Музей ситца в Иваново – пожалуй единственный в своём роде во всей России. Его коллекция рассказывает об истории ивановской текстильной промышленности. Этот музей совершенно не подходит для самостоятельного осмотра. Без экскурсии посетитель не узнает и сотой доли интересной информации.
Музей ситца Иваново. Особняк Бурылина
Музей занимает роскошный дом в стиле модерн в самом центре города Иваново. Находится он на бывшей Георгиевской улице, переименованной при коммунистах в проспект Ленина. До 1918 года особняк принадлежал Дмитрию Геннадьевичу Бурылину.
За прошедшее столетие дом обветшал, но некоторые детали в стиле модерн сохранились по сей день. Среди них деревянные двери с витражами,
торшеры на парадной лестнице,
плафон в зале второго этажа.
Модерновое убранство интерьеров служит прекрасной оправой для коллекции, посвящённой истории изготовления и украшения тканей.
История ткачества
Люди научились ткать примерно 7 тысяч лет назад. Первоначально древние мастера использовали коноплю и крапиву. Из них получали волокна и пряли нить. Длина и ширина ткани зависела от антропометрических параметров, попросту от роста и размаха рук ткача. Длина полотнища составляла около 2-х метров, а ширина – 60-90 см.
В античные времена ткань старались использовать цельным куском, её не кроили. Так возникли древнеегипетские и древнегреческие одеяния: туники, тоги, пеплосы. Уже тогда люди начинают заботиться об украшении, отделке тканей. На них наносят разноцветные рисунки. Краски получают из натуральных веществ: красный из корня марены, синий – из индиго. Очень ценился пурпурный цвет. Финикийцы получали его, вываривая из морских моллюсков.
Другие цвета, такие как серый и коричневый – это естественные цвета неокрашенной шерсти или льна. В музее представлен уникальный фрагмент домотканой материи, найденный в могильнике XI века. Его специально не стали очищать от глины, чтобы сохранить древние волокна.
Музей ситца Иваново. Льняная материя
Древнюю материю выткали изо льна. На протяжении столетий лён был главной технической культурой Московии. В музее есть карта, изготовленная в технике макраме. На ней жёлтым представлены ареалы, где выращивали лён.
Посмотрите на “льняные” земли более крупным планом.
Ширина древней льняной ткани составляла 38-42 см. Цвет соответствует натуральной льняной ткани после отбеливания.
Для сравнения на современной фабрике “Шуйские ситцы” производят ткань шириной 2 метра 80 см. Это позволяет выпускать 2 тысячи комплектов постельного белья в сутки.
В России выращивали лён-долгунец.
После сбора урожая льняные волокна отбивали, чтобы отделить жесткие стебельки – костру.
Из полученных волокон пряли нить. Опытная пряха могла за один присест спрясть на веретене нить длиной от 200 до 300 метров.
Настоящей революцией в прядении стало появление самопрялки. Считается, что её изобрели в Германии, а в Россию она попала при Петре I. Самопрялка резко увеличила производительность труда.
Не менее революционным стал горизонтальный ткацкий станок.
Готовую ткань обязательно стирали для усадки. Ступа с пестом – это не транспортное средство бабы-яги, а устройство для стирки.
Музей ситца Иваново. Набойка тканей
С XVII века домотканые материи постепенно заменяются мануфактурой, то есть тканью, произведённой на продажу. Ткани украшали методом набойки или набивки разноцветных узоров. Для этого краску наносили на резные доски – “манеры”.
В XVII веке широко использовался оранжевый цвет. Краску получали из болотного ржавого железа в смеси с льняным маслом.
В музее Ивановского ситца есть фрагмент очень старой набивной материи XVII века.
Наиболее известными производителями тканей в XVIII веке становятся капитáлистые крестьяне Ямановский
и Грачёв.
Манера – это трёхслойная доска, состоящая из разной по твёрдости древесины. На рабочую часть обычно шла твёрдая груша или орех, а для средней части береза, ель или липа.
Манеры делали небольшого размера для облегчения веса. Тем не менее, ручная набойка была очень тяжела физически. Мастер-набойщик мог сделать не более 100 метров ткани за смену. На фото видно, что манеру устанавливали на ткань и пристукивали особым деревянным молотком.
Хлопковая революция
В конце XVIII века Осип Степанович Соков начал импорт хлопка из Индии. Несмотря на крепостное право в России и расходы на доставку, хлопок оказался дешевле льна. Тот же Соков изобрёл заварное или запарное крашение. Суть этого способа заключается в том, что краска смешивается с протравой и обрабатывается паром. Под воздействием высокой температуры и влажности протрава соединяется с краской и даёт прочный устойчивый цвет.
Соков впервые добавил в натуральные красители химические добавки. В любимый покупателями красный цвет он добавил животный белок альбумин. Альбумин придаёт стойкость краске при термической обработке. Проще говоря кумач Сокова можно стирать в горячей воде.
Для украшения тканей на соковской мануфактуре использовали несколько манер по количеству цветов на ткани. Основной фон “заваривали” смесью краски с протравой.
Осип Степанович Соков
По профессии Соков был красоваром, мы бы сказали – “художником-колористом”. Он составил многочисленные рукописные книги, в которые записывал рецепты красок. Эти рецепты зашифрованы. В них он указывал старинные, забытые названия веществ.
При каждой ситценабивной мануфактуре имелась особая комната. Её называли “секретной”. Там красовар составлял и хранил рецепты красок. По ним фабрика изготавливала ткани различного рисунка. От таланта, знания и умения колориста зависели красота и прочность окраски ситцев и, в конечном итоге, сбыт продукции.
Музейный призрак
Есть в музее ситца необычный экспонат. Портрет шуйской купчихи Александры Фёдоровны Небурчиловой по словам сотрудников музея обладает мистическими свойствами.
Портрет написан в 40-е годы XIX века неизвестным художником. Дмитрий Геннадьевич Бурылин купил его в 1887 году. Более 100 лет полотно пролежало в фондах – уж больно неприятный взгляд у дамы на портрете. В 1997 году его выставили в экспозиции. Персонал сразу стал слышать потусторонние звуки: шуршание платья, шаги за спиной. Призрак даже касался сотрудниц музея ледяными пальцами. В 2004 году картину отвезли в Кострому на реставрацию. После этого мистические явления прекратились.
Госпожа Небурчилова была весьма суровой и жестокой особой. По сей день на развалинах её имения слышны брань и крики. Местные говорят:
“На небурчиловскую дачу не ходи, смутно там – хозяйка сильно злонравная была…”
Портрет госпожи Небурчиловой интересен и тем, что на её плечи наброшена набивная шаль.
Набивные платки и шали
Мода на шали пришла в Россию из Европы. Её завела Жозефина Богарне после Египетского похода Наполеона Бонапарта. Французские шали стоили безумных денег – от 1 до 12 тысяч рублей. Русские купцы Мерлины и Колокольцевы попытались воспроизвести их в России. Им это удалось и в Иваново началось изготовление набивных платков.
Ивановские предприниматели занимали первое место по производству набивных шалей. На втором были московские мануфактурщики. В начале ХХ века 80% всех платков производили шуйские купцы Посылины и Зубковы.
Музей ситца Иваново. Подвал
В подвале дома стоят ткацкие станки и машины для отделки тканей. Но в первую очередь стоит обратить внимание на подземный ход. Он соединяет особняк Бурылина с основанным им же городским музеем. Подземный ход прорыли в 1914 году. По сей день он находится в хорошем состоянии.
В XIX веке вместо трудоёмкой и сложной ручной набойки появляются машины для окраски тканей. Они используют валы, на которых вручную или с помощью специального цилиндра – молеты – наносят рельефный рисунок. Второй способ называется молетирным. Машина для окраски тканей получила название перротина по имени французского изобретателя Луи-Жерома Перро.
В XIX веке в Иваново широко использовали английские станки фирмы Платт или американские “Нортроп”.
На них работали мастеровые фабрики Якова Петровича Гарелина. Именно он в 1871 году добился преобразования сел Иванова и Вознесенской слободы в безуездный город Иваново-Вознесенск. Благодаря обилию английского текстильного оборудования город прозвали Русским Манчестером.
На рубеже XIX-XX веков значительная часть продукции отправлялась в Среднюю Азию. Там предпочитали яркие краски и крупные цветочные мотивы.
Восточный орнамент в виде огурца остаётся актуальным на протяжении столетий. На следующем фото представлен миткаль XVIII века фабрики Ямановского.
А здесь вы видите современную ткань с похожим узором.
Ивановские ситцы в ХХ веке
Музей ситца Иваново демонстрирует и ткани ХХ века. С одной стороны, это многочисленные образцы агитационных тканей с советской символикой. Некоторые из них разрабатывал сын Дмитрия Бурылина Сергей.
Рисунок ткани зачастую перекликается с авангардной живописью первых лет советской власти.
С другой стороны простая жизнь продолжалась. Примером служит свадебное платье в стиле ар-деко из ткани цвета слоновой кости.
С ним гармонируют туфельки
и знаменитые 70-100 лет назад слоники. Семь слоников – то отнюдь не символ мещанства, а пожелание счастливой жизни.
О значении Иваново как крупнейшего центра тексильной промышленности напоминает тканевый глобус. В прошлом ивановские ситцы поставлялись во многие страны на всех пяти континентах.
Отдельный зал посвящён дизайнерским работам знаменитого модельера Славы Зайцева. Он родился в Иваново, но из-за попавшего в нацистский плен отца был поражён в правах и смог закончить лишь текстильный техникум. Будучи талантливым человеком, он создавал удивительные наряды и всегда предпочитал ивановские ткани. Одна из последних его коллекций получила название “Ожидание перемен”. Она датируется 2007-2008 годами. В тканях отчётливо видны мотивы павлово-посадских платков.
На этом заканчивается наше знакомство с музеем Ивановского ситца.
Визит в музей мы включили в небольшое путешествие по “Золотому кольцу без золотого кольца”.
Классический маршрут “Золотого кольца” описали в статье “На золотом кольце сидели…”
Также составили путеводитель по Иваново.
Отдельно поделились впечатлениями о мини-гостинице “Агата” в Иваново.
Иваново. Выбор гостиниц в системе “Островок”.