Трасса М1. Сколько раз мы уже проехали по ней? Наш экипаж начал активно ездить по Европе в 2010 году. Обычно по “минке” мы следовали дважды в год. Получается, что без малого 20 раз мотались до Бреста (и дальше) и обратно. Точный подсчёт приложу ниже (я не сильно ошиблась!). А сейчас заветное:
– Ну, с Богом. Поехали!
Трасса М1 – идеальная дорога для путешествий. Это не нудная и загруженная М10, не бьющая по карману М11, не М7 с вечными ремонтами и проблемами то в Лакинске, то в Покрове, а то и на объездной Владимира. С М8 тоже сравнивать её не буду. На “ярославке” деревня на деревне сидит и радаром погоняет угрожает. М4 тоже не большой подарок. По М3 теперь далеко не уедешь. Хороша М9, но нам не на северо-запад. Нам таки на запад!
Трасса М1. Скорость
По состоянию трасса М1 вполне сравнима с западными автострадами. Одна беда – скорость на ней сильно ограничена. На российской стороне – 90 км/ч. В деревнях, коих попадается изрядное число – 60 км/ч.
На белорусской стороне можно чуть разогнаться. На основном участке – 120 км/ч.
Деревни в РБ тоже есть, там гонять крайне не рекомендуется. Одна из таких “засадных” деревень – Буда.
Помните, что по Беларуси можно идти лишь с превышением 10 км/ч. Трасса М1 интенсивно контролируется радарами. “Бьют” в спину. 🙁
Весной 2019-го в Белоруссии заметили подлые треноги.
В отличие от российской базы автомобилей, где машины на белорусских номерах отсутствуют, в РБ системы более совершенны. Наши номера они очень даже читают. На пути оттуда, из Бреста в Москву, у границы РБ – РФ с недавних пор действует электронное табло и “отстойник”. Перед границей скорость ограничена до 40 км/ч. Прежде чем покинуть сопредельное государство, нарушителям скоростного режима придётся оплатить штраф.
Как действует система? Элементарно, Ватсон. Перед самой границей установлено электронное табло. Вы приближаетесь к погранпункту и видите на правой стороне большой щит. Если не нашли на нём данных вашего авто – всё в порядке, никто на вас внимания не обратит. А уж если заметили призывно пульсирующий номерной знак собственной машины – будьте любезны, пожалуйте на штрафплощадку. Вы её проигнорировали? Ваше право. Тогда путь через РБ вам заказан. Не заплатили сейчас – заплатите в другой раз. Но уже больше 🙁
Как происходит процедура оплаты, надолго ли задерживают белорусы нарушителей, нам неведомо. Эксперименты даже ради блогерства ставить не станем. Если у читателей есть информация из первых рук – очень просим поделиться в отзывах. Ваш опыт бесценен!
Состояние трассы М1
Для Европы состояние М1 далеко не идеально. Для России – мечта водителя. Лучше трассы М1 только дорога М9.
Что нам нравится?
1.Четыре полосы.
2.Хорошее покрытие.
3.Средняя загруженность по России. Низкая – по РБ.
4.Инфраструктура. На М1 не проблема найти кафе или даже ресторан. Ответ на вопрос “где поесть на М1?” лежит только в области собственных приоритетов. Про некоторые кафе мы уже рассказывали.
В этом обзоре добавлю ещё пару явок.
5.В РБ – наличие площадок отдыха с бесплатными стерильными WC.
Трасса М1 постоянно поддерживается в приличном состоянии. Мы каждый раз отмечаем ремонты покрытия, мостов, развязок то в одном, то в другом месте. Никаких затруднений движению они не приносят. На местах ремонта четырёхполосная трасса М1 становится двухполосной и спокойно движется с минимальным ограничением обычного скоростного режима.
Что не нравится на М1?
1.Ограничение скорости на российском участке. Для такой дороги 90 – маловато будет.
2.Подлые треноги в кустах.
Если ранним утром ещё можно проскочить, то часам к 8 обочина густо усыпана временными камерами фотофиксации скорости. Мы наблюдали их во время поездки в Смоленск, в Гагарин и Вязьму.
Все недостатки вполне переживаемы. Начальник старается не вылезать за рамки допустимого превышения.
