Степан Писахов – художник и сказочник

0
48
Место зимовки Г.Я.Седова на мысе Желания
Место зимовки Г.Я.Седова на мысе Желания. 1936 г.

Имя Степана Писахова известно далеко не всем. Если кому и приходилось слышать о нём, те обычно вспоминают северные сказки и мультфильмы, поставленные по произведениям Степана Григорьевича.
Его можно назвать архангельским Бажовым и северным Саврасовым.
Знакомства с художником и сказителем не избежать тем, кто приезжает в Архангельск. На пешеходной улице Чумбарова-Лучинского стоит бронзовая скульптура – Степан Писахов дружелюбно протягивает прохожим руку. На шляпу архангелогородца доверчиво уселась чайка, а об ноги трётся кот.

Памятник С.Г.Писахову в Архангельске
Памятник С.Г.Писахову в Архангельске.

В Архангельске чтят память Писахова. Деревянный отчий дом мастера, где он родился в 1879 году и прожил всю жизнь, не дошёл до наших дней. Посвящённый Писахову музей открыли в старинном кирпичном здании на той же Поморской улице. Экспозиция занимает бывший магазин купца А.Н.Буторова.

Музей Писахова. Архангельск
Архангельск. Музей Писахова.

Во время путешествия в Архангельск мы заинтересовались личностью С.Г.Писахова и посетили его музей с экскурсией, хотя первоначально визит туда не планировали. Оказалось, что экскурсия в музее и знакомство с личностью художника и писателя стала одним из самых ярких впечатлений от Архангельска.
В этой статье мы представили некоторые картины С.Г.Писахова и изложили интересные факты его жизненного пути.

Писахов. Пейзажи в музее
Писахов. Пейзажи в музее.

Писахов Степан Григорьевич. Семья и школа

Подробная биография С.Г.Писахова изложена на нескольких сайтах в интернете, дублировать её не видим смысла. Лучшее жизнеописание нашли на сайте “Литературная карта Архангельской области” (https://writers.aonb.ru/pisaxov-s.g.html).
Выделим пунктиром самые важные вехи.

Степан Писахов появился на свет в семье ювелира и поморки из Соломбалы (ныне – район Архангельска). В большой семье родилось семеро детей. У Степана был брат Павел и пять сестёр. С младшей Серафимой они проживут в родительском доме до конца дней, так и не создав свои семьи.

Писаховы. Семейная фотография
Писаховы. Семейная фотография.

Особое влияние на Степана оказала его бабушка по материнской линии Хиония Васильевна Милюкова – «строга и правильна в вере». Происходила она из старообрядцев, ревностно следовала всем обычаям, приучала к этому внуков, рассказывала северные сказы, пела песни. Можно сказать, что, что Хиония Васильевна стала для Писахова пушкинской Ариной Родионовной.

Стремление к “художеству” отец Степана Григорий Михайлович Писахов (Год Пейсах) не поощрял. Но впоследствии смирился, посылал сыну небольшое пособие в Санкт-Петербург, где тот поступил в училище технического рисования барона Штиглица. Проучился Степан Писахов в прославленном заведении всего три года. Его исключили без права восстановления за участие в волнениях 1905 года.

Дальнейшее образование мастер получал урывками и нерегулярно. Были годы странствий – Новая Земля, куда он возвращался много раз, Средиземноморье, Иерусалим, Турция, Сирия, Египет – везде с мольбертом в руках. Затем – Париж и Свободная академия художеств. Выставлялся в Риме и покорил вечный город серебряным сиянием («север дает»).

Писахов. Серия Сны
С.Г.Писахов. Из серии “Сны”. Силуэты деревьев. 1910-е
***
Ни Европа, ни Азия не прельстили Степана Писахова. Он вернулся домой в Архангельск.

«Как будто глаза прополоскались! Где деревья, красивее наших берез? … А… летние ночи, полные света без теней — это так громадно по красоте…»

Полночь (июнь в Белом море).Писахов.
Полночь (июнь в Белом море). 1911.

Трижды пейзажист уезжал в Санкт-Петербург на зиму – учиться живописи, на этот раз – в мастерской художника Я.С.Гольдблата.

Весна на Белом море.
Весна на Белом море. 1911 г.

По призыву мастер участвовал в Первой Мировой войне. Революцию принял сердцем и работал в Совете рабочих и солдатских депутатов в Кронштадте.

И снова вернулся в Архангельск. Творческая работа в 1918 году во время интервенции дала повод злопыхателям через много лет обвинить Писахова в пособничестве белым. Вспомнили, что он был в толпе на архангельской пристани, когда причаливали иностранные военные корабли. Степан Григорьевич уже тогда смекнул, что означает диктатура большевиков. Он ратовал за демократию.
А в 20-е годы работал много – персональные выставки, по заданию столичных музеев – зарисовки мест боев с интервентами на Севере и памятников архитектуры на Мезени и Пинеге.
Этюд Писахова.

Зрелые годы

Жил Степан Григорьевич чрезвычайно трудно. Отчий дом отобрали, превратили в коммуналку. Оставили им с сестрой две комнатушки. Персональную пенсию отменили… Сводить концы с концами помогала сестра. Сам он до войны и после войны работал учителем рисования в средней школе. Несколько его талантливых учеников без какого-либо дополнительного художественного образования поступили в лучшие профильные вузы страны.

Военные годы Писахов провёл в родном Архангельске. Про свою жизнь рассказал в одном из писем московскому писателю А.И.Вьюркову, они постоянно писали друг другу. С.Г.Писахов сетовал, что запретили праздновать его 65-летний юбилей в 1944 году:

“…Даже учительской пенсии нет, даже возрастной нет. Живу перевертываюсь… Порой хочется жить. Хочется дождаться конца погани — фашистов. На мне одежда расползается. Пальто донашиваю отцовское!… А я еще тяну, все еще как-то нахожу возможность оплатить обед, штопать одежду, утешаюсь мыслями: вычеркнуть юбилей смогли — вычеркнуть меня из существования могут. Вычеркнуть мои работы — картины, сказки… Врут-с! Не вычеркнуть!”

С.Г.Писахов. Маска чудака-старика

По воспоминаниям современников, до революции Степан Григорьевич Писахов был крепким интеллигентным мужчиной невысокого роста, опрятен и аккуратен, чисто выбрит. Его семейное воспитание, учёба в Санкт-Петербурге, путешествия, посещение Италии и Франции, знакомство и общение с художниками повлияли на интеллектуальный уровень мастера. Он слыл образованным и умным интеллигентом.

Но разве победившему пролетариату нужны были умные образованные люди? Те качества, которыми обладал Степан Григорьевич, вызывали подозрение. Писахов нашёл выход – стал подделываться под старика-чудака. Отпустил бороду, ходил в старомодной шляпе и ветхом пальто. За таким образом легче было скрывать свою вопиющую бедность. Разговорную манеру сказочник почерпнул у простонародья, умному человеку приходилось постоянно играть роль едва ли не юродивого.

В.А.Михалёв. Сказочник Севера С.Г.Писахов
В.А.Михалёв. Сказочник Севера С.Г.Писахов. 1958 г.

(Деревянный скульптурный портрет Степана Писахова выполнил скульптор Михалёв ещё при жизни художника – сказочника. Автор скульптуры долго жил в Архангельске, скорее всего был знаком с Писаховым)
Свет в конце тоннеля пробился лишь к концу жизни мастера. За два месяца до ухода ему назначили персональную пенсию. Незадолго до смерти в Москве издали книгу сказок. Все остальные почести – это уже посмертно, и музей, и памятник, и мультфильмы, и тиражи сборников его сказок.
Отрадно, что город помнит и гордится именем замечательного художника, писателя и путешественника архангелогородца Степана Григорьевича Писахова. Мы безмерно рады, что познакомились с ним и у нас есть возможность популяризировать его имя.

Писахов путешественник

Во всех источниках о Степане Григорьевиче Писахове пишут, что он был художником и писателем, путешественником и этнографом, педагогом и сказочником. Путешествия играли едва ли не главную роль в жизни мастера. Важной вехой среди экспедиций Писахова стало его участие в поисках следов Георгия Седова в 1914 году.

Место зимовки Г.Я.Седова на мысе Желания
Место зимовки Г.Я.Седова на мысе Желания. Фрагмент. 1936 г.

Мастер выбрался на остров Вайгач, ходил через пролив Югорский Шар в Печорском море. Очень любил Писахов Кий-остров в Белом море.

Кий-остров. Писахов
Кий-остров. 1908-1912.

Своё первое путешествие он предпринял на Большой Соловецкий остров. Позже побывал и на земле Франца Иосифа.

Писахов. У земли Франца Иосифа (белые радуги)
Писахов. У земли Франца Иосифа (белые радуги). 1928.

Не менее шестнадцати (!) раз Степан Григорьевич посещал архипелаг Новая Земля в Северном Ледовитом океане.

Прибрежные скалы (берега Новой Земли).
Прибрежные скалы (берега Новой Земли). 1905-1910

В своё последнее путешествие Степан Писахов отправился в 1945 году. Ему было 66 лет.

В музее С.Г.Писахова мы услышали, что ему часто приходилось менять место работы, переходить из школы в школу. Как только он слышал об очередной северной экспедиции, то не мог усидеть на месте, увольнялся с должности и с мольбертом в руках отправлялся на далёкие острова.

Писахов-художник

С 1908 года Степан Григорьевич Писахов был членом Архангельского общества по изучению Русского Севера. (АОИРС). Наряду с изучением флоры, фауны, этнографии Русского Севера, АОИРС организовало несколько выставок под названием “Русский Север”. Проводили показы в 1910, 1913 (Санкт-Петербург и Берлин), 1917 годах. Первая и последняя выставки проходили в Архангельске.
“Русский Север” 1910 года для Степана Григорьевича Писахова стала важнейшей жизненной вехой, его звёздным часом. Он выставил более двухсот своих работ.

С.Писахов. Белая ночь.
С.Писахов. Белая ночь. 1951 год.

Картины Писахова выделили и оценили. Около шестидесяти полотен отобрали для выставки в Царском селе в 1911 году.

Степан Писахов. Картины в музее Архангельска
Степан Писахов. Картины в музее Архангельска.

Ещё через год Степана Григорьевича наградили Большой серебряной медалью за участие в выставке «Север в картинках» в Санкт-Петербурге.

Северны лес
Северный лес. 1911

Годом позже снова в Санкт-Петербурге он участвует в выставке трёх художников – Я.Бельзена, С.Писахова и И.Ясинского. Показ так и назвали “Выставкой трёх”.

После полуночи. (Летняя ночь в Белом море)
После полуночи. (Летняя ночь в Белом море). 1908-1910.

Неизвестно, на какой из выставок Писахова заметил, оценил и пригласил к себе в Пенаты Илья Ефимович Репин. Но в одном из писем Степан Григорьевич написал:

«На выставке Илья Ефимович (Репин) хорошо отнесся к моим работам. Ему особенно понравилась «Сосна, пережившая бури». Илья Ефимович уговаривал сделать большое полотно. Я бормотал что-то о размерах комнаты. «Знаю: холст на стене над кроватью, краски на кровати и до стены два шага. Ко мне в Пенаты. И места будет довольно, и краски можете не привозить». Товарищи поздравляли, зависти не скрывали. А я … не поехал, боялся, что от смущения не будет силы работать».

К сожалению, местонахождение пейзажа «Сосна, пережившая бури» неизвестно. Полотно считается утерянным.

Писаховские сосенки

Белая ночь. 1948.
Белая ночь. 1948.

Отличительной чертой пейзаже Степана Григорьевича Писахова стала одинокая сосна. Она появляется едва ли не на всех его картинах северного цикла.

Сосна. Лунная ночь. С.Писахов, картины.
Сосна. Лунная ночь. 1918 г. С.Писахов, картины.

Музейщики сравнили писаховскую сосенку с одинокой поморкой. Она стоит на берегу, всматривается в безбрежную водную даль и ждёт с моря своего суженого.

Одинокие
Одинокие. 1910 г.

В пейзажах художника, как и в скудной беломорской природе нет ничего замысловатого – море, камни, сосны. Мастер любит изображать несколько сосен и выделять единственную – она выше, сильнее, сочнее по цвету, чем другие хвойные. Хочется сравнить её с живущим на берегу Белого моря человеком – борцом с неплодородной землёй и суровой природой.

Этюд с двумя сосенками на каменистом берегу.
Этюд с двумя сосенками на каменистом берегу. 1910 -е.

Писахов писал пейзажи в разное время суток, года. Сюжеты мало отличаются друг от друга. Но свет и цвет всегда особенные. Золотисто-жемчужные летние переливы и сероватые весенние оттенки уникальны в каждом полотне.

Пейзаж С.Пейсахов Берег Белого моря. Восход солнца.
Пейзаж С.Писахов. “Берег Белого моря. Восход солнца”. 1909 год.

Зимние пейзажи С.Г.Писахова

От летних зимние пейзажи Писахова отличаются не сюжетом, а колоритом. В них видим то же Белое море, прибрежную полосу, сосну или жидкое мелколесье. Мастер передаёт морозную прозрачность воздуха, шапки сугробов и необыкновенную зимнюю кипенную белизну.

Море заносится белым снегом
Море заносится белым снегом. Не позднее 1910.

Стоя перед полотном понимаешь, что белый создаётся множеством оттенков. Мазок у Писахова пастозный, им он лепит снеговые вороха, передавая тяжесть снега на ветвях.
Из всех зимних сюжетов Степана Писахова нам особенно понравился пейзаж с церковью. Мастер назвал полотно “Церковь, путь к которой потерян”. Ночь, зима, непролазный лес. За заснеженными деревьями – деревянный храм. Кресты то ли теряются во мраке полуночного неба, то ли их совсем нет… Как нет ни тропы, ни дороги к церкви. Совершенно пророческое полотно написано за десять лет до…

Церковь, путь к которой потерян. Писахов.
Степан Писахов. “Церковь, путь к которой потерян”. 1907-1908 г.

Степан Писахов. Камнеломки

Во время своих путешествий на Новую Землю Степан Писахов впервые увидел северные цветы – камнеломки.

Цветы на Новой Земле. 1910-е.
Цветы на Новой Земле. 1910-е.

Они росли на голых камнях, красные листики на худосочных стебельках покрывали валуны. В народе растение называют разрыв-трава.

Красные цветы на Новой Земле
Красные цветы на Новой Земле. 1918.

Казалось, что каменистый берег сплошь окрашен кровавыми пятнами.

С.Писахов. Камнеломки.
С.Писахов. Камнеломки. 1910-е

Береговая панорама с камнеломками поразила мастера и он несколько раз будет посвящать северному цветку свои сюжеты.

Красные цветы на Новой Земле
Красные цветы на Новой Земле. Не позднее 1926 г.

Художественное наследие С.Г.Писахова составляет около 300 живописных и графических работ. Получается, что основной багаж – две трети художественного наследия живописца он создал до 1918 года. Большая часть работ написана в 1910-е годы. С 20-х – до первой половины 40-х годов в творчестве мастера наблюдается “белое пятно”, а скорее – “чёрная дыра”. И лишь несколько пейзажей отмечены концом 40-х – началом 50-х годов.
Все свои картины он завещал родному Архангельску, в настоящее время большинство из них находятся в экспозиции музея, где мы их и увидели.

Писахов – писатель, сказочник

Писательский дар проявился у Степана Григьевича ещё до 1917 года. Но ранние рассказы успеха не имели. А вот очерки «Самоедская сказка» и «Сон в Новгороде» опубликовали в газете “Северное утро” в Архангельске в 1918 году. Они понравились читателям.
Но истинное признание Писахов получил за свои сказки. Первая из них, написанная в 1924 году, называлась “Не любо – не слушай”. Молодого сказителя поддержал Борис Шергин. А дальше вышли в свет «Морожены песни», «Северно сияние», «Звездный дождь» и десятки других сказок.
Первое официальное писательское признание шестидесятилетний Степан Григорьевич получил в 1939 году, когда он стал членом Союза писателей.

Долго добивался Степан Григорьевич издания своего сборника в Москве, обращался за помощью к Илье Эренбургу. Столичное признание он получил, когда сказителю стукнуло уже 78 лет.
Северные сказки С.Г.Писахова наполнены поморским колоритом, народным говором, особенным юмором. Проникнутые сочетанием необыкновенной фантазии и повседневной жизни, они актуальны и сегодня. Да и как не улыбнуться и не подивиться воображению мастера, когда он пишет: “У нас на Севере морозы стоят по двести – триста градусов. На моей памяти и пятьсот было”.

Любопытно, что по природной скромности иллюстрировать собственные сказки Степан Григорьевич не стал. Доверил своему ученику – Юрию Данилову.

Сборники сказок С.Г.Писахова под названием “Морожены волки”, “Архангельские сказки”, “Сказки Степана Писахова” издаются и продаются на многих интернет-площадка. Книги выпускают издательства «Паулсен», “Bhv”, “Речь”. Мы от всей души советуем нашим читателям познакомиться с озорными, яркими очень мудрыми сказками удивительного человека, архангелогородца Степана Григорьевича Писахова.

Наш рассказ о поездке в северные земли называется “Путешествие в Архангельск”.

В статье мы использовали экспликации в музее Писахова, сведения, услышанные на экскурсии и материалы сайта “Литературная карта Архангельской области”.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь