Фамилия “Малютины” хорошо знакома любителям русского модерна. В первую очередь, мы вспоминаем имя Сергея Васильевича Малютина. Под Смоленском в имении Талашкино, принадлежавшем Марии Клавдиевне Тенишевой, художник Сергей Малютин создал свой особый малютинский стиль. В Талашкино мастер спроектировал существующий поныне необыкновенный архитектурный ансамбль.
Сергей Васильевич расписал первую русскую матрёшку и вместе с токарем В.Звёздочкиным по праву может считаться автором знаменитой игрушки.
Будучи преподавателем во ВХУТЕМАСе, Сергей Васильевич воспитал целую плеяду живописцев. Среди его учеников назовём имена Алексея Герасимова, Сергея Герасимова, Павла Корина, Константина Юона. Училась у мастера и его дочь, Ольга Сергеевна Малютина. Как и отец, она всю свою жизнь посвятила живописи.
Впервые дарование Ольги заметил отнюдь не отец, а княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. Когда Сергей Васильевич выполнял заказ княгини по созданию ансамбля в Талашкино, вместе с отцом в имении жила и его дочь Ольга. Она занималась в художественных мастерских Тенишевой под руководством самой Марии Клавдиевны.
Тенишева заметила прирожденный талант тринадцатилетней девочки к рисованию и ее удивительное чувство цвета. Впоследствии отец стал главным учителем и наставником Ольги Сергеевны.
Множество работ художницы хранится в художественном музее Смоленска. Дело в том, что в 60-е годы Ольга Сергеевна Малютина и её супруг, тоже художник, подарили государству полторы сотни своих работ и попросили передать их в смоленский музей.
Натюрморт «Череп и иконы»
Ольга Сергеевна придерживалась академических канонов живописи. Она в основном писала пейзажи и натюрморты. Натюрморт «Череп и иконы» создан в 1920 году, Ольге Сергеевне тогда едва исполнилось 26 лет.
Глядя на её полотно, сразу приходят на ум натюрморты нидерландских художников XVII века (малых голландцев). На них каждый предмет нёс символический смысл. Череп всегда напоминал о бренности жизни. Малые голландцы, в частности прославленный Питер Клас, часто включали этот предмет в свои натюрморты.
Свеча в живописи указывала на просветление и просвещение, свет знаний и считалась символом божественного света. Горящая свеча олицетворяла материю духа, пламя – это образ человеческой души. Погасшая свеча означает конец жизни, смерть.
Но кроме отсылов к vanitas, то есть к суете жизни, художница включает в натюрморт открытую книгу и иконы, как символ божественного знания и просветления. Сейчас трудно сказать, действительно ли Ольга Сергеевна заложила скрытое символическое послание в свой натюрморт, как это делали мастера эпохи барокко или ей просто было интересно писать разную фактуру предметов.
Интересно, что натюрморт “Череп и иконы” написан не на холсте, а на фанере, поэтому он не поглощает, а отражает свет ламп.
Ольга Сергеевна Малютина
Сведения о жизни Ольги Сергеевны скупы. Даты её жизни: 1894 -1979 годы. Свои работы Ольга Сергеевна начала выставлять с 1917 года и участвовала в выставках Мира искусств, Передвижных художественных выставках.
В середине и конце 20-х годов работы Малютиной экспонировали в Соединённых Штатах Америки. Город Цинциннати в штате Огайо приобрёл несколько работ художницы для городской галереи. В Москве дважды проходили её прижизненные персональные выставки – в 1957 и 1969 годах.
В 2019 году большая выставка её работ прошла в Смоленском художественном музее под названием “Упоительная обыденность”.
Приводим цитаты из анонса выставки натюрмортов Ольги Малютиной, опубликованном на сайте музея:
Предметная насыщенность многих натюрмортных композиций О.С. Малютиной, их декоративная зрелищность, то искреннее наслаждение, с которым художник раскрывает красоту предметного мира заставляет вспомнить и о роскошных композициях фламандских мастеров.
Выразительность фактур и объемов – качества, неизменно привлекающие в малютинских картинах, – еще и результат артистичного использования известных композиционных приемов. Это и темные фоны, буквально «выталкивающие» предметы на «авансцену» и тем самым усиливающие их цветоносность, и рассеянное освещение, когда предметы мягко погружаются в спокойный световой поток, и различные ракурсы изображений, заметно меняющие впечатление от композиции, но сохраняющие такое расположение объектов, при котором лучшим образом можно воспринять их фактуру, объем.
Кроме собрания Смоленского художественного музея, картины Ольги Сергеевны можно увидеть в Переславле-Залесском и в Сочинском художественном музее. Несколько натюрмортов художницы хранятся в частных коллекциях, в том числе и удивительные “Ландыши”.
Уважаемые читатели! Статьи о художниках и живописи мы собираем в разделе
“Искусство”.
Есть на сайте и рассказы о знаменитых полотнах, их создателях и коллекционерах. Их легко найти в рубриках
“Третьяковка” и
“Пушкинский музей (ГМИИ)”.