Продолжение. Предыдущий рассказ “Музыка в Венеции”.
Вообразите, что Вы – страстный поклонник Якопо Тинторетто, и Вам мало его «Рождения Иоанна Крестителя» в Эрмитаже. К тому же в Питер надо ехать, а в Пушкинском музее в Москве есть лишь «Мужской портрет» его сына Доменико. Вы едете в Рим, но и там его не так много, и Вы решаете из Рима отправиться на один день в Венецию, где он почти безвыездно прожил всю жизнь и оставил множество работ.
– Но в Венецию попасть не так-то просто – приехать туда только ради Тинторетто?!
– Поверьте, идея не так абсурдна, как может показаться на первый взгляд. Тинторетто в Венеции столько, что следуя за ним, Вы обойдете весь город. Он буквально везде – вся Венеция будет как на ладони.Итак, Вы вышли на вокзале Санта Лючия, перед Вами Канале Гранде и мост Скальци…
Далее по Бунину:
Всякий раз, когда вокзал минуешь
И на пристань выйдешь, удивляет
Тишина Венеции, пьянеешь,
От морского воздуха каналов.
Эти лодки, барки, маслянистый
Блеск воды, огнями озаренной,
А за нею низкий ряд фасадов
Как бы из слоновой грязной кости…
Вы поворачиваете налево и по длинной Рио Терра Листа ди Спанья, с рядами магазинчиков, торгующих муранским стеклом, доходите до кампо Сан Джеремия. Углубляетесь в район Каннареджо и, минуя Гетто (или по дороге зайдя и в него), идете по Рио Терра Фарсетти. Здесь можно сделать крюк вправо ради одного из ранних вариантов «Тайной вечери» Тинторетто в церкви Сан Маркуола.
Затем, пересекая каналы, Вы добираетесь до набережной Мавров (фондамента деи Мори).
Здесь стоит дом, в котором Якопо Робусти, прозванный Тинторетто («маленький красильщик»), провел последние двадцать лет своей жизни.
Еще в конце XIX века на нем была установлена мемориальная доска.
Сегодня дом закрыт для посещений – это частная собственность.
Наряду с Джованни Беллини, Джорджоне, Тицианом и Веронезе Тинторетто считается одним из крупнейших представителей венецианской школы живописи.
Мастер родился в Венеции около 1519 года в семье красильщика шелка, отсюда и его прозвище. В детстве принимал участие в работах маляров и так научился пользоваться красками. Вел скромный образ жизни, что отличало его от его первого учителя Тициана и от Веронезе. Скончался в 1594-м и был похоронен церкви Санта Мария делль Орто, расположенной по соседству, на одноименной площади.
Здесь же похоронены его дети: сын Доменико – тот самый, что представлен у нас в Пушкинском, и дочь Мариетта – тоже художница. Это о жизни – теперь о творчестве.
Храм изобилует шедеврами Тинторетто, созданными специально для этой церкви. Разобраться в них несложно: в кассе, где нужно уплатить 3 евро (только не гидам – их пускают бесплатно), Вам вручат информацию на нужном языке, в том числе русском.
Кроме того, везде установлены такие схемы.
В верхней части алтаря расположены аллегорические изображения добродетелей – Умеренности, Справедливости, Осторожности, Силы; лишь центральный образ – Веры – принадлежит кисти другого художника – Пьетро Рикки. В левой и правой частях алтаря – опять Тинторетто: «Явление креста св. Петру» и «Усекновение главы св. Павла», посередине – «Благовещение» Якопо Пальма Младшего.
Шедевры Тинторетто разбросаны по всему храму. Это и «Поклонение золотому тельцу»,
и «Чудо св. Агнессы»,
и «Введение во храм»,
и «Страшный суд».
Есть в храме и работы сына – Доменико Тинторетто: «Рождество» с «Ангелами»,
«Отец во славе».
Представлены и другие художники: Чима да Конельяно – «Иоанн Креститель со святыми Петром, Марком, Иеронимом и Павлом»,
«Христофор, несущий младенца Христа» (копия).
Якопо Пальма Старший – «Св. Винсент со св. Домиником, патриархом Лоренцо Джустиниани, Еленой и папой Евгением IV».
Наконец, великий Тициан – «Архангел Рафаил с Товием» –
и его школа– «Мадонна с младенцем и святыми».
Выйдя из «церкви Тинторетто», как часто называют Мадонну делль Орто, можно заглянуть в ее клуатр,
а затем, еще раз посмотрев на дом художника,
направиться к югу, в сторону фондамента делла Мизерикордиа. А далее перемещаться от пункта А к пункту Б. Перейдя через канал, взять чуть левее по Страда Нуова, к церкви Санта Фоска – «Святое семейство с донатором».
Рядом церковь Сан Марциале – когда-то ее алтарь украшали фрески Тинторетто, но ныне они утрачены. Затем, по той же улице, до Сан Феличе – здесь сохранилась алтарная картина его работы.
И, в том же направлении, до кампо Сан Джованни и Паоло. Рядом с колоссальной одноименной церковью, украшенной Лоренцо Лотто, Чимой да Конельяно и Джованни Беллини, расположена Скуола Гранде ди Сан Марко – сейчас в ней больница, часовня которой хранит произведения Тинторетто и Веронезе.
Отсюда можно снова взять на юг к площади Сан Марко – на улицах то там, то здесь встречаются стрелки, указывающие направление главных достопримечательностей города.
Есть Тинторетто и во Дворце Дожей – «Рай», и в музее Коррер, на противоположной стороне площади – «Св. Юстина с тремя казначеями». Потом нужно идти на восток, к церкви Сан Стефано – там найдёте «Омовение ног», «Моление о чаше», еще один, поздний, вариант «Тайной вечери». Выйти на мост Академии через площадь Сан Стефано и прелестный садик палаццо Франкетти, где вовсю цветет рододендрон,
а рядом торгуют цветами.
Стоя на мосту, можно обернуться и на этот красивый дворец. Можно и заглянуть в него мимоходом: расположенная в нем вставка современного искусства дает возможность бесплатно полюбоваться восхитительными интерьерами.
На другом берегу у моста
расположена Галерея Академии – вот уж где множество работ Тинторетто! Здесь находится «Чудо святого Марка» – итог исканий молодого мастера и своего рода синтез тех влияний, которые оказали на него Тициан и другие венецианцы, Микеланджело, римско-флорентийский маньеризм. Эта картина помогла Тинторетто обрести широкую популярность в Венеции.
Отсюда, по параллельным набережной улочкам, можно добраться до Санта Мария делла Салюте, чтобы увидеть «Брак в Кане Галилейской».
А затем, по району Сан Поло, дойти до Скуола ди Сан Рокко, знаменитой грандиозным циклом из пятидесяти шести (!) картин Тинторетто: он выполнил его единолично за ничтожную плату — ежегодную ренту в 100 дукатов.
Известный своим бескорыстием, художник часто предлагал свои услуги государству и Церкви с единственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски.
Для братства Сан Рокко (св. Роха) он работал последние тридцать лет – для него безвозмездно создал картину «Святой Рох во славе», затем «Распятие» – одно из самых больших в мире живописных полотен – и множество других работ.
Наконец, в церкви Сан Поло полюбоваться «Тайной вечерей». С «Тайной вечери» мы начали знакомство с Тинторетто, ею оно и заканчивается. В стороне осталась лишь расположенная на острове церковь Сан Джорджо Маджоре (на фото слева)
– там находится последний ее вариант, написанный в год смерти художника, итог всей его жизни.
Отсюда недалеко до вокзала, но если вы устали ходить пешком, есть еще один вариант: дойти до моста Риальто (нельзя же обойти его своим вниманием!) и сесть на вапоретто – по Канале Гранде, мимо великолепного Ка д’Оро и других палаццо, он доставит вас на вокзал. Таким образом вы отдадите дань каналам и посмотрите на город со стороны воды. В любом случае круг замкнется, и вы спокойно вернетесь в Рим – с ярчайшими впечатлениями и – пусть даже поверхностным – знанием всей Венеции.
Окончание венецианского цикла в рассказе “Венеция. Последнее утро”.
Все рассказы Марины Кедреновской.
По моему мнению, географические названия желательно дублировать на латинице.