Из практики сопровождающего группы часть II

0
369

Окончание. Начало в статье “Из практики сопровождающего группы, часть I”.

Здоровье

Совершенно необходимо знать номера телефонов медучреждений, работающих с иностранцами. В Москве их несколько, например Европейский медицинский центр. У него несколько отделений в разных частях города: травма, ортопедия, стоматология и пр. Единый справочный информационный центр: 8–495–9336655, горячая линия: 8–495–5105414.

Но что делать, если вы находитесь где- нибудь в маленьком провинциальном городке? Просто вызвать «скорую помощь». У моей туристки в Костроме началась мощная аллергическая реакция. Позвонил на городскую станцию, бригада приехала через 15 минут и бабушку спасла. Денег не взяли.

Другой случай был уже в столице. 90-летняя туристка из Франции серьёзно порезалась о цепное ограждение прямо на Красной площади, и машина «скорой помощи» увезла её в одну из московских больниц. Меня вызвонила турфирма с просьбой срочно ехать на выручку. В тот день я был свободен, но находился в удалённом районе города. Когда я прибыл, несчастная уже два часа томилась на каталке в коридоре. Рану её обработали, но с ней никто из-за незнания языка не говорил, она не знала, что с ней будет, повезут ли ещё куда-нибудь, будет ли операция… В полутёмном коридоре мимо неё сновали равнодушные люди, время от времени проводили или провозили раненых или больных. Одежду, телефон, документы и деньги у неё отобрали. Голая, она не могла спуститься с каталки, не могла просто спросить, где находится туалет.

Я как мог успокоил старушку, потом нашёл лечащего врача. Тот настаивал на наложении швов на рану и последующей госпитализации до выздоровления. Повезли в операционную. Дежурный хирург, осмотрев больную, швы накладывать отказался, ввиду её «пергаментной» кожи, пояснив, что они могут нанести только вред, и предложил ограничиться компрессом и выпиской.

Лечащий врач настаивал на своём. Бабушка просила отпустить её в гостиницу — завтрашним рейсом она с группой должна была вернуться во Францию. В общем, подписав все необходимые отказные бумаги, из больницы мы уехали. Счастью женщины не было предела. Мы были уже в двух шагах от отеля, когда на мой телефон позвонил представитель французской страховой компании и командирским голосом потребовал, чтобы я вернул страдалицу обратно на каталку в больничный коридор. Услышав наш разговор, туристка помертвела от страха. По возможности вежливо я послал «командира» подальше и уже через 5 минут передал с рук на руки бабулю членам её группы. На следующий день она улетела домой.

Потерявшиеся

Как правило, чаще всего проблемы происходят с туристами, которые где-то когда-то учили русский язык и абсолютно в себе уверены. Они-то и теряются в первую очередь либо попадают в неприятные ситуации. Присматривайте за ними особенно зорко и всегда чётко и ясно назначайте всей группе время и место встречи, тогда вы хотя бы избежите претензий со стороны заблудших.

Обмен валюты

Мне очень понравилась практика одной из московских турфирм. В день прилёта прямо в автобусе по дороге в отель представитель компании под расписку выдаёт туристам необходимую на первое время сумму рублей, например, одну, две или три тысячи. Это позволяет избежать необходимой траты времени на обмен в первый экскурсионный день.

Связь

Другая полезная новация той же фирмы. Также уже в автобусе каждому туристу по списку раздали личные sim-карты и номера остальных членов группы. Скажу по правде, что для гида это большое облегчение, любой потерявшийся член группы может мгновенно выйти на связь, остальное — дело техники.

В обычной практике при заселении лично раздайте каждому туристу визитную карточку отеля с его адресом и телефоном (не всегда указаны!!!) и бесплатную карту Москвы — спрашивайте у консьержа.

Метро

Далеко не всегда наши туристы являются жителями больших городов. Некоторые из них не бывали в метро даже у себя на родине. Поэтому, прежде чем приступить к экскурсии, необходимо дать группе чёткие инструкции.

Казалось бы, самое простое: как пройти через турникет! Много раз я видел, как провинциальные французские бабушки, закрыв от страха глаза, бросаются в проход, не дождавшись зелёной сигнальной лампочки, и как их защемляет бездушный автомат. Выход один: самому встать к турникету и «вручную» пропустить всю группу.

Следующий этап — эскалатор. Порой люди панически боятся встать на его движущуюся ленту. А встав, намертво вцепляются в поручень, иногда с левой стороны, где их могут снести с ног наши сильно спешащие граждане. Контролируйте туристов, помогайте им, проследите, чтобы все стояли справа.

Итак, вы осмотрели станцию, с помощью громкоговорителя перекричали шум прибывающих и отходящих поездов, донесли до группы необходимую информацию и сделали все фотографии, теперь пора садиться в прибывающий поезд. Прежде всего, вы должны сообщить, сколько остановок вам предстоит проехать, на какой сходить. Кроме слов, показывайте их количество жестами, на пальцах. А теперь самое сложное: попытайтесь растянуть группу вдоль перрона, чтобы использовать не одну единственную, а сразу несколько дверей вагона, иначе вы рискуете кого-нибудь потерять при посадке: люди могут не успеть зайти в вагон. Впрочем, при первой посадке всё равно большая часть группы будет до последнего ломиться в какую-нибудь одну-единственную дверь вагона, поэтому повторяйте инструктаж и во второй, и в третий раз.

Следующий этап. Необходимо чтобы все сели или ухватились за поручни. Трогаются составы довольно резко. Кроме того, скорость московского метро на некоторых перегонах достигает 90 км в час, вагоны сильно качает. Тормозят поезда тоже так, что без привычки можно и упасть.

Если вы путешествуете по кольцевой линии, то знайте, что первый и последний вагоны поездов всегда практически свободны, за исключением разве что часа пик, но в это время проводить экскурсии по метро просто не рекомендуется, если вы не хотите потерять туристов или допустить, чтобы их обворовали.

В метро, да и вообще в местах массового скопления людей, очень помогает флажок или длинный зонтик с подвязанным к нему любым ярким предметом: пластмассовым цветком, игрушкой — отстающие не потеряют вас из виду.

Погрузка в автобус

Перед погрузкой в автобус я всегда предлагаю дамам оставить свой багаж мужчинам и рассаживаться по местам, а мужчинам, соответственно, грузить! Реакция на это всегда положительная. Женщины довольны, мужики, шутливо выражая недовольство, мгновенно забрасывают чемоданы в багажник и автобус уходит в два раза быстрее, чем обычно.

Питание

Чтобы быстро покормить в Москве большую группу без предварительного заказа, (бывают и такие случаи), лучше всего идти в систему фастфудов типа кафе «Фестивальное» на третьем этаже ГУМа или в сети «Грабли», «Му-му», «Ёлки-палки». Там всё уже готово и наглядно представлено, цены обозначены и вполне разумны. Кроме того, у вас не будет никаких проблем с переводом всех разделов меню для каждого члена группы.

«Макдоналдс» предлагать ни в коем случае не следует, не потому что я имею что-то против, но у французов это считается признаком плохого вкуса. Хотя при этом во Франции «Макдо» работает, наверное, в каждом городе и незаметно, чтобы эти рестораны быстрого питания бедствовали.

Под занавес

Что бы ни случилось у вас во время работы — не приехал вовремя автобус, забыли заказать обед, сорвалось посещение музея, вы застряли в пробке и т. д., — всегда сохраняйте спокойствие и доброе расположение духа, и ваше настроение обязательно передастся вашим подопечным.

Сергей Васильевич Окулов, гид-переводчик, г. Москва, журнал «МИР экскурсий»

Другие статьи Сергея Окулова:

Как лучше познакомить с городом
Из практики сопровождающего I часть
Из практики сопровождающего II часть
“Трудные” туристы
“Десять заповедей” по приёму иностранных гостей
Москва Ивана Шмелёва

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь