Художник Александр Савинов

2
3458
"Купальщицы...", Савинова фрагмент

Музей Русского импрессионизма на перестаёт удивлять и радовать любителей искусства. На выставке “Миражи” музей представил работы художника Александра Савинова. Его имя не известно широкой публике так, как известны работы Борисова-Мусатова, Петрова-Водкина, Кузнецова.
Мы не зря сравниваем Савинова именно с этими художниками. Все они, как и Александр Иванович Савинов принадлежат к “саратовской школе” мастеров. Их работы также включены в экспозицию выставки “Миражи”.

В этой заметке мы:

  • Скажем два слова о творчестве Александра Савинова.
  • Покажем несколько его работ, представленных на выставке “Миражи”.
  • Уделим внимание другим художникам “саратовской школы”.
  • Поделимся собственными впечатлениями о “Миражах”.

Александр Савинов

В.Фалилеев. Портрет художника А.Савинова
В.Фалилеев. Портрет художника А.Савинова, 1017 г. Саранск, Мордовский музей изобразительных искусств.

В музее Русского импрессионизма я слышала, что фамилию СавИнова следует произносить с ударением на второй слог.
Родился художник в Саратове в 1881 году. Там же окончил художественную школу. Профессиональную выучку получил в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. Во время учёбы в 1902 году написал свой автопортрет и послал в подарок родителям в Саратов. В сопроводительном письме извинялся за свой озабоченный вид. Савинов писал портрет ночами и он “вышел немного рыжим”.

Савинов, Автопортрет
Автопортрет, 1902 год. Саратовский художественный музей.

По окончании училища художник отправился в Италию в качестве пенсионера.

***

В Италии Савинов познакомился со своей будущей супругой – русской слушательницей медицинского факультета Неапольского университета Лией Цитовской.

А.Савинов. Портрет Лии Цитовской
А.Савинов. Портрет Лии Цитовской, 1909 год. ГРМ.

С ней он прожижил всю жизнь и её уход в 1929 году в 45-и летнем возрасте станет тяжким испытанием для мастера.

Портрет жены,
Портрет жены, 1910-е годы, собрание Романа Бабичева, Москва.

Вернувшись в Россию, Савинов выбрал преподавательскую стезю. Также участвовал в выставках мастеров Серебряного века – Мир искусства, Союза русских художников и других.

Сразу после февральских событий 1917 года по личным причинам (кончина матери) Савинов с семьёй вернулся в Саратов.

Через пять лет Александр Иванович навсегда приехал в Петроград. Там он служил в Академии художеств. Савинов преподавал, руководил монументальной мастерской, работал в персональной мастерской и воспитал плеяду живописцев. Принципы советского искусства он не принял, лениных-сталиных не писал. Но был прекрасным преподавателем. Среди известных имён его учеников был Евгений Чарушин. Учил Савинов живописи и своего сына, Глеба Александровича Савинова. Он тоже стал художником.

Скончался мастер в блокадном Ленинграде в 1942 году.

Автопортрет, 1930
Автопортрет, 1930, Частное собрание, Санкт-Петербург.

Перед этим мастер внёс свою лепту в спасение сокровищ Эрамитажа. Ему доверили упаковывать полотна Рембрандта. Александр Иванович днями и ночами кропотливо вытаскивал старинные гвозди из подрамников и сохранял холсты целиком. Хотя распоряжение позволяло срезать полотна, чтобы ускорить упаковку живописных произведений.

Рассмотрим некоторые представленные на выставке работы Александра Ивановича Савинова.

А. Савинов и П.Харитоненко

Сахарозаводчик Павел Харитоненко, как и многие другие представители купечества, мало напоминал героев пьес А.Н.Островского. Павел Иванович не только собирал живопись, но и поддерживал талантливых художников. В число его протеже попал и Александр Савинов.

Портрет купца, коллекционера и мецената Савинов написал по фотографии после смерти Харитоненко, по просьбе вдовы мецената.

А.Савинов. Портрет Павла Харитоненко.
А.Савинов. Портрет Павла Харитоненко. Середина 1910-х годов. Частное собрание, Санкт-Петербург

Обратите внимание, на столе Харитоненко лежит план его усадьбы Натальевка. На выставке показали подлинный план имения.

фрагмент Портрет Павла Харитоненко.
Фрагмент портрета Павла Харитоненко.

Савинов работал по заказу Харитоненко и жил с семьёй в Натальевке под Харьковом. Однажды мастер написал вид усадьбы.

А.Савинов. Натальевка.
А.Савинов. Натальевка. 1913, Собрание Натальи Соколовой, Москва.

Савиновы в это время были совершенно счастливы. Лия ждала второго ребёнка и мечтала о девочке, которую собиралась назвать Натальей. Она писала свекрови в Саратов об их безмятежной жизни в Натальевке и о том, что

“Саша всегда и беспрерывно работает…. Сейчас он уезжает рано, встаёт в 6 час. … так как в притворе, где он сейчас работает рано темнеет. Он его уже кончает и собирается приступать к алтарю. Сюда приезжали некоторые художники, очень хвалят работу Саши, и говорят, что даже такой и не встретить и так теперь никто не пишет”…

Александр Иванович работал над росписью церкви Спаса Всемилостивейшего в имении Харитоненко.

Богородица Савинова

Росписи удивительного храма, созданного по проекту А.В.Щусева, выполненные А.Савиновым не сохранились. В советское время из забелили. До недавнего времени велись работы по раскрытию савиновских фресок. Один из эскизов – вариантов росписи – образ Богородицы представили на экспозиции выставки “Миражи”.

Панахранта. Эскиз росписи.
Панахранта. Эскиз росписи. 1912-1914 гг. Собрание Романа Бабичева, Москва.

Панахранта – от греческого “Всенепорочная, Пречистая, Всемилостивая, Всецарица” – один из иконографических образов Богоматери, сложившийся в Византии в XI-XII веках. Пантахранта – Богородица с младенцем на троне.
Панахранта

Храм сохранился.

Храм в Натальевке
Храм в Натальевке.

Остаётся только надеяться, что восстановят и внутренние росписи.

Картины-панно А.Савинова

Не ошибусь, если скажу, что внимание посетителей больше всего привлекают большие декоративные картины-панно. Создавал их Савинов в разное время – и в пору пенсионерской поездки в Италию, и в России, в последние годы жизни. У них сложная “ковровая” композиция, яркий колорит, прекрасно выписаны детали.

Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице

А.Савинов. Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице
А.Савинов. Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице. 1909-1911. Собрание Ирины Огановой, СПб.

“Купальщиц” Алексей Иванович Савинов писал в Италии, в Риме. Он сам рассказывал о своей работе в письме Дмитрию Кардовскому:

«Я сижу себе посиживаю в своей мастерской, точу своих “Купальщиц” — это я задумал запеть свой маленький гимн Итальянской земле, древней, кудрявой земле и ее ласковым и беззлобно-жестоким зверушкам».

Сюжет этой картины мне очень напомнил панно Михаила Врубеля “Утро”. Там тоже несколько героинь и они также теряются в густой листве. Полотно также окутано едва заметной дымкой, предутренним туманом.

М.Врубель. Панно Утро
М.Врубель. Панно “Утро”.

Купальщицы Савинова прячутся в ажурной листве кустов роз, оливковых и апельсиновых деревьев. Также, как и у Врубеля, нужно внимательно всматриваться в композицию, чтобы отыскать всех героинь.

купальщицы Савинова
“Купальщицы…”, фрагмент.

"Купальщицы...", Савинова фрагмент

На выставке можно видеть этапы работы над “Купальщицами”. Напротив панно помещены эскизы “девушки, ведущей ослика”.

Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице
Девушка, ведущая осла. Рисунок к картине “Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице” Пермская художественная галерея.

Фигуру девушки с осликом видим в нижней части картины ближе к центру. На представленном фрагменте она слева.

Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице
Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице. Фрагмент.

“Ведущая ослика девушка” имеет прямые переклички с античными росписями. Савинов писал панно под впечатлением росписей городов Помпеи и Геркуланум, которые видел на острове Капри.

“Девушку с поднятыми руками” тоже легко найти на полотне.

Девушка с поднятыми руками
“Девушку с поднятыми руками”. Рисунок к картине “Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице”. Собрание Романа Бабичева, Москва.
Девушка с поднятыми руками
“Девушка с поднятыми руками”

Девушка с поднятыми руками
От “Купальщиц..” трудно оторваться. Хочется рассматривать полотно, находить связи с героями, да и просто любоваться им!

“В парке культуры” и “Детская площадка”

Не менее интересны два больших полотна на тему отдыха советских тружеников – “В парке культуры” и “Детская площадка”.

Миражи
На выставке “Миражи”.

Обе картины – поздние, едва ли не последние работы Савинова. Как и к “Купальщицам”, к “Парку культуры” мастер выполнил несколько подготовительных эскизов. В “Детской площадке” я нашла тех же героев, что и в “Парке..” – и молодую женщину с ребёнком, и играющего мальчика. От обеих картин исходит ощущение безмерного счастья, радости, безмятежности.

Савинов. В парке культуры
В Парке культуры. 1939-40.
Савинов. Детская площадка
Александр Савинов. “Детская площадка”, 1940.

Обратите внимание на эскиз играющего мальчика. На фрагменте он справа в компании девочек.

Играющий мальчик. Этюд к картине "В парке культуры
Играющий мальчик. Этюд к картине “В парке культуры”. 1940, ГТГ.

Мы легко найдём его на полотне “В парке культуры” – в левом нижнем углу.

Играющий мальчик. Этюд к картине “В парке культуры”. 1940, ГТГ.

Этот же образ повторяется в полотне “Детская площадка”.

играющий мальчик
Играющий мальчик на полотне “Детская площадка”.

Рядом с мальчиком в “Парке культуры” сидит старик. Это автопортрет самого мастера. В 1940-м году, во время работы над картиной Савинову было 59 лет и он представил себя в роли старца.

Старик (Автопортрет художника). Этюд к картине “В парке культуры”, 1940. Частное собрание, СПб
Савинов автопортрет
Савинов. Автопортрет в образе старика на картине “В парке культуры”.

Мне особенно понравилась счастливая мамочка и её очаровательный малыш.

В парке культуры
Фрагмент картины “В парке культуры”.

В “Детской площадке” малыша пестуют две женщины, наверное, бабушки. А мамочка стоит в такой же позе, как и в “Парке культуры”.

На детской площадке. Фрагмент.

Женские образы – это отдельная ипостась художника.

Женские образы

Невозможно пройти мимо портрета племянницы художника, Надежды Неслуховской (Романовой).

А.Савинов. Портрет Надежды Неслуховской
А.Савинов. Портрет Надежды Неслуховской. 1923, Частное собрание

Её образ – воплощение ренессансных идеалов Ботичелли. Надежда Леонидовна уставала позировать своему дяде. Александр Иванович отпускал племяницу, надевая её платье на манекен и так писал складки одежды, второстепенные детали.

Портрет Неслуховской
Портрет Неслуховской. Фрагмент.

Савинов создал великолепные портреты жены. Во многих женских образах художника читается романтичность, загадочность, лёгкость. Савиновские дамы, как сказочные эльфы, кажется, сотканы из солнечного света и воздуха.

Девушка, освещённая солнцем (Портрет сестры Лизы)
Девушка, освещённая солнцем (Портрет сестры Лизы), 1900.-е Частное собрание

Иногда Савинов окружает своих дам цветами, садовой растительностью и они становятся частью декоративного полотна.

В саду Савинов
В саду. 1906. Собрание Романа Бабичева, Москва.
В саду. 1906. Савинов
В саду. 1906. Пермская государственная художественная галерея.

А.И.Савинов. Пейзажи

Савинов работал и в жанре пейзажа. Ему великолепно удавались городские виды.

Латинский квартал. Париж, 1907
Латинский квартал. Париж, 1907. Собрание Ирины Огановой, СПб.
Савинов. Окно
Окно. 1909. Курганский художественный музей.

С равным мастерством он создавал панорамы природы.

Розы
Розы. 1909. Частное собрание. СПб.

Савинов не был чужд жанру натюрморта. Но мне показалось, что женские портреты, панно и пейзажи-миражи удавались мастеру гораздо лучше.

А.Савинов в Третьяковской галерее

Выставка – это временное явление. Все представленные на ней картины вернуться на постоянные экспозиции и к их владельцам. Но кое-что останется в Москве. В Государственной Третьяковской галерее хранится несколько полотен Александра Ивановича Савинова.
Одна работа Савинова из собрания ГТГ представлена выше – это эскиз играющего мальчика к картине “В парке культуры”.
Пейзаж “Апельсиновые деревья” – законченное самостоятельное произведение. Возможно, мастер выполнил его, работая над “Купальщицами..”

Апельсиновые деревья
Апельсиновые деревья. 1909, ГТГ.

Ранние работы “Берег Волги” и “Девушка и парус” тоже принадлежат ГТГ.

А.Савинов. Берег Волги
А.Савинов. Берег Волги. 1903, ГТГ.
Девушка и парус Савинов
Девушка и парус, 1906, ГТГ.

Выставка “Миражи”. Саратовская школа живописи

На рубеже XIX — XX веков сложилась так называемая “саратовская школа живописи” – круг мастеров, получивших начальное художественное образование в Саратове. По сути, саратовские живописцы следовали традициям “Мира искусств” и “Голубой розы”. Они писали мир гармонии и покоя. Их полотна отличают романтизированные сюжеты, некая декоративность и едва уловимая дымка, окутывающая их героев и пейзажи.

Писали художники, в основном, в серебристо-голубой гамме. Призрачные силуэты героев и предметов появляются на их полотнах словно миражи.

П.Уткин. Серебристое сияние (Кучук-Кой)
П.Уткин. Серебристое сияние (Кучук-Кой) 1914-195. Собрание Наталии Курниковой, Москва.

Даже Кузьма Петров-Водкин в некоторых работах следовал этим же традициям, хотя его манера узнаваема и весьма отличается от размытых очертаний и неясных контуров мастеров саратовской школы.

К.Петров-Водкин. Девушка в чёрном платье
К.Петров-Водкин. “Девушка в чёрном платье”, 1906, Гос.музей-заповедник Петергоф.

На выставке “Миражи” можно увидеть работы Виктора Борисова-Мусатова, Александра Карёва, Кузьмы Петрова-Водкина, Петра Уткина. Покажу несколько картин, которые мне особенно понравились.

Этюд “Ветка дерева на фоне облаков” В.Борисова-Мусатова написан в начале 1900-х годов и хранится в государственном музей изобразительных искусств Татарстана в Казани.

В.Борисов-Мусатов. Ветка дерева на фоне облаков.
В.Борисов-Мусатов. Ветка дерева на фоне облаков. Этюд. Начало 1900-х. Казань. Гос.музей изобразительных искусств.

Бухарский натюрморт Павла Кузнецова находится в собрании семьи Мамонтовых в Москве.

П.Кузнецов. Бухарский натюрморт
П.Кузнецов. Бухарский натюрморт, 1920-е годы. Собрание семьи Мамонтовых, Москва.

Интересен его эскиз к картине “Голубой фонтан”, 1905. Картина находится в ГТГ, а эскиз – в собрании Валерия Дудакова и Марины Кашуро, в Москве.

Павел Кузнецов. Эскиз к картине Голубой фонтан"
Павел Кузнецов. Эскиз к картине “Голубой фонтан”, 1905
***

Среди нескольких работ Петра Уткина, я особо выделила “Лунное”

П.Уткин. Лунное
П.Уткин.”Лунное”, 1906 г. “Лунное”, 1906 г. Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро, Москва

и “Серебристое сияние” (Кучук-Кой) 1914-1914 годов, она представлена выше.

Кроме Савинова на выставке “Миражи” я впервые встретилась с работами Алексея Карёва. Надеюсь, представится возможность поближе познакомиться с его творчеством.

А.Карёв Женщина у загородного дома
А.Карёв “Женщина у загородного дома”, 1920-1930. (Галеев Галерея, Москва)
А.Карёв. Дама в парке
А.Карёв. “Дама в парке” !913?. Саратовский художественный музей им.Радищева.

Завершу обзор пейзажем Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина 1907 года “Бискра. Пальмы”. Пейзаж написан в Алжире.

К.Петров-Водкин Бискра. Пальмы,
К.Петров-Водкин “Бискра. Пальмы”, 1907 год. Частное собрание, Москва.

Кузьма Сергеевич показал эту работу на выставке журнала “Золотое руно” в Москве. Александр Бенуа сравнил полотно с живописью Поля Гогена.

“Водкин избегает фанфар, пурпура, звона ярких красок, столь дорогих Гогену. Им он предпочитает своеобразную смесь оливковых, бледно-жёлтых и синих тонов. И эта его, как сочные удары далёких фанфар, гамма чарует, как заглушёная музыка, как мягкое звяканье цимбал и как нежные струны арф на едва слышимом стоне скрипичного хора…”

***

Выставка “Миражи” в музее Русского импрессионизма продлится до конца января 2023 года. Билеты можно купить на сайте музея. По выставке проводят экскурсии, запись на сайте. А вот аудиогид по выставке не рекомендую. Скупые сведения зачитаны роботом. В экспликациях к картинам сведений гораздо больше и они интереснее.

Наши статьи по итогам выставок:
Лейденская коллекция.
Брат Иван – о коллекции Ивана и Михаила Морозовых.
Романтизм Германии и России.
Щукин. Биография коллекции.
Авангард. На телеге в XXI век.
Выставка В.А.Серова.
Выставка Томаса Гейнсборо.
Передвижники и импрессионисты. На пути в ХХ век.
Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945.

Поделиться в

2 КОММЕНТАРИИ

    • Таня, спасибо за отзыв! Очень люблю выставки в музее Русского импрессионизма. Они камерные, поэтому не устаёшь и не пресыщаешься. Особенно им удаются показы одного мастера, как Савинов. Тематические (“Другие берега”, “Точки зрения”, “Авангард на телеге…”) тоже хороши, можно взглянуть на одну тему с точки зрения разных мастеров.
      Мне Савинов так понравился, что я, возможно, пойду второй раз, прихвачу Петю и запишусь на экскурсию, на сайте музея есть такая возможность. Но билеты на экскурсии разлетаются, как горячие пирожки. Сейчас посмотрела у них на сайте – доступны только на конец ноября. Не могу так заранее планировать. На всякий случай тебе ссылка на страницу, где заказывают экскурсии.
      Не всегда, но иногда похамливаю в музее. Смотрю на расписание экскурсий, иду к этому времени и потихонечку ненавязчиво присоединяюсь к группе. Когда нам можно было проводить экскурсии на русском языке в Третьяковке, никогда не отгоняла присоединившихся. А во дворце Алексея Михайловича уже точно знаю, что вместе со своей группой буду водить едва ли не всех, случайно оказавшихся посетителей. Не жалко, пусть слушают.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь