Мадейра. Фуншал

12
546
Фуншал

Фуншал. Продолжаем публикацию интереснейшего и полезнейшего отчёта о путешествии в Португалию, любезно предоставленного Андреем aka Moreman. В этой части – остров Мадейра и его столица Фуншал.

Идея слетать на Мадейру начала зреть давно, еще до прибытия в Португалию. Но это были всего лишь вскользь высказанные мысли «а неплохо было бы…». Окончательно же идея сформировалась, когда мы лениво отдыхали в отеле под Пенише, неторопливо перемещаясь между пляжами, барами и отелем. Кажется, неожиданно даже для себя мы поняли, что не только хотим, но и можем выделить три дня на Мадейру.

Как я уже упоминал, вся поездка в Португалию вообще характеризовалась внезапными решениями и непредсказуемыми поворотами сюжетной линии – отели бронировались в последний момент, билеты заказывались буквально накануне, и т.п. – но до этого момента нам все сходило с рук. Здесь же, мы сразу же столкнулись с первой трудностью – дешевых билетов «на послезавтра» не было, а дорогие были… ну очень дороги. С трудом нашли вариант на грани приличного на www.trip.ru в виде билетов Лиссабон-Фуншал-Лиссабон авиакомпании TAP Portugal   за 430 (!) евро на одного. Ситуация осложнилась сбоем при оплате билетов с карты (было непонятно, прошел платеж или нет, а получить подтверждение никак не получалось). Часа через полтора непрерывных усилий, измучив Wi-Fi отеля и проговорив кучу времени по телефону с оператором сервиса и с банком (с учетом холостых ожиданий, «…ваш звонок очень важен для нас…, пи-пи-пи, та-та-та, трам-пам-пам…»), мы наконец-то победили, получив подтверждение заказа и оплаты, и электронные билеты.
Вторая трудность возникла при заказе автомобиля. Полюбившийся нам Hertz просто не смог предложить в аэропорте Фуншала ничего из необходимого нам размера. По правде говоря, я был немало обескуражен, в первый раз в жизни получив полное отсутствие какого-либо приемлемого варианта от прокатчика автомобилей. Пришлось искать по другим конторам. В конце концов, с трудом удалось найти машину малого класса – в Сиксте (www.sixt.pt). Тоже недешево – 136 евро за три дня, включая собственно прокат (80,54), дорожный налог (4,74) и какой-то Premium location fee (26,31) – похоже, плата за возможность забрать машину в аэропорту. (Вообще, при заказе машины на сайте эта статья расхода не объясняется и не описывается, а впервые появляется только в распечатке Rental Agreement. Если мое предположение верно, то интересно: если от аэропорта до отеля взять такси, а потом до офиса Сикста в Фуншале добраться своим ходом – получится ли сэкономить на этой Premium location fee? Хотя, такси от аэропорта тоже будет стоить не менее 20 евро… в конечном итоге – наверное, выйдет на ту же сумму).
Конечно, без автомобиля на Мадейре можно обойтись: без проблем можно взять такси, а маршруты автобусов охватывают основные населенные пункты острова, а также основные достопримечательности (железных дорог нет, вследствие сложного рельефа). Однако, если вы хотите выбраться подальше за пределы Фуншала и особенно, добраться до интересных и не слишком обитаемых районов – без автомобиля это будет сделать трудновато.

Таким образом, если при планировании поездки в Португалию мы вынесли правило «чем раньше бронируешь, тем больше выбор и ниже цены», то при организации поездки на Мадейру получилось, «чем раньше бронируешь, тем больше вероятность хоть что-то найти, за любые деньги». При этом, напомню, дело было в начале июня – туристический сезон еще не наступил!
«Его пример – другим наука». Постарайтесь спланировать поездку и забронировать все необходимое как можно раньше.
Хорошо, хоть с отелем проблем не возникло. Предложений отелей на Мадейре предостаточно, мы довольно легко забронировали отели на две ночи. Таким образом, общий план пребывания занимал почти три дня: прилет в Фуншал утром первого дня, прогулка по городу, ночь в отеле, второй день – катание по острову, посещение интересных мест, прибытие в Порто Мониж (на северо-западе острова), изучение окрестностей, ночь в другом отеле, на третий день – катание по острову, возвращение в Фуншал, прибытие в аэропорт, вечером третьего дня – вылет обратно в Лиссабон. В-общем-то, все получилось так, как было задумано, хотя, честно говоря, три дня для Мадейры – это преступление. Если будет возможность, постарайтесь приехать сюда хотя бы на 4-5 дней. Поверьте, этот остров того стоит.

Самолет компании TAP Portugal взлетел в Лиссабоне точно по расписанию, в 08:10. Расстояние в почти 1000 км преодолевается за чуть больше чем полтора часа. Летишь над океаном, внизу – только вода. Мелкая шагрень ее поверхности, обозначаемая чередованием узких полосок света и тени – на самом деле многометровые океанские волны. Кораблей уже давно не видно – от берега далеко. И вдруг – остров:

ФуншалНет, это еще не Мадейра. Это остров Порту Санту (Porto Santo). Сквозь облака можно увидеть ВПП местного аэропорта, которая пересекает остров поперек по диагонали и умещается как раз по его ширине. На переднем плане, в самом низу – совсем уж маленький островок Ilhéu da Fonte de Areia.

Как известно, Мадейра – это название не только острова. Так называется весь архипелаг, из которого можно выделить два обитаемых острова – это сама Мадейра и уже упомянутый Порту Санту, а также группы необитаемых островов – Десерташ и Селваженш.
Считается, что первым из архипелага был открыт именно Порту Санту (примерно 1418 г.), а сама Мадейра – лишь годом позже. (С другой стороны, существуют доказательства того, что Мадейра существовала на картах и до этого. Некоторые источники вообще утверждают, что Мадейра известна со времен Плутарха. Тем не менее, предлагаю придерживаться официальной португальской версии – мы же здесь гости, все-таки). Открытие совершили два путешествующих португальских капитана эпохи Генриха Мореплавателя, укрывшиеся от шторма в бухте ранее неизвестного (по крайней мере, им неизвестного )) острова. Название Порту Санту (переводится просто – Святой Порт или Святая Бухта) было первоначально дано этой бухте, затем этим именем назвали весь остров. Порту Санту находится всего в 40 км (10-15 минут полета) от Мадейры. Из достопримечательностей – музей Колумба (он здесь женился и некоторое время жил), а также огромный шести- (по некоторым данным – девяти-) километровый пляж. Если кто-то ищет уединенного или спокойного отдыха – вам сюда. Вся туристическая инфраструктура имеется. Официальный сайт муниципалитета Порту Санту: www.cm-portosanto.pt
Кстати, если располагаете временем, с Мадейры на Порту Санту на денек-другой можно слетать на самолете (проще и дороже) или сплавать на корабле (дешевле и интереснее). Подробности – например, здесь: www.portosantoline.pt

Острова Десерташ (lhas Desertas), в переводе с португальского «пустынные острова» – здесь бывают только смотрители, геологи и другие исследователи. Сюда вы вряд ли попадете, поскольку острова являются заповедником (здесь живет колония редких тюленей-монахов) и для их посещения необходимо получить специальное разрешение.
Острова Селваженш (Ilhas Selvagens) – туда вообще редко кто попадает, поскольку находятся они довольно далеко, гораздо ближе к Канарским островам, чем к Мадейре. Оставлю их за рамками своего рассказа.

Самолет приближается к Мадейре по этакой странной траектории, словно желая продемонстрировать весь ассортимент архипелага (за исключением, конечно же, островов Селваженш). Пролетев над Порту Санту, самолет уходит на юг, пересекая цепочку островов Десерташ:

Фуншал
…только после этого приближается к Мадейре:

…и заходит на посадку в международном аэропорте Мадейры (Aeroporto da Madeira; также известен как аэропорт Фуншала), неподалеку от местечка Санта Круз (Santa Cruz, около 15 км к востоку от Фуншала):

С удивлением узнал, что в конце прошлого века аэропорт Мадейры (код FNC, сайт: www.aeroportosdamadeira.pt) некоторые вполне авторитетные источники включали в десятку самых опасных аэропортов мира, поскольку при посадке от пилотов требовалось выполнить сложный маневр – сначала самолет необходимо было направить на гору, но в последний момент резко поменять курс и зайти на полосу. Это было обусловлено сложным направлением воздушных потоков, обтекающих скалы, а также малой длинной ВПП (1600 м, затем 1800 м. Boeing-737 или Airbus A320 – это максимум, что мог тогда принимать аэропорт). Поток туристов, посещающих остров, непрерывно увеличивался, поэтому в 2000 году была проведена реорганизация: помимо реконструкции здания аэропорта, изменили направление взлета и посадки (т.е., теперь самолеты взлетают и садятся с юго-запада на северо-восток – раньше было наоборот), а также увеличили длину ВПП до более чем 2700 м (теперь сюда может сесть хоть Boeing-747). С юго-запада ВПП заканчивается довольно крутым обрывом в океан, поэтому удлинение полосы происходило в северо-восточном направлении. От природы ровной поверхности там не было, поэтому эта часть ВПП представляет собой эстакаду, которая располагается на 180 железобетонных опорах – столбах диаметром 3 метра каждый, высота некоторых из них превышает 40 метров.
Если кому интересно – подробнее о современном статусе аэропорта:

Из самолета выходим по трапу и идем пешком через летное поле к небольшому зданию аэропорта. Проверка документов (естественно, без всяких печатей) – и мы выходим в зал прилета (уровень 0), где расположены офисы компаний-прокатчиков автомобилей, их тут довольно много: Hertz, Europcar, Avis, Sixt, Auto Jardim, Rodavante, Guerin. Гм, пожалуй, я верю, что все машины разобраны – в каждый офис очередь из 10-15-20 человек. Ждать минут сорок. Трудно представить себе более бессмысленную и обидную трату времени на Мадейре, чем стоять в очереди на получение автомобиля на цокольном этаже аэропорта, даже в окно не посмотреть. Чтобы не расстраиваться и не скучать – читаем общую информацию о Мадейре с взятых с собой распечаток:

Остров Мадейра имеет вулканическое происхождение. По большому счету, он является всего лишь верхушкой огромного вулкана высотой около 6 километров, основанием опирающегося на дно Атлантического океана. Опасаться извержения не стоит, вулкан не действующий. Последние извержения здесь происходили около 6500 лет назад.
Как следствие, остров имеет очень неровный ландшафт – высокие горы разрезаны глубокими ущельями – и довольно крутые берега. Пляжей не слишком много, но имеются, некоторые из них – искусственные. Галька на некоторых пляжах интересного темно-серого цвета, напоминает о вулканическом происхождении острова.
Географическое положение острова, и особенно, теплый Гольфстрим определяют очень приятный и мягкий климат. Температура воздуха в течение года не опускается слишком низко и не поднимается слишком высоко (в очень среднем – от 18 до 26 градусов). Температура воды в океане еще более постоянна – от 20 градусов зимой до 22 летом. Конечно, сам не пробовал, но похоже, здесь можно спокойно купаться круглый год. Осадков немного, дожди идут, в основном, с ноября по январь.

О, наша очередь брать машину. Что выпадает на этот раз…? Fiat Punto, дизель 1.2, на механике. Кстати, если будет возможность – берите именно дизель. Высокий крутящий момент двигателя облегчит старт на подъеме – нередкая ситуация на Мадейре. Интересная особенность, с которой раньше не встречался – машину выдают с уровнем топлива ровно 3/4 (или, по-сикстовски, 6/8) бака. Соответственно, обязан вернуть в том же виде. Интересно, какими соображениями это может быть продиктовано…? Все-таки, гораздо чаще встречаются другие правила по остатку топлива в баке – “полный – полный”, либо, в крайнем случае, “пустой – пустой”.
Парковка прокатчиков в аэропорте расположена в стороне от здания аэропорта, ближе к океану. Добираться до нее от офиса не слишком удобно – нужно подняться на лифте на этаж вверх (уровень 1), далее пройти по длинному хоботу-коридору в сторону океана и спуститься на лифте на уровень “-4”. Вот он, этот коридор (снято через окна аэропорта, поэтому отдает в синеву. Внизу справа видна парковка):

Фуншал“Пунтик” имеет свежий вид, но пробежал уже больше 20 тысяч км. Насколько я понимаю, для Мадейры с ее размерами всего-то около 57 х 22 км, это достаточно много. Традиционно проверили и сфотографировали все наружные повреждения (я чуть не пропустил заметную вмятинку на крыше – спасибо, жена обратила внимание), сравнили их с отмеченными в листе check-in и заставили выпускающего сотрудника заверить эквивалентность отметок в документе и фактических повреждений на кузове. Кстати, совет: при получении машины особенно тщательно проверяйте повреждения нижней части бамперов и порогов. Рельеф и дорожная сеть Мадейры способствуют появлению именно таких повреждений, т.к. в поисках достопримечательностей туристы любят забираться в дебри и съезжать с асфальтовых дорог. Да и бордюрные камни бывают довольно высокими.
Рядом на стоянке какой-то немец придирчиво осматривает свежеполученный Mitsubishi Colt и разговаривает со своей женой. По тону разговора я понимаю, что он чем-то недоволен. Подходит ко мне и интересуется, что я думаю по поводу размеров этого автомобиля? Оказывается, он заказывал VW Polo и сомневается, не кинул ли его прокатчик, подсунув машину меньшего размера. Вспомнив смысл английского словосочетания or similar, применяемого при заказе авто, я убедительно объяснил немцу, что Colt просторнее, чем Polo (думаю, это правда) и он, успокоенный, ушел успокаивать свою жену.
Кидаем вещи в машину, регулируем сидения и зеркала, ставим и подключаем навигатор, прокатываем электронный пропуск, выданный Сикстом в дополнение к ключам от машины, шлагбаум поднимается – и на волю. Выясняется, что автомобиль оборудован системой «старт-стоп» (выключение двигателя на холостом ходу) – мне лично показалось не слишком удобным. Поскольку система включалась по умолчанию при каждом запуске двигателя от ключа, приходилось все время отключать ее принудительно кнопкой.

Еще лет 20-30 передвижение по Мадейре на автомобиле было затруднительным. Ввиду сложного рельефа местности, дороги (там, где они были) в основном представляли собой узкие извилистые серпантины. В настоящее время по побережью наиболее населенной части Мадейры (от юга до востока острова) проложена скоростная дорога (via rápidas):

ФуншалЕе ровность объясняется тем, что большинство ее участков – это тоннели, эстакады и мосты, следующие один за другим:

Отличное шоссе: две полосы в каждом направлении, максимальная скорость – 100 км/час (ограничения в меньшую сторону есть, но локально). Ориентироваться легко – много понятных указателей. Навигатор реально может понадобиться только в населенных пунктах (например, в Фуншале, с его запутанными улицами), когда нужно найти отель или какую-либо другую точку.
У нас с навигатором вышел легкий облом – оказывается, в нашей версии iGo карты Португалии не включали Мадейру, ее нужно было закачивать отдельно. Нас это не слишком расстроило – остров небольшой, куда бы мы делись «с подводной лодки»…? )) В качестве запасного варианта использовали iPad и Google maps – там есть примитивная функция прокладки маршрута, а подключение к интернету обеспечивала приобретенная еще в аэропорту Лиссабона карта Vodafon.

Фуншал
(Официальный сайт: www.cm-funchal.pt – много полезной информации о городе и его достопримечательностях)

Гуглмэпс врет – название города Funchal произносится как Фуншал (а не Фунчал. На самом деле, ориентироваться на русское написание населенных пунктов в Португалии на Гугле не стоит – слишком часто они бывают указаны неправильно).
Фуншал – крупнейший город Мадейры и, по совместительству, ее столица. Как принято считать, название произошло от растения фенхель, по-португальски “фунчо” (“фуншо”), которое в изобилии произрастало в этих местах во время открытия острова.
Населенные пункты в окрестностях Фуншала не имеют видимых границ и плавно переходят один в другой. По via rápidas 15 километров от аэропорта до столицы легко пролетаются за 10 минут, даже если глазеть по сторонам, осматривая окрестности (как это делали мы). Но вот дальше для неподготовленного водителя возникают сложности. Дело совсем не в манере вождения местных жителей – с этим как раз все в порядке, водители ездят достаточно культурно и осмотрительно. Проблема в рельефе местности и соответствующей дорожной сети Фуншала. Город расположен на довольно крутом склоне:

Фуншал

По этой причине, пожалуй, только несколько улиц в нижней (близкой к океану) части города имеют прямые и ровные участки. Все остальное – бесконечное сочетание подъемов, спусков, крутых поворотов, односторонних движений и длинных узких (шириной чуть больше легкового автомобиля) проездов. Пробираясь по Фуншалу в поисках отеля, мы ошиблись в показаниях Google maps и свернули не туда. В какой-то момент и без того узкая дорога вдруг превратилась в очень крутой (процентов 35!) подъем шириной ровно в колею “Пунтика”. Проехав вверх метров 300, я понял, что мы попали – подъем заканчивался забором и закрытыми воротами чьего-то владения. Площадка перед воротами была настолько крохотной, что развернуться на ней мог только велосипед. К тому же, она была не ровной, а со значительным изгибом, которого с лихвой хватало для безнадежного диагонального вывешивания нашего автомобиля. Сдавать назад на тормозах – нереально (шаг влево, шаг вправо – обрыв, поросший кустами). Честно признаюсь, что имея почти 25-летний опыт вождения в разных условиях и ситуациях, я был изрядно озадачен. Хорошо, что у меня хватило ума не запаниковать, а ручник “Пунтика” отработал как положено. Продвигаясь вперед-назад по 5-10 см, вращая руль как пропеллер из одного крайнего положения в другое, почти упираясь передним бампером в ворота, а задними колесами оставаясь на краю обрыва, нам удалось развернуться и спуститься вниз без повреждений и потерь. Вот еще одна наука при перемещениях по Фуншалу на авто – по возможности, избегать узких и крутых улиц и дорог, которых особенно много в средней и верхней части города. В качестве примера, на фото ниже, ширина улицы составляет примерно полторы ширины корпуса автомобиля:

Это не самый узкий проезд, который мы видели – фото было сделано, скорее, ради цветочков.

Вот так, с приключениями, добрались до отеля Residencial Vila Camacho (адрес: Rua da Quinta das Amoreiras, 26). В-общем – неплохой, живописный отельчик. Основной контингент – немецкие и французские туристы. Здание оригинальное, но очевидно, не новое – не слишком просторные номера и отсутствие лифта при крутых лестницах не добавляют комфорта. И завтрак – так себе, по французскому образцу: много хлеба, немного сыра, мало мясной нарезки, джем, кофе-чай… В остальном – только плюсы. Есть бассейн, небольшой спа-центр и халявный Wi-Fi. В ресторане отеля под названием Flame Tree работает известный шеф-кондитер (как говорят, удостоенный звезды Мишлен!) –готовит вкусные десерты. Помимо этого, в ресторане отеля имеется небольшая, но приятная винная коллекция (впрочем, это не редкость для всех отелей Мадейры). В довершение ко всему, нам удалось забронировать номер на двоих по сумасшедше низкой цене – 19,95 евро за двухместный номер (завтрак обошелся дополнительно по 3 евро с каждого). Там есть номера, окна которых выходят на океан – думаю, их стоимость должна быть выше.
Своей парковки у отеля нет, служащий отеля посоветовал оставить машину на улице, вдоль тротуара (бесплатно). Это безопасно – оказывается, преступность на острове практически отсутствует.
Мы заселились, бросили вещи, поболтали с портье на предмет того, “что у вас тут интересного происходит”. Помимо прочего, парень рассказал, что в городском парке поставили огромный экран, на котором через несколько часов будут транслировать футбольный матч Португалия – Германия. Мы не планировали туда идти, но звезды сошлись по-другому (об этом расскажу ниже). Взяли в отеле расписание автобусов (не пригодилось), туристическую карту (еще как пригодилась!) и пошли пешком в центр, до которого, судя по карте, было километра 3.
К слову, сеть городских и общеостровных автобусных маршрутов хорошо развита. Автобусы ходят довольно часто, строго по расписанию. Посмотреть маршруты и расписание можно на сайтах компаний-перевозчиков:
www.horariosdofunchal.pt «Horários do Funchal» – старейшая из всех автобусных компаний на острове, с околовековой историей, обслуживает Фуншал и восточную часть острова.
www.rodoeste.pt Компания «Rodoeste Transportadora Rodoviária da Madeira» обслуживает, в-основном, западную часть острова.
www.sam.pt Компания «SAM» – восточная часть острова.
www.eacl.pt Компания «EACL» («Empresa de Automóveis Caniço») – район Caniço.

Сразу скажу об обзорных экскурсионных автобусных маршрутах – их здесь есть. Причем, маршруты проходят не только по Фуншалу, но захватывают пригороды.
www.yellowbustours.com/en/cities/funchal – известный многим Yellow Bus. Предлагают также тур и на северную часть острова.
www.citysightseeing.pt или сразу www.douroacima.pt/visitas_E.htm (далее выбрать Funchal) – компания Douro Acima.

Мы же решили прогуляться пешком – этому способствовали прекрасная солнечная погода, наша привычка много ходить и общий подъем настроения от предвкушения встречи с прекрасным.

Теперь можно было не торопиться, перевести дух и спокойно осмотреться вокруг. Мне как-то раньше не представлялось возможности побывать на тропическом острове, поэтому я с интересом прислушивался к собственным ощущениям. Первое, что сразу же привлекает внимание – просто какое-то нереальное обилие цветов и разнообразных растений. Конечно, я читал статьи, смотрел телепередачи и предполагал, что здесь отнюдь не пустыня, но воочию это видится совсем по-другому. Цветы – везде: на клумбах, на газонах, на кустах и деревьях, в общественных парках и частных садах. В течение всей поездки мне приходилось постоянно брать себя в руки, чтобы не фотографировать очередную красоту. Вот типичный пример того, когда удержаться не получалось:

Фуншал

В 100 метрах от отеля меня ждало очередное потрясение – в первый раз в жизни я своими глазами увидел, как растут бананы. В чьем-то садике стояло несколько десятков банановых деревьев. Никаких замков и глухих заборов – мы просто спустились по ступенькам и подошли посмотреть поближе. Интересно, почему они растут снизу вверх??

ФуншалОриентироваться в городе легко, сверяться с картой необязательно. Фуншал амфитеатром спускается к бухте и океан виден почти из любой точки города, а если его не видно – правило простое: чем ниже местность, тем ближе к океану. Иными словами, если спускаешься – идешь к центру города и океану, поднимаешься – идешь в противоположном направлении.
На площади, где Rua Dr. Pita пересекается c Estrada Monumental, установлен вот такой монумент:

Надпись на постаменте PAZ E LIBERDADE («Мир и Свобода»), как мне кажется, весьма кстати подходит в качестве описания жизни на острове и вполне может служить девизом (говоря современным языком, слоганом) Мадейры.
От этой площади идет авеню (Avenida) do Infante – одна из немногих прямых улиц в Фуншале, плавно спускающаяся к центру города:

ФуншалПримерно на середине Av. do Infante, справа, в десяти метрах от тротуара находится памятник Елизавете Баварской, Императрице Австрии, более известной под именем Сисси. В одно из своих посещений Мадейры Сиссии жила примерно в этом месте, где сейчас стоит Казино Парк Отель. Наверное, эти посещения больше значимы для Мадейры, нежели для самой императрицы, которая просто пыталась сбежать от семьи и излечиться от своей депресии (история жизни Сисси интересна и трагична одновременно, но это тема отдельного разговора). Лицо и руки цвета темного металла (насколько помню, памятник сделен из металла, напоминающего бронзу) – словно олицетворение тяжелой судьбы Сисси, и воспоминания об этой судьбе оставляют общее довольно грустное впечатление от памятника:

ФуншалТакже неоднозначно, правда, по другому поводу, была воспринята вот такая картина:

ФуншалОно, конечно, понятно, что русские скупили пол-Европы. Возможно, никому от этого хуже не будет, но мне лично оптимизма почему-то не прибавляет.

Продолжением Avenida do Infante является Avenida Arriaga, в конце которой находится кафедральный собор Се (Sé Catedral):

Очень красивое старинное здание, построенное в 1514 году. Состоит из смеси разнообразных стилей: архитектура – испано-арабский и готико-романский стиль, кресло епископа – фламандский стиль, парадная дверь (фасад) – готика… в-общем, полное мануэлино (все прочитал в путеводителе)) У нас не было времени зайти внутрь, а зря – как говорят, своды собора оформлены резьбой по дереву удивительной красоты.

Сразу за собором (по адресу Avenida Arriaga, 28) находится штаб-квартира и музей известнейшего производителя вина мадеры – компании BLANDY’S (www.theoldblandywinelodge.com, сайт производителя www.blandys.com).
Мы об их существовании не подозревали, поэтому просто прошли мимо.

А вот мимо чего настоятельно не рекомендуем проходить – это рынок Mercado dos Lavradores (“Меркадо дос Лаврадерос”), значительная достопримечательность старого города. Занимает одно большое здание, внешне не совсем похожее на рынок (чистое и светлое) и представляющее собой целый мини-квартал между улицами.

Здесь можно найти если не все, то очень многое, из того, что может продаваться на городском рынке: цветы, домашнюю утварь, одежду, а также интересные для туристов сувениры и изделия народного творчества. Но больше всего рынок знаменит овощами-фруктами, и рыбой. Суббота – торговый день: с раннего утра здесь кипят страсти, бурлит шумная и многочисленная толпа, галдят, торгуясь, покупатели, продавцы бегом переносят в разных направлениях коробки и ящики… Адская смесь красок, шума и движения

ФуншалМы пришли сюда примерно в половине первого дня – к этому моменту пик активности прошел, уже можно было спокойно походить и посмотреть, правда, продавцы начинают собираться домой (это в будние дни рынок работает до 17:00 или даже до 19:00, а в субботу – только до 14:00).
Ассортимент фруктов и овощей разнообразен до безобразия. Из фруктов, представленных на прилавках, я смог опознать не более половины – яблоки, апельсины, персики… Все остальное – некие съедобные (наверное) плоды замысловатых форм и расцветок:

ФуншалСупруга немедленно выбрала на первой попавшейся экспозиции и купила несколько помидоров (они выглядели так, что не купить их было невозможно), тут же помыла их в фонтанчике с питьевой водой, и мы съели их с большим удовольствием.

Рыбный рынок занимает отдельное большое помещение, отделанное кафелем. На прилавках разложено разнообразие прибрежных вод Мадейры, все – свежайшее, только что выловленное:

ФуншалРыбу могут продать целиком, могут почистить и разделать…

Фуншал… могут и порезать (тушка рыбы на фото – сантиметров 25 в диаметре):

Фуншал«Красный угол» и контрольные весы (судя по надписи, рынок работает с 1940 года):

ФуншалКстати, на следующий день мы заявились сюда пораньше – прикупить сувениров и фруктов, но поцеловали закрытые двери. В воскресенье рынок не работает!

В итоге, мы спустились к самой гавани – ниже уже нельзя (если только не нырять в воду)), теперь самое время подниматься. Прекрасный способ подняться на холм над городом – прокатиться по (на-?) канатной дороге Teleférico do Funchal (иногда встречается название Teleféricos da Madeira – это наименование управляющей компании).
Почему-то многие называют эту дорогу фуникулером. Это, конечно же, именно канатная дорога – кабинки не едут по рельсам и не касаются земли, а наоборот, перемещаются в воздухе на высоте в несколко десятков метров.
Нижняя станция канатной дороги находится почти на самом берегу океана – на площади, ограниченном улицами Rua D. Carlos I, Rua José da Silva и Av.do Mar e das Comunidades Madeirenses, рядом с автомобильными парковками. Вот так выглядит павильон нижней станции внутри:

ФуншалВзрослый билет стоит €10 в один конец или € 15 – туда-обратно (round trip).
Кроме того, предусмотрено несколько пакетных тарифов, помимо путешествия на канатной дороге включающих оплату (естественно, с дискаунтом) посещения близлежащих и не очень достопримечательностей – тропического сада, ботанического сада, YellowBus и т.д., включая другую канатную дорогу до Ботанического сада (о ней – ниже). Подробнее о Teleférico do Funchal смотрите на сайте www.madeiracablecar.com
Недешево, но если есть возможность – прокатитесь. Современные комфортабельные кабины с круговым обзором (можно смотреть на 360 градусов вокруг), вместимость – 6 человек, хотя и 8, наверное, влезут (это на случай большой компании).
Немного статистики:
Подъем до верхней станции занимает 15 минут при скорости 4 м/с. Предусмотрена возможность увеличения скорости до 5 м/с – тогда время подъема сокращается до 11 минут. Думаю, увеличение скорости вполне могут применять в туристические сезоны и час-пик для увеличения производительности.
Всего кабин на линии: 39.
Общее преодолеваемое расстояние: 3.173 метра.
Перепад высот (от нижней станции до верхней): 560 метров.
Наиболее высокая опора: № 3 (39 метров).
Наибольшее расстояние между опорами: 540 метров (между опорами №№ 3 и 4).
Сухие цифры не опишут и сотой доли того удовольствия, которое испытываешь при подъеме. Тишина и спокойствие. Земля плавно уходит вниз, бухта и океан остаются позади:

ФуншалНа этом снимке, в нижней левой части, хорошо виден канал, в который направляются потоки воды, стекающие с гор в период дождей, чтобы они не размывали город. Если дождей нет – канал практически полностью пересыхает. В акватории бухты виден пирс, к которому причаливают пассажирские лайнеры.

Кабина забирается все выше и выше. По большому счету, в Фуншале три основных цвета: синий – океан и небо, зеленый – многочисленная растительность, и белый (или чуть желтоватый) – дома. А если подняться выше и посмотреть на город с высоты птичьего полета (или хотя бы из кабинки канатной дороги), к ним добавится четвертый – кирпично-красный. Это цвет черепицы, которой покрыты практически все здания в городе:

Где-то после четверти или трети подъема, при взгляде вперед наблюдается интересный визуальный эффект – набор высоты канатной дорогой не успевает за увеличением крутизны склона холма, поэтому кажется, что кабина спускается вниз.

Канатная дорога проходит прямо над городом и за время подъема успеваешь рассмотреть во всех подробностях ступенчатые террасы, плотно поставленные и непонятно как цепляющиеся за землю дома, извивающиеся городские дороги, мост скоростной дороги via rápidas, выходящий из одного тоннеля и сразу уходящий в другой на противоположной стороне ущелья… на полянке щиплет травку коза:

…где-то в самом низу ущелья угадывается дилерский центр Peugeot… полностью разрушенный дом, рядом строится абсолютно новый… в чьем-то дворе на вершине одного из холмов при видимом отсутствии подъездных путей стоит автомобиль (как он вообще туда попал ??).
Как часто бывает в подобных случаях, хочется набрать с собой побольше этой красоты, поэтому затвор фотоаппарата щелкает, как счетчик Гейгера, почуявший радиацию. Как и в случае с океаном (ранее рассказывал, с каким упорным постоянством фотографировал океан), сделал стопятьсот снимков города и окрестностей… Пустое… Только лишь сильно усложнил себе задачу отбора хороших фоток по возвращении. Будете фотографировать наверняка, а делать это сквозь глухие окна кабинки не слишком удобно (форточки есть, но снимать через них вообще нереально), поэтому простой совет: чтобы избежать бликов, отключите вспышку и при съемке держите стекло объектива как можно ближе (лучше – вплотную) к стеклу кабины.

В Фуншале есть и другая канатная дорога – Teleférico do Jardim Botânico (www.telefericojardimbotanico.com), она расположена неподалеку от Teleférico do Funchal и приблизительно в два раза меньше по протяженности. Как следует из названия, она ведет к Ботаническому саду, но не из центра города (снизу), а сверху – с холма Monte (из центра города до сада канатной дороги нет – вот такая специфика). Верхняя станция этой дороги расположена в 300 метрах северо-западнее верхней станции описанной выше канатной дороги Teleférico do Funchal, можно легко дойти пешком. Мы там не были, но эта дорога проходит над долиной João Gomes – говорят, что окрестности там более живописные, меньше города и больше зелени. Билеты на эту дорогу можно купить и на станции Teleférico do Funchal внизу, в центре города – я уже упоминал о пакетных тарифах.
Прокатиться по этой дороге также имеет смысл. Помимо Ботанического сада (Jardim Botânico, http://www.sra.pt/jarbot/index.php?lang=en ), на южной его стороне есть Сад экзотических птиц (Jardim dos Louros, http://www.sra.pt/jarbot/index.php?option=com_content&view=article&id=146&Itemid=181&lang=en) и Сад Орхидей (Jardim Orquídea, www.madeira-orchid.com). До Ботанического сада можно добраться на автобусе компании Horários do Funchal – маршруты номер 29, 30, 31 и 31А.

Наше путешествие в кабине Teleférico do Funchal заканчивается на холме Монте (Monte) (вообще-то – масло масляное, ибо Monte в переводе с португальского и есть “холм”).
Если кто-то захочет приехать сюда на автомобиле – в 100 метрах севернее Церкви Nossa Senhora Do Monte (о ней – см. ниже) есть парковка. Кроме того, сюда можно добраться автобусами Horários do Funchal – маршруты номер 20, 21 и 21А.

На холме Monte есть ради чего задержаться, есть где погулять и что посмотреть.
Во-первых, сам по себе прекрасен вид с холма на город:

Во-вторых, третьих и т.д., здесь находится Тропический сад (Jardim Tropical Monte Palace) (www.montepalace.com). Внутри – небольшой королевский дворец, где провел последние дни своей жизни последний император Австро-Венгрии Карл I, находящийся в изгнании после первой Мировой войны. Очень красиво и, безусловно, стоит внимания. В тропическом саду находится много разных достопримечательностей, действует несколько постоянных экспозиций, например, коллекция керамики, включающая, как говорят, самую высокую в мире вазу (5,345 м). Здесь находятся Музей полудрагоценных камней, фонтан (Fontenário de Nossa Senhora do Monte). Юго-западнее – Муниципальный природный парк (Monte Municipal Nature Park). А если пройти к востоку от верхней станции Teleférico do Jardim Botânico, есть возможность посмотреть одну из левад.

Мы добросовестно игнорировали этот список. Не отходя от кассы (в буквальном смысле – от кассы верхней станции канатной дороги), в ресторанчике выпиваем по бокалу пива – и идем дальше. Странное дело, я совершенно не помню, чтобы мы предварительно искали информацию о каких-то достопримечательностях и что-то планировали осматривать. По-моему, наши перемещения происходили абсолютно стихийно, но каким-то особым чутьем туриста мы, в основном, правильно находили интересные нам места и обходили, скажем, не слишком интересные для нас.

Вход в тропический сад находится рядом со станцией канатной дороги. Но мы идем мимо по извилистой дороге к западу от станции канатной дороги и метров через 300 приходим к церкви Носса Сеньора ду Монте (Igreja Nossa Senhora Do Monte, здесь немного информации: http://www1.cm-funchal.pt/en/index.php?option=com_content&view=article&id=110&Itemid=351). В путеводителях встречаются альтернативные названия – Igreja (церковь) или Paroquia (приход).
Красивое белое здание церкви было построено в конце 18-го века, на месте 300-летней часовни. Существует легенда, что ту часовню построил первый человек, родившийся на Мадейре и символично окрещенный Адамом. На высоком алтаре церкви находится деревянная статуя Девы Марии, найденная в XV веке в близлежащем местечке Terreiro da Luta. Люди верят, что статуя творит чудеса, поэтому каждый год, в День Успения (15 августа), кающиеся грешники приходят в церковь помолиться Деве Марии и попросить об отпущении грехов. Чтобы молитва была услышана и грехи прощены, по длинной лестнице в 74 ступеньки нужно подняться на коленях:

В часовне, что слева от центрального входа, находится могила уже упоминавшегося Карла I. В 2004 году Папа Римский Иоанн Павел II причислил его к лику блаженнных. Тропинка западнее церкви ведет к цветочному саду бывшего дома Карла I.
В момент нашего посещения обстановка была более радостной, нежели воспоминания об умершем Карле I – в церкви проходил обряд венчания. Ведущая к церкви лестница довольно крутая, поэтому снизу, с подножья, откуда я снимал фото выше, кажется, что людей у церкви нет. Но когда я поднялся, увидел перед входом большую толпу родственников и знакомых, которые пребывали в обычном для такого случая радостном волнении. На момент моего появления в церкви венчание уже закончилось и молодые фотографировались на память:

Если вы не брали обратный билет для спуска с холма Monte в город на канатной дороге, у вас есть шанс прокатиться на интересном виде транспорта, который встречается, как утверждают, только на Мадейре – это плетенные из деревянных прутьев сани, Carros de Cesto (буквальный перевод – «повозки-корзины»), английский вариант названия – toboggan (wicker toboggan) (немного информации – здесь: http://www1.cm-funchal.pt/en/index.php?option=com_content&view=article&id=320%3Atoboggan&catid=146&Itemid=348). Примерно с 1850 года местные жители использовали этот вид транспорта для того, чтобы спуститься с холма вниз. Сейчас это исключительно туристический аттракцион, и не слишком дешевый:
25 евро – один человек в двухместных санях,
30 евро – двое в двухместных,
45 евро – трое в трехместных.
Сани управляются крепкими парнями Carreiros do Monte (буквально, «извозчики Монте»), одетыми с красивую униформу: белые рубашки и брюки, соломенные шляпы и крепкие ботинки. Одни сани сопровождают двое парней (одному справиться нереально), управление осуществляется веревками, привязанными с двух сторон к полозьям. Стартовая площадка выглядит так (фото с подножья лестницы церкви Носса Сеньора ду Монте):

Старт напоминает бобслей: туристы садятся в сани, парни берут разбег, и вся эта странная компания, набирая скорость, скрывается за поворотом (визги и крики доносятся уже из-за поворота). Это то, что видели мы сами, а дальше – то, что рассказали непосредственные подопытные участники действа:
Сани летят вниз с приличной скоростью по крутой извилистой дороге, парни их сопровождают. Со стороны, и особенно с места седоков, движение саней выглядит стихийным и неуправляемым, кажется, что сани несутся прямо в стену, в дерево или в пропасть, и лишь в последний момент вписываются в поворот. В принципе, процесс довольно безопасный: трасса спуска огорожена, другого транспорта (кроме саней) там нет, парни свое дело знают – разгоняют, притормаживают и поворачивают сани, как положено, отработанное годами мастерство делает свое дело. Но все равно – эмоции бьют через край. Во время спуска можно фотографировать окрестности или снимать видеоролик – конечно, если вы об этом вспомните. Спуск довольно долгий – протяженность трассы от Monte до Estrada do Livramento составляет около 2 километров (по времени – около 10 минут). На финише сопровождающие снимут свои шляпы и попросят вознаградить их за нелегкий труд персонально – это представляется частью ритуала.
Не знаю, как в прошлом осуществлялась доставка санок после спуска наверх, на стартовую площадку – в наше время их собирают и подвозят на грузовичке:

В общем, на мой взгляд, приключение отдает авантюризмом с лубочным привкусом, но кому-то может понравиться.

Кстати, у аттракциона с санями есть побочный эффект. Длина трассы такова, что от места окончания поездки на санях (Livramento) до центра города остается еще более километра достаточно крутого и не очень удобного спуска. В этом месте туристов, слегка обалдевших и не сильно соображающих, куда и как идти дальше, поджидают такси – таким образом, скорее всего, вы заплатите еще 10 евро, чтобы вас довезли до центра, с гораздо большим комфортом.

Мы благополучно спустились вниз на канатной дороге (спуск доставил не меньшее наслаждение, чем подъем) и пошли гулять по старому городу (называется zona velha). Улицы старой части любого города имеют свое очарование. В Фуншале, благодаря замечательной привычке горожан красить стены домов в белый или светло-желтый цвет, старые улицы кажутся очень светлыми, как будто бы здесь всегда светит солнце (даже если в действительности оно скрыто в облаках). Бесконечные лавочки, кофейни и рестораны попадаются на каждом шагу.

Как уже говорил, без необходимости на автомобиле не стоит забираться в среднюю и верхнюю части города. Честно говоря, в нижней части, в старом городе, на автомобиле тоже делать нечего. Улицы, хотя и прямые, но очень узкие, на многих из них автомобильное движение запрещено. Парковка запрещена во многих местах, а там, где она разрешена – свободных мест, как обычно, нет.
Если уж захотите оставить машину именно в центре, рядом со старым городом – между улицей Rua Dom Carlos I и океаном, в районе нижней станции канатной дороги есть подземная и несколько наземных парковок. Небесплатно, но и не разоритесь. Обратите внимание – время парковки может быть ограничено (мы только один раз оставляли здесь машину – на крытой наземной парковке, примерно на час, поэтому таким вопросом не задавались).
В поисках подходящего ресторана мы вышли из старых кварталов к океану. В районе улицы (Rua) Dom Carlos I есть несколько ресторанов, достойных внимания. Какой именно из них выбрать? Мы поступали так: смотрели интерьер, наличие туристов внутри (рестораны без посетителей почему-то настораживали )), затем смотрели цены в меню, выставленные на улице. “По совокупности факторов” выбрали один из ресторанов (“Arco Vel”, Rua Dom Carlos I, 42) и пока ожидали заказ, я с удовольствием наблюдал, как абсолютно все туристы, явно желающие пообедать, действовали абсолютно в той же последовательности: взгляд, идентифицирующий ресторан как точку питания, взгляд, определяющий количество посетителей внутри и только потом – просмотр цен в меню.
На самом деле, рестораны здесь разные по оформлению, но примерно одинаковы по кухне и по ценам. Цены постепенно меняются от одного ресторана к другому, слегка понижаясь при удалении от старого города. Мы в качестве индикатора использовали стоимость супа: 5,50 и 5 евро – дороговато, 4,50 – вполне, а за 4 евро вы вряд ли найдете (а если найдете – зачем? Вы же приехали на Мадейру не для того, чтобы экономить! ))

После сытного обеда (который был, скорее, ужином), самое время – неспешно прогуляться вдоль океана по авеню (Avenida) do Mar, наблюдая жизнь вокруг. Остановились и поболтали с одним из рыбаков на набережной. Узнав, что мы туристы из России, предложил отдать нам свежепойманную рыбу, совершенно безвозмездно. Чудесный народ!

Во время прогулки немного не дошли до форта (Fortaleza São Tiago), который находится в восточной части набережной. Он случайной попал в один из кадров – строение в левой части снимка, имеющее странный ярко-желтый цвет:

В форте располагается музей современного искусства (Museu de Arte Contemporânea, он же MACFunchal, http://www.ipmuseus.pt/pt-PT/rpm/museus_rpm/direc_regional_madeira/ContentDetail.aspx?id=1279 или http://www.museumac.com/item3.php?lang=1&id_channel=20&id_page=31&id=43).
Вообще, на Мадейре много разных и интересных музеев. Если у вас есть время уделить время осмотру, о них можно узнать подробнее здесь:
http://www.museumac.com/area.php?lang=1&id_channel=20&id_page=31(перечень в меню _madeira, в колонке слева),
http://www.madeira-island.com/museums/index.html (тоже неплохой ресурс по музеям, но кажется, информация давно не менялась (даже цены на билеты указаны в эскудо), впрочем, произведения искусства мало подвержены влиянию времени ))

А вот мимо этого заведения мы, будучи любителями и ценителями пива со стажем, пройти не смогли. Название ресторана BEERHOUSE MADEIRA (www.beerhousemadeira.com) заставило зайти внутрь. Интерьер довольно обычный, но привлекают внимание пивоваренные чаны, надраенные до блеска и выставленные на всеобщее обозрение:

Одноименное пиво, которое здесь варится – практически единственная обнаруженная альтернатива пиву CORAL, самому распространенному сорту на Мадере. BEERHOUSE MADEIRA сварено по всем правилам классических немецких пив и имеет соответствующий вкус. Как уже говорил, я даже предположил, что это капризы некоего русского олигарха – любителя немецкого пива, организовавшего бизнес на Мадейре. Хотя, скорее всего, это просто возможность для многочисленных немецких туристов почувствовать себя, как дома. Явно туристическое заведение – в меню есть «метр пива», можно купить разнообразные кружки и бокалы в качестве сувениров (мы купили кружку 0,33 для своей коллекции за 6 евро), можно взять пиво с собой. Цены на пиво тоже вполне немецкие – 3-5 евро, то есть, дороже, чем в среднем на острове.

После ужина, прогулки и пива захотелось еще пива какого-нибудь статичного развлечения. Решили пойти поболеть за португальцев – как раз приближалось время начала футбольного матча Германия – Португалия Чемпионата Европы по футболу-2012. Служащий отеля дал хорошую рекомендацию – действительно, в парке Санта Катарина (Parque de Santa Catarina) (мы уже проходили мимо этого парка утром, когда шли осматривать город), на краю большой, гектаров 5, площадки поставили экран с проектором:

Футбол в Португалии очень популярен (напомню, известный футболист Криштиану Роналду вообще родился на Мадейре), поэтому неудивительно, что площадка была забита до отказа. Местные жители, пришедшие сюда поболеть за свою команду, выглядели как настоящие футбольные фанаты – раскрашенные щеки, флаги, футболки. Но – никаких файеров, вувузел и прочего беспокоящего вооружения. По краям площадки стоят столы, где продают соки, воду, легкие закуски и даже пиво (200-граммовый стаканчик – всего 1 евро). Обстановка в высшей степени культурная и доброжелательная.
Болели мадерьянцы тоже по-доброму. К огромному сожалению, португальцы проиграли немцам, пропустив один гол. Роналду играл отлично, но матч в одиночку вытащить не смог. Расстроенная юная болельщица:

Где-то в середине «трибун» сидели две болельщицы – немки, которые обнаружили себя громким криком и высокими прыжками в момент, когда немцы забили гол. Мужественные тетки, но здесь они были в полной безопасности – мадерьянцы, конечно, были сильно расстроены, но только смотрели на немок и грустно и смущенно улыбались. Мы также болели за португальцев, поэтому тоже немного расстроились. В ожидании шоу фейерверков немного погуляли по парку, пара стаканчиков пива быстро вернула хорошее настроение.

О том, что вечером будет шоу фейерверков, мы узнали совершенно случайно. Днем, когда гуляли по набережной, нас остановил зазывала ресторанчика, сообщивший, что именно для нас он оставил два шикарных места, с которых прекрасно будет виден вечерний фейерверк. Он в красках расписал предоставляемую нам возможность посетить ресторан, оборудованный в бывшей яхте группы “Битлз” (боюсь, что участники знаменитого квартета даже не знали о том, что владели этой яхтой ))

В отличие от фейерверка, ресторан нас не заинтересовал и после того, как парень рассказал все, что нам было нужно, мы ушли, вежливо пообещав подумать о его предложении.
Как выяснилось, шоу фейерверков – это часть Атлантического фестиваля (Festival do Atlântico), который знаменует приход лета и проходит на Мадейре со второй по пятую субботу июня (так, например, в 2012 году Атлантический фестиваль проходил с 9 по 30 июня, а в 2013 году он будет проходить с 8 по 29 июня). Фестиваль не является давней традицией (впервые был проведен в 2002 году) и явно направлен на привлечение туристов. Это, впрочем, ничуть не умаляет его значимости в культурной жизни острова. Во время Атлантического фестиваля проходят многочисленные культурные события, включая фестиваль классической музыки, неделю народного искусства, праздники народных святых, событие под названием Regional Bread Fair (слова в отдельности переводятся легко, но в совокупности истинного значения не знаю, поэтому – без перевода), и другие.
Что касается фейерверков, на самом деле – это соревнования мастеров фейерверков, каждый раз один из мастеров представляет свою программу. Шоу проводится раз в неделю – в субботу, в 22:30.

Немного о фестивалях:
похоже, жители Мадейры любят развлекаться сами и развлекать туристов. В течение года здесь проводится множество различных культурных событий – фестивалей, конкурсов, шоу. Информация на русском языке есть здесь: http://www.portugal.ru/madeira/events.php
Актуальное и подробное расписание таких событий на ближайший год можно посмотреть здесь: http://www.visitingmadeira.com/index.php?option=com_eventlist&view=eventlist&Itemid=39

Когда закончился футбольный матч, уже стемнело. На площадке, где недавно сидели болельщики, началась дискотека – жесткие хардкор-техно-ритмы разносились по округе. Желающие посмотреть фейерверк спустились на набережную и к южному краю парка Санта Катарина, занимая места на площадках, которые были оборудованы вдоль дорожки на склоне (думаю, специально для подобных шоу), и с которых была хорошо видна вся гавань. Странно, но дискотечных ритмов здесь почти не было слышно – более того, над набережной зазвучала классическая музыка. Народу было много, но все происходило как-то спокойно, неторопливо и без суматохи. Панорама набережной в предвкушении фейерверка:

Мы не знали точно, где именно будет происходить действо, поэтому встали на первой понравившейся площадке. И не прогадали – запуск фейерверка происходил на пирсе, выдающемся в гавань и его отовсюду было хорошо видно.
Фейерверк был красив. Я не специалист, но формы и цвета бутонов, букетов и шаров, распускавшихся в небе под аккомпанемент классической музыки, завораживали. Наверняка вы согласитесь, что фотографировать фейерверк – дело нелегкое и не всегда благодарное, поэтому – только одна фотография (фигура в небе – не самая цветастая, но довольно сложная):

После окончания шоу, так же спокойно люди расходились по домам, отелям и ресторанам.
Мы дошли до ближайшей стоянки такси и доехали до отеля всего за 7 евро (по счетчику).
Кстати, немного о такси на Мадейре:
Я уже упоминал о том, что такси в Португалии имеют унифицированную окраску. Такси Мадейры также имеют свою собственную стандартную окраску – автомобили желтого цвета, с двумя синими полосами по борту. Правила пользования – универсально-европейские: «с руки» не поймать, можно заказать в ресторан, отель и т.п. или найти на специальных стоянках. Вот, например, как выглядит стоянка такси в центре Фуншала, на улице (Rua) Casa da Luz:

Плата за посадку – 2 евро; по рабочим дням с 10 вечера до 7 утра, а также по субботам, воскресеньям и праздникам – 2.40 евро. Далее – 0.63 евро за километр. По непроверенным данным, такси вне основных городов могут не иметь счетчика (таксомера).
Подробнее о такси: < arel=”nofollow” href=”http://www.aitram.pt/” target=”_blank”>http://www.aitram.pt

На следующее утро встаем пораньше – нужно выбираться из Фуншала, хоть и не слишком хочется. Завтрак в отеле, как уже упоминал, весьма скромный – ну и пусть, побережем силы для какого-нибудь хорошего рыбного рестрана. Машина на улице спокойно дожидается нас. Наверное, ночью был ветер – дорога у бордюрного камня и колеса машин засыпаны лепестками цветов. Такую красоту из разноцветных лепестков я не видел даже у московских ЗАГСов по субботам:

Навигатор можно не ставить – по указателям едем до via rápidas, на нее выходим в направлении Ribeira Brava.

Предыдущие части можно прочесть здесь:

Лиссабон.
Марфа. Обидуш. Пенише.
Эвора. Эшторил. Немного Кашкайша.
Потртугалия. Общая информация.

Поделиться в

12 КОММЕНТАРИИ

  1. Удивительно, что статья написана давно, но по сей день не потеряла своей актуальности. Собираемся посетить Фуншал, изучаем источники. Захотелось написать пару слов благодарности автору за столь глобальный труд. Настоящий путеводитель! Браво!

    • Хорошо бы указать автора текста озвучивания и источник. Оставляем вопрос на Ваше усмотрение и рассчитываем на понимание.

    • Вот что ответил автор статьи:
      “Это где, в Камара ди Лобуш?
      Где развешана рыба, оказавшаяся не треской, а акулой?
      Во-первых, было выполнено важнейшее условие общения между двумя людьми, владеющими разными языками: один не боялся задать вопрос, а другой понимал контекст ситуации и был готов общаться ))
      Общались ключевыми словами. Что за фиш? Бакаляо? Нет (качание головой – понятно без языка). Сапата (переспросили, т.к. раньше слова не слышали). Ват из зыс? Ну, такая фиш. Традишионал Мадериан? )) Да фиг знает, вроде обычная. А, вот – это шарк!!

      Как-то так ))”

  2. Какой же Вы молодец, какой наблюдательный, впечатлительный, а уж водитель…. супер !!! Читала, не могла оторваться. Благодаря замечательным фото впечатление сложилось настолько полное, будто сама с Вами там была и горно-морской воздух пила, и запахи цветов чувствовала. Спасибо огромное за Ваш энтузиазм и потраченное на этот рассказ для нас, вице-туристов, время.

    • Ирина, спасибо за отзыв. Обязательно передадим Ваши добрые слова автору статьи.

    • На нашем сайте по тегу Португалия или в разделе Португалия в правой части страницы.

  3. Отличная статья! Очень подробная и по существу. Настоящий путеводитель по Мадейре

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь