
По Югославии. Отчёт о поездке по землям юго-славянских народов написан максимально сжато. Я исключила из него почти все личные события и приключения. Оставила голые факты.
Насколько новый формат, исключающий лирику воду, окажется востребованным, судить только читателям. Исполнители же путешествия и авторы сего опуса, полагаясь лишь на опыт путешествий и свою литературную интуицию, ставят целью схематично обозначить маршрут, увиденные достопримечательности, посоветовать отели и достойные едальни.
К отчёту приложена карта (ниже). На ней обозначила все упомянутые места. Дала ссылки на бронирование отелей и экскурсий.
Сроки путешествия – 22 апреля – 8 мая 2019-го года. Длительность – 17 дней.
Москва – Люблин. 1-ый день
22 апреля, понедельник. Москва – Люблин
М-1. Москва – Домачево. Шашлычная
На М-1 отмечу шашлычную в Белоруссии на 528-м километре трассы. Рекомендуем!
Чтобы не ждать 20 минут, когда поджарятся шашлыки, советуем заранее предупредить персонал о своём прибытии по телефону +375444905567. Звонить можно от развязки Витебск-Могилёв. Карты к оплате принимают.
Недостаток “Шашлычной” – туалет в кафе класса «дыра в земле». Не загаженная, относительно чистая. Цивилизованный туалет есть в 14-и км от заведения, на 514-м километре на заправке. (Километры в РБ считаются от Бреста к границе с РФ). Впрочем, на АЗС и перекусить можно. 😉 Но мы всё же из двух зол выбираем «Шашлычную».
Координаты “Шашлычной” – 54°28’44.6″N 29°48’52.0″E. (54.478512, 29.814686).
М-1
Категория состояния дороги входит в разряд непостоянных, время ей уделять не буду. Кое-какие ремонты на скорость особо не влияют. Наоборот, радуют сердце осознанием заботы о любимом западном направлении.
Реконструкция 815 дороги Парчев – Любартов
Зафиксирую польскую засаду. Кратчайший путь на Люблин оказался самым долгим и нестерпимо нудным. На участке локальной дороги № 815 Парчев – Любартов идёт глобальная реконструкция. Я потеряла счёт реверсам. Их там не меньше 20. Все – жутко длинные, красный свет горит нестерпимо долго.
Несчастные 30 км пути мы преодолевали около полутора часов. Такую извращённую пытку в Польше мы испытывали только на 50-ой дороге в районе Гуры Кальварии.
Ночлег в придорожной гостинице «Золотой Ключ» (Hotel ZŁOTY KLUCZ). Останавливались второй раз. Рекомендуем! Адрес: Trojaczkowice 33, Польша.


Люблин – Эгерсалок. 2-ой день
23 апреля, вторник. Люблин – Эгерсалок.
«Грязное» время в пути от Люблина до Эгерсалока (Egerszalók) – 10 часов 40 минут. (Выезд – 7.55, прибытие – 18.45). По личной надобности заезжали в Красник. Останавливались на обед. Пару раз ошибались и блудили, в частности, в Прешове. Там же толкались в пробке. В итоге 549 км и расчётное гуглем время 8 часов 14 минут увеличилось на 2,5 часа.
Эгерсалок. (Egerszalók)
Эгерсалок – почти деревня. Но в ней мы прекрасно и бюджетно переночевали в пансионе «Anna».( Anna Panzió – Egerszalók).
Вкусили венгерскую кухню в ресторанчике «Пирошка» Piroska (адрес: Egerszalók, Ady Endre út 42).
Отведали красного венгерского вина «Эгри Бикавер» (Эгерская бычья кровь) у винодела. Им и открыли винные закупы. Закупались в винодельне «Давид» (David Winehouse) по соседству с «Пирошкой».
Эгер (Венгрия) – Нови Сад (Сербия). 3-й день
24 апреля, среда. Эгерсалок – Эгер – Нови Сад.
Эгер (Венгрия)
Первая половина дня – прогулка по Эгеру. Парковка в городе платная и везде – предоплатная. Более или менее внимательный осмотр города занял у нас 4 часа.
На минарет поднимались.

В эгерескую крепость заходили. В ней посмотрели две экспозиции. Захотелось прочесть “Звёзды над Эгером” Гезы Гардоньи.
Безуспешно зашли в университет. Камера-обскура по средам закрыта.
На карте маршрута (приложена ниже) значком отметила парковку где мы оставляли автомобиль – рядом с базиликой, напротив университета прикладных наук имени Кароя Эстерхази. Два других значка – минарет и крепость.
Переход венгерско-сербской границы. По Югославии
Когда мы упёрлись в нескончаемый хвост автомобилей на границе Венгрии и Сербии в Томпа (Tompa), мысль была одна: «Кранты… Стоять до утра…»
Но всё оказалось гораздо проще. Кто-то из сердобольных водителей посигналил нам и жестами показал – объезжайте. Чем мы не преминули воспользоваться. Оказывается, очередь была в красный коридор. Она бесконечно растянулась по дороге и загораживала обзор. В зелёный стояло только несколько машин.
В итоге процедура проверки документов не заняла и 15 минут.
Нови Сад (Сербия). По Югославии
Остаток дня – дорога в Нови Сад, размещение в гостинице «Зак» («Zak» Шафарикова 6, Нови Сад ). Ужин в отеле Zak, небольшая прогулка по городу.
Ресторан не рекомендуем по причине дороговизны. Отель для одной ночи вполне сгодится. Но и недостатки имеются.
Нови Сад – Жича. Сербские монастыри. 4-ый день
25 апреля, четверг. Нови Сад – Манасия – Раваница – Жича.
Прогулки по Нови Саду не получилось. В гольфе обнаружилась небольшая проблема, несовместимая с продолжением путешествия – заклинило пятую дверь. Время, отведённое на прогулку по городу потратили на устранение неполадки.
Дальше всё шло по плану. К сербским монастырям навигатор потащил через Белград. Хлебнули сербских пробок.
На обед остановились в местечке Свилајнац в ресторане Стрелкового клуба. Кабак называется Strelac, то есть Стрелец.
Очень рекомендуем! Адрес – Жикице Јовановића Шпанца, Свилајнац, Сербия. Здесь впервые попробовали плескавицу.
Так понравилась, что потом по возможности только её и заказывали.
Сербские монастыри. По Югославии
Следующая остановка – монастырь Манасия.
Затем – монастырь Раваница.
Расстояние между двумя монастырями – 35 км.
Осмотр сербских монастырей не занимает много времени. По площади они совсем маленькие. Как правило, в них один только храм с дивными росписями. Но фотографировать фрески запрещено.
Вечер провели в городке Жича, рядом с одноимённым монастырём. Придорожный отельчик “Джердан” (Đerdan) вполне съедобный. (Garni Djerdan Hotel – 410, Краљево, Жича).
Гостиница при ресторане. Ресторан – выше всяких похвал!
Вечером хватило времени и сил прогуляться по деревеньке, понаблюдать простую сербскую жизнь. Людей посмотреть. Себя показать. Вызвали неподдельный интерес у жителей. Каждый проявлял дружелюбие, хотел поговорить! Начальник и рад стараться!
Жича – Жабляк. Из Сербии в Черногорию. По Югославии. 5-й день
26 апреля, пятница. Жича – Студеница – Нови Пазар – Сопочани – Жабляк
Утро – осмотр монастыря Жича. Признаём его самым красивым и ухоженным из виденных нами сербских монастырей. Здесь же воспользовались отсутствием персонала и от души нащёлкали фресок.
Дальше – 55 км до монастыря Студеница. Сильное место!
До монастыря Сопочаны – ещё 77 км. Где-то в 47 км до Сопочан на дороге № 22 остановились на обед. На карте указала приблизительное место. В относительной близости друг от друга находятся два заведения. Наше очень понравилось! Надеюсь, что я не ошиблась. Вот снимок для распознавания.
Снова ели плескавицу. В бывшей Югославии – беспроигрышный вариант!

Впрочем, придорожная кормёжка в Сербии очень хороша и довольно распространена. Голодными не останетесь!
Недалеко от ресторана купились на указатель ещё одного монастыря Павлица. Доехали до Нови Павлицы. В обители сохранилась только одна церковь. Несомненно, достойная посещения. И снова местные жители проявили к нам живейший интерес.
Нови-Пазар
Ехали через город Нови-Пазар. Лучше бы не ехали…. Город показался концентрацией всех отрицательных свойств нецивилизованного урбанизма и последним местом в Европе, которое хотелось бы посетить.
Беглый взгляд на этот город уронил и так невысокое мнение о Сербии до неподнимаемого уровня. Ужас!
Но Сопочаны стоили того, чтобы миновать этот сербско-косовский мрак… Снова сделали подпольные фото.
Сербско-черногорская граница в Шпиљани. По Югославии
Дальше – сербско-черногорская граница в Шпиљани. Пятница вечер. Православная страстная пятница, накануне Пасхи.
Сербское хамство, когда обгоняют всю очередь и вклиниваются вперёд.

В итоге – 2.12 (два часа двенадцать минут) на переход сербской границы. Ещё минут 12 – на черногорскую.
В Жабляк
Стемнело. До Жабляка добирались в темноте. 171 км пилили при свете фар. Дорога горная, узкая. То и дело упирались то в фуру, то в автобус. Правда, в расчётные три часа почти уложились. В отель прибыли до полуночи, обошлись без штрафов.
Придорожную гостиницу в местечке Жабляк «Златни Бор» рекомендуем от всей души. Жаль, что провели там только одну ночь! (Hotel Zlatni bor адрес Tmajevci b.b., Žabljak 84220, Черногория).

Схема всего путешествия.
Продолжение во второй части “Черногория и Хорватия”.
В заключении первой части добавляю кнопку бронирования гостиницы в Жабляк “Zlatni Bor” (Златни Бор).
“По землям бывшей Югославии”, отчёт:
Первая часть
Вторая часть
Третья часть
Отчёты об автопутешествиях хранятся в каталоге.
Зря Вы так о Сербии… много по не езжу и не перестаю удивляться ее красотам! Города да, возможно, и не так интересны, хотя взять ту же Суботицу или Нови Сад, да и Белград неплох местами) А про природные красоты вообще молчу! Джерджапское ущелье, Джаволя Варош, долина реки Увац, нац парк Тара и Баньска Стена, Шарганска осьмица и Дрвнград, а гор сколько чудесных с очень красивыми дорогами. И крепости есть славные. Голубац, например, или крепость в Ужице. Приезжайте в следующий раз на подольше, Сербия открыта. Есть чудесные маршруты по ней)
Анна, признаю, Сербию мы увидели одним глазом и не смогли сполна оценить страну. В первую очередь нас интересует архитектура и сербские монастыри удивительные!
Благодарю за приглашение в Сербию. Для нас открыты многие страны, теоретически путешествовать можно… Но мы потяряли возможность финансово обеспечить путешествия. Спасибо Вам за отклик и подробное описание сербских красот. Искренне верим и, возможно, могли бы сами в этом убедиться. Всё ещё надеемся на новые путешествия по Европе.
Здравствуйте.
В эту в субботу планирую через Домачево ехать в Люблин. Подскажите как быстро вы прошли границу и в какое время это было ?
Наш последний опыт не показателен. Была католическая Пасха – работал 1 канал. В результате 2 часа 20 минут. Время в районе 17.00. Попробуйте нарушить каноны и пойти через Брест. Может быть пройдёте заметно быстрее.
С нетерпением жду отдельных глав о самых важных и запоминающихся моментах. И ваш обещанный рассказ об М1 на сегодняшний день) Сам многократно ездил по этой дороге и порой отчасти вашими маршрутами, но каждый раз читая ваши рассказы есть ощущение, что побывал сам в том или ином месте. Согласен с вами, что написание отчетов это большой труд, потому наверное сам я и не берусь за это, да и таланты у всех разные. Но читать вас большое удовольствие. Спасибо вам за труд, за скрупулезный подход и за наверное пропаганду (в хорошем смысле этого слова) подобного отдыха, который показывает, что не одними путевками и Турцией с ее “все включено” можно ограничиваться, а открыть для себя много нового интересного и неизведанного за 10-14 дней объехав несколько стран.
Алексей, спасибо Вам огромное за такие тёплые слова! Ощущение нужности и полезности наших отчётов придаёт сил и желания их писать. И порой простая личная благодарность стоит дороже материального вознаграждения. (Но если будете бронировать отели через букинг, имейте ввиду, что у нас на сайте есть партнёрская ссылка и с каждого бронирования мы можем получить небольшое вознаграждение. 🙂 )
Хорошо, что напомнили про М-1. Я сейчас по мере возможности пишу статьи об отдельных достопримечательностях поездки. Про М-1 планировала написать в последнюю очередь (если руки дойдут 🙁 ). Но по щучьему велению можно передвинуть М-1 с последней очереди на приоритетные позиции. Тем, более, если наш внимательный и заинтересованный читатель проявил интерес. Следите за обновлениями!
Алексей, подозреваю, что несколько запоздала с отчётом про М1. Но… лучше поздно. Во всяком случае, если бы не обещала Вам сей рассказ, то вовсе не написала бы. Спасибо за стимул! Вот ссылка https://kraeved1147.ru/trassa-m-1/
С удовольствием ознакомился с началом рассказа о вашем югославском турне. Спасибо.
Надо исправить – Нови Сад – это в Сербии, а не в Словакии, как показано у вас ошибочно в начале и в заголовке.
Александр, огромное спасибо Вам за отзыв и за поправку. В четыре глаза проверяли и проглядели! Вот что значит свежий взгляд. Очень Вам признательны, исправлено!
Здравствуйте. Очень рад был увидеть очередное ваше путешествие в виде отчетов написанных в новом стиле. По моему скромному мнению он имеет ряд плюсов, но меня все же более увлекают ваши подробные отчеты. В них больше ваших эмоций, больше информации. Мне очень понравилась карта прикрепленная к отчету, очень полезная вещь.
Алексей, спасибо Вам за добрые слова. Действительно, сжатый тезисный отчёт оставил за кадром и интересные встречи, и наши небольшие приключения, и восхищение тем или иным местом… Я надеялась, что включу упущенное в отдельные рассказы о том или ином месте. Но увы, там уже совсем другой формат.
Вернусь ли я снова к старой форме подробных рассказов о поездках сказать не могу. Каждый из отчётов забирает столько сил! Причём, труд совершенно безвозмездный.
Писать, конечно, будем. Но как, насколько подробно и эмоционально – покажет время. Могу только обещать, что карты непременно буду прикреплять. Почему-то раньше об этом даже не думали.
Ещё раз благодарю за то, что читаете и за Ваш отклик. Поверьте, авторам очень-очень важно знать мнение читателей.