Музей-заповедник “Сользавод” в Соликамске почти полностью сохранился с конца XIX века. В 1972 году солеваренный завод закрыли из-за нерентабельности. Но основная часть производственных сооружений уцелела до наших дней.
Музей-заповедник “Сользавод”. Информация для посетителей
Во время подготовки путешествия на Урал я столкнулся с весьма противоречивыми и ограниченными сведениями о возможности посещения музея соли в Соликамске. В отчётах говорилось о сложностях, отсутствии билетов и закрытых дверях музея. Возможно, когда-то так оно и было. Но в начале осени 2021 года мы без проблем побывали в музее соли.
Адрес музея: Соликамск, улица газеты “Звезда” 2. Телефон 8(34253)3-43-97.
Сайт: http://muzeisolik.ru/
Музей открыт со вторника по субботу с 9.00 до 18.00. Касса работает до 17.00. Воскресенье и понедельник – выходные дни. Стоимость полного билета – 100 руб., льготный билет стоит 80 руб.
Настоятельно рекомендуем брать экскурсовода. Без экскурсии знакомство с музеем-заповедником “Сользавод” покажется неполным и малоинтересным.
Соль. Немного теории
Соль – это единственный минерал, который человек употребляет в пищу. Заменить соль нечем. Химический состав поваренной соли – NaCl. С незапамятных времён соль считалась важнейшим природным сокровищем. Она служила естественным консервантом в те времена, когда человек ещё не научился сохранять пищу.
В минералогии NaCl именуют галитом от греческого “галс” – соль. В природе это бесцветные полупрозрачные кристаллы. Однако примеси окрашивают соль в серый, красный и коричневый цвета.
В Средние века соль добывали, вываривая её из рассолов. Вначале нужно было найти место с концентрированным рассолом. Там бурили скважину, ставили рассололивные трубы. Для подъёма рассола устанавливали журавель, похожий на обычный колодезный. К сожалению, мы не смогли попасть к Людмилинской скважине, единственной уцелевшей на берегу речки Усолки. Там шли работы по благоустройству набережной. Благодаря именно этой скважине в Соликамске начались разработки калийных и магниевых солей. Техник Николай Рязанцев в 1906 году обнаружил желтую соль с красными прослойками. Позже местный аптекарь Власов определил в этом образце наличие калия с примесью железа.
Контора сользавода
Музей соли – это практически полностью сохранившийся до наших дней солеваренный завод. Его основал в 1878 году купец Александр Васильевич Рязанцев. Завод работал по выварочной технологии вплоть до 1972 года, когда его закрыли из-за нерентабельности.
Контора сользавода находится при входе на его территорию. К сожалению, она пострадала в пожаре 2005 года и до сих пор полностью не восстановлена.
Кроме помещений конторы, в доме были и жилые комнаты, там жил управляющий заводом. Часть дома использовалась как дача владельцами завода Рязанцевыми.
Труд на сользаводе был очень тяжёлым. Практически все операции выполнялись вручную. Особенно тяжело приходилось переносчикам соли. Для мужчин норма была 6 пудов (96 кг), для женщин – 4 пуда (64 кг).
Соль из кулей просыпалась на шею и уши носильщиков, разъедала их. Отсюда и пошло прозвище солеваров – пермяк солёные уши.
Добыча соли
Добыча соли начиналась с рассолоподъёмной башни. Такие башни появляются в XVIII веке взамен колодцев с “журавлями”. Солеподъёмная труба из двойной становится трёхступенчатой. Верхняя конусовидная труба зовётся матичной, средняя труба именуется обсадной, а самая нижняя – вёслой. Под вёслой трубой делают копёж – яму, где скапливается рассол.
На Усть-Боровском заводе сохранилась Александровская рассолоподъёмная башня. Прежде от неё по воздуху шёл жёлоб для рассола. В советское время паровой насос заменили электродвигателем, а наружный жёлоб – стальной трубой.
Из башни рассол попадал в соляной ларь. Это герметичное деревянное сооружение, в котором собирали добытый из-под земли рассол. Соляные лари появляются только в XVIII веке. Ранее добытый рассол сразу перекачивали в варницы.
Варница. Музей-заповедник “Сользавод”
Варница – это важнейший элемент солеваренного производства. Соляной промысел может быть без башен, соляных ларей или амбаров, но без варницы – никогда. Варница – это большой сарай в центре которого устраивали печь – выкапывали яму и обкладывали её “диким камнем”.
Над печью подвешивали железную сковороду. Она называлась “цырен”.
Варница на Усть-Боровском заводе топилась “по белому” в отличие от ранних “чёрных” варниц. Такие варницы называли “баварками”. Дым из печи шёл по сложным ходам над цыреном и выходил в трубу за варницей. В начале ХХ века в варнице построили солекатные дорожки. Готовую соль стали не носить в амбар, а возить на вагонетках.
Варница работала 11 месяцев в году. Годовой объём продукции складывали в соляные магазейны. Это были колоссальные сооружения высотой до 30 метров. В них помещалось до 300 тысяч пудов соли.
Обычно запас соли собирали к половодью. Когда Кама разливалась, барки походили вплотную к соляному амбару, их быстро загружали солью и отправляли вниз по Каме к Казани и далее по Волге и её притокам.
Благодаря архаичной технологии и полной сохранности всей производственной цепочки, музей-заповедник “Сользавод” является уникальным памятником и безусловно заслуживает посещения.
В Европе соль добывали из соляных шахт. Один из самых знаменитых музеев добычи соли находится в Польше, недалеко от Кракова, в Величке.
На нашем сайте есть путеводитель по Соликамску. А также отчёты о поездке на Урал: “Вправо по карте” и “Москва-Урал. Со всеми остановками”.