Передвижники и импрессионисты. На пути в ХХ век

20
364
Ренуар. Девушки в чёрном

В конце 2017-го-начале 2018 годов поклонники искусства конца XIX века имели уникальную возможность взглянуть на работы художников, которых относят к представителям двух значительных направлений в истории искусства – передвижников и импрессионистов. В Государственном музее Изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве состоялась выставка под названием «Передвижники и импрессионисты. На пути в ХХ век».
Передвижники и импрессионисты
Устроители выставки блестяще позаботились о посетителях: сотрудники музея проводили экскурсии по выставке, можно было взять аудиогид и послушать рассказ о концепции выставки, больше узнать о знакомых произведениях прославленных мастеров.
Передвижники и импрессионисты

Передвижники и импрессионисты. Знакомое в незнакомом ракурсе

Почему о знакомых произведениях? Потому что почти со всеми картинами, представленными на выставке, москвичи знакомы уже давно. Едва ли не 80% полотен хранятся либо в ГМИИ им. Пушкина, либо в ГТГ в Лаврушинском переулке. Я заметила лишь несколько работ из провинциальных музеев. В чём тогда заключается идея выставки, раз представлены хорошо знакомые полотна? Всё дело в том, что зрителям представлена уникальная возможность сравнить работы французских и отечественных мастеров, творивших в одно и то же время.
Передвижники и импрессионисты
Посетители выставки могут наблюдать похожие темы картин,  взглянуть, как передвижники и импрессионисты писали портреты, разрабатывали бытовой жанр. Причём, что бы сопоставить работу Николая Ге и Поля Гогена не надо бегать от одной стены к другой. Выставка устроена таким образом, что полотна, которые объединены похожей темой или жанром представлены рядом.
Передвижники и импрессионисты
Зритель наглядно может увидеть общие черты и различия между совершенно разными направлениями в искусстве, почувствовать их близость и отличия столь непохожих друг на друга мастеров.

Передвижники и импрессионисты. Частный взгляд

На этой выставке, в отличие от других, не запрещают фотографировать картины. Поэтому, в своём репортаже я покажу едва ли не все работы, представленные на выставке. Сразу оговорюсь, что предлагаю свой совершенно дилетантский взгляд на концепцию выставки. Я не взяла аудиогид и не присоединилась к экскурсии. Гуляла по музею сама и обратила внимание на многие вещи, которых раньше не замечала.

Милле – Репин. Передвижники и импрессионисты

Передвижники и импрессионисты
На выставке нет строгого порядка осмотра. Я избрала удобный для себя маршрут. Но всё же предложу читателю сначала оценить работы художников, которые творили до импрессионистов, в истории искусств их называют мастерами барбизонской школы или барбизонцами. Известно, что Жан-Франсуа Милле уделял большое внимание теме крестьянского труда. Одна из его известных работ – «Собирательницы хвороста». Две женщины волокут тяжёлое бревно из густой чащи леса, куда не пробивается ни один луч света.
Милле. Собирательницы хвороста
Рядом – полотно Ильи Репина «Богомолки-странницы».
Репин. Богомолки-странницы
Картины совершенно разные по колориту. У Милле не нашлось ни единого уголка для неба. У Репина – картина светлая, пронизана солнцем. Две богомолки еле тащат ноги по пыльной дороге, а над ними – безоблачное небо и столько света, сколько только может вместить полотно. На обоих полотнах – тема дороги, труда. Только у Милле – труд ради выживания, у Репина – странничество по зову души.

Третьим полотном на тему женского труда будет произведение Леона Лермитта «Жницы».
Леон Лермитт. Жницы
Здесь мы не найдём непосильной изматывающей работы, как у Милле. Нет солнечного колорита и простора пейзажа, как у Репина. У Лермитта я увидела красивую грациозную крестьянку на фоне пшеничного поля. Созерцая эту картину мы никогда не пожалеем тружениц и не представим их весь день работающих в поле. Это просто сельский пейзаж с жёлтыми колосьями и людьми на переднем плане.

Лепаж – Репин.  Передвижники и импрессионисты

В центре этой части экспозиции с сельскими сюжетами находится картина Жюля Бастьена-Лепажа «Деревенская любовь».

