Путешествие по Словакии на автомобиле в феврале 2015 года
Путешествие по Словакии на автомобиле . Изъездив вдоль и поперёк любимую Чехию, мы долго не обращали внимания на соседнюю Словакию. А ведь ещё 30 лет тому назад существовала единая страна Чехословакия. Мне подумалось, что в Словакии должно быть не хуже, чем в Чехии и, на пути в Вену, я отвёл 3 дня на предварительное знакомство с этой центральноевропейской страной.
Путешествие по Словакии на автомобиле . Первые впечатления
Мы въехали в Словакию из Польши через Дуклянский перевал.
Первыми бросились в глаза многочисленные памятники времён II Мировой войны. 70 лет тому назад здесь шли жестокие бои между словацкими войсками и пришедшей им на помощь Красной армией с одной стороны и гитлеровским вермахтом с другой. Стоит только спуститься с перевала в долину, как рядом с дорогой окажется знаменитый памятник с двумя танками, свежевыкрашенными по случаю прошлогоднего юбилея СНП (Словацкого Национального Восстания).
Первым словацким городом на нашем пути оказался Свидник. На городской заправке купили десятидневную виньетку за 10Е и атлас Словакии за 13Е. Атлас оказался очень подробным: масштаб 1:10000 с обозначением не только дорог и заправок, но и замков, пещер и термальных источников. Свидник не произвёл большого впечатления: пятиэтажки, довольно скромные индивидуальные дома и не самый ровный асфальт.
Первое впечатление от Словакии со слов Штурмана: деревянные храмы, православные церкви, военные монументы и цыганьё…
На въездах в сёла названия дублируются кириллицей. Может быть потому, что здесь живут русины?
Мы запланировали ночёвку в Бардеёве, поскольку этот городок относится ко всемирному наследию ЮНЕСКО. Узкая не очень ровная дорога повела нас на запад. Миновав большую часть пути, мы заметили руины замка Зборов на высокой скале.
Ночлег и ужин в Бардеёве
В Бардеёве забронировали комнату в пансионе “Роза”. От сауны, бассейна и пароля для wi-fi мы отказались. Ночлег не понравился соотношением цены и качества. Для Словакии довольно дорого – 42Е за ночь. Комната большая, но очень просто обставленная.
Душевая кабина неудобная, полочек и крючков нет, слив работал плохо. Розетки в номере старого советского образца. Хорошо, что мы возим с собой переходник. Самый главный недостаток – отсутствие шумоизоляции. Машину пришлось бросить на тротуаре, прижав к хозяйскому забору. Не рекомендуем. Единственный плюс, что пансион находится в 10 минутах ходьбы от центральной площади и в 100 шагах от супермаркета. Хотя, не будь горнолыжного сезона, мы бы наверняка нашли что-нибудь получше в самом центре.
Когда мы вышли на главную площадь, уже почти стемнело. Перед нами предстала дивная картина – старинные домики под холодным звёздным небом.
На площади почти никого не было, обойдя её по кругу, мы нашли ресторанчик в подвале и с удовольствием поужинали. Кормят вкусно, но пиво было только “Старопрамен”, а мы его не очень любим. За ужин из двух чеснАчек(по словацки именно так),
клобасы, выпражаного (жареного) сыра и земьяков (т.е. картошки) с водкой (0,08) и тремя кружками пива заплатили 16Е вместе с чаевыми.
Утром отъехали от пансиона, нашли парковку рядом со старым городом. Паркоматов в Бардеёве нет. Вроде бы можно оплатить по смс, но нужна словацкая симка. Нашли стоянку у гимназии, где к нам подошёл парковщик и официально продал нам два билета по 0,4Е на 2 часа. Забегая вперед скажу, что час мы перестояли, но парковщика на стоянке не оказалось.
Путешествие по Словакии на автомобиле . Бардеёв
Впечатление от Бардеёва оказалось каким-то средним. Городок симпатичный, и ратуша красивая, и костёл святого Эгидия достойный, и стены с башнями сохранились, но… Тельч и Тршебонь красивее, не говоря уж о Ческом Крумлове.
