Историки искусства называют шесть женщин-художниц, амазонок русского авангарда. (На самом деле амазонок авангарда гораздо больше, стоит назвать Веру Пестель или Соню Делоне, но в истории русского искусства принято говорить о шести художницах). Нумеровать имена не стану, в этом сразу усматривается иерархия. Располагаем имена художниц по алфавиту:
а) ✅ Наталья Гончарова.
б) ✅ Любовь Попова.
в) ✅ Ольга Розанова.
г) ✅ Варвара Степанова.
д) ✅ Надежда Удальцова.
е) ✅ Александра Экстер.
В этой заметке речь пойдёт о Надежде Андреевне Удальцовой.
Н.А.Удальцова
Надежду Андреевну Удальцову с полным правом можно назвать русской авангардистской и советской художницей. Так сложилось, что многие мастера авангардного направления эмигрировали из страны советов. Двое из амазонок – Н.Гончарова и А.Экстер состоялись в Европе. Л.Попова и О.Розанова рано ушли из жизни. Французы с полным правом называют Шагала и Экстер французскими художниками, а Кандинского – немецким и французским мастером. Но влияние парижской школы на творчество Удальцовой оспаривать нельзя. Живописи она начала учиться в Москве, в школе Константина Юона и продолжила в Париже. На снимке ниже Надежде Андреевне 29 лет.
В 1912 году Надежда Удальцова, Любовь Попова, Вера Пестель и Софья Каретникова отправились в Париж, брать уроки живописи. В художественных кругах Москвы даже придумали каламбур: «Вера, Надежда, Любовь и даже мать их Софья нас покинули, собрались в Париж, живописи учиться».
Сама Надежда Андреевна писала об этой поездке:
«В Париже я прожила около года, как зачарованная. Город в кубах домов своих и переплетениях виадуков, с дымами поездов, с аэропланами и дирижаблями в воздухе рисовался фантастическим живописным явлением подлинного искусства. Архитектура домов с их охристо-серебристым тоном воплощалась в кубистических построениях Пикассо. Были частые посещения Лувра; изучался Пуссен, Леонардо да Винчи, Микеланджело; посещения музея Клюни и цветные „витро“ объяснили мне великолепного Матисса».
Новь
На выставке “Авангард: на телеге в XXI век” представили раннюю работу Удальцовой, называется она «Новь». Впервые её показали на выставке “Бубнового валета”. Написано полотно в 1910-х годах, после возвращения художницы из Парижа.
Полотно создано на тему иллюстрированной газеты «Новь». Она издавалась в Москве чуть больше года. «Новь» печатала романы и была не столько газетой, сколько общедоступным иллюстрированным журналом.
В верхней части полотна мы видим надпись «Новь» – чтобы публике было понятно, о чём идёт речь. Удальцова синтетически составляет образ «Нови» из плоскостей разного цвета, латинских и кириллических букв.
Работа Н.Удальцовой 1915 года “Молоток и кружка” хранится в Махачкале, в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой.
Эту работу я увидела на выставке “Выбор Добычиной”. Надежда Евсеевна Добычина держала художественное бюро в Санкт-Петербурге с 1911 по 1919 год и поддерживала молодых авангардистов.
Подробно о Н.Е.Добычиной и её выборе.
Кубофутуризм
Среди мастеров своего поколения, Надежда Удальцова оказалась наиболее восприимчива к французскому кубизму. Но в некоторых работах в том числе, «Нови», проявился также и кубофутуризм с веерообразной композицией. Надежда Андреевна ввела в полотно текстовые фрагменты, чтобы дать ощущение быстрой смены впечатлений и кипящей жизни популярного еженедельника. Это, безусловно, дань итальянскому футуризму.
Надо сказать, что французский кубизм и итальянский футуризм были антагонистами в искусстве. Кубисты считали футуристов множителями, не могли понять и не принимали их методов. Футуристы же называли работы кубистов не живописью, а сплошной математикой. В России оба направления слились в единый метод – кубофутуризм.
Удальцова – фамилия Надежды Андреевны по первому мужу, она урождённая Прудковская. Вторым её супругом был художник Александр Древин. Он прожил короткую жизнь, его арестовали в 1938 году и вскорости расстреляли. Но во время обыска некоторые его картины удалось сохранить благодаря Удальцовой. Она выдавала его холсты за свои. Таким образом, уцелели несколько полотен Древина, которые сейчас экспонируются в Третьяковской галерее на Крымском валу (в Новой Третьяковке) и в Русском музее. В этих же музеях хранится и наследие Надежды Удальцовой.
Представим ещё две работы Н.Удальцовой, они экспонируются в Третьяковской галерее на Крымском валу и происходят из коллекции Георгия Костаки.
В поздние годы творчества Надежда Андреевна вернулась к фигуративной живописи, писала пейзажи, позже – натюрморты.
Скончалась художница в 1961 году, через две недели после своего 75-летнего юбилея. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Обзоры художественных выставок, рассказы о художниках и картинах собираем в разделе
“Искусство”.
Про посещение Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке мы написали две статьи:
Третьяковская галерея. Экскурсии, билеты, маршрут. Посетителю на заметку.