На нашем сайте уже есть публикации, посвящённые Архангельскому собору Московского Кремля. Мы подробно рассмотрели его архитектуру. Затем изучили изображения Великих князей. Эта статья посвящается изображениям христианского догмата “Символ веры” в росписях Архангельского собора.
Когда расписали Архангельский собор
Привожу две выдержки из книги Т.В.Власовой “Архангельский собор”.
“В летописях нет сведений об украшении нового храма стенописью, но трудно поверить, что Архангельский собор несколько десятилетий стоял не расписанным. Сохранившиеся фрагменты росписи XVI века относятся уже ко времени правления Ивана IV (1547-15841), сына Василия III”.
“В середине XVII столетия стенопись времени царя Ивана IV сильно обветшала. Существующая ныне настенная роспись Архангельского собора была выполнен в 1652-1666 годах, в правление царя Алексея Михайловича, который указал “Писать церковь Михаила Архангела заново стенным писанием, а старое сбить”. Перед началом работ было составлено описание композиций с указанием их местонахождения, что помогло сохранить идейный замысел и систему фресок XVI века”.
Символ веры. Фрески в Архангельском соборе
Напомним, что Символ веры состоит из 12 членов, то есть догматов. В каждом из них изложена особая истина христианской веры. Эти 12 членов представляют основные положения веры – незыблемые принципы христианства, то, во что верит христианин.
Привожу выдержку из методички Т.В.Филатовой о росписях Архангельского собора.
Вера в Троицу занимает центральное место в Символе веры – кратком изложении основных догматов христианского вероучения.
Венчанный на царство Иван IV с первых месяцев правления вместе с высшими церковными иерархами активно занялся выработкой идеологической программы самодержавия. Все подчинялось безусловной формуле: власть самодержавна, прочна, если христианская вера в государстве непоколебима. Правительство и церковь принимали самые крутые меры, чтобы в корне пресечь вольнодумство и утвердить «истинный закон христианский». Как отражение этой непримиримой позиции на стенах некрополя появились развернутые изображения – «Символ веры».
На северном склоне главного свода изображен Первый Вселенский собор, созванный в 325 году в Никее по инициативе императора Константина. На этом соборе был утвержден Символ веры и заключен союз императорской власти с государством. Отныне забота об укреплении церкви, защита благочестия стали важнейшей миссией государства. На западной стене собора предстает перед глазами грандиозная картина мироздания: от сотворения мира Богом до Страшного Суда, на котором будут решаться конечные судьбы живых и мертвых.
В Архангельском соборе изображения каждого члена Символа веры находятся на сводах. Сюжеты переходят на западную стену. Традиционно в этом месте изображают Страшный суд. Но в царской усыпальнице события Апокалипсиса смещены вправо – на северную сторону западной стены.
Привожу схему центрального свода храма. Изображения членов Символа веры обозначены цифрами 8 – 10 и 12-14.
Теперь припомним молитвословие Символа веры и покажем соответствующие изображения.
Символ веры в росписях. 1 – 5 члены
1.Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца не́бу и земли, видимым же всем и невидимым.
Первый член изображен на северо-западном своде. То есть в углу, где сходятся западная и северная стены.
На троне восседает Творец неба и земли, Бог Отец.
Далее переходим в центр храма. В центральном своде увидим композицию Отечество. Ей соответствует второй член догмата.
2.И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Им же вся бы́ша;
“Отечество” крупным планом. Святой дух в виде голубя парит над головой младенца Христа.
Продолжаем рассматривать центральный купол. На южном склоне главного свода (по правую руку от Бога-Отца композиции “Отечество”) помещено изображение третьего члена Символа веры.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася;
Этот догмат изображают в виде Благовещения и Рождества Христова. Фреска состоит из двух событий земной жизни Богородицы. Слева помещены архангел Гавриил и Пречистая Дева. Архангела Гавриила видно на предыдущем верхнем снимке. На нижней фотографии видим Деву Марию, принимающую Благую весть. Справа – сцена Рождества.
Изображение на северном склоне главного свода (по левую руку от Бога-Отца) не является догматом Символа веры. Но имеет к нему прямое отношение. Это первый Вселенский Никейский собор, созванный императором Константином в 325 году. На нём был принят Никейский символ веры. Никея – ныне турецкий город Изник.
Далее обращаем внимание на восточный свод. Он находится ближе к западной стене (к двери). Рассматриваем четвёртый член.
4. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и страдавша, и погребенна;
Фреска двухчастная. На южном склоне свода (слева) увидим Богоявление (Крещение Иисуса Христа). Справа – нужное нам изображение. Понтий Пилат с короной сидит на троне. Перед ним стоит Иисус в синем плаще поверх красного одеяния. Над головой Иисуса Христа написан золотой нимб.
На этом же своде на северном склоне (справа если стоять лицом к двери) увидим композицию “Сошествие во Ад”. Оно соответствует пятому члену.
5. И воскре́сшаго в третий день, по Писанием;
Теперь догматы Символа веры переходят на западную стену. Вот схема.
Обратите внимание на цифру 1 в полукружии. Эту фреску можно рассмотреть с расстояния. Сфотографировать её оказалось крайне сложно. На дистанции её закрывало паникадило храма. Ниже – лучший из ракурсов. На картинке видно, что в полукружии изображено Распятие.
Ещё один снимок. В кадр попал свод с Понтием Пилатом (слева) и Сошествием во Ад (справа).
Чуть ниже – Вознесение и Новозаветная Троица. Это шестой член Символа веры.
6 – 12 члены Символа веры
6-й. И восше́дшаго на небеса, и седя́ща одесну́ю Отца;
Обратите внимание, композиция двухчастная. Слева – Вознесение. Христа в голубом круге несут ангелы. Справа – Троица.
Вот Троица крупным планом. В кадр попала часть Вознесения.
Седьмой член Символа веры найдём на двух изображениях.
7. И па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым, Его́же Царствию не будет конца.
“И па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым” – на левой пилястре изображён Христос, идущий судить. Отметила фреску стрелкой.
“Его́же Царствию не будет конца” – это огромная композиция в центре западной стены. Здесь видим Царя Небесного во славе с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Предтечей.
8-12 члены увидим на южной части западной стены.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки.
Эта композиция изображена в виде Новозаветной Троицы. Отец и Сын восседают друг напротив друга. Святой Дух парит над ними. Фигуры заключены в круг небесного цвета.
Ниже найдём девятый догмат.
9-й. Во Еди́ну, Святу́ю, Соборную и Апостольскую Церковь.
Снимок не совсем удачный, обрезан. Часть композиции переходит на лопатку, она не попала в кадр.
Эта же композиция полностью видна на снимке южной части западной стены.
Опускаем глаза ниже. Десятый член Символа веры:
10-й. Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов.
Одиннадцатый и двенадцатый члены изображены справа от Крещения. Фрески переходят на лопатку и в нижнюю часть центра западной стены.
11-й. Ча́ю воскресе́ния мертвых.
12-й. И жизни будущаго века. Аминь.
Двенадцатый член показан в виде лона Авраамова.
Изображение Адама и Евы в Архангельском соборе
К основной теме статьи добавим снимки с фресками, где написаны Адам и Ева. Эти сцены лучше всего воспринимаются не христианами, туристами из Азии. Прародители помещены в верхней части западной стены в полукружиях. В южной части (над членами Символа веры) – Адам и Ева в раю.
В северном полукружии западной стены (над композицией “Страшный суд”) – изгнание прародителей из рая.
Страшный суд на западной стене собора
Композиция “Страшный суд” находится в северной части западной стены. Здесь она гораздо меньше подобной сцены в Успенском соборе.
В верхней части композиции увидим Христа в голубом круге с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Крестителем. Слева и справа – апостолы, по шесть с каждой стороны.
В регистре ниже – “Престол уготованный”. На него возложены орудия страстей Христовых – крест, копьё, губка с уксусом и багряница – одежда поругания Христа. Справа – грешники. Под престолом – “Рука Божия”, держащая души праведников и весы.
В регистре ниже – Геена огненная, ад. Здесь справа увидим Сатану с душой Иуды. Душа предателя показана в виде человечка, сидящего на коленях у Сатаны. Слева – “неприкаянный”, стоит у столба.
Композицию лоно Авраамово также включают в рассказ о Страшном суде. Праотец Авраам держит души праведников, которые попадают в рай. В Архангельском соборе Лоно Авраамово включено в изображение Символа веры. Дублирую снимок. Нужное нам изображение отмечено цифрой 12.
Таким образом мы полностью рассмотрели росписи западной стены и части свода Архангельского собора. Интересующихся отсылаю к двум другим статьям о соборе.
Архитектурный анализ Архангельского собора.
Изображения государей в соборах Московского Кремля.
В статье использовались материалы и схемы расположения сюжетов росписей Архангельского собора из книги:
Т.В.Власова “Архангельский собор”. Москва, 2005.