Мы нечасто заходим в музей архитектуры. Выставка А.В.Щусева – великолепный повод, чтобы заглянуть в исторические залы особняка Талызиных на Воздвиженке.
В этом обзоре речь пойдёт о наиболее интересных экспонатах, которые раскрывают многогранный талант Алексея Викторовича Щусева.
Выставка Щусева. Храмовая архитектура
Экспозиция выставки находится в двух зданиях – главном усадебном доме и Аптекарском приказе. Последний стоит во дворе особняка Талызиных и выходит фасадом в Староваганьковский переулок.
До 1917 года Алексей Викторович Щусев активно проектировал православные храмы. Некоторые из них зодчий выполнил по заказам императорской семьи. Романовы благосклонно относилась к архитектору. По сей день в Москве на территории Замоскворечья находится Марфо-Мариинская обитель. Её главный храм Покровский собор – построен по проекту Щусева. Заказчицей была Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, сестра императрицы.
На выставке целый стенд занимают эскизы и рисунки храма во имя преподобного Сергия Радонежского в Тульской области на Куликовом поле.
Архитектор не сразу придумал окончательный облик церкви с двумя разными башнями, символизирующими Александра Пересвета и Романа Ослябю. Сначала башни были гранёными с одинаковыми главками, потом видоизменились, и, наконец, автор нашёл нужное решение.
Нас очень заинтересовала церковь святого Василия в Овруче (Украина, Житомирская область). Её Алексей Викторович не строил, а восстанавливал. От времени храм XII века превратился в руины и перед Щусевым стояла непростая задача – из обломков стен воссоздать церковь. Это всегда намного сложнее, чем строить новое.
Покажем ещё один проект мастера – паломнический центр и церковь святителя Николая в Бари (Италия).
В 1910 году Великая княгиня Елизавета Фёдоровна пригласила архитектора для работы над этим проектом. Помимо служебных помещений и гостиницы для паломников зодчий создал и храм. В его архитектуре А.В.Щусев применил новгородско-псковские мотивы с ползучими арками и характерной звонницей т.н. “псковского” типа.
Для оформления интерьеров итальянской церкви пригласили нескольких художников. Среди них был и Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Проекты внутреннего убранства так и не осуществили.
***
Фотографию сохранившегося храма Спаса Всемилостивейшего в Натальевке мы увидели на выставке художника А.Савинова. Савинов расписывал церковь, созданную по проекту Щусева. Заказал храм в своём имении Натальевка (Украина, Харьковская область) известный сахарозаводчик, меценат Павел Харитоненко.
На временной экспозиции в Аптекарском приказе представлены несколько эскизов этого чудного храма в стиле модерн.
Не Щусев
На выставке Щусева представили несколько эскизов витражей К.С.Петрова-Водкина. Он работал в содружестве с Алексеем Викторовичем над созданием Троицкого собора в Сумах.
Трудно пройти мимо эскизов Михаила Нестерова из коллекции музея архитектуры. Образ совершенно проникновенный, несколько отстранённый, скорбный и добрый одновременно.
Михаил Васильевич тщательно выполнил этот эскиз. Историки считают, что некоторое время рисунок украшал Покровский собор. Видимо перед тем, как отдать образ Спаса Нерукотворного в мозаичную мастерскую Фролова, его выполнили в натуральную величину и поместили на западный фасад Покровского собора, чтобы Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, основательница Марфо-Мариинской обители, могла наглядно представить себе, как будет выглядеть мозаика на фасаде церкви.
А.В.Щусев. Гражданская архитектура
В основном здании музея архитектуры проекты А.В.Щусева расположены в хронологическом и тематическом порядке. Посетителям представили ранние проекты мастера. Один из залов посвящён проектам мостов, многие из них так и остались неосуществлёнными. А Большой Москворецкий мост после недавнего ремонта по сей день соединяет Васильевский спуск с Замоскворечьем.
Одному из главных детищ Щусева, Казанскому вокзалу, выделен целый зал. Впечатляет макет вокзала.
Представлена на выставке и модель вокзального ресторана.
Большой зал музея отвели для истории Мавзолея на Красной площади. Можно по-разному относиться к идеологической составляющей этого сооружения. Но нельзя умалить заслуги Алексея Викторовича в идее и разработке совершенно уникальной постройки.
Имя Алексея Викторовича Щусева у москвичей ассоциируется не только с Мавзолеем. Мы вспоминаем зодчего и на помпезной станции метро Комсомольская. Щусев оформлял её в содружестве с Павлом Кориным. Старой гостиницы “Москва” уже не существует, но поколения москвичей помнят её здание на улице Охотный ряд. По сей день на Садовом кольце стоит красное конструктивистское здание Наркомзема. Ростовскую набережную напротив Киевского вокзала украшает интересный жилой Дом архитекторов. Большой Москворецкий мост, перестройка зданий страхового общества “Россия” в корпус госбезопастности на Лубянке – все эти московские здания проектировал Щусев.
В Ташкенте А.В.Щусева помнят все театралы. Он создал Большой театр имени Алишера Навои. В Тбилиси строил Институт Маркса-Энгельса-Ленина. Есть постройки зодчего в Казани, Баку, Батуми, Санкт-Петербурге, Сочи, Кишинёве и других городах страны. Увы, некоторые постройки не сохранились, как вокзал в Сарапуле, есть и руинированные здания.
Но “госпожа Удача” не всегда сопутствовала мастеру. Однажды случились и чёрные дни.
Опала и реабилитация
Небольшой стенд в одном из залов выставки Шусева рассказывает о кратком “чёрном” эпизоде в жизни мастера. В августе 1937 года Освальд Андреевич Стапран и Леонид Иванович Савельев в газете “Правда” обвинили Щусева в плагиате и прочих советских грехах. Вырезка злополучной статьи висит на стенде выставки.
Затем последовала травля. В ней активно участвовал Дмитрий Николаевич Чечулин, бывший тогда заместителем Щусева. Верность мастеру сохраняли В.А.Веснин и Е.Е.Лансере. Скорее всего, ветер интриг подул со стороны К.С.Алабяна. Влиятельный на тот момент функционер стремился устранить и даже уничтожить мастеров старой архитектурной школы. В 1937 году он возглавлял Союз архитекторов.
Следствием опалы было исключение Щусева из Союза архитекторов и отстранение от всех постов и проектов.
Причиной опалы могли послужить несогласие Щусева с Молотовым и сочувствие казнённому И.Э.Якиру, который проходил по делу Тухачевского.
А.В.Щусев затворился в своём доме в Гагаринском переулке. Но серьёзных последствий опалы не последовало. Некоторые источники говорят, что власти не решались разбрасываться такими мастерами, как А.В.Щусев. Мне эти доводы кажутся безосновательными. Талант блестящего физика Матвея Петровича Бронштейна не защитил его от расстрела.
Но в случае с Щусевым история завершилась восстановлением всех прав и должностей архитектора. Есть предположения, что Алексей Викторович искал покровительства у Берии. Другая версия повествует о том, что реабилитация Щусева просто была ответом партайгеноссе на чрезмерные амбиции Алабяна. Как бы то ни было, уже в начале 1938 года Щусев вернулся на пост главного архитектора гостиницы «Москва».
Один из залов выставки рассказывает о Щусеве-музейщике. Ведь если бы не он, музей архитектуры вряд ли состоялся бы в том здании и в том виде, в котором он существует сейчас. Архитектор стал основателем музея. На следующий день после смерти Щусева его детище получило имя зодчего и сейчас называется Музеем архитектуры им.Щусева.
***
Завершим рассказ о выставке А.В.Щусева высказыванием директора музея архитектуры, куратора выставки Натальи Олеговны Шашковой:
“Гениальность архитектора проявляется в том, чтобы, не поступаясь художественными принципами, в конкретных обстоятельствах места и времени создавать произведения, точно отвечающие потребностям общества.
Алексей Щусев – гениальный архитектор. Он жил и работал в потрясающую эпоху: экономический подъем в Российской империи начала ХХ века, революция и утверждение нового социального строя, две мировые войны, – все эти события сопровождались радикальными переменами художественного курса. Неиссякаемый творческий азарт и высочайшее мастерство позволяли Щусеву при каждой смене главенствующего архитектурного стиля создавать произведения исключительного уровня и оставаться лидером профессионального сообщества на протяжении десятилетий.
Более 80-ти реализованных проектов – редкое достижение, однако благодаря необыкновенной одаренности и работоспособности Щусев проявил себя и во многих других сферах. До последних дней он сохранял энтузиазм и свежесть взгляда”.
Калязин. Фрески затопленного монастыря
Несколько залов музея архитектуры занимает экспозиция фресок. Известно, что в 1940 году Троице-Макарьев монастырь первой половины XV (!) века в Калязине затопили при строительстве Углического водохранилища.
Основал Троицкий Макарьев монастырь преподобный Макарий Калязинский в 1434 году. Обитель посещали и последние цари династии Рюриковичей, и Борис Годунов, и первые Романовы. Монархи делали богатые вклады. Недаром монастырь стал одним из богатейших в России. Он уцелел в годы екатерининской секулярицации церковных владений.
В середине XVII века Троицкий собор расписывали царские изографы. Эти же мастера украшали храмы в Московском кремле и в Звенигороде.
Перед трагедией затопления, морозной зимой 1940 года, Академия архитектуры организовала экспедицию. Её руководителем стал реставратор Павел Иванович Юкин.
Температуры опускались ниже 30 градусов. Сотрудники экспедиции, работая при таком морозе сумели снять со стен Троицкого собора больше сотни фрагментов стенописей.
Спасённую коллекцию разделили. Основную часть передали в научно-исследовательский музей архитектуры. Оставшиеся фрески распределили по другим музейным собраниям, что-то передали в Строгановское училище.
Экспозиция “Фрески затопленного монастыря” повествует об истории обители и о том, как искусствоведы спасали бесценное сокровище.
Мы сфотографировали несколько фрагментов фресок.
Фрески «Изгнание из Рая», «Строительство Вавилонской башни», «Новый Иерусалим», «Спас на престоле» и другие сюжеты остались за кадром. Увидите их в музее!
Посетителю на заметку
Выставка Щусева в Музее архитектуры продлится до 21 января 2024 года.
Адрес музея: улица Воздвиженка д.5/25. Здание музея находтся в двух минутах ходьбы от Государственной Российской библиотеки на той же (нечётной) стороне улицы. Ближайшие станции метро “Библиотека им.Ленина” и “Арбатская”. Недалеко идти и от станции “Боровицкая”.
Музей закрыт по понедельникам.
По вторникам и четвергам работает с 13:00 до 21:00 часа.
В среду, пятницу, субботу и воскресенье с 11:00 до 20:00 часов.
От Музея архитектуры до Московского кремля – пять минут пешком. Напомним о нашем руководстве на тему “Что посмотреть в Кремле”:
Московский Кремль. Смотреть и видеть.
Аудиогид поможет вам разглядеть самые потаённые уголки кремля и узнать их подноготную. Билет в кремль ВКЛЮЧЁН в стоимость аудиоэкскурсии.
Билет и аудиоэкскурсия “Московский Кремль с другого ракурса. Семейный тур: от мала до велика”.
В музее архитектуры мы посещали выставки посвящённые:
Разрушенным в советское время Чудову и Вознесенскому монастырю в Кремле.
Московскому метро. Отчёт опубликовали в нескольких частях:
Помню мрачную историю затопления монастыря. Не знал, что уничтожили такие великолепные фрески. Спасибо Вам за информацию.
А А.В.Щусев действительно большой мастер