Чехия – от одного названия страны у меня сразу теплеет на душе. В провинциальных городках Чехии необыкновенным образом сочетаются природные диковинки с роскошной архитектурой ренессанса и барокко. Несравненная Прага поражает блестящим соединением древних и новых архитектурных стилей. Мы были в Чехии уже пять раз. И не упустили возможности хоть краешком зацепить столь полюбившуюся страну по возвращении из путешествия «В край немецкого виноделия». В наш шестой чешский визит мы включили прогулку по природному заповеднику поблизости от городка Хрженско на чешско-немецкой границе – Правчицкой Бране. Брана по-чешски – это ворота. Чешская Правчицка Брана – самые большие естественные ворота из скального массива в Евразии. Посещение этой диковинки каждый раз откладывалось, уступая место другим чешским достопримечательностям. В этот раз мы заехали в Чехию исключительно ради Правчицкой Браны и отвели на это бОльшую часть последнего экскурсионного дня.
Добавим, что даже нас, повидавших и Теплицкий заповедник, и скальный город в Адршпахе, и Праховские скалы, эта природная достопримечательность чрезвычайно впечатлила, мы однозначно советуем изыскать возможность заехать туда.
Поскольку Правчицка Брана лежит на пересечении туристических путей, мы не будем советовать, как лучше проложить маршрут. Упомянем лишь, что лучше всего посвятить ей целый день и несколько удлинить маршрут, включив в него катание на катере. Нам пришлось пропустить водную часть. Отпуск заканчивался и мы не могли себе позволить продлить его даже на один день.
Геологические и исторические изыскания оставим за рамками этой статьи, пытливый путешественник отыщет эти сведения в серьёзных научных статьях. В этой публикации раскроем последователям некоторые организационные вопросы посещения Правчицкой Браны.
Мы путешествуем на автомобиле, тонкостей достижения желаемого пункта на общественном транспорте не знаем. Допускаем, что это не так сложно, мы видели рейсовый автобус с пассажирами, идущий из соседней немецкой Пирны. Нас к Правчицкой Бране привели дорожные указатели и навигатор, которому задали конечный пункт – Хрженско.
Вам следует проехать город насквозь. Конечный пункт – парковка Правчицкой Браны. Шоссе продолжается, но дальше ехать нет смысла, потому что вдоль всей дороги остановка запрещена.
Ещё есть большая парковка в Межни Лоуке в 5 км от Хрженско. Но от неё придётся возвращаться. Можно, конечно, промахнуть далеко за Правчицку брану и затем спуститься к ней пешком, но мы предпочли ближнюю стоянку.
В первую очередь, будьте готовы расстаться с 120 кронами, которые придётся заплатить за парковку автомобиля. Небольшой совет – если приедете в Хрженско не в высокий сезон и будет возможность запарковать машину выше по склону, используйте эту возможность, хоть немного укоротите неблизкий путь к Правчицкой Бране.
В начале парковки к вам подойдёт парковщик. Или же вы можете заплатить за неё дальше, в специальной будке. Здесь же вы увидите щит, где указана стоимость парко/часа. Платить за два часа нет смысла, этого времени вам не хватит. Покупайте билет на максимальное время. Таким образом, избежите спешки и у вас также будет возможность продлить прогулку.
Во-вторых, не принимайте на веру слова служащего цифры на буклете, который даст Вам парковщик, что пешком до Правчицкой Браны можно дойти за 45 минут. Наверное, в это время укладываются хорошо подготовленные туристы, которые не тратят время на окружающую красоту и её фотографирование, а просто идут бодрым шагом. Наша физическая форма далека от спортивной, да и снимки требуют времени. Поэтому, наша прогулка в один конец составила один час пятнадцать минут. То есть, почти вдвое дольше рекомендованной. По нашим прикидкам, расстояние от парковки до Правчицкой Браны никак не меньше пяти км. Назад мы дошли быстрее, всё же двигались под гору.
Сразу скажу, что на пути вам не встретится головокружительных подъёмов и крутых виражей. Дорога хоть и долгая, шагать придётся в гору, но подъём довольно спокойный, вполне преодолим даже такими ленивцами, как Начальник Экспедиции. А теперь пройдём весь маршрут. Может быть, если вы будете знать, что вас ждёт впереди, идти будет легче.
Дорога к Правчицкой Бране
Итак, сначала мы бодро шагаем по асфальтированной дороге.
Специальной тропы для пешеходов здесь нет, придётся идти по обочине. Но движение настолько далеко от интенсивного, что по дороге вам встретится лишь пара-тройка автомобилей. Асфальт продолжается недолго, вскоре шоссе уйдёт вправо, а мы возьмём левее.
Здесь нас ждёт, пожалуй, самый неприятный участок дороги.
Скорее всего, когда-то здесь была мостовая, но от времени какие-то камни ушли в землю, какие-то встали ребром. Поверхность тропы неровная, со впадинами и выпуклостями. Здесь мы испытали наши городские туфли на прочность. К счастью, этот участок не слишком длинный.
Дальше дорога ровнее, уже можно опереться на деревянные перила.
Вскоре деревянные перила меняются на железные, под ногами – твёрдая и ровная грунтовка.
Через некоторое время вместо грунта появляется скальное основание дороги к Правчицкой Бране.
Затем перила заканчиваются и тропа идёт уже довольно круто вверх.
Вместо камня – бетон. А через некоторое время уже можно оценить, какой подъём ждёт впереди.
Следующая часть дороги снова оборудована перилами.
Начинается серпантин.
Почти на каждом его изгибе устроены кирпичные мостики.
Не могу сказать наверняка, но мне кажется, что полпути уже пройдено. Соотечественники не могли не засвидетельствовать своё присутствие…
Подъем сменяется на спокойную ровную грунтовую тропу.
Она переходит в дорогу со скальным основанием.
Здесь вы с облегчением увидите указатель, сообщающий, что до Правчицкой Браны осталось каких-то 500 м.
Не спешите радоваться! Впереди вас ждёт не слишком приятный сюрприз!
Хотя эта отметка придаёт сил, мы весело отмеряем шагами последние, как было указано, сотни метров. Честно одолев это расстояние, мы утыкаемся в ещё один указатель, где написано, что до желанной точки осталось…. 600 м!
Вот это да! Конечно, однажды попавшись на удочку, мы скептически относимся к утешительному прогнозу. Но всё же бодро продолжаем путь. И решаем, что второй указатель очень близок к правде. Наверху уже виден замок “Соколиное гнездо” и это вселяет надежду!
Наконец доходим до дороги, оборудованной стальными перилами.
Для облегчения подъёма здесь снова устроен серпантин.
Отсюда уже можно увидеть природное образование, именуемое Правчиской Браной.
Хорошо просматривается и замок “Соколиное гнездо” у её подножия, в котором сейчас работает ресторан.
На обратном пути мы обсуждаем тему, каким образом в заведение доставляют продукты? Не на вертолёте же! А потом догадываемся, что, скорее всего, здесь есть канатная дорога для персонала, оборудования и продуктов.
Мы делаем последние несколько шагов и доходим до турникета. Дорога заняла ровно 1 час 15 минут. Бесплатный участок пути на этом заканчивается, будьте любезны выложить 75 крон на человека за проход к Правчицкой Бране. На всякий случай и для пользы дела снимаем расписание работы кассы. Помните, что “вступ” к сему природному чуду возможен с апреля по октябрь!
Теперь нам осталось сделать лишь несколько снимков, стоя под самой Браной.
И проделать несколько шагов над пропастью, чтобы полюбоваться на окрестные скалы, покрытые лесом. Нет, отсюда ещё рано делать снимки. Ещё несколько шагов вперёд, за угол скалы.
Даже в пасмурную погоду вид совершенно завораживает. Ты смотришь на землю с высоты облаков!
Но мне в этом месте становится не просто неприятно, а даже жутко, я очень боюсь высоты и не могу преодолеть страх даже ради самого распрекрасного вида. Ощущения дискомфорта усиливаются сильным ветром. Так и кажется, что он сейчас поднимет тебя, как пушинку, перебросит через ограждения, и швырнёт в раскрывающие свои объятия бездну. Я малодушно ретируюсь и жду, когда Начальник закончит фотосессию.
Пожалуй, я немного разочарована. Больше часа ползти в гору ради этой каменюки и нескольких неприятных минут на узкой смотровой площадке? Конечно, прогулка в горы заслуживает затраченного времени и усилий, но я ожидала что-то большего.
– Идём дальше? – вдруг прерывает мои грустные мысли Начальник Экспедиции, – видишь, наверху люди стоят? Значит, туда можно подняться и посмотреть на Правчицку Брану сверху!
Я оцениваю подъём, рассчитывая свои физические и психические силы. И соглашаюсь, подумав, что если будет страшно, то я дальше не пойду, как и не пошла на одну из «выхлидок», то есть смотровых площадок Праховских скал.
Подъём уже совсем крутой. Везде приходится карабкаться по лестницам. Они очень узкие, со встречными туристами можно разойтись лишь между пролётами лестниц, на площадках. Люди терпеливо ждут друг друга.
Несмотря на боязнь высоты, я смело карабкаюсь вверх, не испытывая ни малейшего дискомфорта. Подъём устроен очень грамотно и ощущения «бездны под ногами» совсем не возникает.
Страшновато, но я ещё иду.
Также смело мы шагаем и на самую крайнюю точку видовой площадки.
Здесь уже и вовсе вид не с высоты облаков, а выше облаков!
Каменные исполины, на которые полчаса назад мы благоговейно смотрели снизу вверх, одобрительно улыбаются нам, как равным.
Если бы не жуткий ветер и пасмурная погода, я бы постояла здесь подольше! Больше нигде, ни на каких башнях и ни на каких высотах у меня не возникало такое неуловимое чувство необъятности пространства и непостижимости времени. На какие-то доли секунды даже появилось чувство полёта, невесомости, оторванности от земли. Верилось и думалось об удивительном единении с землёй и с небом одновременно! Это вряд ли можно передать словами, а тем более понять. А ещё я очень гордилась собой, потому что улетучился мой обычный страх. Было чуть не по себе, но я ощущала не привычную боязнь высоты, а нечто большее, испытанное впервые именно здесь. Есть, есть на нашем шарике места силы! Пожалуй, ради этого чувства я бы снова полезла на Правчицку Брану. Или куда-нибудь повыше!
Но это уже в другой раз! Последний взгляд на Правчицку Брану сверху.
И ещё один на ту “выхлидку”, с которой я трусливо ретировалась.
А сейчас мы спускаемся той же дорогой вниз. Идти нам уже намного легче, мы замечаем те же приметы – вот тот камень.
А здесь, после железных перил, начнутся деревянные. Бетонный настил скоро закончится. И нечего идти по неровным, выступающим каменюкам, по обочине шагать гораздо легче. А вот уже и асфальт впереди. Вон и парковка. Сколько шли вниз? Ровно час? Ага, а на парковке уже нет никого из служащих.
– Даже не верится, что мы с тобой одолели этот путь. Наверное, работники нарочно говорят о 45 минутах, чтобы не отпугивать посетителей.
– Ты не жалеешь, что мы сюда заехали? – как всегда спрашивает мой Начальник.
– Я тебе вот что скажу. Если вдруг, когда-нибудь, проездом, и лишние три часа наскребём, я бы ещё раз сходила. Ты со мной?
Весь маршрут путешествия в Германию с заездом в Чехию опубликован в статье “В край немецкого виноделия”.
Добрый день!
В очередной раз готовясь к поездке в Чехию, наткнулся на ваш весьма интересный и любознательный сайт. Так что авторам большой респект!
У меня будут несколько вопросов по определенным достопримечательностям, поэтому буду задавать их в соответствующих темах и по мере поступления.
Про Праховску Брану. В какое время лучше совершать подъем, чтобы фото вышли удачными? Есть ли возможность где-то в стороне запарковать авто, а не платить каждый раз суммы, которые выше входных билетов на достопримы? Что еще в этих краях (+/- 30км) советуете посмотреть?
Игорь.
Если речь о ПраВЧИСкой Бране, то на первый вопрос ответить не смогу – мы ходили в облачную погоду. Судя по её местоположению лучше идти после 12 часов, подходишь к арке с юго-запада. Бесплатной стоянки там нет, да и 120 крон, имхо, невелики деньги.
В окрестностях много чего интересного. Это город Дечин с замком,сама долина Лабы (Эльбы). Рядом в Германии городок Бад-Шандау, крепость Кёнигштайн, скалы Бастай, Лилиенштайн (но туда надо лезть), наконец Пирна.