Поездка на авто в Европу
Этот текст был опубликован на сайте auto.ru в конференции “Отдых и путешествия”. Там появляется масса интересных материалов, но они очень быстро уходят в архив. Поиск на сайте auto.ru не самый удобный, поэтому кое-что мы утаскиваем на нашу страничку. Автопутешественник под ником ФЕРМЕР составил
Памятку товарищу в первую поездку на авто в Европу
Я рискнул немножко поправить грамматику и дополнить его текст своими комментариями курсивом.
День добрый всем. Еду в июле с товарищем и двумя нашими детьми в Европу на авто. Так как товарищ относительно свободен, а у меня работа, то решили, что он выйдет на пару дней раньше на моём авто, а я с детьми прилечу в субботу в Берлин и там встретимся и поедем дальше.
Товарищ мой из Хабаровска. В Европе в силу определенных причин, ни разу не был. Инглиш товарищ знает, в прошлом году он с отцом на машине проехал из Хабары в Москву и обратно, так что с этим делом проблем нет.
Памятка писалась для того, чтоб Мишка не вляпался в щекотливые ситуации, ну и просто чтоб время не тратил.
Ниже текст (многабукв!). Что то из написанного я скопипастил (про ночевки в Польше. Прости, автор, я тебя не упомянул), что-то точно помню, что то неточно, а что то вообще не помню или мне кажется, что так было, поэтому буду благодарен за поправки!
Едем до границы
1. Часов в 6 утра выехать из Москвы будет самое оно. Выезжаешь один на машине со всеми вещами и с полным баком и едешь тупо по навигатору. Первые примерно 50 км от МКАДа по Минке будешь ехать «в потоке», потом народ рассосется и пойдешь практически один. Я очень советую держать +20 к разрешенной скорости, не больше. Много не выиграешь, а время на ГАИшников потеряешь. (Можно выехать и пораньше. В Московской области +20 не криминал, а вот в Смоленской я бы уже поостерёгся)
2. Когда будешь подъезжать к границе с Республикой Беларусь, (что ты сразу поймешь по все чаще встречающимся будкам по продаже страховки, ну или, когда въедешь в Смоленскую область), то держи в деревнях 70, причем до самого знака Конец Населенного Пункта, потому что в Смоленской области ГАИшники вешают камеры напротив знака Конец Населенного Пункта и фиксируют твою скорость. Редкий человек не увеличит скорость, увидев, что дома кончились, а до знака Конец Населенного Пункта еще метров 300. Вот там то они и стоят.
3. Прям перед самой границей, в деревне Буда, с правой стороны, есть Лукойловская заправка. (деревня Буда находится уже в Белоруссии, но заправку Лукойл всё равно не пропустишь. Кстати там ещё и “Шелл” есть) К тому времени ты примерно полбака спалишь(для конкретной дизельной машины), так что залейся. Лючок у правого борта. Открывается снаружи тупо нажав на лючок. Всегда закрывай авто, уходя платить!
4. Границы с РБ как таковой нет, но скорость 40 на этом участке (Не уверен, но скорость там 60) и стоят погранцы и смотрят на тебя.
Доверенность Белорусам не нужна для езды, но для выезда я тебе сделаю.
5. После въезда в РБ примерно километров 20-30 будет ограничение 90. Очень советую ставить 95, не больше, на круиз-контроле (по спидометру, а не по навигатору!) и ехать до знака 120. Там ставишь 130 (по спидометру, а не по навигатору!) и едешь спокойно.
6. РБшные полицаи взяток не берут, даже не пытайся и учти, что это не автобан, а обычная дорога, на которой есть Пешеходные Переходы и по ним реально ходят туда/сюда люди! Так что смотри во все глаза!
7. «Автобан» этот как бы платный, там будут пункты оплаты, но для Российских машин проезд бесплатный. Подъедешь к шлагбауму, человек в будке посмотрит на номер и откроет шлагбаум.
8. На всякий случай, купи на границе Белорусских Рублей на 1,000 Российских. Выйдет где то 35,000 РБ руб и пусть будут. Штрафы (тьфу*3) или покушать в кафе. В крайнем случае, потом поменяем обратно. (Мы белорусские рубли не покупаем. Кофе можно выпить и на русские деньги, в кафе частенько берут банковские карты. Со штрафами история особая, там русскими деньгами не отделаешься, поэтому стараюсь не попадаться).
9. К моменту подъезда к Минску, ты проедешь примерно 800 км от Москвы и, с учетом приграничной заправки, останется тоже примерно полбака. Лукойлы в РБ есть, но на кольцевой Минска (Кольцевая это НЕ Объездная). Дизельку кроме Лукойла нигде не лей! Может быть еще ВР или Shell. Я в навигатор забью АЗС ЛУкойла.
10. На АЗС или просто в районе Минска позвони мне, я посмотрю онлайн ситуацию на КПП и скажу тебе, на какой КПП ехать. (Очень полезный пункт. Когда едем на запад, всегда пользуемся услугой “звонок другу”. Друг часто заранее мониторит ситуацию на границах и шлёт смс.) Их для нас два погранперехода – Береставица (предпочтительный), Брест (хороший, но там всегда полно авто). Скорее всего, это будет Береставица, но вдруг там какой-нибудь форс-мажор (авария, теракт или еще что), тогда пилишь в Брест. Есть еще погранпереход в Гродно, это еще выше по карте. В общем, куда скажу, туда и поедешь. Перед КПП что в Береставице, что в Бресте справа и слева есть Лукойл, не забудь заправиться еще раз! (Ещё один погранпереход именуется Домачево. Он находится к югу от Бреста, но автор его почему-то не упоминает)
Проходим белорусско-польскую границу
1. Границу почуешь по куче авто, по знакам, ну и по навигатору. Если уткнешься мордой в кучу грузовиков, не поленись выйти и спросить, куда деваться тебе, «легковому». В прошлом году грузовики заняли оба ряда, а я приехал первый и мне пришлось пилить по т.н. VIP полосе (выезжал из Польши через Белосток). Погранец Польский ругался, но пропустил. (Актуально для погранперехода Береставица-Бобровники. В Бресте и Домачево грузовиков нет.)
2. Ну вот, сначала все машины стоят в одном ряду (или в двух/трех как в Бресте). Все вперемешку – РБшные, РФные, Европа, дипломаты. Встаешь и ползешь к светофору.3. Он периодически загорается зеленым и некий пул автомобилей въезжает на площадку для проведения таможенных процедур. Площадка представляет собой несколько коридоров для разного типа автомобилей. После въезда или прям перед светофором, тебе Белорусы дадут листочек «бегунок», где будут отмечать время и само проведение действий. А могут и не дать, потому что на всех КПП разные правила, но, если дадут, то:
4. Сначала тебе надо отметить в «бегунке» наличие у тебя страховки для РБ. (Сначала надо расписаться а “бегунке” в графе “зелёный” или “красный” коридор. Если декларировать нечего, то ставите закорючку в “зелёном”). На разных КПП это по разному, так что ты прям сразу погранцу, который даст тебе бегунок, задай два вопроса, – где поставить штамп о страховке? и Куда мне ехать для таможенных процедур? (ниже поясню второй вопрос)
Пример. На выезде из РБ в Латвию, вагончик, где отмечается наличие у тебя страховки на машину (гринкарты) находится, слева и сзади после въезда и мне пришлось пару лет назад пешком пилить обратно, ставить там печать и возвращаться обратно, потому что ни одна сволочь мне не сказала, что надо видите ли отметить страховку в этой палатке. Чтоб тебе не вляпаться в такое же Г спроси сразу что и как! (На белорусско-польской границе не помню никаких проблем со страховкой. Отдельная белорусская страховка просто не нужна – РБ включена в гринкарту. Штампиков о страховке, которые ставят на “бегунок”, тоже не помню. Автор спутал страховку и оплату транзита транспортной инспекции. Транзит отменили пару лет назад).
5. После светофора все авто делятся на три потока:
a. Дипломатические авто. У них свой проезд, не лезь туда, выгонят. (Дипломатических машин чаще всего нет совсем, а если есть, то они проезжают без очереди).
b. Очередь для машин с белорусскими номерами (в неё же встают российские, польские и все прочие автомобили)
c. Все остальные (кроме автобусов и грузовиков – у них «своя песня», ты с ними не пересечешься) (смотри пункт b)
6. Тебе, соответственно, в третью очередь Поясняю: В РБ все водителя обязаны пройти таможню и написать ГТД. Ну, то есть для них что то типа вечного Красного Коридора. Для нас необязательно, поэтому ты встаешь в очередь, где стоят авто с РФными номерами или с ЕСовскими. (Ситуация изложена не совсем корректно. На выезде из РБ “красный коридор” не особо актуален) На всякий случай уточни при въезде у погранца, куда тебе ехать для паспортного и таможенного контроля (теперь понял второй вопрос?). Если ты приедешь примерно в 4-5 часов дня, то там будут одни Белорусы, а «наша» дырка будет пустой. Туда тебе и дорога. На самом деле, скорее всего ты будешь «в потоке» наших машин, но лично я ДВА раза был один на границе. (Насчёт отдельных очередей – весьма спорное утверждение. На белорусской стороне отдельного коридора для машин из РФ нет. Идёшь вместе с гражданами братской республики. Однако лучше всего подгадать так, чтобы на п/п было минимум машин.)
7. Процедура прохождения простая. Ты выходишь из авто и ждешь. (Выходить из авто как раз не стоит. Пограничники люди серьёзные и не любят, когда посторонние шляются где ни попадя. Когда понадобится открыть дверь или багажник, они Вам скажут.) Подходит пограничник белорусский в форме, просит открыть багажник, посмотрит в салон, может спросить, один ли ты? Заберет паспорт и СоРТС и уйдет в строение ставить печати. Потом этот же мужчина выйдет через несколько минут, раздаст всем документы, откроет калитку и вас всех выпустит.
8. Тебе должны вернуть паспорт, СоРТС и бегунок. На выезде из РБ стоит еще одна будка, рядом с ней пара хлопцев, которые заберут у тебя бегунок, посмотрят, что все печати стоят, а также проверят паспорт. (На выезде паспорт не проверяют. Просто забирают “бегунок”.)
9. После этого выезжаешь на нейтральную полосу и едешь неспешно (40 км/час там ограничение по моему) до поляков. Там тоже светофор на въезде и может быть очередь из машин. Там дележка на два потока: Дипломатические и остальные (машины из Евросоюза и остальные, дипломаты там бывают, но крайне редко) (грузовики и автобусы ваще иная тема). Ты к остальным, разумеется.
10. У поляков могут быть два варианта:
a. в Береставице Бобровниках поляк выходит сам, осматривает авто, берет доки, уходит в помещение, ставит печати, выносит, раздает и ты поехал.
b. в Бресте Тересполе поляк выходит сам, осматривает авто, берет доки, уходит в помещение, ставит печати и выкрикивает твою фамилию, сидя в будке. ( в Тересполе давно уже ничего не выкрикивают, а просто раздают документы).
11. Доки раздели на две части:
a. Пакетик с загранпаспортом (без обложки и не вздумай хранить там деньги!!!), СоРТС и гринкартой.
b. Бронь с подтверждением, твоя страховка, финансовая справка (из банка об остатке) и доверенность на авто. (У меня брони вообще в багажной сумке лежат, медстраховка в бардачке, а финансовой справки я отродясь в руках не держал)
c. Белорусам все пофигу, а поляки могут спросить зачем едешь? (туризм), где планируете жить? (бронь отеля покажешь) . С погранцами не ругайся и права не качай – помни, что любой погранец без объявления причин, может поставить тебе на визе rejected и отправить домой! Помни о детях!!! (Поляки ещё любят спросить “Куда едешь?”. Брони отелей никогда не просили.)
ВАЖНО. Перед границей могут подойти люди и попроситься в авто для пересечения границы. Дело в том, что пешком границу перейти нельзя – только внутри ТС. Это действительно, бред, и многие подвозят, но я всегда отказываю, и не потому что, я такая сволочь, а потому, что фиг его знает, что у него в сумке, а ты потом с ним паровозом пойдешь сам понимаешь куда. Беспошлинный ввоз сигарет на территорию ЕС: 2 пачки на человека (две пачки, а не блока!!!). Меня как то не просили провезти сигареты, но на всякий случай. (Полностью согласен. Посторонних на границе подсаживать незачем.)
На Берлин! Поездка на авто в Европу
11. Ну после границы, считай, попал в Европу. По моим ощущениям, если ты выедешь в 6 утра и не вляпаешься в ад на границе, то примерно в 6 вечера ты должен въехать в Польшу. Я б тебе советовал доехать до Варшавы, там, по крайней мере, красивый Старый Город (Old Town) (С каких пор в Польше государственным языком стал английский? 🙂 По-польски это называется Stare Miasto).
12. В пятницу утром проснулся, позавтракал и неспешно поехал в Берлин. Навигатор в Польше включится на прием пробок, так что вообще не парься и тупо езжай как он скажет. Однако, навигатор не покажет свежие перекрытия и/или ремонты. Пару лет назад навигатор привез меня под мост в Варшаве и я уткнулся в «кирпич» с ремонтом. Рядом курил поляк, который, после моего вопроса сел за руль своего авто и вывел меня по улицам Варшавы на автобан. Здоровья ему и удачи! (Навигатор штука хорошая, но голову никто не отменял. прежде, чем ехать через Польшу, стоит посмотреть маршрут хоть бы и в Гугльмэпс. Я же предпочитаю бумажные атласы.)
13. От Белостока прямая дорога до автобана Варшава-Берлин, т.е. ты тупо едешь по навигатору. (Дорога от Белостока до Варшавы бесплатная, пока) Автобан платный, будет несколько пунктов оплаты. Над каждым пунктом оплаты висит изображение как принимают платеж (кэшем – изображение монет или картой – изображение кредитки) и какой вид транспорта обслуживает данная будка.
Я всегда плачу карточкой, чего и тебе желаю. (Telepass не твое!!) Если что то сбойнёт, дашь евро(На польской автостраде я плачу злотыми. Всегда меняю 150-200 евро на злотые прямо на границе.), но учти, что сдачу они дадут в злотых.Я 15 лет назад в Испании сунулся в открытый шлагбаум, который передо мною захлопнулся и меня там чуть не сожрали, потому что это была спецдырка для машин с предоплаченным проездом (т.н. TELEPASS). 12 лет назад во Франции я опять решил всех наколоть и перед пунктом оплаты съехал с автобана. В результате наколол себя, потому что там на выезде такой же пункт оплаты, где я потерял полчаса времени (пункт один, машин много, а задом не сдать) а потом еще час трясся по проселочным дорогам, пытаясь найти въезд на автобан, т.к. по французски я нуль, навигаторов тогда не было, а карта Европы у меня была размером А4. Так что себе дороже вышло. Но рискнуть я был обязан!(Совершенно не мой вариант. Или ты едешь по бесплатным дорогам и жаба радостно квакает, а ты чертыхаешься в пробках. Или будь добр заплати. Зато за свои деньги получишь отличную дорогу)
14. На Польском автобане лимит 140 км/час (с 1 января 2011 года), ставишь на спидометре (не по навигатору!) 150, включаешь круиз-контроль и вперед! ( Я бы так не летел. 130 км/ч самый раз).
15. Границы между Польшей и Германией не существует, но почему то там всегда стоят немецкие полицейские. Скорость сбавь и проезжай спокойно. Переедешь через реку Одер и попадешь в Германию.
Ехать от Белостока 650 км, это примерно 6 часов с остановками на пописать и заправиться. Выйдешь в 9 утра, «после обеда» будешь в Германии. Я думаю, правильным будет поехать в Берлин, покатаешься там, погуляешь. Говорят что для въезда в самый центр Берлина нужна эко-виньетка – наклейка на лобовое стекло, которая продается на АЗС, так что лучше забей на поездку в центр на авто. (Она действительно нужна, но для иностранных автомобилей требование пока не жёсткое),
16. Мы прилетим утром, 6 июля 2013, в 13.15 в Аэропорт Tegel. Я думаю, к 14.00, учитывая, что будем без вещей, мы выскочим из Аэропорта, и ты нас встретишь. Перед аэропортом бесплатных парковок нет и встать просто так на обочине тоже не удастся. Как вариант, если приедешь рано, езжай к гостинице любой (как вариант Holiday Inn Berlin City-West, что по адресу Rohrdamm 80, Spandau, 13629 Berlin. Я там ночевал в прошлом году – парковка агромадная и ехать до аэропорта 5 минут), и вставай там на бесплатную парковку и жди моего звонка/смски. Главное, если запаркуешься на аэропорту в многоярусной парковке, спиши точно ее название, номер этажа и места, а то хрен потом найдешь.
Как искать отели
Польша. Просто едешь по дороге и выбираешь. Ориентироваться можно по придорожным надписям и указателям: HOTEL, MOTEL, ZAJAZD – не путать со словами WJAZD и WYJAZD, которые обозначают въезд и выезд (соответственно) с какой-нибудь придорожной территории, типа АЗС. Кроме того, есть еще NOCLEGI, POKOJE (иногда с надписью WOLNE, т.е., свободно)
Я думаю, в Берлине забронировать тебе мотель дешевый около аэропорта. Какой нибудь молодёжный хостел. В навигаторе (я его обновил) есть функция поиска отелей (я покажу как приедешь). Там просто всё.
Как заправляться в Европе. Поездка на авто в Европу
АЗС в Европе все постоплатные, т.е. сначала заправишься, а потом платишь. Платеж бывает двух типов – с оплатой автоматом прям на колонке (SelfCheck) и в здании тупо кассиру. В Швеции я как то заехал на SelfCheck АЗС, промучался минут 15, плюнул и поехал на обычную. Тебе тоже советую не тратить время, но как хочешь, у тебя его будет полно. Вообще, технология заправки простая. Подъезжаешь к колонке, суешь пистолет, нажимаешь курок и дизелька льется. Я обычно наливаю до полного. После отщелкивания вешаю пистолет, закрываю лючок и иду платить. Подходишь и говоришь номер колонки и тип топлива (к примеру, «намбер фо, дизель»). Ну и платишь кэшем или картой. Обычно там же, на АЗС можно перекусить, посетить туалет и купить всякие снэки и мелочевку. Очень прошу, закрывай машину всегда и везде, что у нас, что у них, когда идешь платить!!!
Как звонить в Европе
Я тебе дам телефон с СИМтрэвеловской СИМкой, которая включится только за пределами РФ, в твоем случае, она заработает в РБ. Все входящие в нее бесплатны. Исходящие тоже копейки, чем она и хороша. Одна только проблема у неё, это если ты с неё мне или кому то еще позвонил, дождался гудка (обозначился) и сбросил звонок, то все равно спишется одна минута разговора. Так что ты мне звони с неё, если что то срочно, а так звони со своей Мегафоновской (не забудь включить международный роуминг!!) и жди, когда я сброшу твой звонок. Перезвоню я тебе, разумеется, на СИМТрэвел. Лучше всего симку от СИМтрэвел вставить в тот телефон, где есть блютуз и завести на хэндсфри в авто, чтоб руки были свободные (штрафы агромадные за разговор за рулем). Я так и сделаю, благо есть у меня аппарат блютузный ненужный.
Еда и туалеты в Европе
Где пожрать и пописать в Европе. Общее правило: все есть на АЗС! Частности:
– В РБ вкусно пожрать на трассе нет. Пописать есть, но можно и проще тупо на трассе сам понимаешь как (имхо лучше заехать на площадку для отдыха. Даже если там туалет типа “сортир”, он всё равно будет относительно чистым). Есть в РБ не советую, если только на объездной Минска справа есть комплекс гостиничный здоровенный. Трактиры вдоль трассы мне не понравились едой, что удивило, хотя, может это просто мне не повезло. (Просто не повезло. Конечно РБ не Польша, но поесть там можно. Хотя мы берём перекус с собой)
– В Польше на автобане почти нет АЗС и насчет покушать я там не помню (хотя в прошлом году он только открылся, сегодня может быть инфраструктура сделана) (заправки на автостраде есть, но очень немного, с едой там совсем плохо, проще съехать в ближайший городок), но каждые 100 км есть площадки отдыха и туалеты бесплатные на них. В Польше я кушаю в МкДональдсах.(В Польше замечательная национальная кухня. Мы не променяем журек, котлет шабовый и салатки на синтетический генномодифицированный гамбургер. Кормят там вкусно и очень недорого. В Польше по нашему опыту есть можно в любом месте. Были мы и в роскошных загородных ресторанах, и в скромных придорожных кафе и, даже, в столовых для дальнобойщиков. В большинстве мест было просто супер и лишь кое-где просто хорошо.)
Во первых, сетевой известный понятный бренд и вряд ли там будет явно невкусно, во вторых халявный вифи. (Кому то это важно. Мы в отпуске отдыхаем в том числе и от интернета.)
– В Германии всё есть на АЗС. Технология следующая:
1. После заправки авто, ставишь его на парковку, заходишь в блок, где еда и идешь в туалет
2. Туалет платный, стоит 1 или 2 евро ( мне попадались максимум по 70 евроцентов), кидаешь денег при входе, автомат дает тебе талончик на 0,5 евро, который примут в зачет на кассе, если жрать купишь.
3. Как правило, на каждой германской АЗС есть пара/тройка разных едален, выберешь, что по душе. Если самообслужка, то с подносом идешь и выбираешь, что нравится, тыкая пальцем. Если официант, то просишь инглишменю, но на АЗС официантов по моему нет. Если а-ля макдональдс, то там все и так понятно.
Как ездить в Европе
– Во первых, никакого левого ряда. Не позорь страну! При свободном правом немедленно уходи. Моего коллегу прошлым летом тупо остановили полицаи, выгнали на обочину и штрафанули за езду в левом ряду при свободном правом. Забудь про левый ряд. Дорог там полно, свободного места тоже.
– Во вторых, никаких обочин. За обочины штраф в сотни евро. Я не знаю как ты ездишь в России, но там надо ездить по правилам. Мне почему то кажется, что ты любитель встречек и обочин, нет?
– Скоростной режим. Ясно, что надо соблюдать. За превышение до 20 км/час штраф 20 евро (лично платил в прошлом октябре), если выше, то уже от 100 и до бесконечности. Немецкие автобаны бесплатны и не лимитированы, я на них тупо ставлю 140 и ухожу в крайний правый. (На немецких автобанах встречаются ограничения скорости и камеры. Хотя немецкие камеры не распознают российские номера, но хамить всё равно не надо. Если поток на автобане сбавляет скорость, то следует идти со скоростью потока, а не обгонять тормозящий перед Вами “Порше”.)
– В Польше есть две фигни:
Круговое движение. Его там как у дурачка фантиков. Не забывай, что главный на круговом тот, кто на нем едет. (На автострадах кругового движения нет. А на обычных дорогах преимущество действительно у того, кто едет по кругу. ВСЕГДА.)
В Польше на обычных дорогах, как правило, две полосы. Одна в одну сторону, вторая, соответственно, навстречу. И огромные, в полосу шириной, асфальтированные обочины. Так вот, в Польше нормальная ситуация, когда не обгоняемый прижимается на обочину и пропускает вперед того, кто его хочет обогнать, а тот, кто обгоняет, выходит на встречку, а тот, кто едет обгоняющему навстречу, уходит на свою обочину. (Чаще бывает как раз наоборот – обгоняемый уходит на обочину). Когда в первый раз из-за навстречу едущей фуры выскочила легковушка и пошла мне в лоб, я обосрался сразу и ушел на обочину просто потому, что спужался. Не, ну а чо оно прям в лоб то несется?!. Потом понял и нашел сие разумным. На встречу тебе выходит чел на обгон и ты его пропускаешь, уйдя на свою обочину. Так как, твоя обочина ВСЕГДА свободна, ты уходишь туда без опаски воткнуться в бочину придурку, летящему по твоей обочине.
– На самом деле не так страшен штраф, хотя его размер немал и весьма немал, как вероятность того, что на авто повесит штраф какая нибудь камера, штраф будет висеть в БД ЕС и в следующем году, когда я опять поеду в Европу как минимум заплачу сам штраф плюс штраф в виде пени, а как максимум меня лишат визы. Прецеденты, увы, есть. Я пока не умею и не хочу учиться поиску своих штрафов на ЕСовских серверах.
Эта памятка показалась мне весьма разумной. Но в любом случае свою собственную голову на плечах никто не отменял.
Для основательной подготовки к поездке в Европу на машине рекомендуем также прочесть наши статьи:
Польский транзит.
Польский транзит. Часть II
3. Прям перед самой границей, в деревне Буда, с правой стороны, есть Лукойловская заправка. (деревня Буда находится уже в Белоруссии, но заправку Лукойл всё равно не пропустишь. Кстати там ещё и “Шелл” есть)
Вообще там две Буды и изначально всё верно указано
OK!
Спасибо, интересно почитать. Насчет интернета не соглашусь – он нужен и в отпуске порой, чтобы постить фотки на сайт))
Хороший пост. Интересно было почитать. В ближайшее время не собираемся в том направлении, но советы полезные. И с юмором. 🙂