“Аркадий Пластов и Фёдор Решетников” – продолжение цикла статей о коллекции ГТГ. Предыдущий обзор посвящён творчеству Павла Корина.
Аркадий Пластов
Аркадий Пластов представлял собой идеальный образец художника- соцреалиста. Он никогда не порывал с крестьянством, с деревней. Подолгу жил в селе Прислониха Ульяновской области. Многие спрашивали художника, как он живет в деревне без достижений цивилизации, в простой избе? А он отвечал театральным притворным голосом: «Мне что себе, коттЕдж построить? Я буду как пуп торчать?»
Пластов считал стыдным и неправильным живя в городе, в отрыве от деревни, рисовать крестьянство и людей, с которыми он вырос, а потом их детей и внуков, их коров, поля. Он считал неприличным «строить коттЕдж» и «торчать как пуп».
Аркадий Пластов. “Сенокос”, 1945 год
Аркадия Пластова часто упрекали в увлечении “чуждым” импрессионизмом. Действительно, в своём творчестве он объединил традиции импрессионизма и жанровой живописи передвижников.
В “Сенокосе” художник представил настоящее буйство растительности. Разнотравье занимает весь передний план и захватывает половину картинной плоскости.
Интересно, что Пластов отступил от реальности и совместил цветы и травы, которые цветут в разное время. Но ему нужно было колористическое богатство луга.
Художник нарушил “правду жизни” не только в изображении растительности. Взгляните, как расположены косцы на картине. Ручными косами траву так не косят. Крестьяне встают “лесенкой”, друг за другом, идут на некотором расстоянии один от другого прокашивая полосы. Примерно вот так.
Так близко как у Пластова работать косами невозможно. Они немедленно поранят друг друга, воткнут острие косы в ноги соседа. Обвинить Аркадия Александровича в незнании крестьянского труда невозможно. Он не только постоянно видел косцов, но и сам умел работать сельхозинвентарём.
Художнику была нужна монолитная группа: парнишка, женщина и старики. Взрослых мужчин на картине нет. Они убиты на войне. Так в “Сенокосе” через отсутствие подспудно возникает тема смерти. И люди на полотне совсем не похожи на радостных колхозников в предвоенных картинах соцреализма.
Ещё одна деталь – под берёзами, в перелеске такие буйные травы не растут. Возможно, это те самые цветы на безымянных могилах павших в войне. В переносном смысле это цветы тем, кто погиб.
Интересно, что в центре, первым в группе косцов Пластов поместил мальчика. Это идеализированный образ, оставляющий надежду на восполнение человеческих потерь.
Аркадий Пластов. “Жатва”, “Фашист пролетел”
В картине “Жатва” 1945 года Пластов представил ещё одну пронзительную сцену с крестьянской семьёй, обедающей в поле. Семья – это старик и трое маленьких детей….
В своём искусстве Аркадий Пластов неоднократно разрушал представления о традиционном со времён XVIII века жанре сельской и – в советском варианте – колхозной идиллии. Самый страшный образец жанра он создал в 1942-м году, написав картину “Фашист пролетел” – с мёртвым мальчиком-пастушком и воющей над его телом собакой.
По легенде Сталин будто бы привёз картину Пластова в Тегеран и потрясённые Рузвельт и Черчилль стали сговорчивее в вопросе открытия второго фронта.
Фёдор Решетников. “Опять двойка”
“Опять двойка” – самое узнаваемое полотно Фёдора Павловича Решетникова. Его знал каждый школьник, даже двоечник. Сочинение на тему картины было обязательным заданием школьной программы.
Любопытно, что многое в картине сложилось в противовес замыслу автора. Известно, что первоначальной идеей был сюжет “Опять пятёрка”. Собирая материал для картины, Фёдор Павлович посещал уроки в обычной школе, делал зарисовки. Однажды стал свидетелем как отличник получил двойку, не справившись с заданием. Случай навёл мастера на мысль о “двойке”.
Первоначально Решетников собирался поместить сцену в школьном классе. Но в итоге, после того, как его собственная дочь “огребла пару”, местом действия картины стала квартира.
***
“Опять двойка” отсылает зрителей к традициям жанровой живописи передвижничества. Она уподобляется короткому рассказу.
Изображение незадачливого ученика в окружении семьи позволило художнику создать напряжённую атмосферу. Основная линия напряжения проходит между сыном и матерью. В её сутулой позе, сложенных на коленях руках проявляются усталость и долготерпение. Улыбающийся младший брат предвкушает наказание. Наверняка, старший брат не раз лишал “мелкого” участия в своих проделках. Возмездие не за горами!
Старшая сестра в школьной форме (недавно пришла из школы и не успела переодеться) смотрит укоряюще. В её виде – демонстрация прилежания отличницы. Радость весёлого пса диссонирует с подавленностью и смущением героя. Драма усиливается благодаря статичности и замедленности действия. Перед зрителем разыгрывается “немая сцена” домашнего суда.
В картине “Опять двойка” Решетников придумал игру на узнавание. Композиция во многом соответствует знаменитому полотну И.Е.Репина “Не ждали”.
Но Решетников как бы выворачивает наизнанку репинский сюжет. У Репина главный герой отнесён в глубину комнаты. Решетников ставит двоечника на первый план. Игра в ассоциации позволяет мастеру показать, как политические коллизии дореволюционной России сменяются бытовыми сценками счастливой социалистической действительности.
Ф.Решетников “Прибыл на каникулы”
Если внимательно рассматривать картину “Опять двойка”, то на стене, на отрывном календаре можно заметить репродукцию другой картины Ф.Решетникова -“Прибыл на каникулы”. Фёдор Павлович ироничен и не упускает случая процитировать самого себя.
“Прибыл на каникулы” написана за четыре года до “Опять двойки”, в 1948 году. Бравый суворовец прибыл на новогодние каникулы. Дома уже готовятся к празднику, и ёлка наряжена, и стол накрывают. Картина полна доброй иронии. Дед суворовца, старый солдат, шутливо стоит перед внуком навытяжку и приветствует его. А восторженный курсант рапортует о прибытии. Девочка сестричка накрывает на стол. Вот только нормальные дети дома ни галстуки, ни парадные белые фартуки не носили, даже в послевоенные годы.
Картина светлая и радостная, все герои счастливы. Война закончилась и впереди у мальчика открытое светлое будущее.
Но за счастливой атмосферой картины кроется драма. Где родители брата и сестры? Художник не даёт ответа. Но стоит вспомнить, что после войны в суворовские училища часто брали детей, чьи мать и отец погибли на фронте…
За две свои послевоенные картины “Прибыл на каникулы и «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» Ф.П.Решетников получил сталинскую премию.
Продолжение в статье о картине А.Лактионова “Письмо с фронта”.
По материалам книги: “Искусство ХХ века. Путеводитель”. Под редакцией Кирилла Светлякова, Москва, 2014 г. и лекции В.М.Бялик.