“Венеция в Риме” – очерк Марины Кедреновской.
«Ах, Рим»! – вновь хочется мне воскликнуть вслед за стильной дамой из далекого прошлого.
Советской девочкой я сидела с мамой в кинотеатре «Литва» – шел «Человек-оркестр», французская комедия с любимым Луи де Фюнесом. Позади нас тоже сидели мама с дочкой – и я то и дело отворачивалась от экрана и глазела на них, дивясь и завидуя заграничным нарядам. Видно, мама много попутешествовала. Каждый эпизод из жизни танцорок, происходящий в новом месте, она комментировала на весь зал: «Ах, Ницца! О! В Риме прыгают! Ах, Рим»!
«Ах, Рим»! – продолжала восклицать я про себя, став юной. С этим у меня связано не самое эстетичное воспоминание. Мне настолько хотелось в Рим, что при мысли о нем начинало тошнить. Однажды я поделилась своими ощущениями с двумя приятелями. Один ответил банально:
– Вечный город.
Второй – нетривиально:
– Ты беременна Римом.
Тогда очутиться в Риме – казалось несбыточным. Но вот я стала зрелой и опять воскликнула: «Ах, Рим!», стоя перед Испанской лестницей.
А теперь, вступив в так жестоко называемый «период доживания», хочу восклицать снова и снова, я вновь испытываю то юношеское чувство. Ибо всё вновь кажется несбыточным.
Но мне также хочется воскликнуть: «Ах, Венеция»! Также теперь несбыточно?
А впрочем, кто мешает предаваться воспоминаниям? И, как говорится, чтобы два раза не вставать, вспомнить Венецию вместе с Римом? Опять же, как говорится – два в одном, или два по цене одного.
Когда я написала серию очерков о Венеции, подруга удивилась: а где же Дворец Дожей? А катание на гондолах? А собор святого Марка? Что же это за Венеция такая? Пришлось признаться: во Дворце Дожей не была, на гондоле не каталась.
Причины для этого нашлись, в том числе, и самые прозаические: я была ограничена в средствах. Гондола стоила порядка 80 евро, дворец – в районе 15. Хотя, возможно, меня и пустили бы в него бесплатно, по карточке Ассоциации гидов. Но дело не только в деньгах. Дворцов я повидала на своем веку немало, а вот удастся ли еще побродить по Венеции, по ее узким старинным улицам и вдоль каналов, почувствовать дух и аромат города, насладиться весенним адриатическим солнцем и сменяющими его облаками? Ограничена я была не только в средствах, но и во времени – а посещение дворца заняло бы полдня, со всеми-то очередями. Тогда я решила, что еще раз приеду в этот город в какое-нибудь противное время года – тогда и народа будет поменьше, и отели подешевле – и тут уж схожу во дворец. Решила, приехала – да так и не сходила: времени опять было в обрез. А теперь уж и боюсь что-либо решать.
В соборе святого Марка я однако побывала: без этого не мыслила Венеции, и заплатила бы сколько угодно.
Но вход в него бесплатный, а очереди удалось избежать благодаря хитрому маневру. Работая с туристами в Москве, я заметила, что места скопления лучше посещать во время обеда: буржуи привыкли принимать пищу в определенные часы. К тому же в Италии, как и в других западных странах, после двух тебя уже ничем не накормят. Вот мы и пришли к собору в начале второго, когда все уважающие себя люди разбрелись по ресторанам. Стояли минут десять и сравнивали жидкий хвостик с толпой, которую видели перед входом утром, в момент открытия.
Почему не написала о соборе? Во-первых, нет иллюстративного материала: внутри нельзя фотографировать. Во-вторых, о нем уже столько написано! А красочно передавать личные впечатления и ощущения я не умею. Одно фото – алтаря – я все же успела сделать прежде, чем ко мне подошел охранник. (Нет, я вовсе не собиралась нарушать – просто, ослепленная златом мозаик, не заметила запрещающую табличку.)
Но расставаться с собором не хотелось, как и со всем необыкновенным городом. Поэтому, возвращаясь в Москву через Рим, я первым делом устремилась к церкви святого Марка, на площадь Венеции.
Об этом расскажу в подробностях. Вначале, в аэропорту Фьюмичино, я села на электричку и доехала до станции Трастевере.
Затем вышла на привокзальную площадь.
Села на автобус и доехала до конечной остановки – Пьяцца Венеция.
Прогулка началась! Перед любой прогулкой я пью кофе, а в Риме еще и читаю (читала…) путеводитель «Рим в ореоле легенд и преданий» Людмилы Хаустовой. Вот он, рядом с чашкой, на столике. И вам я его искренне рекомендую! Если, конечно, еще сбудется…
Над площадью доминирует огромный Витториано, он же Алтарь Отечества – монумент королю Виктору Эммануилу II. Как только ни называли его жители города: и свадебным тортом, и пишущей машинкой, и чернильницей. Впрочем, прямого отношения к Венеции он не имеет.
А вот напротив него, через площадь – дворец, который так и называется Венеция. Он и дал площади имя.
Этот дворец был возведен в XV веке венецианским кардиналом Пьетро Барбо, будущим Папой Павлом II. На фасаде здания виден символ Венеции – лев.
В XVI веке здесь размещалось посольство Венецианской Республики, а после падения Наполеона – посольство Австро-Венгрии, так как Венеция отошла Австрии. Позже здание стало резиденцией фашистского правительства, и балкон его прозвали «балконом Муссолини»: Дуче произносил с него свои речи.
А с упомянутым выше Наполеоном связан другой, угловой, балкон – совсем рядом, на отходящей от площади знаменитой виа дель Корсо.
Балкон полностью скрыт от глаз людских.
Но когда-то он был открыт. По одной из легенд, на нем, днями напролет, заседала мать императора Летиция Рамолино Бонапарте. Вместе с дочерьми она разглядывала и обсуждала прохожих. Сын не одобрил такого времяпрепровождения и повелел закрыть балкон плотными жалюзи. А здание это вошло в историю как дворец Бонапартов.
Но вернемся на площадь. Заканчивая с дворцом Венеция, скажу, что сегодня в нем музей (гобелены, скульптура, оружие) и библиотека.
Есть также и дивный сад.
В 1906 году напротив дворца Венеция (и вместе с тем напротив Витториано) выстроили подобное дворцу здание. Таким образом площадь оказалась в обрамлении двух зданий с квадратными башнями.
Новое здание в стиле неоренессанс украшают зубцы гвельфов – такие можно увидеть и на стенах московского Кремля.
А располагается в нем Страховой банк, о чем по-итальянски свидетельствует табличка с еще одним символом на золотом фоне. Лев на табличке гораздо старше здания – датируется XVI веком – и был привезен в Рим из окрестностей Венеции.
На здании есть и другая табличка: «Здесь прежде стоял дом, в котором жил и умер блистательный Микеланджело».
Пожалуй, на этом знакомство с площадью Венеции можно закончить. Но как же церковь святого Марка, к которой я так стремилась? А дело в том, что здесь некоторая путаница с пьяццами.
Такая же путаница была у меня в советской Москве с площадями Революции и Свердлова. Но где бы она точно ни находилась, церковь вплотную примыкает к дворцу Венеция.
А построена она была в IV веке Папой Марком в честь его небесного покровителя и покровителя Венеции. У входа те же символы – каменные львы – их в округе много.
Мощи Папы поныне хранятся в церкви, а вот древние остатки его строения можно видеть лишь в подземелье: храм был перестроен в IX веке. В XV он стал приходом венецианцев в Риме.
Перед церковью привлекает внимание внушительная скульптура – вероятно, попавшая сюда из разрушенного храма Исиды. Но римляне зовут ее Мадама Лукреция: она похожа на покровительницу искусств, возлюбленную короля Альфонса Арагонского.
На этом я прощаюсь с Венецией. От мощной Мадамы Лукреции, минуя балкон болтливой мадам Летиции, иду по виа дель Корсо к другой площади – пьяцца дель Пополо. О ней и расскажу в следующем очерке.
Статьи Марины Кедреновской о Венеции
На вапоретто в Венецию
Венеция на рассвете
Венеция. По следам Гольдони
Венеция. Шедевры в храмах
Музыка в Венеции
По следам Тинторетто
Последнее утро в Венеции
Статьи (нет, это слишком официально звучит) – теплые живые рассказы-зарисовки о Венеции – такая прелесть, не могла оторваться, пока все не прочитала. Захватывающе интересно, как-будто сама там побывала: и на вапоретто покаталась, и каракатиц попробовала, и насладилась шедеврами италья́нских художников и композиторов и, наконец, поняла, что тоже очень хочу попасть в эту волшебную Венецию!