Прогулка по Мюнхену. Рассказав о Бад Райхенхале и Кёнигзее, надо, наверное, сказать пару слов и о Мюнхене. Хоть это и будет действительно «парой слов», потому что в столице Баварии я провела всего каких-нибудь пару часов по дороге из Бада в Москву. Когда-то в юности мне очень нравился роман Пикуля «Париж на три часа» – так пусть мой «роман» о Мюнхене называется примерно так же.
Впрочем, еще по пути в Бад на поезде из Мюнхенского аэропорта мне пришлось сделать пересадку на станции Мюнхен Ост. Между поездами был промежуток минут в сорок, и я, чтобы не торчать на вокзале, решила погулять по Мюнхену. Окраина неприятно поразила меня обилием грязи и бомжей, с которыми я выкурила сигаретку на лавочке в сквере перед неработающим фонтаном. Потом, правда, зашла в весьма пристойный супермаркет, купила яблочной газировки, которой нет в России, и поехала дальше. Возвращаясь из Бада, я сразу взяла билет до Главного вокзала Мюнхена, в надежде, что центр города реабилитирует его в моих глазах. Так и получилось.
На вокзале я оставила чемодан в ячейке камеры хранения. Такие есть на всех крупных вокзалах Германии, и стоит это недорого. Цены никак не хотят удерживаться в моей голове, но мне кажется, что тут речь идет о двух или двух с половиной евро, уж во всяком случае, не больше четырех. Я всегда стараюсь заложить побольше, а если что-то останется, побаловать себя лишней чашечкой кофе. Тут же, в здании вокзала, я обнаружила туристический информационный центр.
Моей главной целью прогулки по Мюнхену было посещение Старой Пинакотеки. То была моя давняя мечта, а само название музея всегда казалось мне загадочным и магическим. Когда, бродя по выставкам или листая альбомы по искусству, я видела под картинами слова «Мюнхен. Старая Пинакотека», меня охватывал непередаваемый трепет: приходили мысли о старинных замках, а в них – пыльных библиотеках с тиснеными потускневшим золотом корешками, темных потрескавшихся фамильных портретах, призраках и волшебных приключениях. Ни «Париж. Лувр», ни «Мадрид. Прадо», никакие иные подобные надписи не оказывали на меня такого действия. Поэтому я устремилась в туристическое бюро, чтобы первым делом узнать, как пройти в пинакотеку.
Произнести заветное название я, наверное, смогла бы на многих языках, но услышала, как служащий что-то лихо объясняет по-итальянски стоящему перед ним туристу – видимо, из Италии. Произошло влияние высшего разума на низший, и, когда подошла моя очередь, я спросила с замиранием сердца: «Per favore, la Vecchia Pinacoteca?» Служащий так же лихо объяснил мне маршрут: для начала нужно было выйти из здания вокзала и повернуть налево, что я и сделала.
Слева от меня был такой почти сказочный дом,
а справа вдалеке виднелись башни Кафедрального собора – визитной карточки Мюнхена.
Тут, на мое несчастье на пути по Мюнхену, мне попалась группа соотечественников, и я зачем-то решила уточнить дорогу у них. «Можно идти и так, – сказали они. – Но лучше забрать правее». Я сдуру забрала и, хоть никогда прежде не бывала в этом городе, очень скоро сообразила, что иду не туда. Соотечественников больше не встречалось – пришлось мне спрашивать у немцев (надо заметить, что многие из них говорили на неплохом французском). Они все время советовали мне взять левее, и, наконец, я поняла, что описала круг. Но вот здание моей мечты показалось на горизонте…
Войдя внутрь, я ненадолго отрешилась от высокого и сделала попытку проникнуть в музей бесплатно, по своей гидовской карточке. Номер не прошел, и я, было, слегка расстроилась, но тут оказалось, что сегодня билет стоит всего 1 евро. Правда, еще два пришлось отдать за камеру хранения: не пустили с довольно большой, но, в общем-то, вполне обычной дамской сумкой. Правила покруче, чем в горячо любимом всеми нами московском Кремле!
Не буду описывать шедевры Дюрера, Гольбейна, Кранаха и других великих, которыми я так долго грезила: о них можно прочитать и увидеть репродукции, где угодно. Скажу лишь, что грёзы мои полностью сбылись. И осталось время на осмотр центра города, в который я и поспешила вернуться.
Одна из центральных площадей Мюнхена, расположенная недалеко от вокзала – Карлсплац. Ее знаменитый (работающий) фонтан – традиционное место встреч, вроде нашего «центра ГУМа».
А пройдя между двух обрамляющих ее полукруглых зданий (вроде нашей площади Гагарина в миниатюре),
можно через ворота Карлстор
попасть на пешеходную улицу. Тут же рядом еще один, небольшой, фонтанчик – на тему античности,
а со стены одного из домов смотрят средневековые человечки.
На пешеходной улице, как водится, магазины, рестораны, красивые старинные здания в немецком духе. По левой стороне – торговые дома, всемирно известные названия которых написаны на фасадах.
Затем оранжевое здание церкви, бывшей когда-то гражданской постройкой «Бюргерзал» – «Зал граждан».
Перед следующим зданием – Старой академии, в котором сейчас находится Статистическое управление – стоит еще один фонтан – Рихард Штраус, или Саломея – в честь оперы, написанной знаменитым уроженцем Мюнхена.
Далее еще одна, католическая, церковь – Архангела Михаила
с пышным барочным внутренним убранством.
Рядом с церковью Архангела Михаила, в бывшей церкви св. Августина расположился Музей охоты и рыболовства. Рыболовство олицетворяет бронзовый сом, которого можно разглядеть на фото справа от входа в музей.
Кабана, олицетворяющего охоту, разглядеть не удается, но и он там есть – слева от входа. Считается, что если потереть его пятачок, это принесет удачу, и пятачок начищен до блеска. Коль скоро уж я начала проводить параллели с Москвой (Кремлем, ГУМом и площадью Гагарина), то как тут не вспомнить овчарку на станции метро Площадь Революции? А заодно и вечный вопрос, который европейские туристы задают московским гидам: «Почему у вас нет собак?»
Мои туристы как-то коснулись этой темы не в форме вопроса, а в форме утверждения. Они сказали: «Вчера мы самостоятельно осматривали метро и все поняли. У вас нет собак, но вам очень хочется их иметь. Поэтому вы специально ездите на станцию Площадь Революции, чтобы погладить хотя бы бронзовую собаку». Следуя этой логике, можно предположить, что в Баварии нет свиней. Из чего же тогда делают рульки, ребрышки, сосиски и колбаски? Вот ведь – необъяснимая загадка природы!
Наконец, слева от пешеходной улицы стоит Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии – Фрауэнкирхе. К сожалению, одна из его башен и часть главного входа были на реставрации.
Гуляя по Мюнхену, возле собора можно отдохнуть у очередного оригинального фонтанчика.
За собором пешеходная улица упирается в центральную площадь города Мариенплац с золотой статуей Девы Марии, установленной на высокой колонне.
В Мюнхене сразу две Ратуши: Старая, с часами и красной крышей, видна в глубине площади, а Новая, в неоготическом стиле, расположена слева от колонны.
В ее внутреннем дворе можно осмотреть разнообразные готические детали или просто посидеть в кафе.
На фасаде, выходящем на площадь – большие астрономические часы.
Фасад Новой ратуши можно увидеть и издалека – с улиц, окружающих площадь. А вот и Старая ратуша. Часы на ней – солнечные.
Осмотром Старой ратуши я практически завершила свой роман с Мюнхеном. Взглянула еще на несколько церквей, высящихся позади нее,
в том числе на св. Петра – самую старую в городе, начатую в XI веке (на фото слева). Убедилась на ее примере, что не только в Москве, но и в Германии есть провода, мешающие фотографировать и всегда возмущающие наших туристов (еще одна параллель с любимым городом)
и по той же пешеходной улице отправилась обратно. Пора было возвращаться на вокзал, ехать в аэропорт и – «в Москву! В Москву!» Но как же сосиски? Покинуть Баварию вот просто так?
По счастью, еще полчаса я могла себе позволить и с удовольствием провела это время на террасе старейшей мюнхенской пивной. Находится она все на той же пешеходной улице (простите, ни разу не привела ее название – исправляюсь: Нейхайзерштрассе). И опять-таки по левой стороне – только теперь, поскольку я шла в обратном направлении, левой для меня стала бывшая правая. И почему я все время смотрела налево? Вроде, левацким уклоном никогда не страдала 🙂 .
Название пивной написано опять же на фасаде,
а существует она с 1328 года, что тоже можно прочитать везде, в частности, на подставках под пиво.
Пива я, разумеется, выпить не забыла – куда же без него? А ведь никогда не была любителем… Заказала, конечно, фирменное нефильтрованное, а сосиску – белую, Мюнхенскую.
Прошу прощения, что на фото она в надкусанном виде – зато видно, что белая, и как ее подают: в белой же фаянсовой кастрюльке. Две штуки плавают в кипятке. Гарнир не требуется – только знаменитая баварская горчица, сладкая, с горчичными зернами, да не менее знаменитый соленый крендель по имени брецель (на фото представлен весь комплект).
Вот такая получилась «обзорная экскурсия» по Мюнхену. С посещением картинной галереи и обедом. Не два часа, конечно, а, наверное, все-таки четыре – как и положено «обзорке». В конце апреля собираюсь провести в Мюнхене… снова четыре – но не часа, а дня. Четыре дня прогулок по Мюнхену! Тогда будут новые подробности, а еще планируется замок Нойхванштайн, который, наряду с «лебединым озером» у Новодевичьего монастыря, вдохновил Петра Ильича на создание великого балета. (Ну вот, опять параллель…)
Так что – очень надеюсь – продолжение следует!
©Марина Кедреновская
Извиняюсь, перепутала название. Район Мюнхена, где я была, называется Гастайг. Грабен – улица в Вене.))
Я тоже побывала в Мюнхене на прошлой неделе, так что могу поделиться свежими впечатлениями. Конечно, я видела практически те же достопримечательности, что и Марина. Я побывала в Старой Пинакотеке, где была поражена количеством картин Рубенса. Очень хотелось увидеть Мурилье, но, к сожалению, зал был закрыт. Мы пообедали в кафе пинакотеки. Заказали по супу и по салату. Когда нам принесли еду, мы поняли, что достаточно было бы одной порции на двоих. И в тот день , когда мы были в Пинакотеке, плата за вход была полной. А в камере хранения заплаченные за шкафчик 2 евро вернулись мне,когда я его открыла. Также я пошла в Ленбаххаус. Дом – вилла немецкого художника Франца фон Ленбаха – поражает своей красотой. В этом музее представлена огромная коллекция картин Василия Кандинского. Какие великолепные пейзажи и картины в русском стиле он писал. Вот его абстракции не понимаю, как ни стараюсь. В Мюнхене у меня была цель – найти кафе-мороженое “Сумасшедший мороженщик”, которое находится на Амалиенштрассе. Услышала про это кафе в передаче Орел и решка.И я его нашла в результате довольно долгого блуждания по городу. Купила шарик мороженого со вкусом пива и к нему в пару получила шарик со вкусом шампанского. Вкус очень оригинальный. Два раза прокатилась на красном экскурсионном автобусе. В первый раз вышла на остановке возле концертного зала Грабен. Погуляли немного по району, который нам показался очень симпатичным. Но было и два момента, которые разочаровали. Первое – хотела попасть в Ховбройхаус – самую знаменитую пивную Мюнхена, но там было столько народа, так как в городе проводился какой-то коммерческий форум, и большинство его участников оккупировали вечером и эту пивную, и все другие по соседству. Также меня удивило, что в некоторых кафе надо платить за пользование туалетом. Зашла в кафе выпить чаю. Чашка чая стоит 2 евро, а туалет 1 евро. )))))
Очень интересный рассказ. И отличные иллюстрации. Давно хотелось отметить качество фотографий. Читаю сайт на смартфоне. И приятно, что фотографии можно увеличить, просто растягивая их пальцами, без каких-либо переходов или загрузок. Как и то, что при увеличении можно хорошо разглядеть мелкие детали без потери резкости снимка или увеличения зернистости. Это одно из преимуществ данных публикаций.
Так же к ним стоит отнести то, что автор очень внимателен к своим читателям и каждый факт сопровождает “картинкой”. Обычно многое остаётся для меня “за кадром”.
Например, на первых фотографиях мне было непонятно, почему две башни собора похожи на мечеть и некий инопланетный сюрр одновременно. Оказалось, там ремонт. И фотографии автора позволили мне САМОЙ найти ответ. Как и фотография из кафе помогла узнать, что Я НЕПРАВИЛЬНО ГОТОВЛЮ баварские белые сосиски – жарю. Теперь буду варить.
В общем, куча информации и ощущение соучастия (эффект личного присутствия) в путешествии по Мюнхену. Спасибо.