Дом музей М.И.Цветаевой в Москве

0
426
Музей Цветаевой в Москве

Музей Марины Ивановны Цветаевой находится в доме, где она жила до эмиграции, в 1914–1922 годах. Стоит дом в Поварской слободе по адресу Борисоглебский переулок, 6. С отъезда поэтессы из Советской России до конца 1970-х годов в доме были коммунальные квартиры, а в 1979 году советская власть решила  снести старинный особняк. Спасла дом Надежда Ивановна Катаева-Лыткина, медик по образованию, искусствовед и музейщик по призванию. Надежда Ивановна жила в одной из квартир, сражалась с чиновниками, много претерпела в битве за дом и победила. В 1990 году в квартире поэтессы открылся музей Цветаевой.

Мы побывали на экскурсии в доме-музее. Делимся впечатлениями, показываем комнаты и некоторые экспонаты музея.

Музей Цветаевой в Москве. Личные впечатления

Несколько раз нам приходилось слышать о том, что в музее Цветаевой в Москве не сохранилось подлинных артефактов, что он полностью придуман музейщиками и утратил историческую достоверность обстановки при жизни в нём Марины Ивановны. Эти упрёки справедливы лишь отчасти. Да, обстановку дома собирали с бору по сосенке и вещей поэтессы и её мужа там не сохранилось.
Но! Из всех трёх музеев Марины Ивановны Цветаевой (кроме московского – в Тарусе и в Елабуге), музей в Борисоглебском переулке, кажется самым настоящим, самым живым и говорящим. Из одних стен, воспоминаний Анастасии Цветаевой и Ариадны Эфрон, фотографий, стихов поэтессы, писем и фактов биографий в музее удалось воспроизвести ДУХ поэтессы, призвать её незримое присутствие, ощущение пребывания Цветаевой в своей квартире, её ауру и атмосферу цветаевского быта. Здесь воспроизвели впечатление счастливых лет молодых супругов, радости творчества, рождения дочери. В доме представлен и послереволюционный ужас – хаос, голод, расставание, смерть, безысходность.

Вероятно, когда посетители самостоятельно бродят по комнатам музея Цветаевой, у них может возникнуть недоумение. Ведь вся обстановка и артефакты требуют комментариев. Но на экскурсии по музею гости чувствуют и переживают все события жизни поэтессы в Борисоглебском 6.

Мы настоятельно рекомендуем присоединиться к экскурсии по дому-музею, тем более, что сборные экскурсии проходят в музее ежедневно.

Экскурсии по дому-музею Марины Ивановны Цветаевой

Из всех литературных музеев Москвы, экскурсия в дом-музей Марины Ивановны Цветаевой оказалась самой доступной по цене, по расписанию и по организации.

Музей проводит сборные групповые экскурсии по вторникам средам и пятницам в 17.15.
По четвергам (кроме третьего четверга месяца) сборная экскурсия начинается в 19 часов.
По субботам, воскресеньям и праздничным дням время сборной экскурсии – 12.00.

Оплатить экскурсию и входные билеты лучше на сайте музея.

Вы можете заказать индивидуальную экскурсию по дому-музею Цветаевой

  • По телефону +7 (905) 584 8490
  • Написав письмо на адрес электронной почты музея muzeicvetaevoi@culture.mos.ru

После экскурсии в музее (или до неё) можно прогуляться по Поварской слободе и почувствовать атмосферу литературной и аристократической улицы, близ которой жила М.И.Цветаева.

Пешеходная экскурсия “Аристократическая Поварская”.

Теперь представим несколько артефактов дома-музея М.И.Цветаевой в Москве.

О доме в Борисоглебском переулке и выборе Марины Ивановны Цветаевой

Дом по адресу Борисоглебский переулок 6 появился на карте Москвы в середине XIX века. Дом состоял из четырёх квартир, одну из них под номером 3 в 1914 году сняла 22-х летняя Марина Ивановна Цветаева и переехала туда с Сергеем Яковлевичем Эфроном и дочерью Алей.

Музей Цветаевой в Москве.
Музей Цветаевой в Москве, Борисоглебский переулок 6.

Марина Ивановна долго искала квартиру по душе. Она приглядывала что-то похожее на дом в Трёхпрудном переулке, где она родилась и жила с отцом и матерью. Марина Ивановна с сестрой Анастасией очень любили дом в Трёхпрудном и пережили целую трагедию, когда узнали, что наследниками этого дома являются не они, а дети Ивана Владимировича Цветаева от первого брака.

Дом в Борисоглебском переулке очаровал Марину Ивановну с первого взгляда. Во первых, он был похож на отчий дом. Во-вторых, в нём были все удобства. В третьих, планировка квартиры оказалась очень необычной, квартира № 3 занимала полтора этажа. Цветаева назвала дом “коробкой с сюрпризом”.
Снять восьмикомнатную квартиру начинающей поэтессе было вполне по средствам. Покойная мать, Мария Александровна, оставила дочерям немалый капитал. Но жили сёстры только на проценты от этого капитала. Каждая из них получала более 2000 рублей в год. По завещанию, всю сумму они должны были получить лишь по достижению 40-летнего возраста. Таким образом Мария Александровна предусмотрительно удерживала дочерей от необдуманных трат в молодости. Своё 40-летие Марина Ивановна отмечала в 1932 году в Париже. Понятно, что никакого материнского капитала 😉 она никогда не увидела.

Прихожую квартиры от гостиной отделяли стеклянные двери. “Вот здесь всё и начинается”, – воскликнула М.И.Цветаева войдя в дом.

Гостиная. Музей Цветаевой в Москве

Одну маленькую комнатку в большой квартире Марина Ивановна называла “комнатой-отщепенцем”. Пространства для небольшой семьи в доме хватало и комнатёнка стала гостевой. В музее её используют для выставок.

Первая комната с обстановкой – предположительно столовая или гостиная с потолочным окном.

Обстановка дома-музея М.И.Цветаевой
Обстановка дома-музея М.И.Цветаевой

На каминной полке стоит портрет Ивана Владимировича Цветаева.
“Мои дочери глупо устроили свою жизнь” – отзывался он о замужестве Марины и Анастасии. Иван Владимирович не сильно одобрял выбор дочерей, но препятствий к бракам не чинил.

“Мама звонко смеялась”, – вспоминала о жизни в Борисоглебском Ариадна (Аля) Эфрон. А Марина Ивановна говорила, что она – «второй Пушкин» или «первый поэт-женщина» – вот чего я заслуживаю и, может быть, дождусь. Меньшего не надо”.

Гостиная была необыкновенно светлая, освещалась через застеклённый плафон в потолке. Дверь из неё ведёт в небольшую проходную комнату.

Мария Александровна Цветаева

Мария Александровна Цветаева, в девичестве Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи. В 1891 году овдовевший Иван Владимирович женился на Марии Мейн. В 1892 году в семье родилась Марина, а через два года – Анастасия. Мария Александровна превосходно играла на фортепиано. Она мечтала, чтобы Марина Ивановна стала пианисткой и учила дочь игре на рояле.
В маленькой комнате стоит рояль рубежа XIX -XX веков. Именно в эту комнату Марина Ивановна перевезла инструмент матери. Он не сохранился и в экспозиции его заменил такой же по возрасту инструмент.

Рояль. Музей Цветаевой в Москве
Рояль в доме-музее М.И.Цветаевой в Москве.

На стене висит два портрета – Бетховен, кумир Марии Александровны и фотография М.А.Цветаевой. Мария Александровна скончалась от чахотки на 38 году жизни в 1906 году, когда Марине ещё не исполнилось 14, а Анастасии 12 лет.
Сохранилась фотография М.А.Цветаевой. Она сидит за роялем в доме в Трёхпрудном, а на стене висит портрет Бетховена.

М.А.Цветаева за роялем.
М.А.Цветаева за роялем. Музей Цветаевой в Москве.

Детская. Музей Цветаевой в Москве

Самая большая комната в доме – это детская.

Детская. Музей Цветаевой в Москве
Детская. Музей Цветаевой в Москве.

На левой стене висит копия портрета Марины Ивановны Цветаевой кисти Магды Нахман. Оригинал находится в хранилище, на экспозиции оставили копию. Нахман написала портрет в 1913 году в Коктебеле. Художница и поэтесса познакомились в Крыму, в дачном доме Максимилиана Волошина.

Магда Нахман. Портрет М.И.Цветаевой
Магда Нахман. Портрет М.И.Цветаевой.

Позволим себе не согласится с тем, что Магда Нахман написала единственный прижизненный портрет Марины Ивановны. На выставке Н.Милиоти мы видели портрет Цветаевой 1922 года.

