После великолепной выставки “Модерн в русской иконе” музей Андрея Рублёва подготовил новую экспозицию. Выставка “Святые жёны” проходит в выставочном зале музея до 19 ноября 2023 года.
Святые жёны на русских иконах
На русских иконах часто изображали святых жён. В каждой церкви и в каждом доме хранились образы праведниц, пророчиц, преподобных цариц и княгинь, мучениц, благоверных и блаженных. Их почитали как тезоименитых святых, хранительниц дома. Молились святым жёнам о защите городов, покровительстве служивших в княжеском или царском войске сыновьям и мужьям, даровании успеха в торговле и государственной службе, заступничестве в болезнях и несчастьях.
Праматери, пророчицы и праведные
Выставка позволяет разобраться, в каких чинах святости прославляются святые жёны. Ветхозаветные святые жёны – это Ева, Сара, Руфь, Эсфирь, сестра пророка Моисея Мариам. Они прославляются в чине праматерей, пророчиц и праведных.
В Новом завете пророчицей называют только праведную Анну – родительницу Богородицы.
Особо в церкви почитают святых жён-мироносиц. Они пришли с благовониями (миром) ко Гробу Христа на следующий день после Его погребения. Из всех жён-мироносиц больше всех известна Мария Магдалина. Её почитают как равноапостольную святую.
Равноапостольные святые жёны
К равноапостольным святым жёнам причисляются царицы, княгини и те праведные женщины, которые способствовали распространению христианства, просвещали язычников и иноверцев и приводили в церковь Христову целые народы.
Среди них – первомученица Фёкла, святая Елена – мать императора Константина,
просветительница Грузии святая Нина,
царица Тамара.
В русской истории почитается святая Ольга.
Интересен представленной на выставке образ святой. Развёрнутая надпись на доске под изображением повествует, что перед нами “Ольга роду русских владычица”, список с произведения, хранившегося во владении князей Белосельских-Белозерских. Он считался работой византийского мастера X столетия.
На самом деле, образ повторяет работу нидерландского живописца начала XVI века, который изобразил Марию Магдалину.
Праведные царицы
В лике праведных прославляются царицы Александра и Августа. Исторических сведений о них не сохранилось. Но они упомянуты в житиях великомученицы Екатерины и великомученика Георгия.
Праведная императрица Феодора восстановила иконопочитание после многих лет иконоборчества. Образ святой Феодоры запечатлён на критской иконе. Его иконография повторяет икону прославленного греческого иконописца Еммануила Дзанеса (Тцанеса).
Великомученицы
Жёны, которые потерпели множество мучений за веру христианскую и не отступились от неё, почитаются как великомученицы. Это Параскева, Екатерина, Варвара, Евфимия Всехвальная, Марина, Анастасия, Ирина.
Любопытен образ святой Екатерины. Он выполнен на зеркальном стекле. Рама иконы деревянная.
Наши предки очень почитали Параскеву. На греческом языке имя Параскевы ассоциировалось с Пятницей, днём, когда Христос принял смерть на кресте.
Святая Параскева почиталась как покровительница женщин в их трудах, заступница невест, защитница брака. Также Параскева считалась покровительницей торговли.
Варвару и Евдокию почитали помощницей при родах и молитвенницей при исходе души.
В житии святой Екатерины говорится о том, что она просила Господа даровать прощение грехов всем, кто вспомнит её имя перед кончиной.
Имя Анастасия означает “воскресение”. В христианской традиции почитают Анастасию Римлянку и Анастасию Узоразрешительницу. Последняя считалась покровительницей и заступницей заключённых.
Самый древний образ на выставке – икона XV века изображает святую Киракию. Обратите внимание, икона пострадала в пожаре, её левый угол обожжён.
На Балканах Киракия ассоциировалась с воскресением. Её имя переводится как “неделя”. Святая изображена в пурпурном далматике и венце поверх белого плата.
