Музей Русского импрессионизма – один из самых новых музеев Москвы. И всего за несколько лет он завоевал невероятную популярность. Открыли музей в корпусах бывшей кондитерской фабрики Адольфа Сиу (“Большевик”).
Среди краснокирпичных строений выделяется модернистский цилиндр с встроенным в него прямоугольным объёмом.
На ум сразу приходит разные новомодные архитектурные течения и имена Захи Хадид, Сергея Скуратова, Нормана нашего Фостера. Ничего подобного!
Музей Русского импрессионизма. Здание
Здание музея ведёт свою историю с советских времён. Его построили в 1960-х годах, больше ста лет спустя основания фабрики Сиу. Это было складское помещение из бетона. Использовали его для хранения сухого молока, муки и сахара. То есть основным условием сооружения стало сохранение сухого микроклимата помещений.
При перестройке здания в музей, его бетонные стены “одели” в металлическую обшивку. Внутренности технического сооружения перекроили так, что помещение стало полностью отвечать самым современным музейным требованиям.
Постоянная экспозиция музея Русского импрессионизма
Экспозиция музея небольшая и не сильно богатая. Более того, постоянной экспозиции как будто и не существует. Каждый раз, поднимаясь на второй этаж музея, встречаешь новые картины, видишь имена разных мастеров эпохи.
Выставки
Свою репутацию музей Русского импрессионизма строит, в первую очередь, на проведении выставок. Под крышу небольшого экспозиционного пространства съезжаются полотна со всего света. В его просторном зале встречаются прославленный Репин и едва знакомый Якунчиков, знаменитый Ларионов и известный только специалистам Лазарев. Стараюсь не пропускать тематические выставки. Назову некоторые из них.
“Жёны” – под таким названием нам показали портреты жён и муз знаменитых мастеров.
“Импрессионизм и испанское искусство” – название говорит само за себя. В 2020 году посетителям предоставили возможность познакомиться с работами испанских мастеров конца XIX – начала XX века.
“Место под солнцем” – в 2018 году музей устроил “встречу” двух друзей – художников Павла Бенькова и Николая Фешина.
“Другие берега” – представила ретроспективу выставки русских и советских мастеров, проходившей в 1921 году в Соединённых Штатах Америки и Канаде.
О выставке “Авангард: на телеге в XXI век” расскажу отдельно. А пока помогу любителям импрессионистской живописи добраться до музея Русского импрессионизма.
Музей Русского импрессионизма. Как добраться
Музей Русского импрессионизма находится на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик» по адресу Ленинградский проспект, 15 строение 11.
Музей расположен между станциями метро Белорусская и Динамо. От Белорусской идти немного ближе. Согласно гуглю, путь займёт 15 минут. От Динамо придётся идти чуть меньше 20 минут.
Путь от Белорусской будет проще и ближе. НО! При условии, что от площади Белорусского вокзала вы сразу попадёте на нужную сторону моста-путепровода. Тут надо знать одну хитрость.
Если вы воспользовались станцией метро Белорусская кольцевая, идите вдоль здания вокзала к его дальнему крылу, к мосту. Входите в вестибюль метро. Подходите к охраннику и просите разрешения подняться на мост. Мне ни разу не отказывали. Поднимайтесь по лестнице, выходите из дверей и поворачивайте налево. Вы на Ленинградском проспекте. Идите до дома 15, никуда не сворачивая.
Помните! Выход на нечётную сторону проспекта, на мост-путепровод через железнодорожные пути находится внутри западного вестибюля станции метро Белорусская Замоскворецкой радиальной линии.
Вот две подсказки. На схеме красные стрелки указывают путь от Белорусской кольцевой.
Вид местности.
От станции метро «Белорусская» до музея примерно 15 минут пешком. Идти лучше по нечётной стороне проспекта на север. Если следовать по чётной стороне, перейти Ленинградский проспект можно почти напротив музея.
Проходите в ворота рядом со шлагбаумом.
Держитесь левее. Следуйте в арку под краснокирпичным зданием.
Выйдя из арки поодаль, на правой стороне улицы увидите светлое здание музея Русского импрессионизма.
От станции Динамо нужно идти на юг. Станция находится на чётной стороне Ленинградского проспекта. Перейти проспект лучше сразу. Переход есть почти напротив станции Динамо.
“Авангард: на телеге в XXI век”
В начале 2022 года музей Русского импрессионизма подготовил поистине грандиозный подарок всем любителям отечественного искусства.
Выставку «Авангард. На телеге в XXI век» предвкушали и с нетерпением ожидали. С первых дней работы она вызвала неподдельный интерес. Ещё бы! Во-первых, представленные картины на сто лет выпали из культурной жизни страны.
Во-вторых, о существовании некоторых работ не знали даже наследники мастеров..
В третьих, чтобы подготовить показ, искусствоведы несколько лет трудились, собирая полотна, атрибутируя картины, реставрируя их. (На реставрацию “Композиции” А.Моргунова пришлось собирать пожертвования у любителей искусства).
Работу специалистов можно сравнить с детективным расследованием. На выставке мы увидим пропавшие без вести и счастливо обретённые полотна. (Полотно В.Кандинского обнаружили совершенно случайно).
Можно сказать, что выставка «Авангард. На телеге в XXI век» это повторение пройденного в усечённом варианте. Из трёхсот двадцати двух работ показа столетней давности, удалось найти лишь треть – немногим больше 100 полотен. Впервые выставку увидели в 1921 году в Вятской губернии. И вот что интересно! Проходила она летом и осенью, в разгар крестьянских полевых работ. Кажется, людям должно быть не до искусства. Да и положение в стране было печальным – разруха, голод, болезни…
Но из шеститысячного населения Яранска, полотна авангардистов увидели больше двух с половиной тысяч человек, почти половина всех жителей городка! Пожалуй, это рекорд популярности любого события! Как же полотна маститых художников авангарда забрели в провинциальный Яранск и почему там остались?
Художественная выставка 1921 года в Вятской губернии
Сразу после 1917-го года многие художники-авангардисты искренне поверили, что с новой властью они идут рука об руку. Поражает факт, что в 1918 году Марка Шагала назначили комиссаром по делам искусств Витебской губернии. Казалось, власть покровительствовала свободным художникам, финансируя и пропагандируя их искусство, организовывая выставки.
Более того, в десятках малых городов планировали создать свободные художественные мастерские. В них местные таланты могли бы знакомиться с самыми свежими веяниями революционной моды и вслед за известными художниками преобразовать буржуазное искусство в революционное. Понятно, что в итоге ничего не вышло. Уже в середине 20-х годов оказалось, что ни с авангардом, ни со свободой новой власти не по пути.
Тем не менее, в 1921 году триста двадцать две картины шестидесяти двух мастеров приехали в Вятку. А оттуда на телегах — в настоящую глубинку, в Яранск. Выставка вызвала неподдельный интерес! Но… неожиданно наступил ноябрь…. Везти выставку дальше в другие города не смогли из-за распутицы. В следующем году банально не хватило денег на её продолжение. Картины на полвека застряли в Яранске. Многие из них в 60-е годы передали в Вятский художественный музей. Судьба части картин с выставки не известна. Скорее всего, авторы их забрали их и, возможно, продали.
И вот теперь, спустя 100 лет, музей Русского импрессионизма вслед за Вятским музеем и Ельцин-центром в Екатеринбурге показывает это удивительное собрание.
Большинство работ принадлежит художникам авангардистам. Но задачей той давней выставки была показать многогранность русского искусства. Ведь не все мастера шли новаторским путём. Многие придерживались классических и реалистических традиций. Одним из представителей этого направления был Николай Фешин. Коротко о творечстве мастера рассказали в отдельной статье.
Посетителям на заметку
Билет в музей Русского импрессионизма можно купить онлайн. Регулярно по музею проводятся выставки.
Уважаемые читатели! Мы приглашаем вас в другие художественные музеи Москвы. На сайте мы рассказываем о маршрутах музейных экскурсий, помогаем купить билет, заказать экскурсию, советуем, что следует посмотреть в первую очередь и без чего можно обойтись. Весь перечень навигационных статей найдёте в рубрике “Путеводитель по экскурсиям”. Перечислим некоторые публикации:
- Московский Кремль. Смотреть и видеть.
- Алмазный фонд. Билеты. Где и как купить.
- Третьяковка для чайников.
- Пушкинский музей. Что посмотреть.
- Бородинская панорама. Экскурсии и билеты.
- Дворец Алексея Михайловича. Стоит ли идти.
- Арбат. Путешественнику на заметку.
Если у вас остались вопросы или пожелания по содержанию статьи, задавайте их в отзывах к статье.
Благодарю!!!
🎈