В.Васнецов. Композиция “Преддверие рая”

4
1747
Мудрые девы и три отрока.
Мудрые девы и три отрока.

На выставке “Связь поколений”, посвящённой творчеству Васнецовых в Третьяковской галерее в отдельном зале представлены работы Виктора Михайловича Васнецова по росписи Владимирского собора в Киеве. Эта часть экспозиции представляет одну из самых ярких и впечатляющих тем в творчестве старшего Васнецова.
Большая композиция “Преддверие рая” производит незабываемое впечатление! Этот сюжет Виктор Михайлович сделал для росписи барабана главного купола Владимирского собора. У работы есть ещё одно название – “Радость праведных, о Господе”.
Этикетка на картоне гласит, что композиция создавалась в 1889 – 1890 годах. И уже в 1893 году Павел Михайлович Третьяков приобрёл её у автора. В настоящее время “Преддверие рая” является достоянием ГТГ.

Виктор Васнецов и Владимирский собор

Напомним, что Владимирский собор в Киеве строился на протяжении нескольких десятилетий – с конца 50-х годов XIX века до освящения в 1896 году. К 900-летию со дня Крещения Руси храм завершить не успели.

Ответственным за украшение внутреннего убранства стал Адриан Николаевич Прахов. Искусствовед, профессор университета собрал плеяду талантливых мастеров для выполнения росписей. Живописцы назвали своё содружество “Артель соборян”. Творческую группу возглавил Виктор Михайлович Васнецов. Александр Николаевич Бенуа заметил по этому поводу:

«”Сказочник” Васнецов представлялся в 80-х годах единственным поэтом среди непроглядной прозы русского искусства. Поэтому вполне понятно, что, когда профессору Прахову пришлось выбрать кого-либо для расписывания Владимирского собора в древнерусском духе, выбор его пал на Васнецова».

Сам художник назвал опыт по росписи собора своим “путём к свету”. Без малого одиннадцать лет он трудился в храме. Васнецов написал около 400 работ для церкви. Площадь васнецовских фресок в соборе составила около двух тысяч квадратных метров.

Несмотря на значительное число разных исторических композиций, которые Васнецов написал для храма, самой главной признан сюжет “Преддверие рая” – “Радость праведных о Господе”.

“Преддверие рая” В.М.Васнецова. Сюжет

Главным сюжетом круговой фрески стало шествие святых, мучеников, праведников ко святому граду Иерусалиму, к святым вратам рая. Они почти достигли цели, перед вратами их встречают архангелы Михаил, Гавриил и Рафаил.

В.Васнецов. Центральная часть триптиха Преддверие рая. Архангелы Михаил, Гавриил, Рафаил
В.Васнецов. Центральная часть триптиха “Преддверие рая”. Архангелы Михаил, Гавриил, Рафаил.

Васнецов изобразил и ветхозаветных персонажей, и героев Нового завета. Это авторская интерпретация сюжета Откровения Иоанна Богослова. Небесный град живописец обозначил сияющими неземным светом куполами.

Композиция делится на три части. Центральный сюжет называется “Торжество ангелов”. В правую и левую части триптиха Васнецов поместил шествие праведных, обе части именуются “В преддверии рая”.

Рассмотрим триптих подробнее.

Левая часть триптиха “Радость праведных о Господе”. В.М.Васнецова

Композиционным центром левой части триптиха стал благоразумный разбойник. Преступник Рах согнулся под тяжестью неподъёмного деревянного креста. Он заслужил спасение, исповедавшись на кресте. Мученик поднял измождённое лицо к архангелам, в его глазах – радость, вера и умиление.

Благоразумный разбойник с крестом,

Вверху, впереди всей процессии почти рядом с золотыми куполами Небесного Иерусалима видим двух мужей, один из них изображён с киннором в руках. Впрочем, струнный инструмент упоминается и как гусли. На гуслях (или кинноре) играл юный Давид перед царём Саулом. Рядом с Давидом изображён его сын царь Соломон.

Царь Давид (?) и царь Соломон (?)
Царь Давид (?) и царь Соломон (?).

Над фигурой благоразумного разбойника мы видим женщину в светлом плаще, сложившую руки у подбородка, это праматерь Ева. Справа от неё стоит седовласый седобородый старец – Адам. Над ними – молодой человек, почти отрок – их сын Авель.

Благоразумный разбойник с крестом, Адам, Ева, Авель.
Благоразумный разбойник с крестом, Адам, Ева, Авель.

Сразу за разбойником чуть ниже Адама и Евы предстают великие грешницы. Закутанная в тёмный хитон Мария Магдалина держит в руках алавастровый сосуд мирра.

Мария Магдалина, Мария Египетская, Ева. Преддверие рая
Мария Магдалина, Мария Египетская, Ева. Преддверие рая.

Волосы Марии Магдалины расплетены как напоминание о том, что когда-то она отёрла ими ноги Спасителя.
Рядом с ней справа едва видна фигура Марии Египетской. Мария Египетская представлена старицей, закрывшей лицо тыльной стороной ладони. Волосы скрывают её тело словно туника. Святая 47 лет жила в пустыне и укрывалась от холода своими волосами.

Сразу за Марией Магдалиной и Марией Египетской предстают Вера, Надежда, Любовь с матерью Софьей.

Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья
Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья.

С недоверием к происходящему девочки прильнули к матери. Ангел указывает им путь к вратам, хочет помочь войти в град небесный. Но на их лицах – недоверие и испуг, они ещё не поверили в грядущее блаженство. Нижний снимок показывает группу с Верой, Надеждой, Любовью, Софьей, Марией Магдалиной, Марией Египетской,

Васнецов. Преддверие Рая. Левая часть триптиха.

Теперь обратимся к правой части композиции.

Правая часть триптиха “Преддверие рая”. В.М.Васнецов

В правой части композиции основное внимание зрителя направлено на две женские фигуры, несомые на крыльях ангелов – это великомученица Екатерина и великомученица Варвара. Екатерина (ближе к зрителю) облачена в необыкновенно красивый наряд, расшитый драгоценными камнями. На голове её убор в виде широкого обода, напоминающего корону.
Великомученицы Екатерина и Варвара
Мученица святая Варвара одета в простое платье, на ноги накинут белый покров. В руках Варвара держит меч как орудие своих страданий – святой отсекли голову мечом. Её обезглавил собственный отец язычник Диоскур.

Святая Варвара с мечом. Преддверие рая. В.Васнецов.
Святая Варвара с мечом. Преддверие рая. В.Васнецов. Картон росписи барабана главного купола.

Обе мученицы при жизни потерпели множество страданий за веру Христову. Лица их печальны и спокойны, бледны, почти бескровны. У них не осталось сил на улыбку и радость.

За святыми великомученицами Варварой и Екатериной бесчисленным войском стоят праведники. Ветви пальмы в их руках образуют светлый венец.

Васнецов. Преддверие рая. Фрагмент.
Васнецов. “Преддверие рая” – “Радость праведных о Господе”.Фрагмент. Сонм святых.

В группе праведников угадывается равноапостольный князь Владимир. Рядом с ним стоит его супруга Анна. Отлично читаются два молодых человека в белых одеждах и княжеских шапках – это первые русские святые мученики, сыновья святого Владимира Святославовича – Борис и Глеб. Немного ниже Васнецов поместил св.Алексия. На фотографии св.Владимир и Анна стоят слева от Бориса и Глеба, сразу под крылом ангела.

Святые Владимир, Глеб, Борис, св.Алексий
Святые Владимир, Глеб, Борис, св.Алексий.

Выразительна группа пяти мудрых дев со светильниками. У них хватило елею, чтобы дождаться Жениха.

Пять мудрых восточных дев
Пять мудрых восточных дев.

У самого края правой части триптиха расположены три красивых отрока. Васнецов облачил их в одежды ассирийского народа. Это три отрока из “пещи огненной”,  спасшиеся от огня по воле Господа.

Мудрые девы и три отрока.
Мудрые девы и три отрока.

В.М.Васнецов. “Преддверие рая”. Особенности

Трудно определить, почему фреска “Радость праведных, о Господе” производит на зрителя столь ошеломляющее впечатление. Один из второстепенных факторов – это её размер. В первую очередь поражает торжественность сцены. Васнецов создал живую, настоящую картину Небесного Града и Праведников пред вратами его. Виктор Михайлович создал целую галерею образов. Каждый из них индивидуален, каждый играет свою собственную роль и несёт особую христианскую и личностную нагрузку. Благодаря игре света и тени композиция движется, поёт, герои ликуют и радуются, весь сюжет пронизан близостью счастья и блаженства. А зритель замирает в благоговении и восторге.

Виктор Михайлович Васнецов с помощью совершенной техники исполнения сумел объединить каноническую строгость изображения святых с живописной красочностью, с мягким лиризмом. Даже вне собора композиция выглядит грандиозно! Мастер несомненно вложил душу в своё произведение.
Композицию оценили и современники. Журнал «Мир искусства» отмечал:

«Это выдержанное цельное творение, в котором чувствуется живой порыв и большое декоративное чутье».

Охватить глазом всю композицию вам поможет минутный музыкальный ролик, который мы сделали на выставке “Связь поколений”.

Вместо послесловия

Для этой статьи мы использовали авторские снимки, которые сделали на экспозиции выставки “Связь поколений”. Идентифицировать всех персонажей нам помогла музейная экспликация. За уточнениями и более детальным описанием мы обращались к десятку разных интернет-источников. Затруднение вызвал святой с киннором в левой части композиции. Нам показалось, что это может быть псалмопевец царь Давид. К такому выводу мы пришли, вспомнив сольвычегодскую икону середины XVI века “София Премудрость Божия”. Образ находится на постоянной экспозиции Третьяковской галереи.

София Премудрость Божия.
София Премудрость Божия. (“Отрыгну сердце моё слово благо”). 1579 г. Сольвычегодск. ГТГ.

В левом верхнем углу иконы отдельным клеймом изображён царь Давид, сочиняющий псалмы. На столе перед ним лежат деревянные гусли.
В композиции В.М.Васнецова также изображена София Премудрость Божия с дочерьми. Сей факт дал нам основание предположить, что художник включил ветхозаветного царя в свою композицию “Преддверие рая”.

Если вы интересуетесь иконописью, предложим авторский тур по залам древнерусской живописи в Третьяковской галерее.

___

Древнерусская живопись в Третьяковской галерее.

___

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Спасибо большое, Татьяна! Вчера мы были с моей Татьяной (Филаткмной) на выставке Васнецовых. Думали-гадали, что за сюжет…

    • Галина Борисовна, мне очень приятно, что смогла Вам помочь. Большой привет Танечке.

  2. Благодарю душевно за подробное описание персонажей росписи. Этикетка на выставке лишь скудно упоминает пару персонажей.
    Совершенно с Вами согласна. Герой с гуслями в руках – это несомненно царь Давид. Его единственного я опознала по музыкальному инструменту в руках.
    Мне показалось, что росписи Владимирского собора – самый сильный зал на выставке. Потрясающе!

  3. Спасибо за подробное объяснение всех персонажей! На выставке прочитала этикетку и не совсем поняла, кто где находится. Теперь всё понятно! Фреска “Преддверие рая” для Владимирского собора грандиозна! Необыкновенное произведение большого мастера. Ещё раз благодарю за столь интересное и грамотное разъяснение.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь