить сено. Роман Боборыкин обвинил патриарха в “самоуправстве”, а монастырских крестьян – в покушении на свою жизнь. В ответном письме к царю патриарх нарёк Боборыкина “сосудом злоначального змия”.
В 1681 году царь Фёдор Алексеевич купил Троицкое и приписал его к Воскресенскому монастырю. Возможно, отсюда происходит ещё одна легенда. Согласно ей сын Ивана Грозного, царь Фёдор Иоаннович купил у боярина Боборыкина деревянную церковь, которую затем царь Алексей Михайлович подарил патриарху Никону. Ничего, что церковь построена почти 100 лет спустя? Да и во времена последнего Рюриковича эти земли никак не могли принадлежать Боборыкину. Боярин приобрёл их лишь в 1643 году.
Троицкие церкви в Троицком
Деревянную Троицкую церковь построили в Бобырёво в 1675 году. Церковь клетского типа (состояла из нескольких срубов – клетей) первоначально была трёхглавой. В XIX веке её перестроили и “для благолепия” обшили тесом. Так она стала напоминать модные каменные церкви.
В 50-х годах XIX века фабрикант Цуриков оплатил строительство колокольни в стиле ампир.
В деревянной церкви уцелели древние иконы Сергия Радонежского, Саввы Сторожевского и “Сергиево видение”. Последняя посвящена чудесному явлению Девы Марии Сергию и его келейнику Михею.
Каменная Троицкая церковь относится к началу прошлого века. Её построили в 1904-1913 годах, приурочив освящение к 300-летию Дома Романовых. Масштабное здание в “русском стиле” возвёл архитектор Михаил Нилович Литвинов. Он также реставрировал Петропавловский собор в Казани и Кутузовскую избу в Москве. Средства на новую церковь пожертвовал фабрикант Сергей Максимович Попов и другие благотворители. Новая Троицкая церковь никогда не закрывалась – ни при Сталине, ни при Хрущёве, ни во время нацистской оккупации.
Зайти внутрь не удалось – в будни храмы закрыты. Деревянную церковь и вовсе рассматривали из-за забора, подойти к ней нельзя. Наверное, это правильно, а то неровён час и будет ещё одна Кондопога.
Аносин Борисоглебский монастырь
Из Троицкого мы проехали партизанскими тропами вдоль Истры по вдребезги разбитой дороге. Где-то там и лопнул старый прогоревший хомут на глушителе моей машины.
Аносино расположено неподалёку от модных коттеджных посёлков Новорижского шоссе. Неудивительно, что Борисоглебский монастырь вылизан до блеска. Его историческая ценность невелика. Монастырь основала Евдокия Мещерская, в девичестве Тютчева. Она овдовела практически сразу после замужества. В 1799 году княгиня покупает сельцо Аносино и строит там Троицкую церковь. Спустя примерно 24 года при поддержке митрополита Филарета (Дроздова) богадельню при церкви преобразовали в общежитие, а затем и в монастырь. В 1823 году Евдокия Мещерская приняла постриг под именем Евгении. Она преставилась в 1837 году.
В течение XIX века монастырь активно развивался и приобрёл славу женской “Оптиной пустыни”. Коммунисты закрыли и разграбили обитель в 1928 году. Сестёр арестовали и сослали, некоторые из них погибли в Бутово. Монастырь начали восстанавливать в 1992 году.
Волоколамское шоссе. Храмы Борисоглебского монастыря
Монастырский собор завершили в 1799 году как приходскую церковь. Он освящён во имя святой Троицы. По приделу его также называют Борисоглебским собором. Здание построили в стиле строгого классицизма. Архитектура храма тяготеет к казаковской школе зодчества. К сожалению, от старинной церкви сохранилась только ротонда. Колокольню взорвали красноармейцы во время отступления в 1941 году.
Купол разрушили уже после войны. А ротонда хороша!
Собор полностью восстановили и освятили в 2015 году. Особенно интересны росписи, стилизованные под помпейские фрески.
Рядом с монастырскими вратами стоит церковь Димитрия Ростовского. Княгиня Мещерская обратилась к Богу благодаря его писаниям. Церковь Димитрия Ростовского стала первой монастырской постройкой. Её возвели в стиле ампир в 1824 году. На освящение приехал сам митрополит Филарет (Дроздов). В советское время храм, удобно стоящий у проезжей дороги, использовали под склад и сельпо.
Больничную церковь Анастасии Узорешительницы 1828 года постройки при советах перестроили в колхозный клуб. Перед передачей церкви возрождаемому монастырю из неё украли двери и пол. Церковь окончательно восстановили в 2013 году.
Волоколамское шоссе. Пвловская слобода
Павловская Слобода стала завершающей точкой нашей покатушки. Именно в Павловской Слободе я нашёл мастерскую, где мне заменили прогоревший хомут на глушителе.
В Павловской Слободе нас заинтересовал храмовый комплекс. Он сложился вокруг старинной Благовещенской церкви 1662 года.
Первое упоминание о Павловской Слободе датируется 1504 годом. Это межевая грамота Ивана III в которой село Павловское названо вотчиной бояр Морозовых. Спустя 150 лет Борис Иванович Морозов – один из самых влиятельных людей в тогдашней России – решает построить в своей вотчине новый каменный храм. Церковь завершили в 1662 году спустя год после его смерти. За окончанием строительства следила супруга боярина, Анна Ильинична Милославская – сестра царицы Марии Милославской. Государь Алексей Михайлович несколько раз посетил эту церковь.
Павловская Слобода. Благовещенская церковь
Старинная церковь Благовещения неоднократно перестраивалась. В XIX веке снесли старую колокольню и возвели новую, куда более высокую. Западное крыльцо также снесли. В 1941 году красноармейцы взорвали колокольню под предлогом того, что она могла служить ориентиром для вермахта. Полуразрушенную церковь начали восстанавливать в 1992 году. Спустя почти 30 лет церковь вернула свой средневековый облик. В первоначальных формах отстроили крыльцо и шатровую колокольню.
Восстановлены и интерьеры, включая иконостас.
Храм полностью расписан фресками на сюжеты Ветхого и Нового завета. Снимать внутри не разрешается, поэтому ограничимся росписями крыльца.
Павловская Слобода. Храмовый комплекс
С северной стороны стоит надвратный храм во имя Иосифа Волоцкого. Он стилизован в духе архитектуры XVII века. Роспись его стен напоминает церковь Николы в Хамовниках. Иосифа Волоцкого особо почитают в Павловской Слободе ибо здесь проходила дорога в основанный им Иосифо-Волоцкий монастырь. Храм начали строить в 2008 году и завершили в 2010. Интересна история центрального креста. Его нашли забетонированным в полу одного производственных помещений местного совхоза. В советское время крест использовали в качестве арматуры.
К постройкам храмового комплекса относится и церковь Царственных Страстотерпцев. Её возвели в начале XXI века.
Справа от церкви пристроена арочная звонница с семью колоколами. Они символизируют царскую фамилию, убитую большевиками.
Над входом видна мозаичная икона царственных страстотерпцев.
Постройки, стилизованные в духе древнерусского зодчества, включают часовню Кирилла и Мефодия.
Стены дома причта украшают изразцы с изображением льва, единорога, грифона и птицы Сирин.
На церкви Иосифа Волоцкого есть изображения птицы папагая или птицы Богородицы. Ведь папагай питается только фруктами – то есть постоянно постится.
Последней постройкой храмового комплекса в Павловской Слободе стала надкладезная часовня Вифлеемских младенцев от Ирода убиенных. Её архитектура напоминает древнерусское зодчество. Стены украшает белокаменная резьба на манер владимиро-суздальской XII века. Освящением часовня обращает внимание на проблему абортов.
На этом мы закончили столь насыщенный день, посвящённый достопамятностям Волоколамского шоссе. И предлагаем маршруты однодневных поездок по Подмосковью.
Однодневные поездки по Подмосковью
Серпухов.
Коломна.
К востоку и югу от Москвы.
Подольск и окрестности.
Ярославское шоссе. Дорогой паломников.
Западное Подмосковье.
Зарайск.
Окрестности Коломны.
Один день и два монастыря
Новый Иерусалим
Серафимо-Знаменский скит
Каширское шоссе. Достопримечательности
Боровск.