Новая выставка в Главном здании Пушкинского музея называется «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко». Этим сразу ограничивается круг представленных натюрмортов.
Во-первых на выставке представлены картины итальянских художников или их европейских коллег, работавших в Риме.
Во вторых посетители увидят полотна, написанные в XVII–XVIII веках.
Выставка продлится до 26 мая 2024 года.
___
Билет в Пушкинский музей с аудиотуром.
___
“Цветы, плоды, музыкальные инструменты…” – впечатления от выставки
Наши впечатления от этой выставки совершенно восторженные. Равным по эмоциональной силе воздействия назовём проекты “Брат Иван” и “Щукин. Биография коллекции”. Ранее мы никогда не видели такое количество великолепных итальянских натюрмортов. Поразила блестящая техника мастеров. Особенно сильное впечатление производят композиции с цветами и фруктами. Полотна кажутся волшебными окнами, которые открывают вид на богатство природной натуры.
Каждая виноградина светится ароматным соком, искрится зрелостью, удивляет переливами оттенков спелых ягод.
Руки, кажется, ощущают тонкую бархатную кожицу абрикосов и персиков, рот кривится в оскомине при виде потрескавшегося от спелости граната, язык чувствует сочную сладость арбуза.
Цветочные букеты благоухают свежестью,
тяжёлыми фалдами спадает восточный ковёр, где можно разглядеть каждую ворсинку.
Ящерка готова задать дёру,
а попугай взмахнуть крыльями и подать свой скрипучий голос.
Мы как зачарованные бродили от полотна к полотну и поняли, что пора уходить, когда уже раз пять прошли всю экспозицию. Волшебно, удивительно, непередаваемо!
***
Основные сведения о временной экспозиции «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко» изложены на сайте Пушкинского музея и вкратце перепечатаны на новостных и личных страницах. Мы отметим некоторые важные для нас моменты и рассмотрим отдельные полотна.
Натюрморт
Натюрморт как жанр изобразительного искусства зародился в Европе задолго до появления самого термина. В Италии слово “натюрморт” вошло в употребление лишь в XIX веке.
Ранее натюрморты разделяли в зависимости от изображённых на них предметов – цветочные или фруктовые композиции, vanitas, охотничьи трофеи, кухни, лавки, музыкальные инструменты, книги и прочее.
В Голландии термин “stilleven” стали употреблять уже в XVII веке. Слово “stilleven” означает “неподвижная натура”. Но сложилось так, что в мировом искусстве закрепилось французское словосочетание nature morte — мёртвая природа. Англичане используют термин still-life — тихая, неподвижная жизнь. Такое обозначение более точно соответствует природе натюрморта.
В натюрмортах вещи живут своей особой, независимой от человека жизнью, обретают собственную ценность. Главным героем натюрморта может стать простая глиняная ваза, стеклянная бутыль или гроздь винограда.
По воле художника совершенно невыразительные вещи приобретают значимость и часто представляют на картинах новое качество, другой смысл. Натюрморт предоставляет художнику неограниченную свободу. Неслучайно к этому жанру обращались многие и многие мастера.
Знакомые имена. «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко»
В первую очередь мы обратили внимание на работу Бернардо Строцци и его мастерской. Натюрморт называется “Женщина с овощами”, он приехал на выставку из Эрмитажа.
Почему Строцци? Потому что в основной экспозиции Пушкинского музея хранится его замечательное полотно “Старая кокетка”. Приятно встретить работу знакомого мастера.
Имя Бендетто Фьораванти зазвучало перезвоном колоколов Успенского собора Московского Кремля. Не происходит ли художник из семьи Ридольфо Аристотеля Фиораванти, архитектора главного соборного храма патриархальной Руси? Авторство художника стоит под вопросом, тем не менее картина вызывает ассоциацию с кремлёвским зодчим.
Абрахам Брейгель родился в Антверпене в известной семье живописцев. Прославленный Питер Брейгель Старший приходится ему прадедом. Знаменитыми художниками были и отец (Ян Брейгель Младший), и дед (Ян Брейгель Старший) мастера. Только в отличие от своих предков, Абрахам Брейгель уехал в Италию. На выставке показали работу мастерской Брейгеля из запасников Пушкинского музея.
Мастера итальянского натюрморта
На выставке можно проследить преемственность школы итальянского натюрморта. Отец Джузеппе Рекко
Джакомо Рекко был учителем Паоло Порпора.
А тот в свою очередь стал наставником Джованни Баттиста Руопполо – родственника и учителя Джузеппе Руопполо.
И Рекко, и Порпора, и Руопполо представляли неаполитанскую школу живописи.
Джованни Станки – представитель римской школы. В Вечном городе его прозвали Де Фьори, что означает «цветочник» за его неподражаемые натюрморты с цветами.
О художнике Антонио Джанлизи Старшем мы не нашли никаких сведений. Два его виноградных натюрморта совершенно роскошны. Мастер показывает великолепие, нежность, сочность божественной ягоды. Красоту винограда живописец не сравнивает ни с чем. Но в угол одного полотна он помещает крохотных птичек, которые мало обращают внимание на лучезарность спелых гроздей.
Джузеппе Арчимбольдо на выставке “Цветы, плоды, музыкальные инструменты…”
Признаём, что гвоздём выставки «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко» стал написанный на дереве “Мужской портрет/Корзина фруктов” Джузеппе Арчимбольдо. Мы предвкушали выставку живописца, которая планировалась на конец 2020 года и отложилась в связи с пандемией. Её перенесли на конец 2022 года и по известным причинам она так и не состоялась.
Благодаря частному коллекционеру посетители могут увидеть один натюрморт-перевёртыш забытого и вновь открытого в XX веке оригинального, даже экстравагантного миланского мастера. Натюрморт носит двойное название, потому что картину можно рассматривать с разных точек зрения. Перевернутый вверх тормашками мужской портрет превращается в корзину фруктов.
Столешница с мозаикой “pietre dure”
В тему “цветов и плодов” прекрасно вписался столик со столешницей в стиле флорентийской мозаики. По другому её называют “pietra dura” – в переводе с итальянского языка означает “твёрдый камень”.
В конце XVI века во Флоренции Фердинандо I Медичи основал Мастерские великого герцога Тосканского. Из различных видов поделочных камней мастера-резчики создавали различные произведения. Наиболее популярными камнями стали агат, аметист, голубой и зеленый авантюрин, сердолик, яшма, лазурит, малахит, тигровый глаз, змеевик, халцедон, гематит, разноцветный мрамор.
Технику мозаики знали задолго до появления флорентийских мастерских. В Италии ею в совершенстве владели в Риме. Основой для римских мастеров была цельная мраморная плита. В ней резчики вырезали фигурные углубления, куда вставляли цветные камни.
Во Флоренции для столешниц часто брали светлый камень, нередко им был известняк. Мозаику из камней наклеивали на ровную поверхность, делая при этом подложку из сланца. И фон, и узор выполняли из плоских спилов минералов.
Флорентийская мозаика отличается тщательной подгонкой стыков, швы совершенно незаметны. Для обозначения техники часто использовали уточнение “commesso di pietra dura”, то есть “совмещение твёрдых камней”.
Невозможно создать две одинаковые вещи, как невозможно точно подобрать цветовые оттенки природных материалов.
На выставке представлена столешница, сделанная по рисунку Якопо Лигоцци. Он был первым художественным руководителем Тосканских мастерских. Его картон (подготовительный рисунок) пользовался популярностью. Кроме столешницы из Пушкинского музея, похожие артефакты хранятся Лувре, в музее истории искусств в Вене и в музее Норвичского замка в Англии.
Любопытно заметить, что флорентийские мастера нередко делали только декоративную часть столешницы. Подстолье делали отдельно в стиле, подходящем для интерьера заказчика.
На память об экспонатах выставки мы сделали небольшой музыкальный ролик.
Экскурсии в Пушкинском музее
На сайте музея можно присоединиться к сборной экскурсии по выставке или заказать индивидуальную. Есть в продаже и аудиогид по экспозиции итальянских натюрмортов.
Билет на выставку включает и осмотр постоянной экспозиции. По Пушкинскому музею мы написали подробный путеводитель с навигацией по залам:
Пушкинский музей. Что посмотреть самостоятельно.
Предложим вашему вниманию две экскурсии по музею – аудиотур в вашем телефоне и индивидуальную экскурсию с гидом.
___
Билет в Пушкинский музей с аудиотуром.
___
Экскурсия по музею изобразительных искусств с гидом.
___
Выставка “Цветы, плоды, музыкальные инструменты…” – посетителю на заметку
Выставка итальянских натюрмортов весьма востребована. В середине марта очередь не вход не стояла, но в залах к полудню стало довольно людно, в гардеробе почти не осталось свободных вешалок.
Наш совет – по возможности идите на выставку в будний день с утра. Как правило, перед закрытием ажиотаж тоже спадает. Но билеты на вечерние сеансы стоят дороже.
Лучше купить билет онлайн. Вы сразу выберете удобный вам день и время. В кассе тоже можно приобрести билет на экспозицию.
Будьте внимательны! Если хотите купить билет в кассе в день посещения музея, взгляните на доступность экспозиции! Нередко на сайте Пушкинского музея появляется объявление, что в кассах НЕТ билетов в свободной продаже и следует покупать их онлайн.
___
Билет в Пушкинский музей с аудиотуром.
___
Экскурсия по музею изобразительных искусств с гидом.
___
Наши обзоры выставок в Пушкинском музее
Предлагаем несколько обзоров выставок, которые проходили в Главном здании музея по адресу Волхонка, 12 в разное время.
Передвижники – импрессионисты.
Вчера была на этой выставке, тоже осталась в восторге! Приобрела экскурсию, очень интересно и познавательно. Всем советую посетить!
Большое спасибо, что поделились впечатлениями. Пушкинский на этот раз организовал познавательную и очень красивую выставку. Спасибо музею. С ноября там откроется выставка фламандских натюрмортов. Ждём с нетерпением!
Благодарю Вас за грамотный и интересный обзор. Не знаю, выберусь ли на выставку… Хотелось бы увидеть полотна своими глазами…
Музейщики сейчас выкручиваются, как могут без европейского искусства. Про выставку Арчимбольдо тоже слышал и ждал… И всё-таки искусствоведы представляют очень интересные темы. Испанцев видел, тоже очень понравилось.
Продолжайте, пожалуйста, рассказывать о разных выставках, это интересно и очень полезно.