“Новая Москва” Юрия Пименова – продолжение цикла публикаций о собрании картин советской живописи. Предыдущий обзор посвящён Александру Герасимову, Василию Ефанову и Исааку Бродскому.
«Новую Москву» Пименов создал в 1937 году. Её триумфальное шествие началось с 1939 года. Тогда полотно участвовало в выставке «Индустрия социализма». Картина сразу завоевала широкий отклик публики, несмотря на критику и упрёки в обращении к импрессионизму. К тому же, образ девушки-эмансипе в открытом автомобиле больше соответствовал буржуазному стилю ар-деко, чем принципам соцреализма. Но название полотна – «Новая Москва» отметало все нападки, настраивало на «правильное» восприятие и побуждало искать в картине знаки осуществлённой мечты.
Согласно плану реконструкции Москвы 1935 года, столица должна была стать современным мегаполисом, сопоставимым с городами запада. На картине Пименова мы видим широкую улицу Охотный ряд. А на дальнем плане в дымке возникают высотные дома. В этот голубой мираж и устремляется девушка в летнем платье с модной короткой стрижкой. Более того – она управляет первым советским легковым автомобилем ГАЗ – А. Хотя есть и альтернативное мнение: это американский автомобиль.
В реальности все изображённые детали только-только появлялись. Но приёмы импрессионизма позволяли Пименову выдать желаемое за действительное.
В построении композиции Пименов использовал кинематографический ракурс с особой точкой обзора. При таком ракурсе зритель как бы оказывается на заднем сиденье автомобиля. Интересно, что через три года после создания «Новой Москвы» режиссёр Григорий Александров снял фильм «Светлый путь» и многие зрители «узнавали» в девушке на картине Юрия Пименова Любовь Орлову.
***
Надо сказать, что ощущение «лёгкого жанра» в «Новой Москве» обманчиво. Картина тщательно скомпонована и выстроена. Пропорции золотого сечения отмечены красным цветком на рамке ветрового стекла. В перспективе цветок перекликается с красным щитом на Доме Союзов (бывшем здании Дворянского Собрания). С двух сторон улица фланкирована кулисами домов. Их охристый оттенок перекликается с цветом волос автомобилистки. Таким образом формируется треугольник, задающий обратную перспективу с точкой схода на уровне головы девушки.
Сочетание эффектов прямой и обратной перспективы позволяет зрителю свободно скользить от одного мотива к другому, рассматривать пешеходов, устремляться вдаль и вновь возвращаться к переднему плану.
Интересно, что в это время в искусстве Пименова произошёл серьёзный перелом. Он не просто отошёл от своих экспрессионистских работ (см. «На стройке новых цехов»), но даже и уничтожил многие из своих полотен, написанных в 20-х годах. Он начал работать в импрессионистическом ключе. Несмотря на успех «Новой Москвы» Пименов не вошёл в номенклатуру мастеров соцреализма. Свои две сталинские премии он получил не за тематические картины, а за оформление спектаклей.
По материалам книги: “Искусство ХХ века. Путеводитель”. Под редакцией Кирилла Светлякова, Москва, 2014 года.
Продолжение в рассказе о картине Г.Рублёва “Сталин в кресле” и С.Герасимова “Колхозный праздник”.