Название Сент-Эмильон (Saint-Emilion) заставит трепетать сердце любого гурмана. Это один из центров знаменитого бордосского виноделия наряду с Медоком и Сент-Эстефом. Из всего многообразия виноградников Жиронды пришлось выбрать лишь Сент-Эмильон, ибо нельзя впихнуть невпихуемое объять необъятное.
Сент-Эмильон. Виноградники
Для визита в Сент-Эмильон пришлось выбрать промежуточную точку. Ей стал Сент-Фуа-ла-Гранд, точнее скромная привокзальная гостиница в старом французском духе. Над Дордонью ещё висел утренний туман,
когда мы уже двинулись на запад по винной дороге Бордо.
Известковые утёсы долины Ло сменились равниной, а на смену коровьим пастбищам пришли виноградники.
Виноградные лозы вплотную подступают к городу, возделан каждый клочок земли.
Видно, что дела в городке идут прекрасно уже на протяжении нескольких сотен лет. Люди приезжают сюда за вином. Мне же помимо вина очень хотелось побывать на экскурсии в Монолитной церкви.
Сент-Эмильон. Первый взгляд
Оставив машину на парковке (дорого – 2€/час), мы отправились на рекогносцировку мимо многочисленных винных бутиков с призывными вывесками degustation-vente (дегустация-продажа).
От названий вин – спасибо Питеру Мейлу – начинает кружиться голова. Помероль, Медок, Петрюс и, конечно, Сент-Эмильон Гран Крю!
Горбатые улочки – по французски тертр и лесенки – эскалетт ведут в верхний город.
Нам надо подняться ещё выше к колокольне Монолитной церкви.
Рядом с ней находится турбюро, где можно записаться на экскурсию.
Просто так в Монолитную церковь не попадёшь. Экскурсия стоит 8,5€ с носа, нам дали бесплатные билеты. Место встречи обозначили на площади под “деревом Свободы”, высаженным в 1789 году.
У нас оставалось больше часа до начала экскурсии и мы решили купить вино, отнести его в машину и доплатить за парковку.
Сент-Эмильон. Вино
Спускаемся вниз по совершенно безлюдной тертр
и, миновав несколько винных лавок, заходим в “Les Delices du Roi”.
Молодой человек спрашивает, на какую цену мы рассчитываем. Я душу жабу и называю предельную цену в 40-50€ за бутылку. Такое дорогое вино мы ещё не покупали, но это бордо, где бутылка может стоить и тысячу евро. Мы покупаем Сент-Эстеф урожая 2006 года из винограда мерло. Это вино из Медока, куда в этот раз нам попасть не суждено.
Сент-Эмильон 2011 года сделан из 70% мерло и 30% каберне-совиньон.
Три бутылки обошлись в 121€. Вернувшись на стоянку мы докупаем пару бутылок Монбазийяка и фуа-гра у пожилого месье, делающего sa petite commerce.
Сент-Эмильон. Прогулка по городу
Времени до начала экскурсии ещё целый час и мы возвращаемся в город кружным путём мимо руин монастыря кордельеровчерез ворота дома Каденена площадь Колокольни. Колокольня внушаить ©. Её высота 133 метра, а масса 4500 тонн. Если учесть, что под колокольней… пустота, точнее Монолитная церковь, то становится даже не по себе.С террасы у колокольни прекрасно видны площадь Монолитной церкви,Королевская башня и руины монастыря урсулинок среди виноградников. Монастырь – это скромный домик в три окошка за деревом справа.
Сент-Эмильон. Экскурсия
В назначенное время мы спустились к трём готическим окнам, вырубленным в скале. Это окна Монолитной церкви.Отсюда и началась экскурсия по подземному Сент-Эмильону. К сожалению фотографировать запрещено, поэтому фото интерьеров пришлось натащить из сети. Экскурсия включает скит святого Эмильона, часовню святой Троицы, катакомбы и собственно Монолитную церковь. После революции 1789 года конвент объявил всё это собственностью государства и продал в частные руки. Памятники принадлежат двум местным семьям, которые содержат церковь и скит в хорошем состоянии и организовали доступ посетителей, поэтому государство не вмешивается.
Скит святого Эмильона
Первый объект – это скит святого Эмильона или Эмильянуса. Он был родом из бретонского города Ван и служил интендантом (завхозом) у местного графа. Будучи добрым человеком, он брал хлеб из графских запасов, чтобы дать его бедным. Графу донесли и он приказал Эмильянусу показать, что тот несёт под плащом. Когда Эмильянус распахнул плащ, то хлеб чудесным образом превратился в дерево. Избегая молвы о чуде, Эмильянус покинул Бретань и дошёл до Аквитании, где и поселился в пещере. Он жил отшельником, позже его ученики основали город Сент-Эмильон.Слева на фото видны поздние балюстрады, справа – статуя святого Эмильона 1946 года и надгробная плита, а в центре находится вырезанная в скале скамья. Сидя на ней Эмильянус предавался молитве и размышлениям. Согласно преданию, если женщина, желающая ребёнка, сядет на скамью и обратится с молитвой к святому Эмильону, то через несколько месяцев её желание сбудется. В мэрии хранятся письма счастливых родителей, называющих своих младенцев Эмиль, Эмилия и Эмильон.
Часовня святой Троицы
Апсида часовни выходит на площадь Монолитной церкви. Она относится к XIII веку. Саму часовню перестроили в 1730 году. В апсиде сохранились фрески XIV столетия, реставрированные 20 лет назад. После конфискации часовню купил местный бондарь и приспособил под мастерскую. Прямо на каменном полу часовни он разводил огонь, нужный для изготовления винных бочек и сажа покрыла стены и своды капеллы. Слой копоти сохранил фрески от разрушения.
Катакомбы
Слово “катакомбы” происходит от греческого “kata” – низ и “tumba” – могила. Они были вырублены в скале в VIII-IX веках. В катакомбах хоронили представителей духовенства и именитых горожан. На одном из надгробий есть надпись, которую расшифровали как эпитафию некоему Олиюсу, умершему в 1014 году и похороненному рядом с Эмильоном и его учеником Валерием. Святой Валерий, а вовсе не Эмильон, считается покровителем здешних виноделов. Катакомбы – это ничтожная часть местных каменоломен, где вплоть до XIX века добывали известняк, шедший на строительство окрестных деревень, города Либурн и, даже, Бордо. Длина подземных коридоров под городом и виноградниками достигает 200 км. Сейчас их используют как винные погреба из-за идеальных условий для хранения вина: повышенной влажности и постоянной температуры 13°.
Сент-Эмильон. Монолитная церковь
Церковь зовётся Монолитной потому, что она не построена, а вырублена в толще камня. “Моно литос” по гречески означает “один камень”. Это колоссальное подземное пространство, опирающееся на естественные колонны из скального массива. Церковь вырубили в скале в IX-XI веках. В XII веке монахи устроили дренажную систему, ведь известняк очень гигроскопичен. Однако в XVI столетии здесь начались захоронения и дренажную систему испортили. В колоннах образовались трещины. Сейчас колонны укреплены временными стальными стяжками. Интерьеры церкви практически не сохранились. Особенно пострадала стенопись, ведь после 1789 года на стенах и колоннах появилась плесень. Её использовали для получения селитры – одного из компонентов пороха и росписи вместе с плесенью просто соскребли со стен.
В церкви сохранились алтари XV-XVIII веков. Изначально они стояли не у восточной, а у западной стены Монолитной церкви, что не соответствует христианскому канону.
Длина церкви 38 метров, ширина 20 м, высота сводов 11 м. Это крупнейшая средневековая пещерная церковь в Европе.10 миллионов человек ежегодно приезжают в Сент-Эмильон, но лишь 10% идут на экскурсию в Монолитную церковь.
Сент-Эмильон. Коллегиальная церковь
После экскурсии мы вновь поднялись к колокольне по тертр де Ла Тант, дословно “по Шатровому переулку”. Нам осталось посмотреть ещё несколько памятников, в том числе романско-готическую коллегиальную церковь, начатую в XII веке. Её башню разрушили гугеноты. Они же выбросили в Дордонь статуи и захоронения из Монолитной церкви.Интерьеры церкви очень скромные. В них сохранились фрагменты полихромии витражи XIV века в алтаре.и статуя святого Эмильона.Интересен романский клуатр церкви. У его галерей нет сводов, деревянные стропила опираются на аркатурно-колончатый пояс. Пройти в клуатр можно через турбюро напротив колокольни Монолитной церкви. В нескольких шагах от церкви видны руины дворца кардинала. Их ещё называют Большой стеной.
Сент-Эмильон. Башня Короля
Один из самых интересных памятников Сент-Эмильона находится в отдалении от центра, то есть в 10 минутах ходьбы от Монолитной церкви. Это башня Короля XIII века, символ монаршей власти в Сент-Эмильоне.На башне проводится ежегодная Юрада (Jurade) – то есть собрание братства виноделов Сент-Эмильона. Изначально его учредил король Англии Иоанн Безземельный в 1199 году, а в 1789 году отменили революционеры. После войны несколько виноделов восстановили братство с целью популяризации местных вин в мире и соблюдения оригинальности и качества вина.
От башни открываются замечательные панорамы Сент-Эмильона с главной доминантой – колокольней Монолитной церкви.Из Сент-Эмильона мы двинулись в Бержерак, но прежде устроили пикник поблизости от замка Монбазийяк.