С такими мыслями выехали в сторону Спишского Града. На узкой дорожке передо мной долго тащился местный фургончик, его (и меня) с ходу обогнала Ауди. Я рванул за ней… и не успел погасить скорость на въезде в деревню. На табло высветились угрожающие цифры и надпись “SPOMAL”. Вначале я подумал, что это по словацки “поймал”, но затем пришёл к выводу,что это аналог польского “ZWOLNYI”, т.е. снизь скорость. Миновали Прешов и выехали на автобан дяльницу. Главная словацкая магистраль активно строится, но многие участки ещё не готовы.
Спишский град, Спишске Подградье и Спишска Капитула
Завидев на высоком холме величественный силуэт Спишского града, мы съехали с трассы и устроили фотосессию.
Затем отправились искать подходы к замку. Нашли абсолютно пустую парковку, поднялись на добрых 300 метров, но дальше обледенелая тропа стала весьма скользкой, да и ворота запертые увидели. Увы, зимой Спишский Град закрыт.
Я люблю древние замки, так что с удовольствием вернулся бы, хотя Бортжурналистка внесла свою долю скепсиса: “И чего ты там не видел? Каменюки?”
Внизу, в местечке Спишске Подградье нас ждала симпатичная треугольная площадь,
несколько храмов и продуктовый магазинчик, где мы безуспешно пытались найти фасоль в томатном соусе для будущих венских завтраков. Рядом со Спишским Подградьем есть ещё одно старинное поселение под названием Спишска Капитула. По сути это монастырь, превратившийся в маленький укреплённый городок.
Мы въехали в него через нижние ворота, поднялись до готического собора. Обошли храм и даже вышли из городка для лучших снимков. Собор оказался закрыт – несмотря на яркое солнце февраль в Словакии – совсем не туристический месяц.
Путешествие по Словакии на автомобиле . Дальше наш путь лежал в Левочу, красивый городок у подножия гор Левочске Врхи.
Путешествие по Словакии на автомобиле. Левоча
Запарковались на главной площади рядом со столиком парковщика. Здесь час стоил немного дороже, чем в Бардеёве – 0,7Е.
Главная площадь Левочи чудо как хороша. Кроме неё в городке сохранились средневековые стены с башнями, окружённая аркадами ренессансная ратуша, клетка позора и костёл святого Иакова.
Интерьер собора украшен дивными резными алтарями работы местного мастера Павла. Он так и упоминается во всех источниках как “мастер Павел” и даже центральная площадь города носит его имя.
Собор открывают каждый час, но фотографировать внутри не разрешают. Прекрасные резные алтари, включая самый высокий в мире высотой 18,6 м, остались только в нашей памяти. Как и в Бардеёве, за пределами главной площади, город заметно “линяет”. Дома становятся одноэтажными, обшарпанными, появляются заброшенные постройки, заборы и т.п.
Путешествие по Словакии на автомобиле . Марианская гора
Спускаясь по серпантину в Левочу, мы успели заметить костёл высоко на вершине горы. Позже на глаза попался и указатель на Марианскую гору. Прикинув, что до ночлега в Попраде совсем недалеко, я предложил подняться на гору, надеясь на красивые виды.
Только не учёл, что если внизу всё растаяло, то в горах наверняка лежит снег. Чего-чего, а снега там хватало. Хуже было то, что через пару сотен метров подъёма дорога превратилась в настоящий ледяной жёлоб.
Развернуться на ней не было никакой возможности, оставалось уповать на святого Николу, самого себя и качество шин “Мишлен”. Скажу честно, что к стоянке на вершине я приехал с пересохшим ртом. Хорошо, что “ручки-ножки” затряслись позже, когда мы уже съехали с горы вниз. Стоянка тоже обледенела, но по краешку можно было пройти. К костёлу вела жутко скользкая дорожка, а свою долю падений и разбитых коленок я выбрал ещё пару лет назад 🙂
Шагая по глубокому снегу, нам удалось добраться до костёла – открытого и практически пустого внутри и полюбоваться лежащей глубоко внизу Левочей.
Спускаться обычно всегда тяжелее, чем подниматься. Но машинка (вместе с “прокладкой”) справилась.
Левоче однозначно ставим “зачёт” и надеемся описать её достопамятности в отдельной статье.
Ещё немного узкой, кое-где выбитой дороги и мы опять выскакиваем на “дяльницу”. Местные обходят меня как стоячего, а я еле-еле еду 120 – воспоминания о подъёме на Марианскую гору ещё слишком свежи.
Впереди появляются заснеженные вершины. Это самые высокие горы Словакии – Высокие Татры.
Спишска Собота
Они возвышаются над городом Попрад, где я забронировал вторую словацкую ночь. Попрад далеко не самый интересный город, но… в нём есть Спишска Собота! Это старинное поселение, вошедшее в черту современного города. Центром её не назовёшь, но в этом квартале столько очарования, что по прибытии мы нисколько не пожалели о заочном выборе.
Единственно, что пансион “У Альжбетки” (уж не в честь ли Елизаветы Баварской названный?) находится на улице с односторонним движением. “Василий Алибабаевич” или, попросту, нафигатор этого не знал и упорно гнал меня под “кирпич”. Сделав 2 круга по дивной площади Спишской Соботы я понял, что надо искать иной выход. Свернул в боковую улочку, где дома в стиле ренессанс почти сразу сменились современными, заложил довольно большой крюк и, наконец, подъехал к пансиону с нужной стороны.
Пансион и ужин в Спишской Соботе
Пансион оказался превосходным. Внизу госпудка с камином, в котором пылали дрова. Лесенка на второй этаж и замечательная комната под островерхой крышей. Приятным сюрпризом оказалась ванная, а не душевая кабина. Завтрак был включён изначально. И за всё-про всё – 36Е! Машину поставили на размеченном парковочном месте вдоль дороги.
Устроившись, мы тут же пошли на площадь Спишской Соботы. Старинные домики с островерхими крышами, кучи снега, свисающие вниз сосульки и удивительный вечерний свет создали незабываемую картину.
Обойдя вокруг площади, мы нашли ресторанчик, где и поужинали на 17Е+ 2Е чаевых. Словацкое пиво “Золотой фазан” очень даже ничего, если его пить на месте из пипы.
Опять заказали любимую чеснАчку, овечий сыр и клобасу.
Путешествие по Словакии на автомобиле . Высокие Татры
Наутро ещё раз прогулялись по площади. Было холодно, температура опустилась ниже -10 градусов. Бутылка с водой, оставшаяся с вечера в машине, замёрзла. Предполагалось, что из Попрада мы двинемся в Длху Весь к пещере Домица, но перед отъездом я выяснил, что она закрыта до апреля. Оставалась ещё Важецка пещера на пути к Тренчину, но прежде мы решили подъехать поближе к Высоким Татрам. Для равнинных жителей горы представляют собой удивительное, фантастическое и, даже, мистическое зрелище. Прочтя в путеводителе, что лучшие виды на Ломницкий штит открываются из Татранской Ломницы, мы вначале двинулись туда.
Дорога оказалась безопасной, практически сухой, хотя кое-где и попадались обледенелые участки.
Остановиться в Татранской Ломнице негде. Или парковка запрещена, или места зарезервированы для постояльцев того или иного отеля или пансиона. В тамошних посёлках всё предназначено для горнолыжного спорта. Осенью там, наверное, тихо и спокойно.
Мы потихоньку покатились по дороге на Штрбске Плесо (плесо по словацки означает “горное озеро”)), останавливаясь в безопасных местах, чтобы пофотографировать горы. Впечатления незабываемые! Увидели и Ломницкий штит, и Славковский, и самую высокую вершину Татр – Герлаховский штит.
Дорога проходит на высоте более 1000 м над у.м. Так высоко мы не забирались с тех пор, как поднялись на гору Йештед под Либерецем. Понятно, что покорители Гроссглокнерхохальпенштрассе презрительно усмехнутся, но мы туда ещё доберёмся! В Штрбске плесо нашлось местечко на полупустой стоянке. Правда, она числилась платной, но ни паркомата, ни служащего обнаружить не удалось. Само плесо замёрзло. По его льду была проложена лыжня. Над посёлком вздымаются несколько вершин: Кривянь, Рыси и Герлаховский Штит.
Важецка пещера
По крутому серпантину мы спустились в долину реки Ваг в посёлок Важец. На его окраине находится Важецка пещера, в которую мы очень удачно попали, приехав за 2 минуты до начала сеанса.
Демяновска долина
Расхрабрившись после Важецкой пещеры, я вспомнил о ещё двух, находящихся в Демяновской долине. Свернув с дяльницы у Липтовского Микулаша, мы направились к Демяновской Л’адовой (Ледяной) пещере.
Затворено до мая месяца. Указатели повели нас дальше – к Демяновской пещере Свободы. Здесь вместо засыпанной снегом парковки царило оживление – куча народу, много машин, сувенирные лотки и парковщики. Последние рассказали нам, что сеанс в 12.30 только что начался, что до пещеры идти минут 20 и мы вполне успеем на следующий длинный сеанс в 13.00.
Прикинув, сколько нам ещё ехать до Тренчина, мы решили воздержаться от посещения Демяновской пещеры Свободы. Штурман предложила радикальное решение – вернуться когда-нибудь в Демяновскую долину и посмотреть обе пещеры. Я же добавил в уме подъём на Хопок на фуникулёре – ведь до Ясны оставалось буквально пять километров.
Путешествие по Словакии на автомобиле . Дорога в Тренчин
Возвращаемся на дяльницу и едем… километров 15. Автобан не закончен и приходится съехать на старое шоссе в долине реки Ваг.
Вдоль дороги появляются многочисленные лавки с овечьим сыром и мёдом.
На господствующих высотах горных вершинах видны руины древних замков. Когда то они контролировали торговый путь в долине Вага.
Минуем по окраинам крупные промышленные города Жилина и Поважска Быстрица. От Жилины магистраль идёт уже без разрывов до самой Братиславы. Чем дальше на запад, тем больше облаков. Вместо сияющего солнца Демяновской долины над нами повисли серые тучи.
Тренчин. Пансион “При парку”
Пенсион “При парку” в Тренчине занимает мансарду модернового особняка.
На первом этаже медицинский центр, в подвале – игорный клуб, по словацки Herna. Мы тут же переводим надпись на русский: “Херня” – ударение на первый слог. А вот херни то здесь и не было. Спустившись в Херню, получаем ключи от входной двери и от номера. Девушка на ресепшн из Херни на приличном английском объясняет, где можно поставить машину.
Прямо перед пенсионом возвышается отвесная скала, увенчанная замком. Интересно, как мы туда полезем?
Огибаем скалу, проходим мимо роскошного отеля “Элизабет” (опять супруга Франца-Иосифа!)
и входим в Старый город. Особых архитектурных изысков не наблюдается, но городок приятный. Главная площадь длинная, постепенно расширяется к западу. Супруга отмечает, что на словацких площадях устроены скверики в отличие от полностью мощеных чешских.
Успеваем зайти в туристическую информацию, получаем бесплатную карту достопримечательностей и объяснение, как пройти в замок. Зачем то спрашиваем совета насчет едальни. Нас направляют в колыбу за железной дорогой. Сами мы бы в жисть туда не пошли. Кормёжка оказалась так себе – обильная, но невкусная. Самое обидное, что наутро мы нашли на площади госпудку местного пивовара.
Обходим весь старинный центр городка, пытаемся сунуться в костёл на площади. Там идёт служба и народ стоит даже в притворе. Вот и ещё одно отличие религиозной Словакии от секуляризованной Чехии. По улочке, носящей имя не кого-нибудь, а римского императора Марка Аврелия, начинаем подъём к замку.
Оказалось, что до нижних ворот идти не так и страшно 🙂 В темноте замок, да и весь Старый город, прекрасно иллюминированы.
На склоне между ним и площадью стоит старейшая церковь города – приходский (т.е. городской, а не монастырский) храм Рождества Богородицы.
Рядом с ним – часовня святого Михаила, первоначально служившая оссуарием. Её мы снияли наутро.
Довольно тесная площадка вокруг церкви носит гордое имя Марианской площади. На полпути от Рождественской церкви к лежащей внизу Миеровой площади стоит домик палача. Похоже, что эта профессия везде считалась презренной, поэтому палач не осмеливался жить рядом с добропорядочными горожанами.
Возвращаясь в пансион, заходим в отель “Элизабет” и спрашиваем у портье, где посмотреть самую древнюю достопримечательность города – высеченную на скале надпись времён Римской империи. Считается, что это самый северный памятник древнего Рима. Здание гостиницы построено вплотную к скале и закрывает надпись. Но если подняться на третий этаж, то она оказывается хорошо видна сквозь специальное окно.
Пансион “При парку” нам сразу понравился. Комнаты находятся в мансарде, отличаются ярким и оригинальным дизайном. Помимо большой кровати в них есть гостиный уголок и довольно большой стол.
Холодильник и чайник присутствуют. Минеральная вода, чай, кофе и, даже, магнитик – постояльцам в подарок. В ванной комнате стоит просторная душевая кабина, крючки есть, полочка для мыла тоже присутствует. Полотенец достаточно. За всё про всё – меньше 26 евро. Недаром рейтинг у пансиона в букинг.ком выше 9.
Утром по уже знакомой дорожке полезли на замковую гору. Прошли закрытую кассу и только подумали. что погуляем по территории бесплатно, да не тут то было! 🙂 К нам подошёл служитель и попросил спуститься к кассе за билетами.
Как часто бывает в Чехии и Словакии, посещение замка возможно только с гидом. Мы взяли малый тур с посещением башни, но без дворца Запольских.
Гид рассказала в том числе романтическую легенду о Фатиме и Омаре. С удивлением понял, что словацкий язык для меня понятнее чешского, хоть они и весьма похожи. После башни гид вежливо попросила нас уйти из верхнего замка, потому что зимой на его территорию пускают только с экскурсией. Однако основное мы увидели, в романском донжоне побывали
и город сверху запечатлели.
Путешествие по Словакии на автомобиле . Бецков и Чахтице
Третий день в Словакии стал “замковым” днём. Кроме Тренчина мы заехали в Бецков и посмотрели руины замка, стоящие на вершине очередной скалы.
Следующей твердыней стал Чахтицкий град, построенный в отдалении от одноимённого села Чахтице на соседней вершине.
Несмотря на февраль, его руины оказались открыты и доступны для осмотра.
Чахтицкий замок связан с именем Елизаветы Баторий – “очаровательной” дамы, страстно желавшей продлить свою молодость и сохранить увядающую красоту, купаясь в… крови девственниц. По её приказу за 30 лет в Чахтице умертвили около 600 девушек. Позже “мучительницу и душегубицу” заточили в её собственном замке, где она и умерла в 1614 году.
Из Чахтице мы выехали на дальницу и покатились к австрийско-словацкой границе, проходящей по окраине Братиславы. В столицу не въезжали, но оценили уровень автомобилизации, попав в пробку на Дунайском мосту. Это была единственная пробка в Словакии. Впереди нас ждала Вена.
Другие статьи словацко-венского цикла:
Вена. Пенсион Tal
Как мы “попали” в Вене
По словацкой зиме навстречу венской весне
Венский шницель, венский кофе или Вена на тарелочке
Серебряная кладовая (Silberkammer) – коллекция императорской посуды Габсбургов в Вене
Оружейная палата в Вене
Императорская усыпальница в Вене
Венские часы “Анкер”
Не было в Словакии.Интересно было посмотреть.Особенно понравился Тренчин.Хотелось бы увидел Оравски Град.
Словакия нам тоже очень понравилась. Надеюсь, что были там не в последний раз!
День добрый!
Пара ремарок: от пещеры Свободы до фуникулера на Хопок не пара километров, а пять.
И подъем на гору не бюджетен, порядка 20 евро с носа (по состоянию на этот январь). Может, в “не сезон” будет дешевле. Кстати, подъем с пересадкой.
(Мы с Верой не полезли).
Спасибо, Сергей. Цена фуникулёра по нынешним временам заставляет задуматься – недёшево, однако.
Километраж поправил.