Тезоименитые святые Романовых
За 300 лет с XVII по начало XX века в царской семье рождалось множество дочерей. Вспомните Николая II – четыре дочери и лишь один сын. У Алексея Михайловича родилось 10 девочек. У его отца – Михаила Фёдоровича было семь дочерей и четыре сына. В семье императора Павла I родилось шесть девочек. Во время правления династии большую популярность приобрели иконы святых покровительниц царских жён и дочерей, их тезоименитых святых.
В наречении младенцев жеского пола охотно брались имена Евдокии, Анастасии, Марии, Наталии, Татианы, Софии и её дочерей – Веры, Надежды и Любови.
Интересно история имени Маргарита или Марина.
Святая Маргарита (Марина) Антиохийская победила дьявола с помощью медного молотка. На Западе святая известна под именем Маргарита, тогда как на Востоке её называли Мариной. Во времена Рюриковичей и знать, и простолюдины охотно нарекали дочерей Маргаритой. Позже имя почти исчезло из употребления, лишь инокини время от времени принимали монашеское наречение Маргаритой.
Всё изменилось в петровские времена. В браке с Екатериной (Мартой Скавронской) у Петра I родились шесть дочерей и два сына. Четвёртую девочку нарекли Маргаритой. Она родилась в 1715 году и скончалась в том же году, не прожив и 10 месяцев. Желая угодить императору, дворяне стали давать имя Маргарита своим новорожденным отпрыскам женского пола. О царской дочери вскоре забыли, а имя прижилось. Поэтому появилось множество икон святой Маргариты.
Предположительно, царским вкладом в Свято-Троицкий монастырь была икона с изображением праведной Анны, преподобного Михаила Малеина, мучениц Ирины и Татианы. Скорее всего, написали её изографы Оружейной палаты. Хранится образ в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.
Святые покровительницы русских женщин
В XVIII – XIX веках в дворянской среде девочек всё чаще называют Елисаветой, Евгенией, Зинаидой, Зоей, Юлией (Иулией), Антониной и Валентиной.
Почти все русские святые жёны, канонизированные до 1917 года, были княжеского рода. Тех, кто принял монашество, почитают как преподобных. Оставшиеся в миру княжны и княгини считаются праведными. Канонизировали их через много лет после ухода в мир иной. Сначала преподобных и праведных почитали как местночтимых святых.
Мы помним святых жён: супругу Дмитрия Донского Евфросинию Московскую, полоцкую княжну Ефросинью,
дочь святого благоверного князя Михаила Всеволодовича Черниговского Евросинью Суздальскую, княгинь Ксению Тверскую и Анну Кашинскую,
княгиню Февронию Муромскую и многих других.
По представленным на выставке иконам можно понять, какими именами нарекали дочерей на Руси в княжеских и крестьянский семьях, какие имена выбирали для девочек до XVII века и какие стали популярны в XVIII-XIX веках.
Иконы для выставки предоставили семь музеев, в том числе ГИМ, ГТГ, Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, Санкт-Петербургский музей христианской культуры. Многие образы хранятся в музее им.Андрея Рублёва. Щедро поделились артефактами 24 частных коллекционера.
Куратор выставки – заведующая отделом хранения (научно-фондовым), кандидат искусствоведения Надежда Викторовна Герасименко.
Мы сделали небольшой анонс выставки:
Святые жёны. Посетителю на заметку
Напомним, что выставка “Святые жёны” работает до 19 ноября 2023 года.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва занимает территорию Спасо-Андронникова монастыря.
Адрес музея: Андроньевская площадь, д.10.
Внимание! Музей закрыт по средам.
Часы работы музея: понедельник, вторник, четверг – с 14:00 до 21:00.
Пятница, суббота, воскресенье – с 11:00 до 18:00.
Посещение музея можно сочетать с прогулкой по Сыромятникам и по Спасо-Андронникову монастырю со старейшей каменной церковью Москвы начала (!) XV века.
На всякий случай предложим экскурсию по монастырю.
Спасо-Андроников монастырь и район Сыромятники с гидом-историком.
Предложим читателям небольшой рассказ о главном соборе Спасо-Андроникова монастыря.
Рассказы о выставках собираем в разделе “Искусство”.
Также на сайте есть рубрика “Христианство”.