Маршрут путешествия во Францию на авто.
Как спланировать маршрут путешествия по Европе на автомобиле
Мы уже пять лет ездим за границу на авто. Осенью вновь отправились в продолжительное путешествие. Вопрос “куда” встал ещё весной. Мы предпочитаем “медленные путешествия” и стараемся не носиться через весь ЕС, вытаращив глаза. Обычно для поездки выбирается одна страна с некими транзитными дополнениями. В 2011 году ей стала Чехия, в 2012 – Бельгия и Нидерланды, в 2013 – Франция, в 2014 – Германия. Мы пока не знаем, как подступиться к Норвегии – страна дорогая, а после очередного приступа “процветания” она стала для нас ещё дороже. Если Бог даст, в будущем поедем в Италию. Но там столько всего интересного – богатейшая история, античная культура, классическое искусство – как бы не “лопнуть” 🙂 .
Выбор консульства для получения виз, и, соответственно, основной страны пребывания
Визы у нас закончились раньше, так что маршрут надо было увязать со страной, в чьё консульство мы собирались обратиться за следующими. Многие путешественники любят получать испанские и итальянские визы. Для нас же самые “удобные” визы – французские или чешские. Но у французов присутствует элемент лотереи: могут дать “двушечку”(с), а то и “пятёрочку”, а могут – мультивизу… по срокам поездки.
Особенности получения чешской визы
С чешским консульством всё чётко и ясно: есть два “шенгена”, использованных по назначению (т.е. со штампами пограничников стран ЕС) – получишь год, есть годовая чешская виза – получишь два, но… только в том случае, если едешь в Чехию. Наделать броней через букинг.ком а затем отменить их – не выход. Чешские чиновники прямо указывают – в случае изменений маршрута путешествия Вы должны оповестить об этом консульство. Владельцы чешских отелей обязательно предоставляют в полицию информацию о гостях по принципу “были – не были”. Если, “надеясь на авось”, поехать не в Чехию, то есть шанс оказаться на КПП с… аннулированной визой. Конечно в Чехию можно ездить бесконечно, но не постоянно же 🙂 .
Французская виза
В итоге для будущего путешествия выбрали французскую визу и, соответственно, большая часть маршрута должна была пройти по Франции. Здесь нет такого жёсткого императива, как в Чешской Республике. Французы обычно не проверяют, снял ты брони или нет, во Францию ты поехал или в Австрию, но… совесть тоже хорошая вещь. Если тебе оказали гостеприимство, ответь хозяевам тем же. Съезди к ним, потрать там свои деньги, а дальше можешь хоть на край света в Финляндию, хоть в Словению.
Итак, первый выбор сделан: мы снова едем во Францию! Конечно, сделан он по нашему хотению. Решили бы ехать, скажем, в Италию, пошли бы к итальянцам.
Выбор продолжительности маршрута и транзитного ночлега в Германии
Побывать хочется везде и сразу, но финансовые ресурсы ограничены. Время тоже не резиновое и, кроме того, где-то на третьей неделе путешествия глаза начинают “замыливаться”. По опыту предыдущих поездок “на всё-про всё” выделяем 20 дней (ещё 1 день в резерве). Из них 4 дня на транзит через Белоруссию и Польшу туда и обратно. Повторюсь, что про fly&drive, пожалуйста, не надо!(с). В данном случае время, которое у нас есть – это деньги, которых у нас нет немного. Тем более, что отдыхать мы начинаем сразу, как только выезжаем на М-1.
Время в пути
Для планирования маршрута я пользуюсь Google maps. Кто-то предпочитает Viamichelin или Autoroute. Все эти планировщики достаточно точно отражают время в пути. Ещё раз подчеркну, что проезжать по 1000 км в день мы не любим, хотя, бывало, проходили и больше. Первый перегон Москва-Варшава получается ещё длиннее, но это необходимое зло. Второй тоже не близкий: от Варшавы до некоего немецкого городка, где нам предстоит ночевать.
В наших поездках через Германию мы останавливались в Потсдаме, Готе, Клаусталь-Целлерфельде и Виттенберге. Обычно я прикидываю по Google maps, докуда смогу доехать, не рвя себе “всё на свете на британский флаг” и начинаю искать отель в окрестностях по принципу “получше и подешевле”. Так для французской поездки был выбран городок Бад–Грунд в Гарце. Ну кто устоит против “домика в горах” с завтраком всего за 40Е ?
Дальше началась самая сложная часть планирования путешествия:
Выбор маршрута по Франции
Это только турагентства предлагают Париж да замки Луары. Для особо обеспеченных сограждан зимой всплывает Куршавель, а летом – Лазурный Берег. На самом деле Франция гораздо интереснее. Там в любой деревне есть что посмотреть. Можно воспользоваться готовыми маршрутами наших предшественников-путешественников, но они составляли их для себя и под себя. Поэтому вооружаемся атласом с отмеченными на них достопримечательностями, путеводителями, интернет-планировщиком и, в последнюю очередь, интернетом, как таковым.
В рунете почти нет информации о неизведанных уголках Франции, поэтому приходится лазить по французским сайтам, выбирая то, о чём умалчивают путеводители. Кроме того, желательно не повторяться. Например, Этрета прекрасен, но мы там уже были.
Первые две французские провинции вписались в маршрут путешествия само-собой. Это Эльзас – а как ещё въезжать во Францию из Германии?
Кроме того нам там очень нравится. Мы решили задержаться в Эльзасе на две ночи, а не на одну, как предполагалось вначале. После долгого и тщательного изучения отелей, остановились на знакомом и проверенном Жит Мейер-Лисс в Рибовилле.
Второй провинцией стала Бургундия. В 2013 году мы пересекли её транзитом, облизываясь на заманчивые указатели с достопримечательностями, но тогда нас ждали замки Луары.
Так что Бон, Дижон, аббатства Фонтене и Везле органично вписались в маршрут. На беглое знакомство с Бургундией нужно не менее 3-х дней: один день на Бон, возможно с виноградниками Кот д’Ор, другой день на Дижон и ещё день на остальное. Соответственно нам нужен был отель на две ночи.
Выбор “бургундской базы” оказался не менее сложным. Вначале я планировал остановиться в Боне, но прикинув по карте, что на вторую ночь нам придётся возвращаться назад, решил переиграть на Дижон. Тщательный анализ предложений букинга по Дижону принёс неутешительные результаты: или в центре, но дорого, или дёшево, но с плохими отзывами и душем в коридоре. Тем более, что в “свете последних решений партии и правительства” очень хотелось уложиться в 50 Е/ночь. Оставалось расширить поиск. Вместо “Дижон” набираю в букинге “Кот д’Ор” и, отфильтровывая многочисленные отели Бона, наконец нахожу Datcha Bourguignonne. Первое слово ничего не напоминает? Правильно – “дача”. Находится в деревне Маконж, про которую я раньше и слыхом не слыхивал. Комната на 2-м этаже – читай, чердаке перестроенной фермы. Но душ, туалет, кровать есть, а больше нам ничего и не надо. Зато цена 40 Е за ночь. Расположение – лучше не придумаешь – на одинаковом расстоянии от Бона, Дижона и Семюра ан Осуа.
А дальше то куда? Вот здесь пришлось делать самый главный выбор поездки: Бретань или Перигор? Мне очень хотелось попасть в Перигё, Сарла, Каор (по русски Кагор) и на виадук Мийо. Прикидывал так и эдак, исписал несколько листов бумаги предполагаемыми раскладками путешествия по дням, пытаясь поиметь невпихуемое объять необъятное. Чуть ли не наизусть выучил листы атласа с Перигором, Кьерси и Гасконью, но в итоге… отказался от него в пользу Бретани. Желание увидеть мыс Ра и погулять по морскому берегу пересилило.
Но от Бургундии до Бретани ещё доехать надо. По долине Луары не хочется – мы подробно посмотрели её два года назад. Спуститься в Пуату? От Везле далеко, значит придётся ночевать в Пуатье. Затем поедем в Ванн и на полуостров Киберон. Однако анализ имеющейся информации приводит к неутешительным выводам : от Пуатье до Ванна неблизко, а город интересный и полдня нам на него не хватит. Задержаться ещё на день? А как же Южная Бретань? “Скрипя сердцем вычёркиваю Пуату из списка”(с).
Тут я вспоминаю, что будучи в долине Луары, мы так и не попали в замок Лош. Где он там? Оппа! Идеально ложится на маршрут от Буржа к Ванну. Осталось только определиться с ночёвкой. В атласе примерно на полпути вижу город Шоле. Кстати гладко то было на бумаге мониторе, но забыли про овраги…(с). Мы потратили на Бурж слишком много времени, хоть и не пожалели об этом. Пришлось ехать не через Лош, а через Сомюр. Мимо мелькали знакомые названия: Блуа, Шенонсо, Амбуаз, Азе-ле-Ридо. Но в Шоле мы всё-таки успели.
Город не отмечен на карте жёлтым цветом (интересное туристическое место), тем лучше. Значит с утра сразу рванём в Ванн! А тут и Ибис-бюджет за 45Е подвернулся. Ничего, что “бюджет” – одну ночь переночевать можно, зато недалеко от собора и парковка бесплатная!
Итак:
План первой трети маршрута
1 день: Москва – Варшава
2 день: Варшава – Бад-Грунд
3 день: Бад-Грунд – Рибовилле
4 день: Винная дорога Эльзаса – Рибовилле
5 день: Рибовилле – Бон – Маконж
6 день: Маконж – Дижон – Маконж
7 день: Маконж – Фонтене – Везле – Ла Шарите-сюр-Луар
8 день: Ла Шарите – Бурж – Лош – Шоле
Приступаем к бретонской части путешествия. Бретань – совершенно особенное место, там даже языка два – французский и бретонский. С трёх сторон её омывает Атлантический океан и именно здесь стоит задержаться подольше. Хочется посмотреть всё и сразу: мысы и пляжи, Понт-Авен и Роскоф, приходские участки и Берег Розового Гранита!
Выбирать места ночёвок в Бретани было особенно трудно. Хотелось подольше остановиться в одном месте, и чтоб на берегу моря, и недорого, и без предоплаты. Как говорится “быстро, дёшево и качественно – выберите любые две позиции”. Недорого и без предоплаты – это сетевые отели на окраинах городов 🙁 Недорого и красиво – частные B&B (не сеть, а международная терминология – bed and breakfast, то есть кровать и завтрак) вдалеке от моря, зато с предоплатой. Оставалось удавить жабу и бронировать то, что нравится. Из бюджета выбились, но мы же в конце концов в отпуск едем! Вот что мы забронировали в итоге:
План Бретонской части маршрута
стал выглядеть так:
9 день: Шоле – Ванн – Карнак(?) – Киберон. Кстати, знак вопроса можно снять – в Карнаке мы были и просто обалдели от менгиров, дольменов и прочих доисторических камней.
10 день: Киберон – Понт-Авен – Конкарно – мыс Ра – Трефёнтек
11 день: Трефёнтек – п-ов Крозон – Сизен – Трефёнтек
12 день: Трефёнтек – Плейбен – Локронан – Кемпер – Трефёнтек. На самом деле порядок посещения вышеназванных мест оказался немного иным, но увидели мы много и очень красивого.
13 день:Трефёнтек – приходские участки (Гимильо, Ламполь-Гимильо, Сен-Тегоннек) – Перро-Гирек.
14 день: Перро-Гирек – берег Розового Гранита – мыс Фреель – Сен-Мало
В Сен-Мало мы хотели попасть ещё два года назад, да не успели. В этом путешествии он стал местом, откуда мы двинулись в обратный путь. Первоначально предполагалось ехать через Шартр и Шарлевиль-Мезье в бельгийский Буйон и, далее, в Динан. Но пока я думал, в Шартре всё более-менее подходящее уже забронировали, ценники в Бельгии тоже не радовали и эта часть маршрута отпала сама-собой. Вместо Шартра возник Амьен. Однако ехать туда напрямую из Сен-Мало мне не хотелось. Путь неблизкий, и Сен-Мало скомкаешь, и Амьен толком не посмотришь. Так возникла ещё одна промежуточная точка в Онфлёре. Он расположен почти на полпути между Сен-Мало и Амьеном.
Мы там уже были, ну и что? Гуляли под мерзким проливным дождём и не попали в музей Эжена Будена. Кроме того, надо же где-то купить запрещённого нормандского камамбера и ливаро! А заодно и плодово-выгодной самогонки кальвадоса.
В пригороде Амьена Глизи мне подвернулся недорогой сетевой отельчик Quick Palace. Душ в номере, бесплатная стоянка и всего 35Е со скидкой. Бронирую! Правда, я не учёл, что некоторые сети очень любят блокировать средства на карте, а их (средств) там – кот наплакал. Ну да ладно, блокировка отвалилась через месяц. В Амьене наша экскурсионная программа должна была закончиться. Оставалось вернуться домой. От Пикардии до Польши одним днём никак не доберёшься, если ты не “дядя гонщег” и не готов спать в машине. Мне нужно найти ночлег примерно в 5 часах ходу от Амьена в Германии. Очень соблазнительным выглядит любимый Ирциг в долине Мозеля. Но это изрядный крюк к югу.
Вместо Рейнланд-Пфальца искали ночлег в Северном Рейне-Вестфалии. В первую очередь на ум пришёл Кёльн. Но там масса всего интересного – собор, картинная галерея, 12(!) романских церквей. Заезжать туда только на ночёвку – это лишний раз травить душу. Кёльн остался на будущее.
Продолжил поиск с помощью букинга. Дюссельдорф, Вупперталь, Леверкузен, Золинген… Мда, дороговато. Расчёт явно на бизнсменов, а не на ограниченных в средствах автопутешественников. Наконец (за что я люблю букинг!) натыкаюсь на городок Энгельскирхен. От Амьена 436 км или 4,5 часа пути. В нём есть предложение от гостевого дома с пивной на первом этаже. Стандартный номер 49Е, стоянка бесплатная, вот только завтрак за отдельные деньги. Ничего, позавтракаем остатками французского багета с сыром 🙂 . Всё, маршрут путешествия составлен!
План маршрута на возврате из Бретани.
15 день: Сен-Мало – Онфлёр
16 день: Онфлёр – Амьен – Глизи
17 день: Глизи – Амьен – Энгельскирхен
18 день: Энгельскирхен – Польша (куда доедем)
19 день: Транзит через Польшу
20 день: приграничный отель – Москва
На написание этой статьи ушло около 3-х часов, а сам процесс планирования маршрута, поиска и бронирования отелей занял около месяца. Просматривать по пятому разу одни и те же отели было весьма утомительно. Зато как приятно, когда всё сложилось, состыковалось и осталось только осуществить задуманное!
Я написал эту статью за несколько месяцев до поездки, но открывать не стал по причинам… суеверия. Сейчас, когда всё сложилось как нельзя лучше и единственной мелкой неприятностью стала перегоревшая лампочка габарита, я решил немного исправить текст и наконец, открыть его для прочтения. Надеюсь, это окажется полезным.
Подробный отчёт об осуществлённом самостоятельном путешествии в Францию в 2015 году публикуется. Ссылка на первую часть: “На край света-1”
Отличный каталог! Помогает ориентироваться в множестве статей о достопримечательностях Франции. Спасибо, с удовольствием пользуюсь вашими наработками при планировании путешествий.
Какой серьезный маршрут и какой серьезный подход к подготовке, признаюсь мы более легкомысленны, будем учиться у вас проработке деталей.
Елена, учиться друг у друга – это здорово! Разве не для этого мы ведём свои блоги? Я тоже очень часто залезаю на Ваши странички, чтобы поискать что-то полезное. Например, Ваш рассказ о тафельшпице привела нас в полный восторг. В статье “Вена на тарелочке” я намеренно обошла вопрос об этом блюде, просто оставила ссылку на Ваш пост.
Вот что значит мужчина взялся! Я как ни стараюсь, никогда не могу прорисовать все детали. Копаюсь в информации долго, а все заканчивается перечитыванием всяких интересностей. А в новой стране обычно оказываюсь в свободном плавании и живу по принципу язык до Киева доведет. И, хочу заметить, в этом тоже что-то есть, хотя это что-то сопровождается бездарным рассеиванием денег.
Маша, я тоже не могу целиком представить картину будущего путешествия. Наверное, у мужчин и женщин мозги по разному устроены. Свободное плавание – это здорово! Я бы, наверное, если путешествовала в одиночку тоже полагалась бы на “авось” и “куда кривая выведет”. У Начальника Экспедиции другой подход, ему нужен чёткий план действий. На первый взгляд, это может показаться скучным. На самом деле – наоборот. Ведь этот пресловутый план составляется с учётом собственных желаний и приоритетов. И ни в коем случае не есть догма. Планы на то и составляются, чтобы их нарушать!
Блестящее описание маршрута! Примечательно, что оно не сухое (“поди туда, посмотри то…”), а наполненное массой живых деталей. Проведена огромная работа, и чувствуется, что она принесла прекрасные результаты и громадное удовольствие и удовлетворение (а это самое главное).
Николай, спасибо, что забежали на огонёк. Да, маршрут получился первоклассным. Мы уже осуществили поездку, вернулись полные впечатлений и публикуем отчёты.
Ура! Вернулись!
Как хорошо иметь такого рулевого (начальника). Какой правильный, а потому и точный расчет путешествия! Но от всех географических названий у меня в мозгах замкнуло. Это, наверное, от того, что французский не знаю.
Грандиозное путешествие! Ждем подробностей.
Расчёт на этот раз оказался безукоризненным. Учтены все прошлые нестыковки и ошибки. Путешествие действительно вышло грандиозным. Серия рассказов о них уже в работе, ждать публикации недолго.
Мы, похоже, одной крови)). Тоже ездим по Европе на машине с 2009 г. Но, конечно, fly&drive. Раньше ещё были мысли проехать из Ростова через Украину напрямик, но сейчас… А добираться до Москвы, потом в Европу, потом обратно – нет, не для нас.
В активе поездок на авто у нас Бенилюкс, Германия, Италия, Испания, Франция и Португалия.
По Франции у нас были маршруты:
1. Из Каталонии в Лангедок-Русильон и Прованс – два раза с интервалом в 2 года, разными маршрутами.
2. Из Каталонии в Лангедок-Русильон и Юг-Пиренеи.
3. Из Эльзаса до Гренобля и обратно через Бургундию.
4. Из Парижа (не заезжая совсем) через Нормандию в Бретань и далее по замкам Луары, затем Шартр и вылет из Парижа.
Если вам или кому-то интересно, могу дать более подробно каждую поездку.
Разумеется, прорабатываю маршрут заранее, бронирую отели и т.д.
Уважаемый Reisende50!
Мы послали на Вашу почту личное сообщение. Если его нет в почтовом ящике, может быть оно попало в спам? Такое бывает.