Н.Милиоти. Портрет М.И.Цветаевой
Н.Милиоти. Портрет М.И.Цветаевой (?) 1922(?) Частное собрание, Москва.

Книжный шкаф подобный тому, какой стоял в доме, купила Аля Эфрон. В музей его передала Анастасия Ивановна Цветаева, к счастью, дожившая до открытия музея.

Книжный шкаф в доме-музее М.И.Цветаевой
Книжный шкаф в доме-музее М.И.Цветаевой.

В детской находится подлинный артефакт – зеркало, принадлежавшее Марине Ивановне. Когда-то оно отражало живой облик поэтессы. Удивительно, что из подлинных вещей Цветаевой сохранились самые хрупкие предметы – три зеркала. Второе находится в Елабуге, ещё одно – в Тарусе. Зеркало поставили напротив портрета Марины Ивановны и оно отражает её изображение.

Зеркало М.И.Цветаевой
Зеркало М.И.Цветаевой

На ум сразу приходят строки:

Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать — куда Вам путь
И где пристанище.

– написала поэтесса в 1915 году.

На зеркале стоят две фотографии дочерей Цветаевой и Эфрона – Али и младшей Ирины и отдельный снимок Иры.

Ирина - младшая дочь Цветаевой и Эфрона.
Ирина – младшая дочь Цветаевой и Эфрона.

“Глаза – как крылья бабочки” – писала о дочери М.И.Цветаева. Можно долго упрекать её за то, что она не уберегла младшую дочь. Но упрекающие не жили тогда, в жестоком и голодном 1918-м…
По воспоминаниям близких, на лето Марина Ивановна отправила Ирочку к тётке, сестре Эфрон, а когда приехала за ней, то услышала предложение либо оставить девочку навсегда, либо никогда больше не обращаться с просьбой о присмотре на время. Разве могла масть ответить согласием? Но если бы знала?…
Но до страшного 1920 года жизнь в Борисоглебском текла своим чередом.

“Первого сорта у меня в жизни были только стихи и дети”,

– говорила Марина Ивановна.

Кабинет

Так получилось, что собственный отдельный кабинет был у Марины Ивановны только здесь, в Борисоглебском 6. Отец подарил Марине Ивановне письменный стол, похожий на тот, что стоит в кабинете. Интересно, что он преподнёс дочери не изящный девичий столик с ящичками и секретером, а массивный конторский.

Кабинет. Дом-музей Цветаевой в Москве.
Кабинет. Дом-музей Цветаевой в Москве.

Анастасия Ивановна вспоминала, что в кабинете были обои с розовыми розочками. Бывало, Марина Ивановна писала стихи прямо на них. Анастасии хотелось сохранить написанное и она переписывала строки с обоев в тетради.

На стенах кабинета висят несколько фотографий. Среди них фотокопия портрета Наполеона. Император был кумиром Марии Александровны. А сама Марина Ивановна преклонялась перед Сарой Бернар. Однажды в 1909 году Марина увидела Сару Бернар на сцене в Париже. После одного из спектаклей поэтэсса дождалась актрису и попросила автограф на фотографии Бернар.

Фотография Сары Бернар
Фотография Сары Бернар в пьесе Ростана “Орлёнок”.

Сергей Яковлевич Эфрон

На стене в кабинете Марины Ивановны висит копия портрета Сергея Эфрона. Его автор Магда Нахимсон. Оригинал портрета не сохранился, копию сделали по уцелевшей фотографии картины.

М.Нахимсон (копия). Портрет С.Эфрона
М.Нахимсон (копия). Портрет С.Эфрона

Из этого дома в 1918 году Марина Ивановна проводила мужа на фронт в Добровольческую армию. Здесь же ждала вестей от него, отказываясь переехать куда-либо. Ведь Сергей Яковлевич мог прислать весточку только на этот адрес. Марина Ивановна дождалась, в 1921 году она наконец получила весть от супруга.
Сразу встал вопрос об эмиграции. Но чтобы получить заграничный паспорт, требовалось заплатить 11 миллионов рублей. Сначала сумма казалась немыслимой. Но вышли сборники её стихов и уже через год Цветаева с Ариадной отправились из Советской России в Европу.

В квартире есть ещё одна комната, которую музейщики условно назвали кабинетом Эфрона.
Музей Цветаевой в Москве.
Марина Ивановна называла мансардную комнату “чердачным дворцом”.

Ну-с, перечень наших чердачных чудес:
здесь нас посещают и ангел, и бес,
И Тот, кто обоих превыше.
Недолго ведь с неба – на крышу!

– 1919 год.
Со стороны Борисоглебского переулка дом состоит из двух этажей. Но с противоположной дворовой стороны из-за перепада рельефа дом надстроен ещё одним невысоким этажом. Чтобы подняться в комнату Эфрона нужно было пройти мимо овального окна. Из него просматривалась лестница перед входной дверью цветаевской квартиры. Марина Ивановна называла это место “капитанским мостиком”.

После “уплотнения” Марина Ивановна некоторое время жила в мансардной комнате, но потом её заняли соседи и пришлось перебраться на кухню.

“Зиму 1919 года ..мы – Аля, Ирина и я – жили в кухне, просторной, деревянной, залитой то солнцем, то луной, а когда трубы лопнули – и водой с огромной разливанной плитой, которую мы топили неудавшейся мушиной бумагой какого-то мимолетного квартиранта.”

– из записной книжки М.И.Цветаевой.

Мы записали на память лишь несколько обрывочных фактов о жизни поэта в этой квартире. На экскурсии в доме-музее Марины Ивановны блестящие экскурсоводы не столько рассказывают, сколько играют блестящий спектакль под названием “Марина Ивановна Цветаева в Борисоглебье”.

В заключении представим три удивительных артефакта.

Кольца М.И.Цветаевой и С.И.Эфрона

Обручальные кольца мы увидели на выставке, их временно привезли в музей Цветаевой в Москве из музея истории русской литературы им.В.И.Даля. Два кольца и браслет представлены в одной витрине.

Два кольца и браслет М.И.Цветаевой
Два кольца и браслет М.И.Цветаевой

Принадлежащий Марине Ивановне браслет сделан в Санкт-Петербурге в конце XIX века, материал не указан. Украшение хранится в музее в Борисоглебском переулке.
Обручальное кольцо С.Я.Эфрона выполнили в 1911 году. Не известно, каким чудом вещица сохранилась, возможно, его сберегла Елизавета Эфрон.

Обручальное кольцо С.Я.Эфрона
Обручальное кольцо С.Я.Эфрона.

Также сохранилось легендарное кольцо с сердоликом. По воспоминаниям Ариадны Эфрон, Марина Ивановна загадала, что выйдет замуж за человека, который найдёт для неё её любимый сердолик. Сергея Яковлевича она попросила найти её любимый камень. О том, что Марина Ивановна другим камням предпочитает сердолик, Эфрон узнал от Максимилиана Волошина, на чьей даче в Крыму познакомились молодые люди. Дело происходило в Коктебеле, на пляже под называнием Сердоликовая бухта. Среди гальки попадался не только сердолик, но ещё и агаты, и яшма. Но Эфрон “угадал”.

Перстень с сердоликом
Перстень с сердоликом. 1910-е годы. Государственный музей истории российской литературы им. В.И.Даля

Памятник Марине Ивановне Цветаевой

В 2007 году в Борисоглебском переулке напротив дома-музея Цветаевой установили памятник поэтессе. Марина Ивановна задумчиво сидит на высоком постаменте напротив дома, где когда-то прожила восемь лет.
Музей Цветаевой в Москве
Автор монумента скульптор Н.А.Матвеева.

Памятник М.И.Цветаевой в Москве
Памятник М.И.Цветаевой в Москве

Марина Ивановна погружена в свои мысли и, кажется, не замечает ничего вокруг. Художник Борис Асафович Мессерер, автор памятника поэтессе в Тарусе казал о скульптуре Матвеевой:

«Он очень изящный, он скромный, абсолютно непохожий на памятник. Он очень благородный и создает архитектурный ансамбль очень камерный».

М.И.Цветаева

Безупречен и горд
В небо поднятый лоб.
Непонятен мне герб,
И не страшен мне гроб.

Меж вельмож и рабов,
Меж горбов и гербов,
Землю роющих лбов –
Я – из рода дубов.

1918 год.

Если вам интересна индивидуальная экскурсия по Борисоглебью, Молчановке и Поварской улице, автор сайта готов провести её для вас. Подробности заказа экскурсии:

Авторские пешеходные экскурсии по Москве.

Наши статьи по теме:

Экскурсия “Аристократическая Поварская”.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь