Успение Пресвятой Богородицы в иконографии

0
485
Успение Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятой Богородицы. Фреска свода трапезной Успенской церкви Новодевичьего монастыря.

Успение Пресвятой Богородицы – один из самых почитаемых двунадесятых православных праздников. Празднуется он 15 августа по старому или 28 августа по новому стилю.
В различных источниках история переселения Девы Марии в небесную обитель описана широко и подробно. В настоящей публикации мы лишь кратко вспомним о последних днях Богоматери на земле и о событиях, произошедших во время погребения и вскоре после него. Эти сведения важны для объяснения иконографии праздника Успения Пресвятой Богородицы. Сюжет является одним из излюбленных на русских и византийских иконах, изображается в стенописи храмов, часто встречается на фресках внешних стен церквей.

Успение Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятой Богородицы. Фреска наружной северной закомары Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Успение Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятой Богородицы. фреска на треугольном фронтоне северного крыльца Успенской церкви Новодевичьего монастыря

Сосредоточимся на тех моментах, которые принято изображать в иконографии праздника Успения Пресвятой Богородицы. Напомним, что далеко не все персонажи Успения являются каноническими и обязательно включаются в живописную композицию. Например, часто на фресках и иконах отсутствуют изображения летящих на облаках апостолов и иудейского священника Афония. Чтобы было понятно насколько та или иная композиция подробна или, наоборот, схематична, обратимся к книге “Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных её икон”, вышедшей в 1911-м году и составленной Софьей Ивановной Снессоревой.

За несколько дней до Успения Пресвятой Богородицы

Последние дни своей земной жизни Дева Мария пребывала на Сионской горе в доме Иоанна Богослова. Часто Пречистая Богородица посещала Голгофу и Елеонскую гору – места, связанные с последними днями Её Божественного Сына. Не переставала Она молиться о скорейшем переселении на небо. Однажды на Елеонской горе Богородицу посетил архангел Гавриил и известил, что через три дня душа её покинет сей мир. Архангел вручил Деве Марии райскую ветвь от финикового дерева и молвил, что эту ветвь должны нести перед гробом её в день погребения.

Пречистая молила архангела Гавриила о том, чтобы избавили её от вида адских страшилищ, о том, чтобы сам Господь принял душу её. Также просила она о том, чтобы перед кончиной повидалась Она с апостолами, которые в то время проповедовали Евангелие во всех концах света.

Возвратясь домой, она рассказала Иоанну Богослову о завершении земного пути и сделала необходимые распоряжения. Похоронить себя Дева Мария завещала между Иерусалимом и Елеонской горой в Иосафатовой долине, где покоились супруг её, Иосиф Обручник и родители – благочестивые Иоаким и Анна.

Когда Богородица беседовала с Иоанном Богословом и Иаковом, сыном Иосифа Обручника, вдруг послышался шум бури и все увидели, как светлые облака окружили дом. Эти облака принесли апостолов из разных концов света, чтобы они смогли проститься с Девой Марией и получить от неё благословение.
Явление апостолов на облаках в большинстве случаев помещают в композицию Успения.

Успение Пресвятой Богородицы. Последние минуты

На третий день после получения известия об успении, в третий час пополудни в доме горело множество свечей. Богородица возлежала на ложе и молилась о кончине своей. Внезапно дом осветился светом Божественной славы и явился Царь славы, Христос, в сопровождении небесных сил. Дева Мария приподнялась с одра, увидев Сына и Бога Своего и услышала: “Прииде, ближняя Моя, прииде, возлюбленная, и вниди в обитель вечной жизни”. Пречистая Богородица повторила молитву: “Приими дух Мой с миром и огради Меня от области тёмной”. Она возлегла на одр и предала душу Свою в руки Сына Своего.
Изображение Иисуса Христа и души Богоматери в виде младенца всегда присутствует в иконографической традиции Успения.

Торжественно на глазах апостолов несена была душа Приснодевы в небесные обители руками Господа в сопровождении небесных сил.

Успение Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятой Богородицы. Фреска свода трапезной Успенской церкви Новодевичьего монастыря.

Успение Пресвятой Богородицы. Проводы

Весть об успении Пресвятой Богородицы быстро разнеслась по Иерусалиму. Начальники иудейские хотели помешать столь многолюдной и торжественной процессии, но сила Божия воспрепятствовала злодеянию. Гонители были ослеплены. Но один из преследователей гроба Богородицы, иудейский священник Афоний особенно неистовствовал. Он потянулся к гробу и хотел сбросить тело Пречистой наземь.
На иконе “Успение Пресвятой Богородицы” второй половины XV века из собрания Успенского собора Московского Кремля в центре нижнего регистра композиции видим фигуру в красном плаще – это Афоний.

Успение Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятой Богородицы.
Икона Успенского собора Московского Кремля.
Москва, около 1479. Фото с сайта
https://assumption-cathedral.kreml.ru/icons/view/mestnyy-ryad-glavnogo-ikonostasa-uspenskogo-sobora/

Но едва руки святотатца коснулись одра, как ангел Господень отсёк их. Конечности повисли на ложе, а Афоний упал на землю. Наказание вразумило Афония, он взмолился и воззвал к святым апостолам о помиловании. Апостол Пётр остановил процессию и сказал, что сами помиловать его не могут. Но может Иисус Христос, если уверовать в него. Афоний искренне уверовал в Христа и просил Господа об исцелении. Апостол Пётр велел приложить остатки рук к обрубкам, висевшим на одре. Афоний подчинился и руки здесь срослись, оставив лишь небольшой след в память о кощунстве.

Желающих проститься с Богоматерью было великое множество.

Успение Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятой Богородицы. Фреска на северной стене Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Только к вечеру смогли апостолы смогли положить гроб в пещеру и привалить вход камнем.

Успение Пресвятой Богородицы. Новгородская икона XII века из собрания Государственной Третьяковской галереи

Успение Пресвятой Богородицы. Новгородская икона XII века из собрания Государственной Третьяковской галереи.

Эту икону в собрании ГТГ называют “Облачное Успение”. Краски на иконе чистые, почти спектральные. Композиция призвана показать, что путь непорочной души Божией Матери на небо – это идеальный прообраз пути души любого человека, который, минуя мытарства, возносится к Божьему престолу.
На иконе видно, что глаза Богородицы открыты. Таким образом подчёркнуто, что Дева Мария находится отнюдь не на смертном одре. Её ожидает чудесное Успение.

Богоматерь – царица небесная. Об этом говорят Её красные туфли. Они изображены дважды – на ногах Богородицы и на коврике рядом с её ложем. Напомним, что красная обувь – атрибут византийских императоров.

Обратим внимание на очень важный композиционный приём. Между верхней и нижней группами апостолов и святителей есть расстояние, которое образует рукава креста. Крест НЕ изображён, а показан композиционно золотым фоном и явно прочитывается в иконе. Это делает энергию вознесения души Божией Матери ещё более уверенной.

Успение Пресвятой Богородицы. Московская икона Феофана Грека XV века из собрания Государственной Третьяковской галереи

Икона из собрания ГТГ приписывается блестящему иконописцу второй половины XV столетия Феофану Греку. Хотя сомнения на предмет авторства остаются. Праздник “Успение Пресвятой Богородицы” изображён на обратной стороне иконы Богоматерь Донская.
Успение Пресвятой Богородицы. Московская икона Феофана Грека XV века из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Композиция этой иконы гораздо более лаконична, чем показано в образе “Облачного Успения”. Она даже более кратка, чем принято в иконографической традиции. Здесь нет фигур апостолов, прилетевших на облаках. Лики персонажей скорее можно назвать лицами, искажёнными горем.
Один из важнейших композиционных моментов в иконе – вертикальная ось. Она подчёрнута длинной горящей свечой. Ось Вознесения подчёркивает фигура Христа, одетая в золотые сияющие одежды, которые доминируют и создают могучую вертикаль, подобную столпу света.

Воскресение Богородицы

Завершим историю успения Пресвятой Богородицы. Что же случилось после погребения Её?
Открыть воскресение Пресвятой Богородицы было даровано апостолу Фоме. По промыслу Божиему он не был в числе апостолов, принесённых на облаках, а прибыл в Гефсиманию только на третий день после погребения Её тела. Апостол Фома скорбел о том, что не попрощался с Пречистой Девой. Тогда святые апостолы решили отвалить камень от пещеры, чтобы Фома облобызал тело Богоматери и утешился тем. Но войдя в пещеру увидели они только благоухающие погребальные пелены, лежащие во гробе.
За вечерней трапезой явилась апостолам Пресвятая Богородица в воздушном пространстве, окружённая небесными силами. Она молвила им: “Радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни”. Таким образом уверились святые апостолы и передали всей церкви свою несомненную веру, что Матерь Божия Сыном Своим и Богом воскрешена на третий день по успению и взята с телом на небо.

Продолжение в публикации “Положение ризы Пресвятой Богородицы”.

Источники:
“Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных её икон”. Составитель – София Снессорева, 2013.
Впервые книга была опубликована в 1911-м году.

Лекция Е.Г.Серебряковой о собрании икон в коллекции ГТГ.

Статьи по теме:

Четырёхчастная икона в собрании Благовещенского собора Московского Кремля.
Поклонение вохвов.
Богородичные образы в Кремлёвских соборах.
Икона «Александр Свирский в житии» в Успенском соборе Московского Кремля
Изображения государей в соборах Московского Кремля
“Положение ризы Пресвятой Богородицы”

Text.ru - 100.00%

Поделиться в