Братья Васнецовы. Выставка в Москве

2
904
Виктор Васнецов. Единородный Сын Слово Божие" 1890. ГТГ

В мае 2024 года в новом здании Третьяковки на Крымском валу открылась выставка “Связь поколений”, где представлены работы трёх Васнецовых – Виктора и Аполлинария Михайловичей и Андрея Владимировича – внука Виктора.
Выставочные залы не успели остыть от собрания полотен Николая Рериха. Стены всё ещё помнят гостью Третьяковки – художественную галерею Перми. Стенды едва сбросили тяжесть холстов средневековой фресковой живописи грузинских храмов, восстановленных стараниями Адольфа Овчинникова. И вот новое событие – Васнецовы, да не один, а три мастера!

Новая Третьяковка: аудиоэкскурсия по отечественному искусству XX века

___

Выставка Васнецовых – отзыв. Личное впечатление

Мы видели много выставок в Новой Третьяковке и испытывали разные ощущения. “Связь поколений” произвела самые сильные впечатления. Мы оценили и грандиозность мастеров, и число показанных работ, и их разнообразную тематику, и организацию пространства выставки Васнецовых.

Особенно яркое впечатление производят пейзажи Аполлинария Васнецова. От больших холстов, изображающих философские сибирские и уральские панорамы по коже пробегали мурашки.

Аполлинарий Васнецов. Оренбургские степи. Выставка Васнецовых
Аполлинарий Васнецов. Оренбургские степи. Фрагмент. 1893. Дар автора Вятскому музею.

Необыкновенно сильны картоны с росписями Владимирского собора Киева. Трудно оторваться от работ с христианской тематикой. К ним хочется возвращаться, узнавать сюжеты, дивиться трактовке, рассматривать детали.

В.Васнецов. Христос Вседержитель.
В.Васнецов. Христос Вседержитель. Картон для росписи плафона главного купола Владимирского собора в Киеве. Приобретено П.М.Третьяковым.

Работы Андрея Васнецова экспонируются особняком. И недаром. Манера мастера сильно отличается от стиля его прославленных дедов. Если бы мы знакомились с творчеством Андрея Владимировича Васнецова вне зависимости от его именитых предков, то смогли бы внимательнее рассмотреть его полотна, оценить, восхититься. На фоне же братьев Васнецовых, картины младшего коллеги и родича показались чужеродными, “не из той оперы”, советскими, несколько приземлёнными.

Андрей Васнецов. Натюроморт. Посудная полка. Выставка Васнецовых.
Андрей Васнецов. Натюроморт. Посудная полка. 1965. ГТГ. Выставка Васнецовых.

Нас неудержимо потянуло снова назад, к дедам, к сказочным мотивам Виктора, к видам старой Москвы Аполлинария. Простите нас, Андрей Владимирович! Выставка продлится до октября, возможно, мы придём ещё раз исключительно к вам!

Мы искренне советуем посетить выставку Васнецовых. По силе воздействия она намного превышает недавнюю экспозицию полотен Рериха и равняется, если не опережает, величие картин М.Врубеля. “Связь поколений” в Москве – это утроенная мощь и удвоенная гениальность!

В этой небольшой заметке о выставке мы обнародовали несколько работ из частных коллекций, разных музеев и тех картин из собрания Третьяковской галерее, которых нет на постоянной экспозиции.

Виктор Михайлович Васнецов на выставке “Связь поколений”

С творчеством Виктора Михайловича Васнецова мы знакомы с самого раннего детства. Его сказочные сюжеты нередко включались в детские книги и первые учебники.

В.Васнецов. Ковер-самолёт
В.Васнецов. Ковер-самолёт. Фрагмент. 1880. Нижегородский художественный музей

Из любопытных фактов биографии Виктора Михайловича стоит отметить, что поступать в Академию художеств Васнецов уехал с разрешения отца – потомственного священника. Виктор закончил духовное училище в Вятке, и совсем немного не доучился в духовной семинарии. Мудрый отец благословил сына попытать счастье в Академии художеств. В Петербурге учителем Виктора Михайловича стал Иван Николаевич Крамской.

За заслуги перед империей в 1912 году действительный член Академии художеств, член-корреспондент Реймсской Академии художеств Виктор Михайлович Васнецов получил потомственное дворянство Российской империи. Дворянином был совсем недолго. Почил в Бозе в 1926 году на 78-м году жизни.

Н.Кузнецов. Портрет В.М.Васнецова
Н.Кузнецов. Портрет В.М.Васнецова, 1891 год. Дар автора П.М.Третьякову. ГТГ.

Полотна Виктора Михайловича на экспозиции распределили по темам – “Семья”, “Ближний круг. Абрамцево”, куда вошли работы и Виктора, и Аполлинария, “Фольклорная стихия”, “Снегурочка”, “Владимирский собор в Киеве”.

На выставке каждый найдёт свои любимые полотна и близкие темы. Мы представим полюбившиеся нам.

Ближний круг. Абрамцево

Из Абрамцевского цикла нам больше всего понравился портрет В.С.Мамонтовой.

В.Васнецов. Портрет В.С.Мамонтовой.
В.Васнецов. Портрет В.С.Мамонтовой. Музей Абрамцево. 1896 г.

На портрете – Веруша, Верочка, Вера Саввишна Мамонтова, знаменитая “девочка с персиками” На этом портрете ей 21 год. Портрет написан на 9 лет позже шедевра В.А.Серова.

Выставка Васнецовых
Выставка Васнецовых.

В абрамцевский цикл включили камерные пейзажи Аполлинария Михайловича. “Ахтырка. Вид усадьбы” 1894 года Л.В.Морозова подарила ГТГ спустя век после создания, в 1995 году согласно завещанию Г.П.Белякова.

Аполлинарий Васнецов. Ахтырка. Вид усадьб
Аполлинарий Васнецов. “Ахтырка. Вид усадьбы”

Но ни портреты Виктора, ни камерные подмосковные виды Аполлинария не стали гвоздём выставки Васнецовых. Произведения мастеров, затронувшие душу рассмотрим ниже.

Фольклорная стихия

На стендах со сказочными иллюстрациями посетители не только узнают знакомые образы бабы Яги, царевны Несмеяны, Алёнушки, царевны-лягушки, Ивана-царевича на сером волке, витязя, богатырей.

В.Васнецов. Алёнушка. Этюд.
В.Васнецов. Алёнушка. Этюд. 1881 г. ГТГ

Васнецов по-своему видел сказочных персонажей. Его фольклорные мотивы – это мозаики разных интерпретаций смыслов и идей. На первый план выходят не волшебные предметы и сказочные превращения, а человеческие идеалы, борьба добра и зла, правды и лжи.

Мы впервые воочию увидели “Сирина и Алконоста. Песнь радости и печали” 1896 года. Картину купил Великий князь Сергей Александрович. В Третьяковскую галерею полотно передали Великие княгини Елизавета Фёдоровна (супруга Сергея Александровича) и Мария Павловна младшая (племянница Сергея Александровича).

Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. Выставка Васнецовых
В.Васнецов. “Сирин и Алконост. Песнь радости и печали”. Выставка Васнецовых.

Об этой картине немного подробнее мы рассказали в видео-ролике, он прикреплён в конце статьи.

Удивительно переданы эмоции героев сюжета про Бабу Ягу. Взгляните на злорадную торжествующую физиономию Яги и парализующий страх на лице Иванушки.

В.Васнецов. Баба Яга
В.Васнецов. Баба Яга. Фрагмент

Мчит по лесу в ступе старая карга.

В.Васнецов. Баба Яга. 1917
В.Васнецов. Баба Яга. 1917. Из цикла “Поэма семи сказок”. ГТГ. Дар семьи Васнецовых.

Из болота, как ядовитые стебли, вырастают змеи.

Выставка Васнецовых
Баба Яга. Фрагмент

Ухает ночной филин, затесавшись в свиту Яги.

Филин. Фрагмент полотна Баба Яга
Филин. Фрагмент полотна Баба Яга.

Из Нижнего Новгорода на ковре-самолёте на выставку прилетел сам Иван царевич, захватив с собою волшебную Жар-птицу. Совы здесь несут скорее добрую нагрузку – мудрые птицы ведут за собой сказочный летающий ковёр.

В.Васнецов. Ковёр-самолёт
В.Васнецов. Ковёр-самолёт. 1880. НГХМ

Снегурочка

Чтобы неженка- Снегурочка не растаяла, на выставке для неё и для зимних пейзажей выделили отдельный зал.
Васнецовская Снегурочка – это персонаж одноимённой пьесы Александра Островского, она дочь Весны. Виктор Михайлович оформлял домашний спектакль Абрамцевского кружка, а впоследствии и мамонтовской частной оперы. Спектакли появились в 1882 и 1885 годах, а полотно “Снегурочка” мастер написал в 1899 году, после завершения фресок Владимирского собора. Авторский стиль стал уже более зрелым. Снегурочка на полотне такая, как её задумал Островский и Римский-Корсаков – нежная, пугливая, очарованная зимним лесом.

Снегурочка
Снегурочка. 1899 г. ГТГ

Рядом со “Снегурочкой”, как продолжение темы зимнего леса поместили пейзаж Аполлинария Васнецова “Зимний сон”. Работа датируется 1908-1914 годами.

Снегурочка
Снегурочка. ГТГ

В 1986 году пейзаж из серии “Времена года” подарил Третьяковской галерее сын мастера, В.А.Васнецов.

Владимирский собор в Киеве

Росписи Владимирского собора – это особая тема в творчестве Виктора Васнецова. Его образы послужили образцами для многих мастеров-иконописцев, работавших в стиле модерн.

«”Сказочник” Васнецов представлялся в 80-х годах единственным поэтом среди непроглядной прозы русского искусства. Поэтому вполне понятно, что, когда профессору Прахову пришлось выбрать кого-либо для расписывания Владимирского собора в древнерусском духе, выбор его пал на Васнецова», — писал А.Н. Бенуа.

На выставке представили солидную коллекцию картонов, по которым выполнялись росписи. Их у автора, Виктора Михайловича Васнецова, покупал сам создатель галереи, Павел Михайлович Третьяков.
Представим картон “Единородный Сын Слово Божие”. Обратите внимание, Спас Эммануил окружён символами евангелистов. Они будто несут на крыльях облака с восседающим на них Спасителем.

Виктор Васнецов. Единородный Сын Слово Божие” 1890. ГТГ

Удивительна “Плащаница” (“Положение во гроб”) по которой позже Елена Адриановна Прахова, умелая вышивальщица, сделала покров для главного престола Владимирского собора. Вещь удивительно красивая, глубокая, персонажи чрезвычайно выразительны, детали говорящие. Символичны ангелы, несущих дискос с хлебом и потир с вином в верхней части композиции. Над крестом изображена шестиконечная звезда с исходящим к лику Христа лучом света.

В.М.Васнецов. Плащаница Положение во гроб
В.М.Васнецов. Плащаница (Положение во гроб). 1896. Фрагмент.

К сожалению, краткий обзор выставки не даёт возможности показать многие работы В.Васнецова. Вероятно, мы напишем отдельную статью, посвящённую росписям Владимирского собора.
Краткие видеозаписи с выставки прикрепили в последней главе статьи.

Сюжет грандиозной композиции “Преддверие рая” мы разобрали в отдельной публикации. 

Новая Третьяковка: аудиоэкскурсия по отечественному искусству XX века

___

Аполлинарий Васнецов. Выставка Васнецовых

Работы Аполлинария Михайловича, представленные на выставке, потрясли нас до глубины души. Мы знали мастера как живописателя древней Москвы.

Аполлинарий Васнецов. Гонцы ранним утром в Кремле.
Аполлинарий Васнецов. Гонцы ранним утром в Кремле. 1913. ГТГ.
Московский Кремль. Соборы.
Аполлинарий Васнецов. Московский Кремль. Соборы. 1894 г. ГТГ.

Но кроме городских видов белокаменной младший Васнецов открылся нам как удивительный пейзажист.

Аполлинарий Васнецов. Юнгфрау. Венген
Аполлинарий Васнецов. Юнгфрау. Венген. 1912 год.
Омский областной музей изобразительных искусств им.М.А.Врубеля

Увы, фотографии полотен даже близко не передают мощь уральских панорам Аполлинария Михайловича, их силу воздействия на зрителя. Не будем и пытаться… Сохраним в памяти тот телесный до оторопи трепет и восхищение мастером, способным передать в полотне ширь, простор и величие увиденной природы.

Аполлинарий Васнецов. Сибирь
Аполлинарий Васнецов. Сибирь. 1894. ГРМ

Из любопытных фактов биографии А.М.Васнецова отметим, что назвали его, скорее всего, в честь матери, Аполлинарии Ивановны.

Классического художественного образования Аполлинарий не получил, он окончил Вятское духовное училище, где ранее учился Виктор.

Учителями младшего Васнецова были брат и его товарищи – Поленов, Репин, Антокольский, Максимов. От поступления в Академию художеств Аполлинарий Михайлович отказался, что не помешало ему впоследствии получить звание академика живописи. Свою жизнь связал с искусством, жил в Москве.

В 1931 году Аполлинарий Михайлович Васнецов стал единственным художником, который публично выступил против сноса храма Христа Спасителя. Неизвестно, простили ли его за это. Но до 1937 года мастер не дожил, скончался на 76-м году жизни в 1933 году. Похоронен на Введенском кладбище в Москве, туда же перенесли и прах старшего брата после уничтожения Лазаревского кладбища.

Аполлинарий Васнецов. Старая Москва. XVII век. Спасский крестец. Книжные лавки на Спасском мосту.
Аполлинарий Васнецов. Старая Москва. XVII век. Спасский крестец. Книжные лавки на Спасском мосту. 1902. ГТГ

Андрей Васнецов (1924 – 2009)

Нижний уровень выставочного пространства посвящён творчеству Андрея Владимировича Васнецова. В художественных кругах его почитают как одного из основателей сурового стиля.
Много лет мастер работал как художник-монументалист, выполнял мозаики, фасадные и интерьерные росписи. Он автор мозаики на здании кинотеатра “Октябрь” на Новом Арбате. Станковые работы менее известны.
На выставку привезли полотна Андрея Васнецова из частных собраний, фондов ГТГ. Одна из поздних его работ называется “Затмение”, она хранится в собрании Романа Даниловича Бабичева.

Андрей Васнецов. Затмение
Андрей Васнецов. Затмение. 2003 г.

Завершим рассказ о выставке Васнецовых “Связь поколений” цитатой Фёдора Ивановича Шаляпина о творчестве Виктора и Аполлинария Васнецовых:

«Поразительно, каких людей рождают на сухом песке еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри. Именно такими были братья Васнецовы»

Выставка Васнецовых в Москве 2024 год. Посетителю на заметку

Выставка продлится до 4 ноября 2024 года. Проходит она в здании Новой Третьяковки на втором этаже музея в залах 60, 61, 80–82.
Адрес: Крымский вал, 10.
Понедельник – выходной день в музее.
Экспозиция открывается в 10.00.
Во вторник, среду и воскресенье работает до 18 часов.
По четвергам, пятницам и субботам – до 21 часа.

Ажиотажа на выставке нет, летом по будним дням очереди на вход не наблюдается. Если вы планируете посетить выставку в будний день, то билеты можно свободно купить в кассах. Для визита в выходной день лучше приобрести билеты онлайн на сайте музея. Их продают на определённое время.

Стоимость полного билета – 900 рублей, для пенсионеров – 540 рублей, детский билет – 450 рублей.
В музее продают аудиогид, стоимостью 500 рублей. Его можно приобрести на месте перед входом на экспозицию.

О других выставках в Москве в 2024 году мы рассказали в отдельном обзоре.

Предложим аудиотур по основной экспозиции.

Новая Третьяковка: аудиоэкскурсия по отечественному искусству XX века

___

Видеоматериалы к выставке Васнецовых

Вертикальный ролик, смонтированный из фотографий некоторых картин выставки.

В.Васнецов, А.Блок, В.Высоцкий о сирине и алконосте:

Музыкальное видео, сделанное в зале, посвящённом росписям Владимирского собора Киева.

Музыкальный ролик “Преддверие рая”:

Искусствовед С.Багдасарова о выставке

А вот что думают специалисты о выставке Васнецовых. Цитата из телеграмм-канала Софьи Багдасаровой:

“Проект этот вышел очень странный.
Он объединяет братьев Виктора и Аполлинария Васнецовых, а также Андрея — внука Виктора.
Объединяет непонятно зачем. Сравнения, которое бы углубило смыслы, не получилось.

Виктор, наш великий сказочник, безусловно эффектен. Хотя и сусален. Перед “Богатырями” и “Аленушкой” толпятся такие массы народа, как будто в обычный день они — не на Лаврушинском висят, а на Камчатке — и вот наконец можно приложиться к святыне. Но что видит тот зритель, который все-таки в курсе постоянной экспозиции ГТГ? Поскольку на выставке Виктору отведен только кусок, то он показан “по верхам”: хрестоматийные шедевры, без углубления в неизвестное (не считая храмовые росписи). А так хотелось бы увидеть его в деталях, во всех периодах. Хотя, конечно, сделать остроумный проект сложно, Виктор настолько заезжен. Пофантазирую — либо с деконструкцией сказочной истории, либо с помещением его в контекст европейского символизма, рядом с прерафаэлитами. Но такого, конечно не случится. Зато хотя бы будет большая отдельная выставка (с 20 декабря 2024 по 13 мая 2025 года в корпусе Бенуа Русского музея). Надеюсь, там будет именно в деталях”.

***

“А вот Аполлинарий Васнецов меня очень удивил и порадовал. Никогда его не видела живьем в таких количествах. Представляла его по графическим видам древней Москвы, похожим на архитектурные отмывки — скука смертная, если они не в учебнике иллюстрируют тезис. А оказалось, что у него великолепное масло, он отлично передает свет, пастозность мазков — как у французских импрессионистов. Удивительные пейзажи, красоту которых моя фотосъемка вообще не отражает. Такое надо показывать отдельно, акцентируя именно этот талант Аполлинария, весь проект под него делать.

И в зале внизу отдельно внук Андрей, советский художник. До него уже никто не доходит, а кто доходит — изумляется его “грубости” и “отсутствию фотореализма”. А он потрясающий. Но потрясающий — сам по себе. Жалко, что это не отдельная его выставка, где он бы не поблек. Тут, чтобы выставка длилась логично, имело бы смысл повесить не его, а дальнего кузена Юрия Васнецова — советского иллюстратора, у которого тоже много сказок, но в стиле XX века. Здесь же последняя работа — его автопортрет-хоррор, как у Ф. Бэкона; вообще с “Ковром-самолетом” наверху не рифмуется.

В общем, на мой взгляд это внезапное остроумное соединение трех имен в одном проекте вообще не взлетело. В принципе, понятно, кому в голову пришла эта идея и зачем, но увы. Мне кажется, это была нерешаемая задача изначально”.

Статьи по теме:

В.Васнецов. “Преддверие рая”.

В.Васнецов. Композиция “Преддверие рая”

“Сотворение мира в иконографии. Картоны росписей Владимирского собора”.

Сюжет “Сотворение мира” в росписях Владимирского собора

Перечень художественных выставок в Москве 2024 года с краткими анонсами.

Выставки в Москве в 2024 году

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Выставка удивительная! Спасибо за грамотное её описание – заинтересовали и не раскрыли интригу до конца. Согласна с Вами – пейзажи Аполлинария Михайловича – мощная вещь и совершенное открытие. Кто бы мог подумать, что у младшего Васнецова есть такие восхитительные вещи?! Спасибо Третьяковской галерее и кураторам выставки за столь интересный показ!

  2. Согласна с вашей оценкой выставки. Виктор и Аполлинарий – восторг. Андрея надо смотреть отдельно. Были рады увидеть знакомые шедевры из основной экспозиции Третьяковки и открыть для себя новые. Особенно удивил Аполлинарий Михайлович. Его все знают как живописателя старой Москвы. Но его пейзжажи – такой силы и глубины, что затмевают и сказочные работы Виктора. Но росписи Владимирского собора оставляют самые глубокие впечатления. Спасибо Павлу Михайловичу Третьякову, что он скупил все картоны. Спасибо за обзор, интересно было познакомиться с Вашей точкой зрения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь