“Передвижники” – выставка под таким названием в Третьяковской галерее оказалась самым ожидаемым и самым обсуждаемым событием в культурной жизни Москвы 2024 года. Причиной популярности показа стала не только грандиозность задуманного, но и освоение нового выставочного пространства на Кадашёвской набережной.
Совокупность двух факторов – открытие нового здания и старые добрые передвижники дало взрывоопасную смесь. Народ буквально повалил в новейшее пространство ГТГ.
Художественное товарищество передвижных выставок существовало дольше других объединений живописцев второй половины XIX – первой трети XX века. В разное время в число “Передвижников” входили едва ли не все яркие художники-реалисты второй половины XIX – начала ХХ веков. Перед Третьяковской галереей встала сложнейшая задача показать историю ТПХВ (Товарищество передвижных художественных выставок) и представить каждого из художников. То есть нужно было выбрать главное, оставить в стороне второстепенное не упустив существенного, а также познакомить с малодоступным и редким. При этом, сохранить уровень Третьяковки, не ограничиваться широко известным, не распыляться, но и не обеднять экспозицию.
Удалось ли музею удержаться на этом уровне, удивить и восхитить притязательную московскую публику? Несомненно!
Выставка “Передвижники” в цифрах
а) ✅ Всего Товарищество передвижных художественных выставок организовало 48 выставок.
б) ✅ На выставках передвижников участвовало около 500 художников.
в) ✅ За всё время существования ТПХВ зрители увидели более 10 000 картин.
г) ✅ Передвижники организовали 308 экспозиций.
д) ✅ Выставки охватили 18 городов, включая Варшаву и Прагу.
е) ✅ На выставке “Передвижники” в 2024-2025 годах представили более 150 произведений.
ж) ✅ Работы предоставили Третьяковская галерея, Русский музей, 14 музеев России и частные коллекционеры.
Передвижники выставка в Третьяковской галерее. Отзыв. Личные впечатления
Войдя в выставочное пространство, и узрев в новом зале постоянную экспозицию Третьяковки, первое, что пришло в голову было:
“Чего я здесь не видела?”
Я представила себе оголённую экспозицию музея и второй мыслью стало:
“Боже, а что же осталось на постоянной?”…
Пройдя вглубь экспозиции и оставив за спиной “Золотую осень” И.Левитана, “Неизвестную” И.Крамского и “Грачи прилетели” А.Саврасова, я стала думать совсем по-другому. Незнакомые мне работы подписанных виртуозами кисти надолго приковывали внимание.
“Ух ты, вот это Саврасов, Репин, Маковские, Ярошенко!” – мы с восхищением рассматривали малоизвестные картины знаменитых передвижников.
Удивительные закаты Архипа Ивановича Куинджи сразили нас наповал. Да ещё встретились почти совсем незнакомые имена. Мы пристыженно читали: Николай Дубовской, Николай Пимоненко, Лев Каменев. Спасибо Третьяковке за эти открытия!
Если первый эмоциональный импульс выставке “Передвижников” был ближе к разочарованию, то уже после десяти минут осмотра сердце переполнил восторг. Для нас открылась ещё одна серьёзная и содержательная страница истории русской живописи.
Но поскольку в выставке участвуют много картин с постоянных экспозиций Третьяковской галереи и Русского музея, возникает вопрос: “Стоит ли посещать “Передвижников” на Кадашёвской набережной? Разбираемся.
Почему стоит посетить выставку передвижников в Третьяковке
1️⃣ Понятие “Передвижники” знают все. Историю объединения – лишь специалисты. На выставке представляется отличная возможность пополнить пробел в знаниях. Стенды музея кратко и ёмко рассказывают историю передвижничества в целом, отдельных выставок и многих выставленных картин.
2️⃣ Даже если вы двадцать раз видели “Христа в пустыне” И.Крамского или “Что есть истина” Н.Ге, у вас будет возможность посмотреть на них в другом свете, в ракурсе конца XIX века, со стороны истории искусств. Уверяю вас, вы сделаете для себя знаковые открытия!
3️⃣ На выставку привезли малоизвестные работы прославленных художников. Вряд ли вы заподозрите авторство И.И.Левитана, увидев его недопейзаж – полунатюрморт с кувшинками.
Нас также поразили работы К.А.Коровина – удивительные вещи!
4️⃣ В залы музея незримо приглашены сами передвижники. Кураторы включили портреты и автопортреты многих передвижников и их ближнего круга. Музей предоставил замечательную возможность вглядеться в их лица. Мы остановились у портрета Ильи Семёновича Остроухова, выполненного Валентином Серовым
и Николая Николаевича Ге кисти Н.Ярошенко.
***
5️⃣ История ТПХВ прозвучит отнюдь не сухими (а иногда и недостоверными) строками википедии, а грамотно составленными выдержками. Что самое главное – вы своими глазами увидите упомянутые полотна и сравните свои ощущения с описанием работы.
6️⃣ История ТПХВ – это не только Репин, Крамской, Перов и другие прославленные художники. В разное время в выставках участвовали Николай Ярошенко, Сергей Виноградов, Николай Дубовской. Если Н.Ярошенко многие помнят по его “Всюду жизнь”, то двух последних живописцев знают немногие. Так почему бы не узнать и не восхититься?
7️⃣ В заключительной части зала представили цикл закатов Архипа Ивановича Куинджи.
Нам кажется, что на выставку стоит сходить даже ради этих девяти пейзажей. Рассказ о закатных пейзажах А.И.Куинджи мы вынесли в отдельную статью.
Теперь глава для скептиков.
Причины воздержаться от посещения выставки передвижников в Третьяковке
1️⃣ Добрая треть представленных на выставке полотен – постоянные экспонаты основного здания Третьяковской галереи. “Портрет баронессы В.И.Икскуль фон Гильденбандт” И.Репина, “Утро стрелецкой казни” В.Сурикова, “Три принцессы подземного царства” В.Васнецова, “Охотники на привале” В.Перова – восхитительные работы передвижников. Но оскомину они набили, особенно тем, кто неоднократно бывал в музее в Лаврушинском.
2️⃣ Людей на выставке очень много. Вам не удастся сполна насладиться коллекцией или отдельными работами. То группа экскурсантов подошла к картине (а за ней следующая), то кому-то надо сфотографироать(ся), то рядом две старушки (девчушки) восторженно обсуждают полотно и так до бесконечности.
3️⃣ Стоимость выставки – 900 рублей. Для пенсионеров дешевле, но тем не менее – дорого.
Набралось всего три аргумента против посещения. Не думаю, чтобы они перевесили факторы “за”.
Передвижники. Выставка. К.Коровин. Из коллекции Третьяковской галереи
Представленные работы Константина Алексеевича Коровина мы увидели впервые и с удивлением обнаружили, что все они хранятся в коллекции Третьяковской галереи. В аннотации к большому этюду “Гаммерфест. Северное сияние” подчёркивается, что в этой работе мастер разрабатывал серо-серебристую гамму, похожую на фантастическое свечение.
Работу “В саду. Гурзуф” мастер написал в 1914 году в своём имении в Крыму, которое купил четырьмя годами ранее. На картине за столом с белой скатертью под тенью деревьев устроилась компания. Свет пульсирует на платьях, скатерти. Беззаботность и доброжелательность вовлекают зрителя в уютную сцену, так легко и сочно запечатленную художником.
Сам мастер признавался: «Красота и радость жизни. Передача этой радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я».
«Розы и фиалки» исполнены Коровиным в Париже. Роскошный букет ярко-красных роз красуется в прозрачной вазе. Чайные предметы отражаются на серебряном подносе. За окном – освещённый ночными огнями городской пейзаж. В вечерние часы особенно уютно любоваться красивым натюрмортом с нежными переливами жемчужных оттенков и буйством насыщенных красного, белого, жёлтого цветов.
Закаты А.И.Куинджи
Финальный аккорд выставки – вечерние пейзажи Архипа Ивановича Куинджи, где главным героем выступает солнце и багряное небо, окрашенное заходящим светилом.
«Великий и вечный искатель новых колористических задач», по словам А. Н. Бенуа, Куинджи стремится дать ощущение ослепительного закатного солнца. При этом он воспринимает его, прежде всего, как носителя своего рода космического огня, окрашивающего небо, землю и воду неземной, волшебной красотой.
Другие вечерние пейзажей с закатным небом А.И.Куинджи мы опубликовали в статье “А.И.Куинджи. Закат”.
Время работы, билеты на выставку “Передвижники”
Выставка “Передвижники” будет работать до 6 апреля 2025 года.
Адрес: Кадашёвская набережная, 12. Здание стоит на углу Лаврушинского переулка и набережной, вход со стороны набережной.
Ближайшие станции метро: Третьяковская, Полянка.
Взрослый билет стоит 900 рублей, льготные 450, 540 рублей. Некоторые категории посетителей имеют право бесплатного прохода.
Выставка открыта со вторника по воскресенье с 10:00 до 21:00 (кассы и вход до 20:00). Понедельник – выходной день.
Третьяковская галерея. Посетителям на заметку
Если вы давно не были в Третьяковской галерее, удобно приобрести билет вместе с аудиотуром по постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке.
Билет и аудиоэкскурсия в Третьяковскую галерею.
Предложим тематические экскурсии по залам древнерусской живописи (иконопись)
Аудиоэкскурсия “Древнерусская живопись в Третьяковской галерее”.
и расширенное знакомство с творчеством Михаила Врубеля.
Билет и аудиоэкскурсия “Демон, Фауст, и Царевна Лебедь: творчество Врубеля в Третьяковской галерее”.
Спасибо вам за обзор выставки. Всё же решились посетить. Впечатления такие же, как и у вас. Сначала – шок от количества посетителей и недоумение от того, что выставили знакомые полотна. Потом – восхищение и благодарность кураторам за столь интересный показ. Всё-таки думаю, что эту выставку (как и многие другие) посетить стоит!