От Ферапонтово до Кириллова чуть больше 15 км, но Кирилло-Белозерский монастырь – это просто другой мир.
“Ты различишь домов тяжелый ряд,
И башни, и зубцы бойниц его суровых,
И темные сады за камнями оград,
И стены гордые твердынь многовековых…”
А.Блок
Кирилло-Белозерский монастырь. Первые впечатления
По масштабам, мощи крепостных сооружений и обилию памятников Кирилло-Белозерский монастырь вполне сопоставим с московским Кремлем, если не превосходит его. Однако и суеты вокруг больше 🙁 Стоянка перед воротами забита транспортом, машины припаркованы везде, где можно и нельзя, в том числе у подножия могучей Ферапонтовской башни.Эта башня относится к укреплениям т.н.”Нового города”, возведенного на средства царя Алексея Михайловича и боярина Бориса Морозова, скрывавшегося в монастыре от московского восстания 1648 г. Алексей Михайлович требовал от настоятеля, чтобы боярина от “всяческого дурна оберегали”, а коли не сберегут, “быть монастырю в великой опале и ссылке”. В 1653 году началось строительство крепости по плану “дворянина Онтона Грановского”, бывшего на самом деле французским искателем приключений и авантюристом Жаном де Гроном, перекрестившимся в православие. Но монахам не понравилась западноевропейская крепость с бастионами, куртинами и валами и они били челом Государю об изменении плана. В итоге стройку поручили “горододельцу” Кириллу Серкову, и закончилась она только к 1680 г.
Кирилло-Белозерский монастырь. Основание монастыря
Однако стоит вернуться в 1397 год, когда Кирилл и Ферапонт, странствуя по Белозерью, поднялись на гору Мауру и узрели прекрасные дали. В отличие от Ферапонта, выбравшего “место гладкое и пространное”, Кирилл ищет место уединенное, “тесное, жесткое и безмолвное”. Нашел он таковое на пригорке у Сиверского озера, где поставил деревянный крест, а позже часовню.
Рядом Кирилл выкопал себе землянку.В XIX в над часовней и землянкой Кирилла возвели кирпичные футляры-укрытия.
Первоначальную деревянную Успенскую церковь построила артель плотников, “сама собою” пришедшая в монастырь во времена Кирилла.
Кирилло-Белозерский монастырь. Иван Грозный в монастыре
Сто лет спустя на месте деревянного храма возвели каменный Успенский собор.
Рядом с собором стоят храмы Епифания Кипрского и св.Владимира. Последний поставили на могиле князя и воеводы В.И.Воротынского, сосланного на Белоозеро Иваном Грозным. История отношений Государя и нелюбимого им воеводы достойна авантюрного романа. Иван Грозный, нуждаясь в полководческих способностях воеводы, позже возвратит его из ссылки. Именно князь Воротынский победит орду крымского хана Девлет-Гирея в битве при Молодях, но затем, обвиненный Иваном Грозным в чародействе с целью извести Государя, будет казнён по царскому приказу. После гибели мужа на плахе, вдова упросила белозерских монахов похоронить Воротынского в обители. На ее вклад и возвели церковь,что вызвало государев гнев. “Не бояре у вас, а вы у них постриглися” – писал Иван Грозный и продолжал: “А вы се над Воротыньским церковь есте поставили! Оно над Воротыньским церковь, а над чюдотворцем нет…”
Кирилло-Белозерский монастырь. Горний монастырь
Кирилло-Белозерский монастырь. Сам Государь неоднократно бывал в обители, полагая, что своим рождением обязан молитвам Кирилловской братии. Еще в честь его рождения за монастырем, рядом с первоначальной кельей Кирилла был возведен собор Иоанна Предтечи, а позже Иван Грозный жертвует монастырю 28 тысяч рублей и выражает желание принять постриг именно в этой обители, что и было осуществлено перед смертью Государя.
Впоследствии вокруг этого храма обособился Малый или Горний Ивановский монастырь, его даже отделили стеной от Успенского.
Ближняя Котельная башня относится к Ивановскому монастырю, а дальняя Свиточная башня и храмы – к Успенскому.
Успенский монастырь
В Успенский монастырь можно попасть, пройдя от ворот Нового города мимо казенной палаты и виднеющейся вдали Большой Мереженной башни…к Святым воротам с надстроенной над ними церковью Иоанна Лествичника 1572 г. Мы вошли во двор, обернулись на Иоанновскую церковь и в этот момент ненадолго выглянуло солнце.Хмурое северное небо прекрасно подходит к суровому облику монастыря.В комплексе храмов XVI-XVII вв особое впечатление производит шестиярусная звонница. Огромный восьмерик опираются на могучий четверик, прорезанный четырьмя рядами окошек, совсем крохотных по сравнению с арками звона.Пройдя под звонницей, оказываешься у надвратной Преображенской церкови 1595 г., стоящей в окружении поварен и келарской палаты. В церкви уцелел древний тябловый иконостас, но платить 200 р за фото задушила жаба.
Кирилло-Белозерский монастырь. Кирилловская церковь
Примерно в то же время была построена Кирилловская церковь, на отсутствие которой пенял братии Иван Грозный. Она примкнула к Успенскому собору с запада. Нынешняя церковь Кирилла Белозерского относится к последним годам царствования Екатерины II(1792-94 гг.) В ней находится рака с мощами Кирилла (а её серебряная вызолоченная крышка находится в Москве, в Оружейной палате).В северо-западном углу монастыря стоит шатровая церковь св. Евфимия, возведенная незадолго до запрета Никона на возведение подобных храмов. Кстати, после 10-летнего пребывания в Ферапонтовом монастыре опального патриарха-расстригу перевели в Кириллов, сочтя условия заточения в Ферапонтово слишком вольготными. Здесь он и пребывал вплоть до снятия опалы Государем Федором Алексеевичем в 1681 г.
Кирилло-Белозерский монастырь. Крепость
Внутри Нового города когда-то существовал острог. В пределах бывшего острога на глаза вновь попался “вертоград процветший”.В самом Новом городе пусто, могучие стены окружают цветущий луг. Стены невероятно мощны, их высота 10 м,а ширина – 7. На стенах устроена двухуровневая боевая площадка, подняться на которую можно через виднеющуюся вдали Вологодскую башню.Особенно хороши виды монастыря с Сиверского озера. Большинство фотографий монастыря делают с юго-запада. А мы сняли панораму с северо-востока. Над монастырем сгустились тучи, начался дождь. Стены и башни обители-крепости стали особенно суровыми.
Спасо-Прилуцкий монастырь
Из Кириллова мы вернулись на северную окраину Вологды, в урочище Прилуки, к ещё одному форпосту северной Руси: Спасо-Прилуцкому монастырю.
Дмитрий Прилуцкий основал эту обитель в 1371 г. Он выбрал место в излучине – по старинному “луке” – реки Вологды. Отсюда и происходит название обители. Ранним пасмурным утром мы оказались у ворот, на которых висело неприятное предупреждение: “Фото и видеосъемка не благословляются”. Ну что поделаешь: пришлось отправились вдоль монастырских стен, надеясь заснять хоть что-то.
Сами стены с башнями возведены после лихолетья Смутного времени, когда монастырь неоднократно страдал от “литовских воровских людей”. Не удержусь от цитаты: “Лета 7164 Августа в 1 день сделан сей град около Прилуцкого монастыря…монастырской казною.” На фото видна восточная башня, традиционно раскрашенная разными цветами.
Памятуя о запрете на фото в стенах обители, сделал снимок снаружи со стороны р.Вологды, на котором поместилась большая часть ансамбля: колокольня, собор, церковь Введения с трапезной и деревянная Успенская церковь из Александро-Куштского монастыря.
Спасо-Прилуцкий монастырь. Архитектурный ансамбль
Пройдя в монастырь удалось весьма удачно присоединиться к паломникам, которым проводил экскурсию монах монастыря. Конечно, это была скорее беседа о вечном, перемежавшаяся рассказом о местных подвижниках и стихами Константина Батюшкова. Поразило умение монаха облекать мысли и факты в устную речь. Да, зря у нас в школах отменена риторика: люди совсем говорить разучились. У монаха было испрошено разрешение на фото, хотя и с некоторым сомнением в результатах. Ответ был доброжелательный и положительный: да снимайте, пожалуйста. Так что почти все последующие картинки сделаны с его благословения.
Великолепен старинный, времен семибоярщины Спасский собор (1537-42 гг.) Для его скорейшего возведения монастырские села были освобождены от всяческих податей. Внутри собор никогда не был расписан, зато в нем находилась икона Дмитрия Прилуцкого с житием письма самого Дионисия. (в настоящее время в ГТГ)
По северному обычаю крытые галереи соединяют собор с трапезной, настоятельскими покоями и церковью Введения во Храм.Очень хороша монастырская колокольня, возведенная при Алексее Михайловиче и перестроенная при Анне Иоанновне.Есть в монастыре и еще одна звонница, поставленная на стене рядом с надвратной церковью Федора Стратилата, позже переосвященной в Вознесенскую. Это древнейшая часть монастырской стены,возведённая в конце XVI в. А вот звонницу добавили позже: в 1729-30 гг. Однако возвели её в лучших традициях древнерусского зодчества.
На монастырском погосте покоится Константин Батюшков,один из поэтических учителей Пушкина.Поблизости стоит Екатерининская церковь-усыпальница, построенная местным помещиком В.Волоцким.
Великолепный деревянный шатер на втором плане – это Успенская церковь Александро-Куштского монастыря, основанного в 1420 г. и сгоревшего в 1519г. Стало быть Успенский храм относится к 1519 или 1520 г.,поскольку построен был вскоре после пожара. Вероятно это древнейшая шатровая церковь, уцелевшая до наших дней.
В начале XIX века построили новый братский корпус с довольно заурядным домовым храмом Всех святых. Щелкнул его для коллекции: пусть будет.
Напоследок привлекли внимание кони. Они паслись на лужайке прямо перед воротами монастыря. Упустить такую нетипичную для горожанина картинку я не смог 🙂
Из Прилук мы двинулись в город. Батюшка, рассказавший нам о монастыре, поехал с нами. Продолжение в рассказе “Вологда. Часть 3”
О Вологде. Путешественнику на заметку
Наши советы по выбору отеля в Вологде найдёте в обзоре “Вологда. Гостиницы”.
Предложим читателям рассказ о нашей новогодней поездке в Вологду.
Рекомендации экскурсий в Вологде обосновали в отдельной статье.
Вологда. Часть 1
Вологда. Часть 2
Вологда. Часть 3
Вологда. Часть 4
Вологда. Часть 5
Какое же чувство необычное возникает даже при взгляде на фотографии старинных наших монастырей да и не только их. Веет от всего покоем и надежностью. Если не нарушат этих впечатлений некие современные обстоятельства, назовем их так, столько русского духа в себя вберешь, силушки родной земли. Такие чувства потом переполняют. Хочется все эти ощущения сохранить подольше, холить и лелеять их.