Жюль Бастьен-Лепаж. Деревенская любовь
Жюль Бастьен-Лепаж. «Деревенская любовь»

Русские художники были знакомы с картиной Лепажа. Сергей Михайлович Третьяков привёз её в Москву в 1885-м году. Мастерство художника и выбранный сюжет вдохновлял многих отечественных мастеров. Взгляните на «Украинку» И.Репина.
Репин. Украинка
Сравнивая две работы, мне на секунду показалось, что Илья Ефимович задумал большое полотно на близкий к «Деревенской любви» сюжет, а его «Украинка» – законченный этюд к нему. О чём она так задумалась у деревенского плетня? Уж точно не об урожае зерновых. 😉

Максимов – Симон. Передвижники и импрессионисты

Деревенская тема развивалась и в бытовом жанре. Но у следующей пары картин важен не сюжет, а тема. Рядом расположены картины Василия Максимовича Максимова “Злая свекровь” и Люсьена Симона “Порыв ветра”. На обеих картинах множество персонажей. Но если у Максимова важны взаимоотношения среди женщин в большой семье,
Максимов. Злая свекровь
то Люсьен Симон концентрируется на изображении ветра.
Люсьен Симон. Порыв ветра
Лица у его персонажей совершенно не прорисованы, но это и не нужно. Важно, как они идут, подгоняемые ветром, как закрывают детей от его порывов, как развиваются их платья. И никаких взаимоотношений и чувств героев!

Патриархи искусства. Передвижники и импрессионисты

Я не очень разглядела соответствия или противопоставления в следующей паре полотен. Дети и детство?
Передвижники и импрессионисты
У Валентина Серова – безмятежность и свобода,

Серов. Дети
В.Серов. “Дети”

а у Пабло Пикассо подневольный, почти рабских труд?

Пикассо. комедианты
Пабло Пикассо. Комедианты. Эскиз

В центре следующей группы полотен – Клод Моне и два его Руанских собора – в полдень и на закате. Не догадалась, с какими работами их решили сравнить. Скорее всего, они представлены сами по себе, задают тон выставке.

Клод Моне Руанский собор в полдень
Клод Моне «Руанский собор в полдень»

Женские образы. Передвижники и импрессионисты

Едва взглянув на соборы Клода Моне, я устремляюсь к трём женским портретам.
Передвижники и импрессионисты
В центре – один из самых великолепных портретов всех времён и народов –  портрет Жанны Самари Пьера Огюста Ренуара.
Ренуар. Жанна Самари
Слева от неё – «Сибирская красавица» Василия Сурикова,
Суриков. Сибирская красавица
справа-«Портрет хористки» Константина Коровина.
К.Коровин. Хористка
Мне показалась, что эти три портрета – самое блестящее сопоставление русских и французских мастеров. Даже по тому, как они развешаны! Несомненно, кисть Ренуара играет в этой троице первую скрипку. Работа Сурикова очень близка к портрету Ренуара по настроению. И Жанна, и «Сибирская красавица» – полны жизни, света, готовы вот-вот сорваться с места, а наша «Красавица» ещё и пуститься в пляс. «Хористка» Коровина более отвлечёна и несколько скована. Но по технике исполнения, по насыщенности светом коровинский портрет стоит в одном ряду с шедевром Ренуара.

Тему женских портретов продолжают Анри де Тулуз-Лотрек и Илья Репин. В обоих случаях сравниваем графические работы.
Передвижники и импрессионисты
Итальянская певица Элеонора Дузе полулежит в кресле в усталой позе. Её умные глаза устремлены на зрителя, в чертах лица передан сильный характер.

И.Е.Репин. Портрет Элеоноры Дузе
И.Е.Репин. Портрет Элеоноры Дузе

Характер модели Тулуз-Лотрека угадать не так просто, мы видим лишь профиль.

Тулуз Лотрек. Дама у окна
Тулуз Лотрек. Дама у окна

Предположу, что две работы оказались рядом из-за близости жанра и одинаковой технике исполнения. Хотя, работу французского мастера в равной степени можно отнести как к живописи, так и к графике.

Пейзажи. Сезанн – Левитан. Передвижники и импрессионисты

При сравнении двух пейзажей, написанных примерно в одно время, понимаешь, что от одного мастера до другого – как от горы Виктории до приволжских лугов.
Передвижники и импрессионисты
Жанр пейзажа… Каким он может быть разным!

П.Сезан. Равнина у горы св.Виктории. Вид со стороны Валькро
П.Сезанн Равнина у горы св.Виктории. Вид со стороны Валькро
И.Левитан. Сумерки. Стога
И.Левитан. Сумерки. Стога

Париж. На сцене и за кулисами. Улицами Парижа

Многофигурное полотно В.Васнецова «Балаган в окрестностях Парижа» надолго притягивает зрителя.
Балаган в окрестностях Парижа. Васнецов
Стоишь рядом и ощущаешь себя частью пёстрой толпы
Балаган в окрестностях Парижа. Васнецов
и участвуешь в репризе клоуна.
Балаган в окрестностях Парижа. Васнецов
А рядом…  Рядом – закулисье. Разминка перед спектаклем или генеральная репетиция в костюме.

Дега. Балерина
Эдгар Дега. Балерина

Сцена ещё пуста и балерине непременно надо ещё раз повторить па и размять мышцы перед движением. Она только на секунду застыла в неловком повороте, готовясь к танцу.

Но сцена – это только маленькая часть Парижа. Если выглянуть в окно, то можно увидеть город таким, каким его видели Камиль Писсарро. Или Константин Коровин.
Передвижники и импрессионисты
Но разве только Париж был героем городских пейзажей?

А.П.Боголюбов. Вид храма Христа Спасителя
А.П.Боголюбов. Вид храма Христа Спасителя

Несомненно, у Писсарро

Камиль Писсаро. Оперный проезд в Париже
Камиль Писсаро. Оперный проезд в Париже

гораздо больше сходства с Боголюбовым, чем с Коровиным.

К.Коровин. Париж
К.Коровин. Париж

Если и Писсаро, и Боголюбов всё же в импрессионистической манере изобразили узнаваемые места города, то у Константина Алексеевича на первый план выступают только впечатления от парижских видов.

Дальше мы видим Париж Репина. Вернее – парижан. Точнее – не самих парижан, а митинг.

И.Репин. Годовой поминальный митинг у стены коммунаров на кладбище Пер-Лашез в Париже
И.Репин. Годовой поминальный митинг у стены коммунаров на кладбище Пер-Лашез в Париже

Здесь я увидела больше сходства с полотном Коровина. Те же впечатления от происходящего.

Городская тема представлена ещё одним полотном – Луиджи Луара «Дым окружной железной дороги».

Луиджи Луар. Дым окружной железной дорогиНазвание картины точно соответствует изображаемому – станция, люди, асфальт – это всего лишь повод написать дым от только что прошедшего поезда, запечатлеть момент.

Труд. Передвижники и импрессионисты

Совсем другую роль играет изображение пара на картине Абрама Ефимовича Архипова «Прачки».
А.Архипов. Прачки
Здесь мастеру важно показать духоту и жар тесной прачечной, где прачки вынуждены проводить большую часть жизни. И в минуту отдыха не выпрямиться, а наоборот, ещё ниже склониться, только уже не над корытом, а под тяжестью невесёлых дум.

По соседству – ещё три полотна, которых объединяет тема женского труда.
Передвижники и импрессионисты
Жизнерадостная шахтёрка Н.А.Касаткина

 Н.А.Касаткин. Шахтёрка
Н.А.Касаткин. Шахтёрка

“Прачки на лестнице” Оноре Домье
Оноре Домье. Прачки на лестнице
и «Завтрак служанки» Константина Менье.
К.Менье. Завтрак служанки
Такие непохожие сюжеты и характеры! Но на всех полотнах женщины, труженицы.

За трапезой. Передвижники и импрессионисты

Наконец, в 27-м выставочном зале я увидела самые любимые полотна. Одна из первых импрессионистских работ, Клод Моне «Завтрак на траве».
Клод Моне. Завтрак на траве
Сколько раз я видела эту картину на постоянной экспозиции!? Вы не поверите, но только в небольшом, освещённым искусственным светом выставочном зале главного здания, я смогла до мелочей рассмотреть полотно. Два почти одинаковых лица у разных девушек, сидящих на скатерти,
Клод Моне. Завтрак на траве
художника Фредерика Базиля в стоящем и лежащем мужчинах у скатерти.
Клод Моне. Завтрак на траве
Но насколько тепла эта картина даже не от бликов на скатерти и платьях! А из-за молодости, беззаботности персонажей и отношения Моне к ним!

Устроители выставки решили сопоставить знаменитое полотно Клода Моне с картиной Владимира Егоровича Маковского «В ресторане».
Маковский. В ресторане
Между этими полотнами – по меркам искусства большой временной интервал – 1866-ой и 1914-ый год. И тут и там люди собрались для общей трапезы. При сравнении двух работ молодость и беззаботность героев Моне чувствуется ещё ярче. У Маковского же в каждом лице – индивидуальность.
Маковский. В ресторане
Маковский. В ресторане
Но «Завтрак на траве», несомненно, повлиял на восприятие полотна В.Е.Маковского.  Я в первую очередь ощутила атмосферу ресторана – гул голосов, суету официантов, звон посуды.

Девушки в чёрном

Одна из моих любимых работ Ренуара – «Девушки в чёрном».
Ренуар. Девушки в чёрном. Передвижники и импрессионисты
Давайте теперь поближе посмотрим на их платья. Есть ли здесь хоть один мазок чёрной краски?
Ренуар. Девушки в чёрном
Рядом – «Курсистка» Ярошенко. Помню, долго стояла у этого полотна в калужском музее, хорошо её запомнила.
Ярошенко. Курсистка
Здесь нет ни тени сомнения – чёрная юбка написана чёрным цветом. Теперь сравним лица персонажей. Лёгкая задумчивость и мечтательность, чуть уловимое кокетство в лице героини Ренуара.
Ренуар. Девушки в чёрном
Целеустремлённость, ум, упорство в глазах курсистки,
Ярошенко Курсистка
в движении – стремление вперёд.

В неволе

Винсент Ван Гог «Прогулка заключённых»

и Репин «Перед исповедью».
Репин. Перед исповедью
Две картины усиливают цветовую гамму друг друга. Ван-гоговский тюремный двор выглядит ещё светлее рядом с репинской камерой заключённого. В одиночку Репина не проникает ни единый луч света, тогда как ван-гоговское полотно воздушно, несмотря на замкнутое пространство каменного мешка тюрьмы. И это тот же Илья Репин, который до отказа насытил светом “Богомолок”.

Религиозные мотивы

Религиозная тема представлена несколькими картинами: двумя работами Николая Ге «Совесть. Иуда»
Ге. Совесть. Иуда
и «Христос и Никодим»,
Ге. Христос и Никодим
полотном И.Левитана «Над вечным покоем»,
Левитан. Над вечным покоем
картинами Поля Гогена «Великий Будда»
Гоген Великий Будда
и Пьера Пюви де Шаванна «Сострадание».
Пьер Пюви де Шаванн. Сострадание
Мастера каждый по своему решают вечные, как само человечество темы. Н.Ге непосредственно обращается к Священному Писанию. Де Шаванн, по сути, тоже изображает Христа и грешницу, представив их в современном художнику мире. Гогену интересна другая культура, но он не ушёл далеко от христианства, проповедует объединение религий. Неспроста на дальнем плане “Будды” мы увидим Тайную Вечерю. Левитан опосредованно философски трактует вечные вопросы бытия.

Этими работами завершается экспозиция выставки.

Передвижники и импрессионисты. На пути в ХХ век

Статью я написала для тех, кто физически не сможет посетить выставку. Поэтому, постаралась показать большинство работ, временно представленных в музее Изобразительных искусств. Ещё раз повторю, что выставка мне очень понравилась. Она позволила по-новому оценить столь знакомые работы и взглянуть на работы передвижников и импрессионистов с необычного ракурса.

Следующая выставка в ГМИИ им. Пушкина названа  «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции».

Авторские экскурсии по Москве

Приглашаем на авторские пешеходные и музейные экскурсии по Москве.
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Экскурсия по Красной площади и Александровскому саду
Экскурсия в Новодевичий монастырь
Экскурсия во дворец Алексея Михайловича
Частный гид-переводчик в Москве

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

20 КОММЕНТАРИИ

  1. Добрый день! Подскажите, если помните, от Гогена была представлена только одна работа на выставке? (Пишу работу, по сравнению кураторских практик, но не было возможности лично посетить выставку)

    • Екатерина, увы, точно не могу утверждать, что Поль Гоген был представлен на выставке только одним полотном. Но мне помнится, что Гоген был представлен только картиной “Великий Будда”. Повторюсь, что я могу ошибаться.

  2. Танечка, а Вы не все комментарии перенесли. Цензура? – я шучу, конечно. У Филаткиной на сайте кое-что застряло. В.

    • Валентина, перенесла только свежие отзывы, то есть те, которые появились сразу. То, что обсуждали потом я уже не отслеживала. Сейчас уже не найду. Всегда говорю, что лучше обсуждать какую-то тему в ленте источника, а не в ленте ссылок на источник.

  3. Танечка, спасибо за новый взгляд. До выставки не доберусь, а вот закрома свои разворошить появилось желание. Раньше часто это делала, теперь изредка. Конечно, репродукция или открытка не даст таких впечатлений, но рассмотреть произведения под другим углом поможет.

    • Оля, сейчас в Москве ещё одна интересная выставка, называется “Жёны”. Выставлены около 50 портретов жён художников. Выставка в музее русского импрессионизма. Конечно, лучше идти с экскурсией. Я была сама по себе, понравилось, но без особых восторгов.

  4. Я вчера тоже побывала на выставке. Если бы сначала прочитала танину статью, понравилось бы больше.. Я ожидала другого. Огорчило то, что все картины импрессионистов – из собрания ГМИИ. Ни одной не привезли даже из Эрмитажа. Но всё равно рада, что сходила. Самым большим сюрпризом для меня была картина “Курсистка” Ярошенко. Видела её в калужским музее изобразительных искусств году этак в 1985 – единственная из запомнившихся картин из того посещения музея. Даже собиралась ехать в Калугу специально, чтобы увидеть эту картину (люблю Ярошенко)… Но всё-таки после посещения выставки осталась некая неудовлетворённость. Я её восполнила, посетив “искусство Франции…” основной экспозиции музея.

    • Танюша, привоз картин из других музеев связан с очень большими трудностями и финансовыми затратами. Если бы возникла идея участия Эрмитажа или Орсе, возможно, мы никогда не смогли увидеть такую выставку. Я почувствовала, что дело тут не в самих картинах, а в их сопоставлении. В этом отношении музей блестяще справился с задачей. Для меня именно было интересно смотреть на до боли знакомые работы и сравнивать их. Я очень довольна. Нарочно не пошла на экспозицию, хоть и давно не была в ГМИИ. Чтобы не расплескать впечатление.

  5. Идея сравнительного вывешивания французов и русских уступает Вашему сравнительному анализу. Анализ хорош, а подбор картин не очень продуман. Смотрела и внутренне сопротивлялась (кое где). Собираюсь идти на Жён художников.

    • Валентина, у меня ни на секунду не возникло чувство чужеродности картин. Подборку делали профессионалы, а курировала выставку Ирина Александровна Антонова. Её не упрекнёшь в формальном подходе.
      На жён обязательно пойду. Но они продлятся ещё некоторое время, а передвижники-импрессионисты скоро закроются, поэтому и ринулась в первую очередь в ГМИИ.

  6. Танечка, спасибо. Не получилось сходить на выставку, но после твоего обзора создалось полное впечатление, что я там побывала.

    • Мила, я старалась, в основном, для Лены Андриановой. Ей из Парижу нашу выставку не видно. Оказывается, не только ей пригодилось. Спасибо!

  7. Спасибо, Танюша, за твой профессиональный анализ! Замечательно получилось!!!

    • Света, спасибо за вдохновение на статью. Если бы не ты, я бы так не размахнулась. Отделалась бы общими фразами и парой картинкой в жж.

  8. Ох, Таня! Я тоже была на этой выставке. И тоже, конечно, насладилась и восхитилась и посравнивала любимых импрессионистов и передвижников. Но только ты, как всегда, разложила все по полочкам и поделилась этим с нами. Спасибо! С удовольствием прочитала все это, проанализировала и увидела то, что, возможно, не увидела, когда была на выставке.

    • Лена, спасибо! На восемнадцатом году работы гидом начинаешь таки что-то соображать. 🙂

  9. Да, Татьяна, выставка очень интересная. Посетила ее как только она открылась. Сочетание картин потрясающее!

    • Я тоже поразилась удивительной концепции выставки – столько нового открылось в знакомых полотнах!

    • Дина, спасибо. Учёба в московских музеях не проходит даром. Лекции читают потрясающие методисты. Они учат не просто смотреть, но и видеть.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь