Венеция на рассвете – продолжение цикла венецианских статей. Начало в очерке “На вапоретто в Венецию”.
Моя подруга Лена прочитала у Ипполитова, что необыкновенно хороши на рассвете мост Риальто и открывающиеся от него виды – и не только потому, что прекрасно освещение, но и, а может – и главное, потому что в это время его еще не заполонили толпы туристов. И вот, встав в шесть часов и наскоро попив в номере кофейку, мы вышли из гостиницы с собственным маленьким садиком,
расположенной у моста Дьявола,
и направились по набережной Скьявони к площади Сан Марко. Накануне в греческой православной церкви Сан Джорджо деи Гречи
я встретила компанию русских, с которой летела из Москвы. Соотечественники искали церковь Сан Заккария. Я как заправский гид объяснила, что пройти к ней можно либо вдоль канала,
либо по набережной Скьявони.
– Только не по набережной! – взмолились они. – Мы только что оттуда – там столько народа!
Теперь же, в ранний час, набережная была пустынна. На острове из тумана проступали очертания Сан-Джорджо Маджоре с его знаменитой кампанилой.
Чуть дальше, на другом берегу Канале Гранде виднелась Санта Мария делла Салюте (на фото справа).
С пустого мостика на набережной я сфотографировала знаменитый мост Вздохов без заслоняющих его голов,
а затем мы пошли вдоль палаццо Дожей.
Я вспоминала маленькую картину Коро «Утро в Венеции», висящую в Пушкинском музее – не правда ли, есть сходство?
Только у Коро утро ясное, редкие прохожие ступают по чистой мостовой. В реальности же на земле валяется много мусора, еще больше уже сложено в стоящие повсюду цветные пластиковые пакеты, уборщики-итальянцы (!) старательно метут; столики кафе, днем закрывающие собой полнабережной, составлены в стопки – картина получается немного грустной. С одной стороны приятно, что нет туристов, с другой – их пестрая толпа оживляет картину, делая ее более веселой. У всего есть свои плюсы и минусы.
Но вот и колонны, вывезенные из Константинополя во времена крестовых походов: на одной из них крылатый лев – символ св. Марка, на другой – св. Теодор, первый покровитель города.
Вот и кампанила, напоминающая кампанилу Сан Джорджо напротив – на картинках я принимала их за одну и никак не могла разобраться, где же что находится. Впрочем, разобраться в Венеции и сейчас непросто. Кампанила обрушилась в 1922 году, теперь она восстановлена. Вообще говорят, что колокольни Венеции время от времени брякаются – не хотелось бы оказаться погребенной под одной из них: та еще «смерть в Венеции».
Мы вышли на пьяцетту Сан Марко – не пьяццу (площадь), а именно пьяцетту (маленькую площадь), прилегающую к главной.
Сюда уже просится Каналетто из того же ГМИИ, только вид у него с воды – мы наслаждались точно таким же, проплывая вечером по бухте Сан Марко, вместо старинных гондол кишевшего моторными лодками.
Вот древние константинопольские тетрархи из порфира – Лена, проведшая полжизни в Херсонесе и неравнодушная к византийскому искусству, регулярно ходит их потрогать или просто полюбоваться.
А вод боковой фасад собора Сан Марко из разноцветного мрамора, также вывезенного из Византии.
Очередь перед собором еще не выстроилась,
площадь тоже безлюдна.
Так будет выглядеть она всего лишь через пару часов.
Мы вошли в арку Торре делль Оролоджо с очередным крылатым львом
и пошли по улице Мерчерия (на венецианском диалекте Марцерия). В статье Дмитрия Савицкого, выдранной мной из какого-то случайно попавшегося журнала, сказано что раньше «самой простой дорогой от Сан Марко до моста Риальто была улице Мерчерия». Является она таковой и теперь, издавна на этой торговой улице находится множество магазинов.
Вот, наконец, и мост Риальто! Рассвета на мосту не получилось: во-первых, потому что уже давно рассвело, во-вторых, мост почти полностью закрыт на ремонт. Еще не открывшиеся магазинчики затянуты металлическими шторами, исписанными граффити – картина довольно унылая.
Гораздо больше впечатлил меня этот мост, когда мы оказались на нем ближе к вечеру – возле него в Сан Поло шла бойкая торговля сувенирами,
витрины на мосту сверкали,
яркая праздничная толпа оживляла вид. Да не так уж и много было народа – в московских музеях видали и побольше.
Зато утром хорошо пройтись по набережной за мостом. Накануне мы проплывали здесь почти ночью, все кафе были забиты – теперь в них не было ни души.
Хорошо полюбоваться Канале Гранде без снующих по нему лодок и вапоретто
и палаццо на другом берегу.
В том числе знаменитым Ка д‘Оро (Золотым дворцом), расположенным сразу за причалом.
Когда-то он был выкрашен в светло-синий и бордовый цвета с золотом – многие и до сих пор считают его самым красивым дворцом Венеции.
Только пробуждался колоритный рынок Риальто,
пробуждались коты район Сан Поло.
У Дмитрия Савицкого я вычитала, что в XIX веке в этом районе, на стойке кофейни, жил белый и пушистый кот Нини – у него был свой альбом, в котором расписывались русский царь Александр III, король и королева Италии, папа Лев XIII и другие сильные мира сего. Когда же Нини «отправился на свои кошачьи небеса, были устроены пышные похороны, и альбом… украсили оды поэтов».
Немного побродив по Сан Поло, мы вернулись к мосту. Осмотрели церковь Сан Джакомо ди Реальто –
она считается старейшей в городе: была основана вместе с ним – 25 марта 421 года. Затем вновь перешли через мост, дошли до небольшой площади Сант Анджело, с которой видна накренившаяся колокольня церкви Сан Стефано. Как бы и она не упала…
Оттуда пешком добрались до площади Манин, а дальше – по указателю, по узенькой улочке – до изумительной лестницы дворца Контарини дель Боволо («боволо» на веницианском диалекте означает «улитка», и дворец получил свое название именно благодаря винтовой лестнице).
Потом вернулись на Сан Марко и вдоль его бокового фасада,
еще раз сфотографировав мост Вздохов – теперь с другой стороны,
вернулись в гостиницу к завтраку. Аппетит нагуляли волчий, и завтрак – шведский стол – превратился для нас в обед. Утренняя прогулка оказалась не только приятной, но и полезной: позволила сэкономить на обеде.
Продолжение веницианского цикла в очерке “Венеция. По следам Гольдони”.
Таня, как непривычна малолюдная Венеция! Отдельное спасибо за картины!!
Оля, непременно передам твой отзыв автору статьи. Я здесь не при чём, я только разместила статью Марины. Очень рада видеть тебя в гостях!
Спасибо! И фотографии не шедевр (простите!), и текст не заискивающий (!), а пробирает. Вот прямо чувствуешь воздух, приглушенный шум воды, звук обуви одиноких прохожих… То ли автор – профессионал так зацепил, то ли Венеция под любым “соусом” дорога и любима. Пробрало! Спасибо!
Спасибо за чудесный рассказ, за пустынную утреннюю Венецию! Венеция по-разному хороша в разное время суток и года.