Музей Шкода в Млада Болеслав. С автомобилями “Шкода” я заочно познакомился в далёком детстве, когда иностранные автомобили в “стране советов” были наперечёт. Советский Союз не импортировал легковые автомобили даже из стран “народной демократии”, к которым относилась Чехословакия.
Однако у нас продавался рекламный журнал чехословацкого внешнеторгового объединения “Мотоков” (аналог советского “Автоэкспорта”) под названием “Мотор-ревю”, где много, подробно и со вкусом писалось о “Шкодах” и “Татрах”.
Впервые я увидел “Шкоды” живьём году в 74-м – 76-м, когда ещё совсем ребёнком попал в Польшу. Поляки считали её вполне достойной машиной, в любом случае лучше их родной “Сирены” или ГДР-овского “Трабанта”. Хотя, справедливости ради надо сказать, что в Чехословакии советские “Лады” ценились выше отечественных машин.
Шкода очень неплохо продавалась в “капиталистических странах” – её покупали и в Англии, и в Финляндии.
Музей Шкода в Млада Болеслав
С тех пор прошло почти 40 лет и во время очередного чешского путешествия я решил, что пора наконец заехать на родину “Шкоды” в городок Млада-Болеслав и подробнее познакомиться с историей марки. Если быть точным, то родина фирмы “Шкода” – это Пльзень. Именно там был основан машиностроительный завод графа Вальдштейна, позже купленный предпринимателем Эмилем Шкода. Но пльзеньский завод занимался чем угодно – пулемётами, электродвигателями, металлоконструкциями – только не автомобилями. Хотя, вру, в 20-е годы прошлого века в Пльзени было построено несколько десятков роскошных автомобилей Н6 по лицензии знаменитой “Испано-Сюизы”.
Лаурин и Клемент
Музей Шкода в Млада Болеслав. Млада-Болеслав изначально был родиной автомобилей марки “Лаурин и Клемент”. В 1895 году в этом городе встретились два господина: Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент.
Вацлав Лаурин был механиком, специалистом по паровым двигателям и паровозам. Однако свою душу он отдал велосипедам. В ту пору у него уже был опыт по ремонту велосипедов в соседнем городе Турнов. Однако, отношения с тамошним компаньоном не сложились.
Вацлав Клемент был преуспевающим владельцем книжного магазина и страстным велосипедистом.
Согласно легенде, путь к знаменитой автомобильной марке начался с приобретения Клементом велосипеда немецкой фирмы “Зайдель и Науманн”. Вскоре после покупки велосипед сломался. Местный представитель не смог его отремонтировать и тогда Вацлав Клемент отправил велосипед в генеральное представительство фирмы в Богемии в город Усти-на-Лабе, сопроводив его вежливым письмом на чешском языке. Однако, вскоре он получил необоснованный отказ, поскольку на фирме не стали читать непонятный текст и потребовали, чтобы владелец бракованного товара написал им по-немецки. Немецкий был официальным языком Австро-Венгерской империи. После этого, обиженный оскорбительным отношением, Вацлав Клемент решил создать собственное предприятие по ремонту, а затем и по производству велосипедов.
Млада-Болеслав – небольшой город. Все тамошние энтузиасты-велосипедисты были знакомы друг с другом. Два Вацлава – Лаурин и Клемент – неминуемо должны были встретиться. В 1895 году инженерный опыт Вацлава Лаурина и предпринимательская жилка Вацлава Клемента объединились и создали фабрику велосипедов под патриотическим названием “Славия”.
Первый мотоцикл
Уже через 3 года, увидев на парижской выставке мотоцикл братьев Вернер, Лаурин и Клемент начинают производство собственных мотоциклов – первых в Австро-Венгрии. При этом их конструкция оказалась куда разумнее оригинала. Если братья Вернер поставили двигатель на переднюю вилку и сделали ременный привод на переднее же колесо, то Лаурин и Клемент сразу поместили двигатель в базе – там, где он находится по сей день. Цепная передача приводила в движение заднее колесо. Сейчас это кажется очевидным, но Лаурин и Клемент были первыми в бывшей Австро-Венгрии, кто додумался до такого простого и изящного решения.
Вскоре Лаурин и Клемент представили трицикл , чем то напоминающий повозки азиатских велорикш. Но эта конструкция оказалась неудачной. От трицикла уже было рукой подать до первого полноценного автомобиля.
Первый автомобиль Шкода
Им стал “L&K” Voiturette тип А (Лаурин и Клемент Вуатюретт), т.е. – по французски – “повозочка”. Имя “Славия” кануло в Лету вместе с прекращением производства велосипедов.
На “Вуатюретт” установили 2-х цилиндровый двигатель. До начала Первой Мировой войны Лаурин и Клемент создали несколько моделей автомобилей с 4-х и 8-цилиндровыми двигателями. Я плохо разбираюсь в старинных машинах, но тип S обойти не могу. Тем более, что эту модель активно покупали в Российской империи.
Не представляю себе, как можно было управлять таким автомобилем. В нём вообще нет ни одного прибора – даже спидометра или манометра!
Первая Шкода
После образования Чехословакии “Лаурин и Клемент” продолжили выпуск надёжных добротных автомобилей. Например тип 520, также представленный в музее. Этот экземпляр уже несёт на радиаторе эмблему “Шкода”.
В 1925 году младо-болеславская фирма объединилась с пльзеньским концерном Эмиля Шкоды. Тогда же появилась и эмблема в виде стрелы с убором из перьев. По преданию, Эмиль Шкода предложил её в память о своем путешествии по Южной Америке в сопровождении верного индейца-проводника. С той поры сохранилась роскошная Шкода Н6 – по сути лицензионная Испано-Сюиза.
