Венеция. По следам Гольдони

0
155

“По следам Гольдони”. Продолжение. Предыдущий очерк называется “Венеция на рассвете”.

Желание писать и играть на сцене проснулись во мне в дошкольном возрасте, когда бабушка привезла из Ленинграда толстую книгу в потрепанном коричневом переплете – комедии Карло Гольдони. Я часами сидела с ней за столом, в одиночестве, и вслух читала пьесы по ролям. Параллельно и сама создавала драматургические шедевры – в них фигурировали бесконечные Панталоне, Труффальдино и Беатриче. О чем шла речь, уже не вспомню, но помню, что мне очень нравилось вставлять авторские ремарки: Труффальдино (про себя), Беатриче (в сторону)…
Увы, все хорошее (да, впрочем, и плохое) когда-нибудь заканчивается. Однажды до слуха моего дяди донеслось, как я декламирую, и он не преминул доложить мне об этом.
– Я ничего не говорила, – смутилась я.
– Ты не говорила, а я услышал, – продолжал настаивать дядя.
Я смутилась еще больше и прекратила свои выступления.

В другой раз я представила на суд родителей отрывок пьесы: Панталоне (один) произносил гневный монолог о непослушной дочери Розауре, далее следовали слова: «Уходит. Возвращается через полчаса». Родители задали резонный вопрос: а что же эти полчаса делает зритель? Я снова смутилась и пьес больше не сочиняла – по крайней мере, несколько лет.

Венеция. По следам Карло Гольдони

И вот теперь, когда моя страсть к писательству – правда, не к драматургии, а к прозе – вспыхнула с новой силой, любовь к театру не остыла, а к двум давним увлечениям добавилась «охота к перемене мест», я стою перед памятником своему кумиру на кампо Сан Бартоломео в районе Сан Марко.

По следам Гольдони

По следам Гольдони

Говоря «в районе Сан Марко», я имею в виду то, что говорю: это не означает «вблизи собора или площади, носящих имя евангелиста». Сан Марко здесь – именно название района Венеции, по-другому сестьере.

Рядом с памятником находится церковь Сан Сальваторе, известная благодаря шедеврам Тициана. Если оставить ее главный портал слева и перейти через мостик, то справа увидишь театр Карло Гольдони. Это простое здание XVIII века, кажущееся куда более поздним за счет современного оригинального оформления.

По следам Гольдони

Интересны его вывеска и двери,

По следам Гольдони

и причудливые медальоны на стенах, и рамы афиш,

По следам Гольдони

на одной из которых можно увидеть ряды золоченых лож: оказывается, современный только фасад, а зал старинный – более того, он считается чуть ли не самым красивым в городе.

По следам Гольдони

Театр много раз менял название – имя Гольдони он получил в 1875 году, а руководил им драматург и либреттист с 1752-го по 1761-й – затем уехал во Францию, где и скончался в 1793-м. И сегодня в роскошном зале дают его пьесы.

Карло Гольдони в Венеции

Поблизости расположен книжный магазин «Гольдони» – все в этом квартале говорит об уважении к памяти «отца итальянской комедии».
А в кафе «Флориан» на площади Сан Марко, в числе изображений великих сынов Италии – Марко Поло, Рафаэля, Тициана – висит и его портрет.

По следам Гольдони

Памятник, театр и магазин разбросаны рядом с мостом Риальто – если по нему перейти в сестьере (район) Сан Поло, скоро дойдешь и до дома, а точнее палаццо XV века, где прошло детство знаменитого комедиографа. Здесь же он и родился в 1707-м. Хотя… скоро только сказка сказывается, а чтобы найти дом, придется, возможно, немного и поплутать. Во всяком случае, именно это произошло с нами.

Венеция. Дом-музей Карло Гольдони

Сначала мы пошли ровно в противоположную сторону и уперлись в воду. Потом вошли в арку и оказались в тупике.

По следам Гольдони
И то, и другое в Венеции случается сплошь и рядом: думаешь, что улица, а это лишь путь к крошечному причалу. Или думаешь, что мост, а он, вместо того, чтобы перевести тебя через канал, исчезает в подъезде какого-нибудь дома. Такого количества тупиков нет, кажется, нигде: идешь-идешь по длинному и узкому проходу, сворачиваешь в другие столь же узкие и длинные, и вдруг выясняется, что выхода нет: ты стоишь у двери или внутри замкнутого дворика (корте).

По Венеции без Гольдони

Остается проделать обратный путь, а его не всегда вспомнишь – можно заблудиться еще бесповоротнее. Иногда возникает ощущение, что вот здесь-то и ждет тебя «смерть в Венеции» (и зачем Томас Манн с Висконти вбили в наши головы этот образ?!) – Между прочим, есть в городе и улица, и канал Убийц. – А если и не смерть, то расставание с сумкой с деньгами и всеми документами – к счастью, нас такая участь не постигла, но порой делалось жутковато.

Словом, идти по Венеции в «определенном направлении» бессмысленно, если только смысл не заключается просто в гулянии – тогда нужно отдаться «на волю волн» и брести, куда ноги выведут. Если же есть конкретная цель, то необходимо либо запастись очень подробным планом, либо беспрерывно спрашивать дорогу у местных жителей. Они, кстати, очень охотно ее показывают, каждый раз добавляя «а там еще раз спросите»: понимают, что запутаться недолго.

Дом Карло Гольдони. Как найти?

Именно так я и советую поступить тем, кто будет искать дом прославленного венецианца, вместо того, чтобы самой пытаться описать ведущий к нему тернистый путь. Скажу лишь, что произнести надо заклинание «каза Гольдони» и что находится дом рядом с кампьелло Сан Тома и рио Терра деи Номболи на очень узкой улочке.По следам Гольдони

Вот его готический портал и табличка с профилем,

По следам Гольдони

а вот и вход в музей.

По следам Гольдони
Мы в него опоздали, но не думаю, чтобы он был слишком уж интересен: ведь никаких комнат, в которых жил мастер, не сохранилось (хотя есть там старинный театральный реквизит, и даже кукольный театр). Гораздо интереснее, на мой взгляд, осмотреть дом снаружи, просто постоять перед ним, отдавшись своим мыслям.

По следам Гольдони

Венеция. Вокруг дома Карло Гольдони

Другим фасадом он выходит на канал, прямо перед ним типичный горбатый мостик, на котором и можно всем этим заняться. Изучить кирпичные узоры, ниши и арки, готические окна и крыши с трубами-раструбами, так часто встречающимися в Венеции.

По следам Гольдони

И оглядеться по сторонам, почувствовать атмосферу, в которой рос будущий писатель; понять, что питало его, когда он творил свои смешные произведения.

По следам Гольдони

Не знаю, открою ли я еще раз хоть одно из них. Схожу ли в театр на поставленный по нему спектакль. Я так боюсь современных сценографий! Очень жалею, что не застала тех, которые создавал Николай Павлович Акимов в Ленинградском Театре Комедии. Вот были костюмы и декорации!

Впрочем, не так давно послушала у Покровского оперу «Четыре самодура» Вольфа-Феррари – чудесное, очень забавное представление! А еще посмотрела в Малом пьесу «Влюбленные» итальянского режиссера Стефано де Лука – тоже совсем не плохо. Но не это важно – главное, что стоя на мостике перед домом Гольдони, я вспомнила счастливые минуты своего детства и вновь чувствовала себя счастливой – совсем, как тогда!

По следам Гольдони

Продолжение в очерке “Венеция. Шедевры в храмах”.

Все статьи Марины Кедреновской.

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь