Надежда Удальцова – амазонка русского авангарда

0
442
Н.Удальцова. Новь.
Н.Удальцова. Новь.

Историки искусства называют шесть женщин-художниц, амазонок русского авангарда. (На самом деле амазонок авангарда гораздо больше, стоит назвать Веру Пестель или Соню Делоне, но в истории русского искусства принято говорить о шести художницах). Нумеровать имена не стану, в этом сразу усматривается иерархия. Располагаем имена художниц по алфавиту:

а) ✅ Наталья Гончарова.

б) ✅ Любовь Попова.

в) ✅ Ольга Розанова.

г) ✅ Варвара Степанова.

д) ✅ Надежда Удальцова.

е) ✅ Александра Экстер.

В этой заметке речь пойдёт о Надежде Андреевне Удальцовой.

Н.А.Удальцова

Надежду Андреевну Удальцову с полным правом можно назвать русской авангардистской и советской художницей. Так сложилось, что многие мастера авангардного направления эмигрировали из страны советов. Двое из амазонок – Н.Гончарова и А.Экстер состоялись в Европе. Л.Попова и О.Розанова рано ушли из жизни. Французы с полным правом называют Шагала и Экстер французскими художниками, а Кандинского – немецким и французским мастером. Но влияние парижской школы на творчество Удальцовой оспаривать нельзя. Живописи она начала учиться в Москве, в школе Константина Юона и продолжила в Париже. На снимке ниже Надежде Андреевне 29 лет.

Надежда Андреевна Удальцова.
Надежда Андреевна Удальцова, 1915 год.

В 1912 году Надежда Удальцова, Любовь Попова, Вера Пестель и Софья Каретникова отправились в Париж, брать уроки живописи. В художественных кругах Москвы даже придумали каламбур: «Вера, Надежда, Любовь и даже мать их Софья нас покинули, собрались в Париж, живописи учиться».

Сама Надежда Андреевна писала об этой поездке:

«В Париже я прожила около года, как зачарованная. Город в кубах домов своих и переплетениях виадуков, с дымами поездов, с аэропланами и дирижаблями в воздухе рисовался фантастическим живописным явлением подлинного искусства. Архитектура домов с их охристо-серебристым тоном воплощалась в кубистических построениях Пикассо. Были частые посещения Лувра; изучался Пуссен, Леонардо да Винчи, Микеланджело; посещения музея Клюни и цветные „витро“ объяснили мне великолепного Матисса».

Новь

На выставке “Авангард: на телеге в XXI век” представили раннюю работу Удальцовой, называется она «Новь». Впервые её показали на выставке “Бубнового валета”. Написано полотно в 1910-х годах, после возвращения художницы из Парижа.

Н.Удальцова. Новь.
Н.Удальцова. Новь.

Полотно создано на тему иллюстрированной газеты «Новь». Она издавалась в Москве чуть больше года. «Новь» печатала романы и была не столько газетой, сколько общедоступным иллюстрированным журналом.

В верхней части полотна мы видим надпись «Новь» – чтобы публике было понятно, о чём идёт речь. Удальцова синтетически составляет образ «Нови» из плоскостей разного цвета, латинских и кириллических букв.

Работа Н.Удальцовой 1915 года “Молоток и кружка” хранится в Махачкале, в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой.

Молоток и кружка Удальцовой.
“Молоток и кружка”, 1915 г.

Эту работу я увидела на выставке “Выбор Добычиной”. Надежда Евсеевна Добычина держала художественное бюро в Санкт-Петербурге с 1911 по 1919 год и поддерживала молодых авангардистов.
Подробно о Н.Е.Добычиной и её выборе.

Кубофутуризм

Среди мастеров своего поколения, Надежда Удальцова оказалась наиболее восприимчива к французскому кубизму. Но в некоторых работах в том числе, «Нови», проявился также и кубофутуризм с веерообразной композицией. Надежда Андреевна ввела в полотно текстовые фрагменты, чтобы дать ощущение быстрой смены впечатлений и кипящей жизни популярного еженедельника. Это, безусловно, дань итальянскому футуризму.

Надо сказать, что французский кубизм и итальянский футуризм были антагонистами в искусстве. Кубисты считали футуристов множителями, не могли понять и не принимали их методов. Футуристы же называли работы кубистов не живописью, а сплошной математикой. В России оба направления слились в единый метод – кубофутуризм.

Удальцова – фамилия Надежды Андреевны по первому мужу, она урождённая Прудковская. Вторым её супругом был художник Александр Древин. Он прожил короткую жизнь, его арестовали в 1938 году и вскорости расстреляли. Но во время обыска некоторые его картины удалось сохранить благодаря Удальцовой. Она выдавала его холсты за свои. Таким образом, уцелели несколько полотен Древина, которые сейчас экспонируются в Третьяковской галерее на Крымском валу (в Новой Третьяковке) и в Русском музее. В этих же музеях хранится и наследие Надежды Удальцовой.

Н.Удальцова. Автопортрет с палитрой. 1915 год. Государственная Третьяковская галерея.

Представим ещё две работы Н.Удальцовой, они экспонируются в Третьяковской галерее на Крымском валу и происходят из коллекции Георгия Костаки.

Н.А.Удальцова. Гитара. Фуга
Н.А.Удальцова. Гитара. Фуга. 1914. ГТГ. Дар Г.Костики.
Н.А.Удальцова. Швея
Н.А.Удальцова. Швея. 1913-1914. Дар Г.Костаки. ГТГ

В поздние годы творчества Надежда Андреевна вернулась к фигуративной живописи, писала пейзажи, позже – натюрморты.

Скончалась художница в 1961 году, через две недели после своего 75-летнего юбилея. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Обзоры художественных выставок, рассказы о художниках и картинах собираем в разделе
“Искусство”.

Про посещение Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке мы написали две статьи:

Третьяковка для чайников.

Третьяковская галерея. Экскурсии, билеты, маршрут. Посетителю на заметку.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь