Из цикла “Казанский поход”. Предыдущая часть называется “Йошкар-Ола. Прогулка по городу”. Четвёртая серия “Раифский монастырь”.
1.Раифский монастырь
2.Троицкий собор Раифского монастыря
3.Церковь Грузинской Божией матери
4.Требы в Раифском монастыре
5.Святые преподобные отцы, в Синае и Раифе избиенные
6.Изображения Евангелистов с символами
7.Легенда монастыря
8.Бытовое
Для автопутешественников укажу координаты Раифского монастыря.
N 55°54’07,67″
E 48°43’45,12″
Дорога к монастырю лесная, узкая, но отличного качества.
Раифский монастырь
Статус монастыря бросается в глаза сразу при подъезде к нему. Удобная парковка, за неё берут гуманные 60 рублей,
сувенирная лавочка с котами медведями,
платный туалет за воротами, обихоженность, даже холёность зданий. Знаете, мне больше по душе дальние монастыри, с налётом запущенности, как Иоанно-Богословский Крыпецкий, Павло-Обнорский или хотя бы Варницкий. Чтобы трава-мурава, грядки да неописуемая благодать.
Раифский монастырь чем-то напомнил Троице-Сергиеву Лавру – вся небольшая территория закатана в асфальт, церкви тесно притканы одна к другой…. Но у святого Сергия Радонежского, даже несмотря на многолюдье, царит такая благодать, что, кажется, ты один приехал в гости к святому покровителю земли русской. Так и в Раифе сердца наши наполнились светом, радостью, благодатью.
Троицкий собор Раифского монастыря
Главный храм Раифского монастыря, Троицкий собор, вызвал невыразимый восторг. Кажется – что особенного? Русско-византийский стиль рубежа веков…
А вы посмотрите на купола! Не маковки, не луковки, а именно купола. Невысокие, приземистые, немного приплюснутые, скорее земные, чем поднебесные. Кажется, что они словно выросли из земли. Не столько зовут в небо, сколько приближаются к человеку. Как будто тянулись, тянулись к горнему, да застыли, опомнились на полпути. Остановились и поджидают нас, будто приглашают в небесную высь, подбадривают, тянут за собой к чистоте и свету.
Да и весь монастырь подобен главному собору – приземистый, обхватистый, церкви берут не высотой, а шириной, пространством.
Только колокольня над въездными воротами вытянулась в струнку, издалека приветствует всякого идущего к обители.
В Троицком соборе монахи читали канун. Мы скромно оглядели стенопись и не смогли оторвать взгляд от иконостаса. Сработан он то ли из меди, то ли из латуни или бронзы, но выглядит как драгоценная филигранная работа, наподобие иконостаса в церкви Спаса на Крови.
Загорелись мы сфотографировать собор, стали испрашивать благословения у служителей храма. Они послали нас в контору паломнической службы. Мы, было, вознамерились идти, а потом подумали:
– А так ли нужны нам эти снимки? Чтобы похвастаться, что ни у кого нет, а у нас есть? Гордыню потешить? Не стоит хлопот. Пойдём лучше в церковь Грузинской Божией матери
Церковь Грузинской Божией матери
Грузинская церковь удивительно хороша. Просторная, с академическими росписями свода, стен, столпов. Богато убрана сияющей позолотой. Главная святыня церкви – чудотворная икона Грузинской Божией Матери, список XVII века с подлинного образа. Настоящую икону купили русские купцы в Персии. Туда она попала из Грузии в 1622 году, когда персидский шах Аббас покорил Грузию и захватил многие святыни Грузинской земли.
Подлинный образ хранился на Пинеге Архангельской губернии в Красногорском монастыре.
Когда в середине XVII столетия началось устроение Раифского монастыря, то по желанию Казанского митрополита Лаврентия один из лучших казанских иконописцев того времени сделал список с почитаемого образа. Много чудес происходило от списка, привезённого в Раифу. Почти два с половиной века привлекал образ паломников, исцеляла икона Грузинской Божией Матери страждущих, почиталось главной святыней монастыря.
В безбожные времена образ спасли учёные Казанского университета. Они обнаружили её в мусорной куче на полу разорённого храма и передали святыню в Казань, в храм Ярославских святых на Арском кладбище. Там она и обреталась вплоть до возрождения монастыря. Вот такое чудо. Воистину поверишь версии, что «Раифа» в переводе с древнееврейского означает «Богом хранимая».
Снимок почитаемого образа я нашла в сети. Расположена икона в большом киоте, наподобие часовни. Икона невелика по размеру и увешана дарами – золотыми цепочками с крестами.
С благоговением подошли мы к святой иконе Грузинской Божией матери. Никто не мешал нам сотворить тихую молитву, поблагодарить Небесную Заступницу, попросить о защите и вразумлении.
Есть в Грузинской церкви и другие великие святыни – печать на Кувуклии перед схождением Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Также поклоняются верующие частичке стекла от Раки Божией матери. Есть в храме синайская слеза, камень с Голгофы, миро от Гроба Господня на Пасху. Среди почитаемых святынь хранится одна довольно современная – земля из Алапаевской шахты – места убиения преподобномученицы святой Елизаветы (Романовой, сестры императрицы Александры Фёдоровны).
Вот такие необыкновенные святыни хранятся с виду непривлекательном, непропорциональном храме.
Требы в Раифском монастыре
Требы в монастыре заказать мы не осилили – полугодовое поминовение стоит 1000 рублей, сорокоуст – 450.
Святые преподобные отцы, в Синае и Раифе избиенные
Названа пустынь в честь причисленных к лику святых преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных — почитаемых Православной церковью египетских подвижников. Жили монахи в монастыре Святой Екатерины в первые века христианства. Располагалась та обитель в окрестностях горы Синай. Неподалёку, на берегу Красного моря, находилась Раифская пустынь. Славились синайские и раифские подвижники своей особо строгой жизнью. Питались они только финиками и водой, пребывали в кельях, молчали, творили молитву. Только по субботам собирались на всенощное бдение, а в воскресенье причащались Святых Таин. Известны были монахи в округе способностью творить чудеса. Избиению они подвергались неоднократно. Около 312 года кочевые языческие арабские племена жестоко избили до смерти многих монахов. Второе избиение описал преподобный Нил Постник, оно произошло в V столетии.
Монастырь, основанный в 1661 году на берегу озера недалеко от Казани долгое время находился в окружении язычников и по аналогии решили назвать обитель Раифским Богородицким.
А Раифском монастыре есть церковь, освящённая в честь Святых Отцев в Синае и Раифе избиенных (1708 год).
Изображения Евангелистов с символами
На выходе из обители мы рассмотрели фотогалерею со снимками монастыря, парочку перефотографировали для истории.
Для памяти сняли барельефы с изображением евангелистов. Всегда вылетает из головы, какой символ соответствует какому евангелисту. В Раифе всё показано просто и ясно.
Иоанн с орлом.
Лука с быком.
Марк со львом.
Матфей с ангелом.
Почему появились такие изображения рассказывает искусствовед, кандидат культурологии Ирина Константиновна Языкова, я нашла объяснение в её лекции “От катакомб до первых храмов”. (https://magisteria.ru/icon/rannehristianskoe-iskusstvo-do-i-posle-313-g-ot-katakomb-do-pervyh-hramov-i-ikon/).
“…каждое из этих четырех животных символизирует одно из Евангелий, действительно как бы подчеркивая особенность каждого Евангелия. Если Евангелие от Матфея начинается с человеческой родословной Христа, то существо с человеческим лицом – ну, оно у нас изображается как ангел. Если богословие апостола Иоанна – это высокое богословие, то оно символизируется орлом, птицей, которая выше всех летит. Евангелие от Марка символизируется львом, потому что лев от колена Иудина, царское животное и т.д., связанное со Христом. А Лука больше говорит о жертве, и здесь жертвенное животное – бык, телец”.
Обратили мы внимание и на часы на колокольне.
Четыре циферблата показывают разное время. Наверное, это разное время в различных частях света.
Понаблюдали мы и за «братией». Вишь как, если что не понятно, можно у служки спросить. Он и требы примет.
Но не всё гладко в отношениях. Случаются и серьёзные столкновения с шипением, мявом и мотаньем хвоста.
Раифский монастырь стоит на берегу небольшого озерца.
После посещения обители хорошо постоять у воды, подумать, поразмышлять. Тогда и возвращение от духовного к мирскому кажется не столь внезапном.
У озерца деревянный котейка греется на солнышке и блаженно жмурится.
Она самый что ни на есть казанский!
Легенда монастыря
Тут к месту припомнить давнюю легенду о молчаливых лягушках. Говорят, что монахи в своих молитвах просили Господа избавить их от назойливого кваканья лягушек. Целая пропасть земноводных жила в озере, их концерты заглушали и молитвы, и пение. Всевышний услышал молитвы и лягушки умолкли. Молчат они и по сей день, хотя в изобилии живут у стен обители. Говорят, что биологи в целях эксперимента привозили в Раифский монастырь земноводных тварей разных пород. У стен обители ни одна из них не издала ни звука, молчали, как завороженные. Но стоит отловить квакуху и вывезти в соседний пруд или озеро, заклятие с них как рукой снимает, они начинают раскатисто и громко квакать, как ни в чём не бывало.
Бытовое
У машины вспомнили о хлебе насущном. Ох, как пригодились мои домашние заготовки – хлебушек, непортящаяся сырокопчёнка, сыр, мандарины. Со времени поездки в Кинешму – Щелыково ничего вкуснее не едали! Тут и первые уроки путешествия занесла в блокнот – всегда брать с собой немного не портящейся еды. Случается, в дороге она сильно выручает.
В Казань выехали в 16.20. На время в монастыре не смотрели. Оказалось, что побыли всего чуть больше часа, а сколько радости и отдохновения приобрели! Уже можно считать, что поездка сложилась удачно, а ведь главная цель ещё впереди!
Продолжение в очерке “Казань. Первые впечатления. Продовольственная программа”.
Для путешественников мы подготовили полный обзор мини-гостиниц и отелей Казани.
Интересуетесь экскурсиями по Казани? Мы выбрали лучшие, посоветовали достойные и подобрали недорогие прогулки по Казани с экскурсоводом.
Читаю и вспоминаю, открыв и свои снимки: тот же кот (у меня зевает), современная цветная лягушка у воды, раифское кафе, раифские сувениры, большое пространство монастырской стены, увешанное хорошими работами художника Вьюшкова Виктора Васильевича, случайно встреченные монахи… Спасибо за путешествие с Вами в Вашем очерке.