Владимир Вейсберг – замечательный художник середины – второй половины XX века. К столетию со дня рождения живописца в Галерее искусств стран Европы и Америки ГМИИ им. Пушкина открылась выставка работ мастера. Его картины привезли из нескольних музеев и частных коллекций. Кураторы временной экспозиции “прошли” вместе с Вейсбергом все этапы его индивидуального творческого развития и показали становление мастера. На выставке посетителям представили путь Владимира Вейсберга “От цвета к свету”.
Билет в Пушкинский музей с аудиотуром.
***
Несколько фактов творческой биографии Владимира Вейсберга.
Владимир Григорьевич Вейсебрг родился в Москве и оставался москвичом до конца дней. Вся его жизнь связана с искусством, где он не искал лёгких соцреалистических путей.
В своей автобиографии художник писал, что живописью он начал заниматься с 1935 года. Тогда будущему мастеру едва исполнилось 11 лет.
Вейсберг получил прижизненное признание на ниве неофициального искусства. Но в рамки нонконформизма он тоже не вписывался. Владимир Вейсберг выстроил индивидуальную теорию колоризма в живописи, которую он проповедовал в полотнах зрелого периода творчества.
Картины художника участвовали во многих зарубежных и отечественных выставках, его работы коллекционировал легендарный Георгий Костаки.
Интересный факт: в 1962 году Вейсберг участвовал на выставке молодых советских художников – последователей авангардизма в Манеже. Его работы были представлены среди прочих “антисоветских” произведений в центральном выставочном зале, как тогда назывался Манеж.
Первая персональная выставка живописца в России состоялась в 1987 году, через три года после его смерти. При жизни, в 1975 году полотна Вейсберга показывали в Иерусалиме, в 1977 году состоялась его выставка в Дрездене.
Имя Владимира Вейсберга хорошо известно теоретикам живописи – мастер занимался преподаванием и разработал собственную теорию изображения белого на белом.
Лучше всех о Вейсберге сказал его товарищ по цеху, Владимир Немухин:
“Вейсберг всю свою жизнь упорно стремился к овладению тайной белизны – откуда идёт Великое Молчание, подобное в материальном изображении холодной, в бесконечность уходящей стене, которую ни перейти, ни разрушить, – и под конец постиг её”.
Многие источники, в том числе стенд с фактами биографии Вейсберга на выставке в Пушкинском музее упоминает о нестабильном душевном состоянии мастера, депрессиях и лечении в клиниках. Напомним, что никакие психические болезни никогда не мешали творчеству знаменитых удожников. Здесь уместно упомянуть В.Врубеля, Л.Кекушева и, в конце концов, Винсента Ван Гога.
“От цвета к свету”
Определение “От цвета к свету” придумала Анна Чудецкая, исследователь творчеста В.Г.Вейсберга. Под таким названием искусствовед издала свою монографию о художнике.
Судьба свела Владимира Вейсберга с Пушкинским музеем задолго до выставки 2024 года от “Цвета к свету”. В 1955 году в музее проходили две знаковые выставки. Для того, чтобы лучше изучить представленные на выставках картины французских мастеров рубежа XIX – XX столетий, в частности, Поля Сезанна, на которого Вейсберг ориентировался в своём творчестве, художник устроился в ГМИИ разнорабочим.
Ещё одна знаковая встреча Пушкинского музея и В.Вейсберга состоялась уже после смерти мастера (он умер на 60-м году жизни). В 1997 году вдова Вейсберга Галина Ерёмина передала в дар музею коллекцию его живописи и графики.
На выставке представлен один живописный пейзаж, это самая ранняя работа Вейсберга, 1947 года – “Куст” из коллекции Пушкинского музея.
Год стал знаковым для Вейсберга. К экзаменам в Суриковский институт его готовил художник Сергей Михайлович Ивашёв-Мусатов, ученик Ильи Ивановича Машкова. Экзамены Владимир сдал на отлично, но… В тот год в художественный институт стремились слишком много претендентов и кандидатуру Вейсберга отклонили, несмотря на высокие результаты на экзаменах.
Лучше всего о художнике рассскажут не эпизоды жизни, а его картины. Натюрморт и портрет – два жанра живописи, которые Вейсберг предпочитал в своём творчестве.
В.Вейсберг. Цветные натюрморты
В зрелые годы Вейсберг много работал в жанре натюрморта и создавал свои удивительные разбеленные, почти монохромные работы. В середине пятидесятых его интересовали сочетания контрастных тонов. Мне показалось, что натюрморты Вейсберга не просто изображают цвет и форму. Мир вещей на полотнах мастера рассказывает какую-нибудь историю.
Например, “Неубранный стол” 1955 года из коллекции Пушкинского музея поведает о большой семье – вон сколько тарелок оставили на столе.
Все домочадцы очень заняты – посуду помыть некому… Я обратила внимание на тазик с посудой. Неизменный атрибут каждой раннесоветской кухни уже стал винтажем. Молодое поколение не помнит, что посуду мыли именно так – в тазике с горячей водой. Газовая плита зажигалась спичками, большая коробка лежит на столе. А лук – это уже не рассказ, а живопись – изображение жёлтой шелухи на жёлтом фоне. Это контраст и гармония композиции – такие же жёлтые луковицы лежат на верхней полке, но уже на коричневом фоне.
Подобные тарелки появятся в натюрморте четыре года спустя. И снова тазик и жёлтый фон стола, и гармония композиции и ритма – центральная группа уравновешивается подобными предметами с флангов.
***
Особенно мне понравился натюрморт с гранатами. В нём по Сезанну, встречаются шар граната, параллелипипед (вместо цилиндра 🙂 ) чемодана и конус зонтика.
Но смотрите внимательнее, предметы снова рассказывают свою историю – человек вернулся из южной коммандировки, небрежно повесил галстук, бросил шляпу и зонтик на спинку стула. Ему не терпелось предъявить сюрприз, подарок – невиданные спелые гранаты. Возможно, человек сам срывал их с дерева.
“Натюрморт с персиками” 1955 года из собрания Марка Курцера поведает повесть о свидании.
На край стола брошен её веер. Персики не тронуты и на всякий случай оставлен большой запас “Беломора”. Но если снова подходить к натюрморту как к жанру, то и тут изнутри на нас смотрит кумир Вейсберга – Поль Сезанн. Но без цитирования и подражания. Вейсберг, усвоив сезанновский урок, смотрит на предметы своим личным взглядом
В натюрморте 1959 года “Пионы” при желании также можно различить “след Сезанна”. Но я особенно восхитилась шапками белых цветов на серо-стальном фоне.
В.Вейсберг. Портреты
Наряду с натюрмортами, в 50-х годах Владимир Вейсберг писал портреты. Художник создал их в 1958-1959 годах, работы входят в цикл, позже названный “Мои соседи”. Портрет Маши Либединской 1958 года из коллекции Инны Баженовой,
Ани Блиновой (Гудзенко) из собрания Марка Курцера,
портрет актрисы (Е.Д.Андрианова-Васильева), принадлежащий Евгению Нутовичу
и двойной портрет семьи Щегловых.
Картина хранится в ГМИИ им.Пушкина. Мне показалось, что это произведение – лучший портрет “цветного” Вейсберга. Поза моделей говорит об удивительной семейной гармонии. Мужчина сидит на первом плане, олицетворяя главу и опору семьи. На втором плане, лицом к мужу Вейсберг посадил супругу. Жест её руки красноречиво говорит об отношении к мужу – любви и доверии. Лица супругов повёрнуты к зрителю, но ни один из них не смотрит на нас. Взгляды немного отстранены, они серьёзны и задумчивы, погружены в свои размышления.
Обратите внимание, что всех моделей Вейсберг писал на белом фоне без единых посторонних предметов, намекающих на род деятельности или увлечения, нет и других “говорящих” деталей. Человек интересует Вейсберга сам по себе, без каких-либо сопутствующих намёков.
С портретной живописью Вейсберга мы ещё встретимся, но это уже будет совсем другая живопись и иной Вейсберг.
В.Вейсберг. 1960-ый год. Основные виды колористичесго восприятия
1960 год стал для Владимира Григорьевича Вейсберга особенным. На симпозиуме по структурному изучению знаковых систем он прочитал (а позже опубликовал) доклад о проблемах колоризма. Эволюцию восприятия цвета Вейсберг изложил в таблице.
Признаюсь, как далёкий от теории искусства человек, я не вникла в идеи Вейсберга. Что не помешало с восторгом принять его цветовые эксперименты в живописи. Процитирую выставочный стенд:
“Эволюция восприятия цвета виделась Вейсбергу как процесс, развивающегося от простого к сложному, от открытого – “пигментного” – декоративного пятна к сложному – “дифференцируемому” – цвету, к цветовой структуре, неопределимой словами, к “неузнаванию цвета”. Оксюморон “невидимая живопись” – вовсе не пародокс: это вид живописи, который венчает развитие колоризма”.
Прогулка по Пушкинскому музею. Галерея импрессионистов.
***
Графика
Два зала на выставке посвящены работам “невидимой живописи”. Но переход от цвета к свету для зрителя проходит постепенно. Между залами с работами, написанными до 1960 года и экспериментов Вейсберга с колоритом, представлена небольшая экспозиция графики. Женская натура, натюрморты, редкие для Вейсберга пейзажи – карандашные работы художника также интересны, как и его живописные полотна.
Невидимая живопись. Натюрморт
Невидимая живопись Вейсберга – самый любопытный раздел и его творчества и всей выставки.
Несомненно, цветной период его живописи интересен. Но своё особенное слово в искусстве мастер сказал в своих разбеленных почти до невидимости полотнах. Превалируют натюрморты и портреты. Причём, в предметном мире вейсберговских натюрмортов чаще всего встречаются геометрические конструкции – студийные гипсовые формы, кубы, сферы, призмы и цилиндры с вкраплением обычных предметов. Открывает залы чисто вейсберговской живописи натюрморт “Девять колонн” 1971 года.
Полтора десятилетия спустя, уже после смерти художника, Владимир Немухин создал инсталляцию “Посвящение В.Вейсбергу”.
Художник выстраивал полотна на тончайших, почти не различимых глазу тональных градациях. Своё творчество сам мастер называл “неузнаванием цвета”, а свою живопись “архитектурой валёров”.
Предметы в натюрмортах Вейсберга как бы отходят внутрь картинной плоскости, мастер погружает их пространственную среду.
Вейсберг сопоставляет поверхность и глубину. Картинная плоскость стала невидимой, прозрачной. За ней открылось глубокое пространство, в атмосферу которого погружаются предметы.
Белое на белом. Портреты
В портретах В.Вейсберга черты лица человека теряются в тумане, дымке особой живописи, часто глаза модели прикрыты. Здесь приходит на ум, что Вейсберг теряет интерес к человеку как к личности, его интересуют эксперименты с цветом. Фигуры “утрачивают чёткий контур и погружаются в абстрактную пространственную среду, почти растворяясь в ней” (из информационного стенда выставки).
Хотя живопись мастера часто называют “белым на белом”, ни и в одной из работ Владимира Вейсберга нет чистого белого цвета. Он всегда смешивал белила с хроматическими цветами. Но как в натюрмортах, так и в портрета, доминирующим в живописи Вейсберга становится пространство.
Портреты мастера как бы растворяются в пространственной среде и в колористической вибрации.
Предмет и пространство становятся соматериальны друг другу, они как бы распластываются на картинной плоскости, почти полностью теряют объём.
Завершим небольшой обзор творчества В.Вейсберга в рамках выставки “От цвета к свету” цитатой Дмитрия Сарабьянова об искусстве В.Вейсберга:
“Вейсберг намеренно старался не делать последних шагов в своём, казалось бы, бесконечном движении… Нередко он намеренно возвращался вспять – пусть и в каких-то частностях, в деталях”.
***
Предложим читателям билет в Главное здание Пушкинского музея с аудиотуром по коллекции.
Билет в Пушкинский музей с аудиотуром.
Иногда есть смысл услышать экскурсию из уст грамотного специалиста по коллекции музея. Экскуровод в Галерее Пушкинского музея предлагает открыть мир картин-впечатлений и узнать о художниках-бунтарях.
Прогулка по Пушкинскому музею. Галерея импрессионистов.
О выставке в Галерее искусств стран Европы и Америки Пушкинского музея мы рассказывали в статье
Пушкинский музей. Временная экспозиция Галереи искусств стран Европы и Америки.