Церкви вокруг Боровска отличаются великолепным местоположением. Все они стоят на вершинах холмов высоко над Протвой и служат доминантами местности. В этой статье я намеренно не касаюсь Пафнутьева Боровского монастыря. Мы посмотрим только сельские приходские церкви и начнём с села Роща.
Церкви вокруг Боровска. Храм Рождества Богородицы в селе Роща
Церковь села Роща прекрасно видна из Боровска со смотровой площадки у “Домика счастья”.
Рождественская церковь насчитывает более 300 лет. Её построили в самом начале XVIII века. Это яркий образец “нарышкинского” барокко. Его отличает традиционная композиция “восьмерик на четверике”. Трапезная и колокольня выглядят более поздними. Их построили на рубеже XVIII-XIX столетий. В трапезной освятили два придела во имя Василия Великого и Иоанна Богослова.
Церковь стоит на высоком холме в окружении старого кладбища. В ней в 1880 году обвенчались Константин Эдуардович Циолковский и дочь священника Варвара Евграфовна, урождённая Соволова.
На церковном дворе сохранились древние вросшие в землю каменные плиты. Похоже, что некоторые из них положили перед церковными дверями.
Мы оказались в Роще в будний день ближе к вечеру. Церковь была закрыта и старинный шестиярусный иконостас нам увидеть не удалось.
Рябушки. Церковь Дмитрия Солунского
Рябушки или Рябушенская слобода Боровска практически слилось с селом Роща. Местная церковь Дмитрия Солунского занимает очень выигрышное место на вершине холма над Протвой.
С соседнего холма открывается вид на Пафнутьев Боровский монастырь.
Под горой на берегу Протвы есть источник. Над ним построили современную деревянную часовню.
Церковь выглядит довольно скромно. Её построили в 1804 году на месте обветшалой 1701 года. В том прежнем храме в 1786 году крестили Михаила Стекольщикова – основателя знаменитой торгово-промышленной династии Рябушинских.
В январе 1942 года во время отступления нацисты собирались взорвать храм вместе со складом боеприпасов. Благодаря смелости разведчиков из 201 стрелковой дивизии, церковь и село уцелели. В советское время церковь не закрывалась. Однако посмотреть иконостас “столярной работы” середины XIX века нам не удалось. Вторая половина буднего дня поздней осени – не лучшее время для поездок по сельским церквам.
Церкви вокруг Боровска. Михаило-Архангельский храм в селе Красное
Это самая новая церковь в окрестностях Боровска. Она очень эффектно выглядит из города с пешеходного моста над Протвой.
На самом деле она не очень интересна. Её построили в 1910 году вместо старой деревянной церкви аж 1774 года. Строился храм на средства местных благотворителей: Ивана Зембулатова и отца с сыновьями Челищевыми. В церкви два престола: во имя Михаила Архангела и Николая Чудотворца.
Церковь типа “корабль”, то есть трёхчастная, состоит из колокольни, трапезной и собственно храма. Кокошники, ложные закомары, колонки, вислые камушки характерны для так называемого русского стиля, популярного на рубеже XIX-XX веков. Церковь благополучно пережила 30-е годы и оккупацию.
Закрыли её во времена хрущёвских гонений. Недаром Никита Сергеевич обещал показать по телевизору “последнего попа”. Возобновили церковь в 1994 году. Судя по фотографиям в сети интерьеры храма не представляют интереса.
Русиново. Церковь Николая Чудотворца
На сайте Боровского благочиния написано, что церковь в Русиново являет собой образец зрелого классицизма 30-х годов XIX века. К сожалению конец первой трети XIX столетия – это время упадка классического стиля. Конечно в столице ещё творил Карло Росси, но в провинции постройки этого времени отличаются сухостью и невыразительностью деталей, хотя объёмы по прежнему уравновешены и устремляются в небо.
Что не отнять у русиновской церкви – так это великолепного местоположения. Она замыкает архитектурно-пространственную композицию в долине Протвы, состоящую из храмов Боровска, церквей в Роще и Рябушках и Пафнутьева монастыря. От церкви в Русиново прекрасно виден храм в Рябушках.
Никольская церковь стоит над крутым склоном долины Протвы. Берег неплохо обустроен.
Здесь проложили дорожки, спускающиеся к источнику и купели, построили часовню
и малые формы в руссом стиле.
Интерьеры Никольской церкви современные. В 30-е годы коммунисты закрыли её, а во время войны в купол попал снаряд. Храм забросили и до 2005 года никаких реставрационных работ не велось. Мы приехали в Русиново в сумерках. Служительница погасила свет и заперла храм на наших глазах.
Сельские церкви вокруг Боровска – это лишь часть малая часть тамошних достопамятностей. Для интересующихся подробностями составлен путеводитель по Боровску.
Отдельная статья посвящена боровскому звездолёту.
Спасибо за интересный экскурс, хоть и не плохо знаком с местными достопримечательностями, открыл для себя важную информацию по истории рода Рябушинских-Стекольщиковых, оказывается мои родственники имели к нему отношение. а я и не знал, об этой связи между фамилиями, обязательно расскажу своим родным
Вячеслав, спасибо Вам за отзыв. Для меня Боровск особое место. Бабушка родилась в деревне Петрово (приход церкви св. Варвары), а мама – в Русиново. Мне было особенно отрадно посетить места, о которых столько слышала от близких. Так получается, что начинаешь читать историю храма, его благотворителях и всплывают имена. Благодарю за Ваш интерес!
Оказывается, сколько интересного у нас в округе! Поселились недавно недалеко от Боровска, ещё не были ни в Русиново, ни в Красном. Спасибо огромное за популяризацию достопримечательностей.
Отличные путеводитель по знаменитым церквям Боровского уезда. Спасибо Вам за труд. Приезжайте ещё!
Никогда не получалось доехать до села Красное. Наконец добрался виртуально. А всё-таки интересный собор. В нашей пограничной местности (на границе областей) не совсем банальный. Люблю заезжать на Рощу. Интересно, что так говорят, с предлогом “на”. Слышал такое употребления от местных старожил. Спасибо вам за обзор храмов – интересно! Про свадьбу Циолковского не знал.
Евгений, спасибо Вам за отзыв. Подтверждаю, что в Боровском уезде говорят “на Рощу”. Моя бабушка родилась в деревне Петрово недалеко от Совьяков. Жила в селе Русиново, откуда родом мои мама и дядя. В нашей семье словосочетание употребляли с предлогом “на”.