Вевис от нашего постоянного автора Валентины Руслановой.
Вевис – маленький (5,5 тысяч жителей), чистый и ухоженный литовский городок. Расположен он примерно в 30 км от Вильнюса по обеим сторонам автострады Вильнюс-Каунас-Клайпеда.
Справа рядом с дорогой недалеко от Вевисского озера стоит скромная белая церковь – Храм Успения Божией Матери с колокольней.
Литва. Вевис. История
Написана мною с большим расхождением с тем, что изложено в Википедии. Пользовалась сведениями непосредственно из уст местного экскурсовода.
В середине XIV века на месте церкви стоял православный монастырь Успения Пресвятой Богородицы (по старинному титлу – «Успение святое Пречистое»). Его основание летописцы относят к первой половине XIV века и название Вевис связывают с именем полоцкой княжны Евы Иоанновны – второй жены Великого Князя Литовского Гедиминаса. Звучало оно как Евье.
Есть и другая трактовка, как бы научная: от названия озера Вевис. Ни то, ни другое документально не доказано. С тех пор много воды утекло, ХХI век рождает разные предположения.
Знаменитые магнаты-землевладельцы (бояре и князья) Огинские, Тышкевичи, Пацы, Воловичи, вотчины которых находились близ Вевиса, исповедовали православную веру. Они не обделяли вниманием Вевисский монастырь. В Вевисе при монастыре существовала школа для живущих в округе православных литовцев и белорусов. А в 1602 г. Виленское Свято-Духовское братство разместило здесь свою типографию – удачный тандем богословия и просвещения. Здесь печаталась как обучающая литература: «Словарь» (Букварь) и «Славянская грамматика», так и книги богослужебного назначения. В Пражском музее Чехии сохранились две Библии на белорусском языке, возможно напечатанные в Вевисе. На гербе города Вевиса изображен древний печатный станок.
Свято-Духов монастырь выстоял в непримиримой вражде униатов с православными, когда те захватили многие церкви. Но со временем Вевисский монастырь стал приходить в упадок и обнищал. Виленское Свято-Духово братство ничем не могло помочь, потому что само испытывало великую денежную нужду. В это тяжелое время (ХVI век) большую помощь оказал защитник православия Богдан Матвеевич Огинский, а в следующее столетие – Пётр I . В результате оказанной помощи Вевисский монастырь остался православным до присоединения Литвы к России в 1795 году.
В 1806 году, при императоре Александре I, монастырь упразднили и превратили в приходскую церковь. Храм сгорел во время нашествия Наполеона. Не уцелели и деревянные монастырские постройки.
Лишь спустя 30 лет (в 1843г.) благодаря стараниям Виленского Свято-Духово братства появился новый храм, существующий до настоящего времени.
Вевис. Виленские мученики
В Успенском храме есть придел во имя святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, особо почитаемых православными Литвы. История трёх святых такова: бояре Кумец, Нежило и Круглец перешли в православную веру, но погибли от рук язычников в 1347 году. Православная церковь канонизировала их как святых великомучеников, при крещении нареченных Антонием, Иоанном и Евстафием. Их нетленные мощи покоятся в Свято-Духовом монастыре в Вильнюсе.
В начале нового XXI-го тысячелетия храм и колокольню увенчали новыми куполами и крестами. Тремя годами позже утеплили пол, сделали полный ремонт и внутри, и снаружи.
Успенский храм. Вевис
Когда мы с другом детства Владимиром Д. припарковались и вышли, чтобы осмотреть территорию и храм, оказалось, что служба закончилась и храм уже закрыли. Слева показалась группка велосипедистов. Они не были похожи на спортсменов, больше – на туристов. Так оно и оказалось: путешествуют аж из Питера.
Мы обошли храм вокруг, я снимала его довольно скромное архитектурное убранство.
Заметно, что нынешний вход в храм расположен как-то сбоку. Как потом выяснилось, старый центральный вход замуровали.
Собираясь уезжать, увидели, что ко входу бежит местная детвора, а с ними взрослый с ключами. Это по просьбе туристов из Питера идут открывать помещение.
Внутреннее убранство храма
Мы присоединились и вошли в храм. Внутри стоял дым от кадила, пахло ладаном – недавно закончилась утренняя служба. Нижнее фото даёт представление об атмосфере в церкви. Здесь же хорошо виден дубовый иконостас.
На снимке ниже представлены фигурные стеклянные фрагменты дверей.
В храме хранится несколько малоизвестных икон. Но в основном видны канонические иконы.
Остробрамская икона Богородицы
Эта икона почитается как в католической, так и в православной церквах. Её оригинал в богатом серебряном окладе находится в Вильнюсе в надвратной церкви ворот «Аушрос Вартай» (Ворота Зари). Иконография необычна:Дева Мария изображается без младенца Иисуса, внизу – серебряный полумесяц, на голове Богородицы две короны: её собственная корона, как Царицы Небесной, и корона королевы Польши. В своё время королевой Польши была прекрасная Барбара Радзивилл – вот и сложилась легенда, что лик Девы Марии списан с лица красавицы королевы.
Центральная арка Ворот Зари крупным планом. В центре между людьми хорошо виден лик Остробрамской иконы и роскошный золотой оклад.[/caption]
Мемориальные доски
Какая благодарная и вечная память об упокоенных, начиная с 1788 года! Черные мраморные памятные доски с начертанными золотом именами посвящены православным воинам, павшим на полях сражений под Аустерлицем и у Бородино.
Наш любезный и безотказный экскурсовод предложил подняться на колокольню. Ступеньки ведущей наверх винтовой лестницы были разного времени – массивные каменные – старинные.
А к самой верхотуре ведёт винтовая лестница с уже современными с просветами.
Колокольня, колокола и колокол Самгиных
В центре застеклённой колокольни подвешен 60-ти пудовый колокол, отлитый на заводе братьев Самгиных.
На нём есть небольшой скол, который нам предложили подержать в руках, чтобы оценить тяжесть маленького кусочка. Скол на колоколе виден по окислившемуся слою купоросного цвета. Колокол украшен орнаментами и надписями, в медальонах изображены Иисус Христос, Николай Чудотворец, Богоматерь с младенцем, и Николай Чудотворец.
По низу колокола идет выцарапанная надпись «приобретен августа 1900 усердием и старанием священника сей церкви Сергия Смирнова и прихожан…»
Колокола завода Самгиных были известны всей России и всему миру. Завод входил в тройку лучших колокольных заводов.
К концу XIX века самгинские колокола звонили в 67-и только московских храмах. В наше время колоколов Самгиных больше за рубежом, чем в России. Один из больших колоколов в храме Гроба Господня в Иерусалиме тоже самгинский. Он звонит во время появления благодатного огня.
Каждому желающему разрешили позвонить. Кто ж откажется? От удара языком о корпус колокола у мужчин получался звук густой и крепкий с преобладанием низких нот. У женщин получалось нежнее и тише.
На соседнем стокилограммовом колоколе отлита надпись «Воронеж 1990», напоминающая, что перед нами новодел. У окна подвешены малые колокольцы.
Из окна колокольни сделала снимок на расположенную напротив храма часть города. На снимке противоположной стороны города виден костёл Святой Анны.
Хранитель церкви
На нижнем снимке – наш любезный экскурсовод.
Он говорит на чистом литературном русском языке.
На вопрос:
– Сколько ступенек у лестницы на колокольню? –
ответил:
– Не считал. Знаете, иногда эти знания несут суеверные приметы.
Я подсчитала – ровно 70: 43 – старых и 27 – новых.
На благодарность за экскурсию, засмущался:
– Что вы, что вы, не хвалите.
– Но вы заслуживаете похвалы. Неужели в прелесть боитесь впасть?
– Да, – и застенчиво улыбнулся.
Литва. Вевис. Местный общепит
Мы тепло распрощались с нашим экскурсоводом и туристами и поехали перекусить в кафе неподалёку.
В кафе было уютно. Кроме нашего, занятыми оказались ещё два столика. За картофель фри, драники, чай и молочно-фруктовый коктейль заплатили 2.60 евро.
Электренай
В нескольких км от Вевиса находится годок Электренай, один из самых молодых городов Литвы, возникший при советах. В названии слышится слово «электро». Так оно и есть – город построили рядом с самой крупной в Литве> тепловой электростанцией. Заехали мы туда посмотреть на озеро. В Литве есть ни много ни мало, а четыре тысячи озер и три тысячи рек и речушек!
На въезде в город установлена модернистская стела – символ Электренай. Вдали виден городской песчаный пляж с горками-спусками в воду.
Возвращаясь обратно домой, мы поехали не по автостраде, а по параллельно идущей старой дороге, чтобы полюбоваться пейзажами.
Едем через Тракай. В Воскресный день в городке много машин и народу. Местные жители с табличкой «2 евро» выходят и приглашают на парковку к себе во двор.
Слева и справа замелькали озера.
Вот уже и Вильнюс.
Ещё 2 км и я дома!
Поделилась впечатлениями Русланова Валентина.
16 мая 2015 г.
Другие статьи В.Руслановой:
Три усадьбы Тышкевичей в “интерьерах” Литвы