Смешные вывески столетней давности – это отдельная курьёзная страница истории Москвы. Их упоминал в своих мемуарах “король московских репортёров” Владимир Алексеевич Гиляровский.
Солидные фирмы
Наружная реклама служила двигателем торговли даже в те времена, когда о ней (рекламе) ещё и слыхом не слыхивали. Солидной фирме что на вывеске надо? Имя владельца и специализацию магазина. Про Владимира Карловича Феррейна не слышал разве что глухой. “Вся Москва” заказывала лекарства в его аптеках.
Иногда было достаточно просто имени. Оно говорило само за себя. Карл Густав Фаберже специализировался на ювелирных украшениях и безделушках.
И у Феррейна, и у Фаберже на вывесках есть двуглавый орел. Он означает, что фирма является поставщиком двора Е.И.В. (Его Императорского Величества).
Смешные вывески. Парикмахерские
Заведения попроще рекламировали себя более витиевато. Особенно изгалялись мелкие купчишки и мастеровые. Не забывайте, что никакого радио и телевидения тогда не существовало и в помине, не говоря уж об интернете. Единственно доступными для рекламы были газетные объявления и вывески.
Вывеска барбершопа то есть цирюльни Елизара Баранова стала классическим примером такой рекламы:
Здесь ставят пиявки, отворяют кровь, стригут и бреют баранов.
Именно так, баранов – с маленькой буквы, без точки или запятой перед словом.
А вот вывеска “салона красоты” с претензией на шик:
Парижский парикмахеръ Пьеръ Мусатовъ из Лондона. Стрижка, брижка и завивка.
Конечно это не захолустный Пьеръ Мусатовъ. Это роскошный французский салон класса нынешнего Жак Дессанж.
Где-нибудь в Марьиной Роще или за Серпуховской заставой можно было встретить и такое объявление:
Рудомётчик Нефёд Шлепенко. Он же помозолю с корнем.
“Руду метать” – это по старинному пускать кровь. Раньше этим занимались цирюльники, которые одновременно были и лекарями. А как помозолить с корнем мы не выяснили. Видимо, имеется ввиду выведение мозолей.
Самыми популярными оздоровительными процедурами были вовсе не массаж и не обёртывание. Публика предпочитала банки и пиявки.
Банки и пиявки на дому и в бани
Покупка лому золота и серебра. Здесь же специалист по ставке банок и пиявок.
Смешные вывески. Реклама “банкетного зала”
А как вам рекламная информация от владельца как сейчас бы сказали банкетного зала. Сохранена подлинная орфография.
Буфетчик-кондитер с накрышкой зала под скатерти, мельхивор и всякую посуду на своих столах под двести и боле персон гостей. Справляет купеческия уважаемыя свадьбы суваре балы и почтенныя поминки. здесь же спросить тапёра, военного генерала и оркестру скрипок господина Брабанца. Люди во фраках, чулках и по всякому положению. Имеются бронзовыя люстры на сто свечей. Прошу оказать внимание с благодарностью.
Съ почтением к вам в ожидании уважаемых заказов имею честь пребывать покорным слугой Петръ Ефимовичъ Козыревъ с С-ми.
Здесь понадобятся некоторые пояснения: суваре – это французское soiree, то есть вечеринка.
Люди во фраках – официанты. В ту пору их звали “человек”.
Военный генерал – отставной генерал в мундире, орденах и лентах. Приглашался на купеческие мероприятия для престижа. Его щедро угощали и не забывали дать “сухими” в конверте. Помните у Чехова:
“Не тычь вилкой в омары, для генерала поставлено.”
Смешные вывески. Всего понемногу
Вывески на окраинах Москвы и в провинции зачастую отличались полным отсутствием логики, зато вызывали смех.
Шашлычный мастер из молодого карачаевского барашка с кахетинским вином. Соломон.
Некоторые вывески по грамматическим и орфографическим ошибкам очень похожи на современные тексты в интернете:
Трактир Свидание друзей с арганом и от дельными кабинетами.
Набойка матроссов и полуперин. И.Ф.Фёдорова
Кролики, белки, куры и прочия певчия птицы
Оккультист очки пенснэ лорнеты Ш.Б.Гуревич
Безусловно, это не Ш.Б.Гуревич. Бурхард – одна из известнейших петербургских фирм.
А это уже транспортные услуги:
Бюро похоронных и свадебных процессий. Ядрейкин средний.
Выгребной и ретирадный обоз В.Н.Розова. Исполнение аккуратное и срочное.
Наконец представлю рекламу средства против грызунов и насекомых:
Спасатель крыс, мышей, клопов, тараканов. Выводит, морит с пользой. ТИФ, МОР. ПОГИБЕЛЬ, СМЕРTЬ. Изобретатель Иванъ Савельичъ Сапоговъ.
Небольшую коллекцию забавных московских вывесок столетней давности мы почерпнули из книги Евгения Иванова “Меткое московское слово”, вышедшей в издательстве “Московский рабочий” в 1989 году.
Если у читателей найдутся примеры подобных курьёзов, просим добавить их в нашу коллекцию в форме отзыва “Слово молвить”.
Приглашаем вас взглянуть на потешные вывески, которые мы собирали в Нормандии и Чехии.