Теперь подробнее разберём вопрос питания на трассе М1.
Трасса М1. Любимая “Шашлычная”
Кафе, от которых мы держимся подальше (набралось два-три), я просто не фиксирую.
Возможно, что все они уже исправились. Но мы инстинктивно проезжаем мимо. Ведь выбирать есть из чего!
В первую очередь, “на туда” мы рекомендуем “Шашлычную” на Белорусской стороне.
По дороге в Европу мы выезжаем из дома, плотно позавтракав. Заправка для желудка нужна ближе к обеду. Это уже РБ. Недалеко от границы на 528-м километре трассы М1 есть “Шашлычная”. Помните, что километраж в РБ считается от Бреста к границе с РФ!
Сами не раз пользовались услугами придорожного кафе “Шашлычная”. Мой брат с удовольствием следовал нашему совету. Это уже два независимых положительных мнения.
Шашлыки подают с пылу с жару. Мяса накладывают по доброму.
Чтобы не терять драгоценные 20 минут на их приготовление, советуем предупредить персонал телефону +375444905567. Звонить можно от развязки Витебск-Могилёв. Карты к оплате принимают.
Координаты “Шашлычной” – 54°28’44.6″N 29°48’52.0″E. (54.478512, 29.814686).
Недостаток – туалет в кафе класса «дыра в земле».
Цивилизованный туалет есть в 14-и км от заведения, на 514-м километре на заправке. Впрочем, на АЗС и перекусить можно. Но мы из двух зол выбираем «Шашлычную».
На гугл-картах отметила и шашлычную, и АЗС.
Трасса М1 в Бресте. Поворот к погранпереходу
Навигатор – навигатором, но визуальные ориентиры ещё никто не отменял. Если впервые идёте на границу, то ориентиром в Бресте вам может послужить соборный храм.
Вечером его подсвечивают. Днём золотые купола видно издалека. Зачем он нам? Он обозначает левый поворот к погранпереходу. Как увидели церковь, можно перестраиваться в левый ряд. Повернуть налево нужно ПЕРЕД собором. Светофор со стрелкой есть.
От рондо в Бресте до Домачево
Не поленюсь наметить ещё один коварный поворот – на Домачево. Мы пару раз проезжали его мимо, особенно в темноте, приходилось возвращаться.
Трасса М1 на выезде из Бреста доведёт вас до большого рондо.
От него вы уходите на Р17. По Р17 до правого поворота на Домачево ехать меньше 4 км. Поворот очень коварен, заранее его не обозначают. Ориентир – АЗС на правой стороне. (На повороте виден белый микроавтобус. Жена обозвала его “газелью”, но это или ФИАТ, или Пежо).
Увидели АЗС, через 100 метров – поворот направо на Р94. Сам поворот обозначен указателем.
Всё, дальше только прямо. Р94 выведет на погранзаставу.
Считаю своим долгом сдать ещё одну явку. Последнюю перед границей заправку и условную площадку отдыха.
Збунин. Путешественнику на заметку
Если собираетесь переходить границу в Домачево и с собой остались несъеденные домашние припасы, их можно спрятать в желудок немного не доезжая до погранперехода у деревни Збунин. Трудность заключается в том, что все цивилизованные площадки отдыха остались на М1. Но и на Р94 есть точка, которую условно можно назвать площадкой отдыха.
На южной (противоположной по пути к границе) стороне дороги установлены крытые прилавки для придорожной торговли.
Около 17 буднего дня они вполне подойдут для самостийного пикника. В выходные могут быть заняты торговцами. (Но будьте готовы к тому, что местные велосипедисты подъедут и спросят, чем торгуете 🙂 ).
Координаты последней заправки перед границей с Польшей:
51°47’22.1″N 23°39’16.4″E (51.789460, 23.654541). Зовут её МАЗС Беларуснефть № 9. Она находится в 5 км от Збунина на правой (северной) стороне дороги.
Переход границы в Домачево
Переход границы, где бы он ни был, это лотерея. Повезёт – не повезёт. Зависит успех от многих факторов. Некоторые из них рядовому путешественнику даже и в голову не приходят. Например, польские национальные и католические праздники.
Переход границы в Домачево 22 апреля 2019 года неожиданно занял долгие 2 часа 20 минут вместо обычного часа. Машин было совсем немного, перед нами стояло всего 5 автомобилей. Но в первый праздничный понедельник после католической Пасхи поляки оставили только одну бригаду на три коридора. Поэтому процедура съела у нас драгоценный запас времени.
Предостерегаю от желания оказаться умнее других. Водительница стоявшей перед нами машины, увидев заметное оживление в коридоре для евросоюзовских автомобилей, решила воспользоваться ситуацией. Ей незамедлительно указали на хвост очереди «all passports».
Трасса М1. Кафе на южной стороне
Теперь мы возвращаемся обратно. Границу переходим в Бресте. Но если вы свободны от перевеса норм провоза алкоголя на душу населения, смело отправляйтесь опять в Домачево. Брат 5 мая прошёл этот погранпункт за 10 минут.
На обратном пути в Москву мы дважды трапезничаем на М1. Очень любим корчму “Замок зубра”. Но она стоит далековато от Бреста, на 150-м км. На пустой желудок мы уже дважды до неё не дотягивали. В последний раз для завтрака нашли кафе “Етвязь”, на 120-м км М1.
Координаты: 52°31’15.9″N 25°01’51.2″E (52.521069, 25.030901).
Ещё одно достойное обеденное место – кафе “Сытый путник”.
391-ый км трассы М1.
Координаты – 53°57’54.1″N 28°01’39.7″E (53.965033, 28.027703).
Также отмечаю на карте кафе “Пристань”. Очень понравилась!
Кстати, путешественники из Саратова Дина и Валерий Луничкины тоже столуются в “Пристани”.
Кафе “Пристань” – 153 км трассы М1.
Координаты: 52°42’35.8″N 25°23’13.3″E (52.709933, 25.387036).
Кафе на российской стороне М1
На российской стороне укажу столовую “Домашняя кухня” в деревне Белей. Мы пару раз заезжали туда, были весьма довольны. Ориентир – деревянная церковь на южной стороне трассы М1. Кафе стоит рядом с церковью, его видно рядом с фурой.
Но это кафе стало слишком популярным. Там найдёте редкое сочетание всех трёх категорий сервиса: быстро, вкусно, дёшево. Как результат – отсутствие свободных столиков и общая суета.
На карте столовую отметила.
Координаты: 54°42’04.4″N 31°10’51.8″E (54.701229, 31.181043)
Недалеко от Белей есть деревня Ермаки. Там расположены два ресторана: “Сели-поели” и “Русский стиль”. По нашему мнению “Сели-поели” лучше. Там претензия на ресторан.
“Русский стиль” – больше простонародное кафе. Цены в обеих заведениях примерно одинаковы. Наша логика такова: за одинаковую стоимость лучше пообедать в ресторане, чем кафе. Но это лишь личное отношение.
Теперь коллекция ссылок. Мы выбрали некоторые. Полный список найдёте в статье “Страшная тайна”.
Полезные сервисы для путешествий
booking.com Booking.com – Букинг.ком (бронирование отелей).
Cherehapa Cherehapa – Черехапа (страховые полисы)
Tripinsurance Tripinsurance – Трипиншуренс (страховка)
Tripster Tripster – Трипстер (индивидуальные экскурсии)
Карта нужных точек на трассе М1. Кафе на карте
Все точки, которые я упомянула в статье нанесены на карту. Фиолетовым цветом отмечены объекты “на туда”, зелёным – “на взад 🙂 обратно”. Синие метки – кафе, в которых мы столовались в прошлые годы. Ругать их не будем, хвалить тоже. 🙂 Также не карте обозначен маршрут пути от центра Бреста до Домачево.
Трасса М1. Личная арифметика
Каждый раз мы спрашиваем себя когда мы снова идём на запад по М1 – какой уже раз? Подвожу научную основу в виде ссылок на наши отчёты. (Кстати, по М1 особенно весело идти осенью, когда обочины украшены разными фигурами из тюков соломы. Это праздник урожая (Дожинки) в Беларуси).
1.Первая поездка на авто в Европу – 2010 год.
2.Польско-литовское путешествие – 2010 год.
3.Польша с двумя столицами – 2010 год.
4.Новый год в Риге. (По М1 ехали лишь частично, но ехали) – 2011 год.
5.Гданьск и северная часть Польши – 2011 год.
6.Ехали по Чехии. Дрезден и Прага – 2011 год.
7.Новый год в Европе или здравствуй, ж…, Новый год. Табор – 2012 год.
8.Москва – Брюссель. Со всеми остановками. 2012 год.
9.За немецкими долами, за чешскими горами. Новый год в Стршибро – 2013 год.
10.К последнему морю (Франция) – 2013 год.
11.Чисто Чехия – 2014 год.
12.В край немецкого виноделия – 2014 год.
13.По Словакии и Австрии – 2015 год.
14.2932 км по Франции – 2015 год.
15.Москва – Париж (самолётом, через Варшаву. До Варшавы – на авто) – 2016 год.
16.Путешествие по юго-западу Франции (Перигор) – 2017 год.
17.Сага о путешествии в Румынию – 2018 год.
18.Рождество в Европе. Север Германии. (Штральзунд) – 2019.
19.По землям бывшей Югославии (Сербия, Черногория, БиГ, Хорватия) – 2019 год.
В заключении, вопрос в студию – какую песню мы напеваем на трассе М1? Подсказываю – исполнитель – Леонид Утёсов. Музыка – Матвея Блантера, стихи – Константина Симонова. Кстати, “лейка”, которая упоминается в первых строках песни военных корреспондентов – это не садовый инструмент. Это марка фотоаппарата.
Каталог всех наших поездок, заграничных и российских, найдёте в разделе “Автопутешествия”. Для нас же следующее европейское путешествие, оказывается, будет полуюбилейной, двадцатой встречей с трассой М1! Ура, товарищи!
Спасибо большое за теплые слова!!!
Спасибо большое за обещанный отчет о М1. Как всегда интересно и познавательно. Не знал о треногах в Белоруссии и электронном табло на выезде из РБ. 31 августа проехал по М1 до Домачево. По РФ ехал с 2 до 6 утра, поэтому треног особо не заметил. Штрафов вроде бы нет, хоть и шел с небольшим превышением. По РБ до Минска чаще стали попадаться участки с не очень хорошим покрытием. Также полностью с вами согласен, что 90км/ч по РФ это мало. В Домачево поставил рекорд прохождения границы со стороны Белорусов, на все про все 6 минут (шесть). Правда будьте внимательны, мне забыли поставить штамп в паспорте и какое-то шестое чувство уже в машине дернуло меня это проверить. Вернулся и все тут же поставили. А вот Польские стражны граничны небольшое количество машин пропускали 1 час 20 мин. Но в целом не критично. Сейчас нахожусь недалеко от Неаполя. Обратно по М1 поеду 14 сентября, к тому времени надеюсь увидеть деревья окрашенные красками осени, на М1 это очень красиво. Еще раз большое вам спасибо и ждем с нетерпением новых путешествий. Вы ведь не ездили еще в Италию…….
Алексей, пусть Ваше итальянское путешествие станет феерическим! У нас с Италией пока отношения не складываются. Обсуждаем возможность, но…. руки снова тянутся к путеводителю по Франции.
Электронные табло на белорусской стороне границы РБ-РФ – совершеннейшее нововведение. Мы впервые увидели такой щит и возблагодарили Господа, что Начальник был осторожен.
Дорожное покрытие у белоруссов, видимо, за лето подпортилось. Когда весной шли, оно было вполне приличным. Мы даже отметили, что сопредельное государство старается поддерживать трассу. Хотя общая тенденция такова, что на нашей стороне качество дороги становится лучше, а в РБ – хуже. Хотя они подлатали трясучий участок сразу после границы. Какое-то время там было очень неприятно.
Спасибо, что напомнили о старом добром принципе – доверяй, но проверяй! Непременно будем проглядывать наличие штампов.
Час 20 на польскую границу – это вполне приемлемо. Считаю, что вам таки повезло. Быстрее можно перейти в Песчатке. Но это лишний крюк, выигрыша по времени вряд ли получится, а вот расходы на горючку увеличатся.
Благодарю от души за подробный отзыв. Что говорить, трасса М1 – наше всё, всегда и везде!
Золотой осени Вам в лобовое! (И ни жезла, ни гвоздя!)