Рапид и Суперб
Однако автомобильный завод в Млада-Болеслав сохранил известную самостоятельность, добавив к марке аббревиатуру ASAP, т.е. Автомобильная Промышленная Компания. В 30-е годы сложился модельный ряд, состоявший из недорогого “Популяра”, автомобиля среднего класса под названием “Рапид”
и роскошного “Суперба”
Всё изменилось в 1939 году, после оккупации Чехословакии фашистами. Завод Шкода начал производить артиллерийские снаряды и “кюбельвагены” – упрощённые армейские автомобили. Фашисты постарались стереть из памяти само название завода, включив его в имперский концерн Герман Геринг Рейхсверке АГ. В самом конце войны здания завода серьёзно пострадали во время авианалёта. До сих пор неясно, чьи самолёты бомбили “Шкоду” – не то немецкие, не то американские.
Шкода Тудор
Однако уже в 1945 году на национализированном заводе “Шкода” АZNP началось производство нового автомобиля. Им стал перелицованный довоенный “Популяр”, получивший индекс 1101 и имя собственное – “Тудор”, вероятно, от английского two doors (две двери), хотя выпускались и 4-х дверные машины.
Прошло всего 5 лет и на конвейере появляется Шкода 1200 с модным в ту пору “понтонным” кузовом. На фото она внизу в кузове “универсал”, под довоенным “Рапидом”. Кузов был… 4-х дверным, считая задний люк. С левой стороны пассажирская дверь отсутствовала. Эти машины поставлялись в СССР, особенно в качестве кареты скорой помощи.
Легендарная Октавия
Дальше идут знаменитые Шкоды 440/445, позже получившие прозвание “Октавия”. Да-да, первая “Октавия” появилась в середине прошлого века. Для того времени это была очень неплохая машина.
Вместе с Октавией выпускали изящное купе-кабриолет под названием “Фелиция”.
Заднемоторные Шкоды
Музей Шкода в Млада Болеслав . В 1964 году завод в Млада-Болеслав был практически построен заново. Кардинально изменился и автомобиль, который начали делать на новом заводе. Ещё в 50-е годы ХХ века многие европейские компании перешли на выпуск автомобилей заднемоторной компоновки. Пионерами в этом деле были чешская “Татра” (ещё с довоенных времён) , “Фольксваген” и “Рено”. В 50-60-е годы такая конструкция считалась весьма современной.
Правда, больших автомобилей с задним расположением двигателя делали мало. Зато “Рено”, “ФИАТ”, “СИМКА”, “НСУ” производили их во множестве. Новая “Шкода” тоже стала заднемоторной. Она получила индекс 1000/1100 МВ, что означало рабочий объем двигателя и сокращение от названия города Млада-Болеслав. Любопытно, что среди прототипов этой модели был… универсал. Это с задним то мотором! Хотя у “Фольксвагена” в то время была аналогичная машина.
Однако, в серию пошёл только четырёхдверный “седан”. Самое удивительное, что эти автомобили до сих пор встречаются на чешских дорогах.
Спустя всего лишь 6 лет появляется новая модель – “Шкода 100/110”. По сути, это был глубокий рестайлинг 1000 мв. Округлые формы шестидесятых годов сменились рубленым дизайном семидесятых. Но среди заурядных седанов выделялось изящное спортивное купе “Шкода 110R”.
Музей Шкода в Млада Болеслав. Экспозиция
Более поздние “Шкоды 105/120” встречались и на наших дорогах, а про “Фаворит”, появившийся в 1989 году, и говорить нечего. Именно из “Фаворита” выросла столь популярная в 90-е годы “Фелиция”.
К сожалению значительная часть экспозиции музея выставлена на своеобразной “этажерке”, где машины не то, что сфотографировать – рассмотреть сложно. Именно там остались “Шкода 1200”, прототип “Шкода Спартак” и много других интересных экземпляров.
Незнакомые Шкоды
В конце экспозиции выставлен концепт-кар Vision D . Он послужил основой для серийного Рапида-хэтчбек. Да-да, подобно “Октавии” и “Фелиции” название “Рапид” тоже вернулось из прошлого.
Будущее превращается в настоящее прямо на стоянке у заводского музея. Здесь я впервые увидел Шкоду “Сити-Гоу” и рядом с ней – “Рапид”-хэтчбек. Это только в России “Рапид” – новинка. На самом деле машине уже около двух лет и её нередко можно встретить на чешских дорогах.
Музей Шкода в Млада Болеслав. Реставрация
Забыл добавить, что в отдельном зале представлена технология реставрации старинных автомобилей. Здесь показано, как найденный в заброшенном сарае ветхий рыдван…
постепенно превращается
в сияющий музейный экспонат.
В этом путешествии мы побывали в ещё одном автомобильном музее – завода “Татра”.
О полном маршруте этого путешествия мы рассказали в статье “ЧИСТО ЧЕХИЯ”.
А где танки?!
Танков там, к счастью, нет. За танками Вам надо в Кубинку или, на худой конец, в Сомюр 🙂
Именно так я и имею ввиду,некорректно выразилась ранее
Не страшно 🙂
Где и что смотреть нужно решать в первую очередь. Исходя из вашего опыта,все рационально,все продуманно,чтобы “посмотреть самое интересное и главное по пути”, как мы говорим.
Спасибо за прекрасный сайт.
Спасибо за отзыв, но мы поступаем иначе. Сначала решаем, что мы обязательно хотим посмотреть. Затем под “обязательно” подгоняем промежуточные точки и смотрим – есть ли там что-то интересное. Иногда интересное само нас “находит”, как замок Странув по дороге из Млада-Болеслав в Мельник.