В этой статье мы не претендуем на полноту раскрытия темы и описание всех станций метро Парижа, от которых можно легко добраться до многочисленных достопримечательностей столицы Франции. Мы лишь расскажем о своих личных впечатлениях и поделимся некоторыми особенностями, подсмотренными нами в парижском метро.
Метро Парижа . Вход и выход
Начнём со входов в метро. В отличие от Москвы, здесь нет помпезных павильонов в стиле ар-деко. Вход в метро – это просто лестница, ведущая вниз. Иногда она дублируется эскалатором, работающим только на подъём. Вот, например, один из входов станции Place d’ Italie (Площадь Италии), которым мы пользовались чаще всего.
Более монументальный вход на станцию Champs Elysees-Clemenceau (Елисейские Поля-Клемансо) выглядит так.
Ещё бы, ведь это самый центр города – площадь Rond Point (Рон Пуэн) рядом с Большим и Малым дворцами.
Метро Парижа . Цена билетов
Плата за проезд в парижском метро высокая. Она почти втрое выше московской. Разовый билет стоит 1,9 евро. Однако если Вы собираетесь ездить много и часто, то лучше купить так называемый карнет из 10 билетов. Он обойдётся Вам в 14,5 евро. Есть ещё льготный тариф, но он распространяется только на определённые категории граждан Евросоюза.
На фото также видны тарифы на билеты на поезда RER (Reseau Express Regional то есть “Сеть Региональных Экспрессов”), идущие в аэропорты Руасси-Шарль де Голль и Орли. Если вы не собираетесь лететь в Марсель или Бордо, то билеты в аэропорт Орли вам вряд ли пригодятся. А билет на поезд RER в Руасси стоит 10 евро.
Существуют также безлимитные проездные билеты на 1,2,3 и 5 дней. Эти билеты продаются только для Парижа (действительны для 1-3 зоны) или для Парижа и пригородов, включая аэропорты. Про недельные, месячные и годовые проездные, включая школьные и студенческие, мы упоминать не будем.
Как и в московском метро, в метро Парижа не нужно доплачивать за пересадку с одной линии на другую. Билеты для выхода из метро не нужны. Но лучше сохранять их до конца поездки, в метро может быть контроль билетов, его отсутствие грозит приличным штрафом.
Как войти в парижское метро
Если Вы купили обычный билет, то для прохода в метро его надо вставить в билетоприёмник турникета (на фото отверстие вверху над моей рукой 🙂 ) и обязательно забрать его, когда билет выскочит в окошке сверху. Если билет не забрать, то турникет останется заблокированным.
Если у Вас безлимитный проездной на 1-5 дней, то вы просто прикладываете его к считывателю лилового цвета, который виден наверху турникета.
На крупных пересадочных станциях, таких как Шатле (Chatelet), турникетов может быть столько же, сколько в московском метро.
Если станция не очень загружена, то и турникетов гораздо меньше. На фото вход на станцию Пляс д’Итали (Place d’Italie). Справа видны автоматы для продажи билетов, левее под синей вывеской – окошечки касс, а в глубине – всего четыре турникета.
Турникеты на выходе – ещё более брутального вида. Чаще всего они открываются автоматически, иногда дверцы надо толкнуть и они откроются.
Особенности парижского метро
Вопреки расхожим взглядам метро в Париже чистое и удобное, хотя и абсолютно функциональное. Красотой там не пахнет, зато на метро можно быстро и с достаточным комфортом добраться почти до любой точки города. Вот только на Монмартр метро не ходит. 🙁
Клошары в парижском метро встречаются, но от них почему то не воняет. 🙂 Ситуация, возможная в московском метро, когда в вагон зашёл бомж и весь вагон вышел, для Парижского метро не подходит.
В отличие от московских станций, где в центре находится платформа, а пути – по бокам от неё, в парижском метро всё с точностью до наоборот. В центре находятся пути, а две платформы – по двум сторонам. Поэтому, когда вы входите на станцию, нужно внимательно сверяться с указателями, чтобы не уехать в противоположную сторону.
Поезда в метро Парижа
В метро Парижа на разных линиях используют различные вагоны. Совсем старых мы не видели, хотя нам попадались вагоны на резиновых шинах. Такие ходят на линиях, где есть надземные участки, идущие по эстакадам. Поезда линии №6, идущие от Nation (Площадь Нации) до Charle de Gaulle-Etoile (Площадь Шарля де Голля или Площадь Звезды) значительную часть пути проделывают по эстакадам рядом с жилыми домами.
Поезд линии №6 прибывает на станцию Place d’Italie (Площадь Италии). Здесь используются колёса с резиновыми шинами.
Переходы, пересадки и выходы в Парижском метро
По линии №6 удобно добираться до Башни Монпарнас, откуда открываются великолепные виды на город. Станция называется Montparnasse Bienvenue (Монпарнас Добро пожаловать). Также по этой линии легко доехать до Эйфелевой башни (станция Bir-Hakeim; Бир-Хакейм) и до пощади Звезды с Триумфальной Аркой в конце Елисейских Полей. Это будет конечная станция Charles de Gaulle-Etoile (Шарль де Голль-Этуаль).
Это уже более современный состав линии №7 уходит со станции Palais Royale – Musee du Louvre (Королевский дворец – Музей Лувр).
Седьмая линия проходит вдоль Сены через центр города. Начиная со станции Chatelet (Шатле) и до станции Opera (Опера) на каждой остановке Вас ждёт встреча с шедеврами Парижа, начиная от Нотр-Дам и до Опера-Гарнье. В промежутке между ними окажутся Консьержери, Сен-Шапель, Лувр, улица Риволи, сад Тюильри с Триумфальной аркой Карусель, площадь Пирамид, площадь Согласия. Стоп! Перечислять можно до бесконечности.
В некоторых поездах парижского метро чтобы открыть двери надо нажать кнопку (линия №7) или, даже, повернуть ручку (линия №6). Фото сделать не догадались.
Ещё более современные поезда ходят на линии №2. Здесь двери открываются автоматически, также, как и в нашем метро. Мы воспользовались этой линией лишь единожды, чтобы добраться от Монмартра до нашей гостиницы. Нам пришлось сделать пересадку на линию №5 на станции Stalingrad (Сталинград). Именно там сделан этот снимок.
В кадр также попало табло, показывающее время до прибытия ближайшего и следующего за ним состава. Как видите интервал вполне приемлемый – поезда ходят каждые 2 минуты.
Названия остановок в поездах объявляют не везде. На шестой и седьмой линиях нам приходилось высчитывать, сколько же остановок нам осталось. Здесь здорово выручали схемы маршрута, помещённые над дверьми вагонов. Они очень похожи на московские.
На пятой и восьмой линиях, где используется более современный подвижной состав, названия остановок объявляют по громкой связи. Схемы маршрута электрифицированы: те станции, которые поезд уже миновал, подсвечены лампочкой, лампочка мигает у названия следующей станции, а те, которые ещё предстоит проехать, остаются тёмными. Это тоже напоминает современные электрифицированные схемы в московском метро, только в Париже они, пожалуй, более информативные.
Навигация в метро Парижа
Система навигации в метро Парижа заслуживает всяческих похвал. Там практически невозможно заблудиться, несмотря на довольно путанные переходы и множество выходов. Во-первых на каждой станции многократно повторяется её название и не еле заметными буквами, как на большинстве станций московского метро, а крупными белыми надписями на синем фоне. Не захочешь, а увидишь.
Во-вторых на каждой станции есть масса указателей, помогающих найти нужную платформу или выход. Это станция Place d’Italie, где сходятся 3 линии парижского метро. Всё чётко и ясно – на пятую и седьмую линии – прямо, на шестую – налево.
На снимке ниже – станция Шарль де Голль – Этуаль. Налево пересадка на RER линии А. Направо – к поездам метро линий №№1, 2 и 6. Здесь же указаны кассы и выходы из метро. Все выходы пронумерованы. Налево выходы №№5, 6, 7, 8 на авеню Carnot (Карно), de la Grande Armee (Великой Армии), улицу Presbourg (Пресбур или, по русски, Братиславскую 🙂 ) и авеню Foch (Фош). Направо выходы №№1, 2, 3 к Champs Elysees (Елисейским Полям), авеню de Friedland (Фридланд) и авеню Hoch (Ош). Коричневым цветом отмечен выход к достопримечательности, в данном случае – к Триумфальной арке.
На каждой станции есть схема близлежащего квартала с выходами, указанием автобусных маршрутов, названий всех окрестных улиц и достопримечательностей.
Тот же принцип навигации сейчас пытаются применить в Москве и у меня есть сильное подозрение, что он “цельнотянутый” с парижского метро.
Ещё одна замечательная деталь, выгодно отличающая парижское метро от московского это… туалеты. Да, да, туалеты!
Вам никогда не доводилось объяснять людям, что в московском метро туалетов нет? Нам доводилось. А те, что есть поблизости, вообще напоминают издевательство над страждущими.
Забыл ещё добавить, что на каждой станции можно бесплатно получить схему метро Парижа. Нам так вообще выдали карту со всеми основными достопримечательностями и схемой метро в придачу.
Схема парижского метро
Время работы метро
С воскресенья по четверг метро Парижа открыто с 5:30 до 00:40. С пятницы по воскресенье, а также в предпраздничные и праздничные дни с 05:30 до 01:40. Проезда следуют с интервалом в две минуты в час пик и с интервалом 8-10 минут в нерабочее время, праздничные дни и по воскресениям.
Выводы
Подводя итоги, выражу наше частное мнение, что парижское метро гораздо лучше, чем мы его себе представляли по книгам и отчётам путешественников. Достоинства парижского метро:
1. Развитая транспортная сеть. До любой станции идти пешком не более 10 минут. Станции расположены близко друг от друга.
2. Чистота. В парижском метро грязи не обнаружено. Клошары, правда, присутствуют, но никому особо не мешают.
3. Комфорт. Вагоны удобные, много сидячих мест, практически не было давки.
4. Отличная система навигации. Даже без знания языка разобраться очень просто.
Недостатки парижского метро:
1. Дорого. Для французов может и нет, а мы проездили сумму, эквивалентную 2600 рублям. Это цена билетов на 60 и 40 поездок в московском метро. То есть в Москве на эту сумму вдвоём мы могли бы воспользоваться метро 50 раз, а Париже ездили на метро только 12 раз.
2. Довольно запутанные переходы, особенно на станции Сталинград.
Из собственной практики. На четыре дня пребывания в Париже вдвоём мы покупали два карнета по 10 билетов и ещё докупили 4 единичных билета. Наземным транспортом мы не пользовались. Передвигались на метро. Чего и вам советуем.
О том, как создавалось московское метро мы рассказали в серии репортажей:
Московское метро. Первая очередь (красная ветка)
Московское метро. Вторая очередь (зелёная и синяя ветки)
Московское метро. Третья очередь (синяя и зелёная ветки)
Московское метро. Четвёртая очередь (кольцевая линия)
Спасибо огромное! Ваш рассказ это большая помощь, особенно для тех кто едет впервые . Спасибо за все мелочи, о которых Вы упомянули. И за Ваши фотографии.
Спасибо. Изложил свои впечатления.
Танюш, спасибо! Хотя воспоминания мои скорее негативные и едкие. Ну, Петры, они-то всегда лучше нас сориентируются, хотя языка могут и не знать, а здесь-то уж сам бог велел!
Преклоняюси перед Петром, что после ТАКОГО сезона он ещё и во Францию захотел поехать (ну а если ради тебя, так это и вовсе подвиг!
А я вот пока на французов смотреть не могу, хотя в этом году выбрала для отдыха Марокко! Кстати, куда можно прикрепить мои впечатления? Сейчас пишу мало, т.к. было много работы, потом отдыхала, а вот теперь готовлюсь к экзаменам в Кремль (и до меня очередь дошла!) Вот кто действительно молодец – так это ты – всё успеваешь – и работать и готовить и вязать и путешествовать и писать при этом! Героиня-мать!!!
Лена, у мужчин своя психология и точка зрения. Не всегда понятная, но иногда очень приятная!
Твои впечатления о Марокко можешь написать мне или Пете на почту, мы опубликуем отдельной статьёй. Хорошо бы фотки прислать, если есть.
Меня не шибко хвали. Я всё делаю в своё удовольствие. 🙂
Тань!
У меня такое впечатление, что мы были с тобой в разных парижских “метрах”. или даже в разных городах!!! Ничего отвратительнее парижского метро я в жизни не видела, о чём радостно оповещаю всех французов на экскурсии по нашему (ну не столь категорично, разумеется!) – вообще все мои объяснения перед “метровой” экскурсией (по возможности в автобусе по микрофону) строятся на сравнениях наших двух “метр”, не в пользу парижского, разумеется…
Во-первых, дико бестолковое… Из одного вестибюля можно попасть и в вагон самого метро и в электричку (RER). Так вот, ни одной разъяснительной надписи, где и куда, там нет!!! Несколько раз проскакивала к электричке, потом приходилось выходить и снова платить! Обозначены на вывесках (в переходах и на самих станциях) только конечные станции, а не как у нас все на этой линии в том или другом направлении, т.е. “не расстанусь с комсомолом – схемой метро – уже в первый день пользования приобретает она весьма затасканный вид . наверное, поэтому и выдают её в каждой кассе! И зачем мы только начали этот дебилизм грубо копировать!
Нет такой логики как у нас – линии метро под главными магистралями города, в Париже многие линии просто дублируют друг друга – ничего удивительно, его строили многие организации или частные лица, конкурирующие между собой.
Жутко медленное, ведь остановки как троллейбусные по расстоянию, это тебе не в Москве 80 км в час! Потом уже парижские друзья научили меня рассчитывать время исходя из “одна остановка – одна минута”.
Как это не грязное!!! По выражению одной моей подруги-польки, давно уже живущей в Париже – это чистое “смруд, бруд и холера” (перевода, я думаю, не требуется!) Да его вонь преследует меня долго ещё после поездки в Париж! Не знаю, как сейчас, а вот раньше клошары (кстати, знаешь, откуда это слово? В старину нищих и бездомных пускали переночевать в церкви, но (церковь ведь просто так ничего не делает) оплачивали они свой ночлег звоня в колокола – cloches) могли оставаться там на ночь… Один раз я по своей наивности чуть не разделила с ними “метровое” ложе!!! По наивности, ибо возвращалась к себе последним поездом метро и по аналогии с Москвой считала, что последний поезд идёт до последней станции (terminus). Будто я плохо знала французов!!! Закончена работа метро – закончена работа и машиниста, и неважно, на какой станции это произошло! “Покиньте вагон, дорогие пассажиры!” И пока я плутала по лабиринту запутанных, узких и оч-ч-чень небезопасных коридоров в поисках хоть какого-то выхода на поверхность, выход этот…попросту закрыли!!!”Всё, мадам, метро закрыто, ждите до утра!!!” А к тому времени все вонючие клошары “вечной столицы мира” уже были в подземке, изрядно подготовленные провести ночь в комфорте – со спальными мешками, посудой, снедью и бутылками! Ну нет, выжри я на месте 2 литра коньяка, ЗДЕСЬ ночь провести меня как-то не прельщало. Ура! Французское метро очень неглубокое, мобильные брали! Позвонила я своим приятелям-журналистам, они меня со скандалом и вызволили – Париж-то город маленький.
Хотя утром я могла бы “перейти к водным процедурам” – сколько раз видела, рано садясь в метро, как бомжихи, найдя в переходе какой-то краник, тут же не только умываются, но и подмываются, а ты изволь, зажав нос, перепрыгивать через этот ароматный ручеёк!
Впрочем, воняют в метро не только бомжи… Сколько раз я бы заткнула нос и в вагоне, стоя рядом со вполне таким пристойненьким менеджером среднего звена…Заткнула бы, кабы не давка… Ибо от приятной наружности молодого человека в белой рубашечке и галстучке несёт…нет, не потом, пот – это ещё объяснимо-простительно, но немытым телом!!! Ибо (а мы к этому и идём) всюду в домах водосчётчики, ну а французы – народ, мягко говоря, прижимистый… У меня одна московская знакомая вышла замуж за парижанина, в Нинке ничего внешне примечательного не было, кроме косы – толщиной с руку и длиной почти до колена! Да такая на всю Францию одна была!Так вот, когда я в очередной раз встретила её в Париже, она была подстрижена под пацанёнка! Муж заставил – на мытьё воды много уходит… Между прочим, он искренне удивлялся, когда Нина намекала ему, что от него м-м-м…слегка пованивает… “А что такого?! Это же мой натуральный запах!”
Ну вот и вдыхаешь ранним утром в парижском метро “натуральный запах” , источаемый отнюдь не Аленами Делонами…
Ну про небезопасность я и не говорю…Меня поймёт каждый, хоть раз поблуждавший по переходам, похожих на крысиные щели. Один раз поднимаюсь из метро с моими туристами – первая на эскалаторе стоит мама, слегка расслабленная, ибо за ней стоит (а эскалаторы, надо сказать, не в пример московским там очень узкие) её дочка, за дочкой я, а за мной вся остальная группа. И вдруг, безо всякого, надо сказать, удовольствия, мама замечает руку в своей сумочке, тут же и хозяин руки примостился с отсутствующим взором… Мама – товаровед по профессии, тут же покрыла его солёным русским матом (даже мне, филологу, выражения некоторые были незнакомы), а под конец пристыдила, заметив с удивлением! “Надо же, а ещё и белый!” Это она от обилия негров в метро была слегка обескуражена, как будто если негр обокрадёт, не так обидно будет…
А насчёт туалетов – вот уж не знала… Однажды так приспичило (выпила баночного пива, такого в Москве ещё тогда не было – “баночное” обозначало разливное в трёхлитровых банках! (Ой! Вот кстати вспомнилось…Однажды гуляли осенью в скверике с моей дочкой – было ей года два… А рядом какие-то бомжики вертелись… И всё нам руками показывали – отойдите, мол, здесь наши баночки… Какие ещё баночки? Наконец они не вытерпели, кинулись к куче листьев и вырыли прикопанные баночки “из-под импортного пива”, достали пузырьки с одеколоном, разлили одеколон по баночкам и…принялись вкушать, изображая из себя местную аристократию!) Так вот, в метро приспичило так, что просто “hic Rodos, hic salta”! О туалетах в метро Парижа и понятия не имела, ну типа в Москве нет, так и здесь откуда?! В городе тоже по туалетам я не особый специалист (опять вспомнилось – раньше, во времена молодости родителей, в Москве были не только автоматы с газированной водой, но и с пивом тоже! Такие времена – кстати, в эти времена французы на завтрак в школу давали детям не только сэндвичи, но и бутылочку с вином, а то и коньячком. Папа, естественно, ни одного автомата не пропускал, так он, коренной москвич, нанёс на карту города все немногочисленные туалеты!) Вот бы мне такая парижская карта пригодилась…И ведь и моим туристам тоже! Ругая себя за свою непрактичность, я лихорадочно соображала, где же можно найти столь необходимое заведение. И проезжаем мы как раз вокзал Монпарнас. “Ну да, где вокзал, там и туалеты!” Пулей выскакиваю из вагона и несусь на выход по бесконечным коридорам, в который раз проклиная их бестолковость и запутанность. И тут путь к свободе перегораживают мне три бабёнки. Мне не до них, думала, что это очередные распространители рекламы, отодвигаю их в сторону и несусь дальше. Не тут-то было!!! Это контролёры, проверяли билеты! Могла бы и в участок загреметь за сопротивление представителям власти…
Лена, я впечатлилась твоим рассказом! Статью про метро писал Пётр, он великолепно ориентировался в метро и меня за руку водил. Ни разу не ошибся. Пётр внимательно смотрел на указатели и выходил всегда в нужном месте. Да и запаха не почувствовали. Никаких негативных ощущений парижское метро не вызвало.
Люблю читать твои воспоминания. Всегда – интересно и поучительно. Здорово, что добавила своё мнение о парижском метро. Личные впечатления и маленькие приключения всегда очень важны! Лена, спасибо от души!
Про клошаров. Почитала и улыбнулась. Вспомнила Жванецкого: в вагон вошла женщина, от нее повеяло тонким ароматом духов. Вошел бомж и от всех стало пахнуть одинаково.
Поражаюсь вашей навигационной памяти.
На злобу дня – ещё один анекдот про клошаров: Клошар угнал из супермаркета тележку, пробрался в музей Орсе и трое суток безнаказанно ночевал в зале современного искусства под табличкой “Клошар и тележка”.